Педагогическая теория Коменского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая теория Коменского.



1. Факторы развития личности.

Коменский Я.А. уделял большое внимание среде, наследственности, и воспитанию. Бес целенаправленного воспитания ребенок полностью подпадает под влияние той среды, в которой он оказывается, так как настоящая жизнь только в преддверии будущего, и человек как человек существо разумное, должен познавать все вещи и овладевать ими и самим собой, и как образ и подобие Божие, во всем прибегать к Богу, то отсюда вытекает троякая необходимость научного образования, добродетельных нравов и истинного страха Божьего. Природа закладывала в человека семена всего этого, но для того, чтобы они взошли человека должно воспитывать и образовывать. Начинать то и другое надо возможно раньше. Привлекаться в школу должны все дети без исключения, ибо каждый рожден для одной и той же благороднейшей цели.

2.Цели и задачи воспитания.

Я.А. Коменский исходит из положения что цели и задачи воспитания, его содержание и пути осуществления должны вытекать из назначения человека. Главная цель школы – стать «мастерской» для выработки из людей подлинных людей, из христиан – подлинных христиан. Это будет в том случае, если все допущенные к этому сообществу мудрости будут становиться: мудрыми умом, обладающими плавной приятной речью, способными в работе, воспитанными в нравах, благочестивыми сердцем.

Задачи воспитания:

Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание).

Управление собой (нравственное воспитание).

Стремление к Богу (религиозное воспитание).

 

Принцип природосообразности.

Коменский считается отцом так называемой природосообразной педагогики. Человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Иными словами, природа едина, в природе все происходит целесообразно, в ней царят гармония и порядок, все протекает естественным путем; отсюда воспитание ребенка как частицы природы также должно проводится естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Коменского.

4. Место воспитания и обучения.

Роль воспитания: Человек делается человеком благодаря воспитанию, которое должно даваться в детстве. Воспитание – важная предпосылка установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Обучение представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и осмысления и усвоения этих знаний последними. Обучение подразумевает совместную деятельность учителя и ученика. Этот процесс имеет целенаправленный, организованный характер, что обуславливает непросто развитие и воспитание ребенка, но и воспитание высоких личных качеств, воспитание человечности. Воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы.

5 Содержание принципы и формы обучения.

Каменский налагает четыре основных общих требования, которым должны отвечать обучение и учение:

1) успешность,

2) легкость,

3) основательность,

4) быстрота.

Не следует путать эти требования с дидактическими принципами:

1) Порядок, заимствованный из природы.

Обучение, как и природа, должно находиться в движении вперед. Процесс обучения это процесс внутреннего органического роста.

Содержание и форма должны находится в определенном соотношении между собой. Обучение должно быть всесторонним, связанным с жизнью.

Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий из жизни. Принцип наглядности – это золотое правило для учителей. Однако этого недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценное вполне доброкачественное знание. Для этого требуется еще «приведение в действие разума» вот почему следующий принцип гласит:

Ничему не учить на основании авторитета, все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. Коменский много внимания уделял принципу сознательности, хотя он не прибегает к самому термину. Он разоблачил догматическое восприятие учащимися учебного материала без осмысления его, без понимания. Одно знание фактов признается им недостаточным.

Содержание обучения.

До 6 лет - для детства - материнская школа.

6-12 лет - для отрочества - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке.

12-18 лет – для юношества - латинская школа (гимназия).

18-24 года – академия - для зрелости.

 

Содержание каждой ступени:

Материнская – первоначальные представления об окружающей природе и общественной жизни, приучение детей к хозяйству и труду. Воспитание умеренности, опрятности, справедливости, а главное – человеколюбия.

Школа родного языка - начальная школа. Даются сведения по ряду предметов, много времени уделяется и религии.

Гимназия. Вводятся новые предметы: физика, география, латинский, греческий, родной языки и один из новых языков. Существовало деление на классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Академия. Существовали богословский, юридический и медицинский факультеты.

Формы организации обучения.

Коменский признавал классно-урочную систему образования. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, (четыре учебных часа в школе родного языка, шесть часов в латинской школе), теоретически разработал классно – урочную систему урочных занятий и обычно применял ее. Коменский указал, что каждый урок должен иметь обязательные структурные компоненты: объяснение нового материала, опрос учащихся, упражнение. Обязательна формулировка темы и задачи урока. Должна быть активная работа всех учащихся на уроке.

Воспитание человечности в человеке.

В воспитание человечности, по мнению Коменского главную роль играет формирование высоко нравственного сознания и привычек, и на этой основе - воспитание полноценной личности. В своей работе «правила поведения» Коменский предпослал в качестве эпиграфа следующие изречения Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудростям, ибо без первых трудно научиться последней». Говоря о воспитании «человечности в человеке», Коменский имел в виду воспитание четырех основных добродетелей мудрости, умеренности, бодрости и справедливости. В «Великой дидактике» он писал: «и так следует, как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне стали «мастерскими людей».

Как известно, Коменский утверждал, что человек не рождается с готовыми нравственными принципами и сознанием, а эти качества являются результатом воспитания. Он выработал 16 правил для развития нравственности, в которых он подчеркнул, что такая основная добродетель как мудрость, может быть подчеркнута из хорошего наставления. Умеренности следует обучаться на протяжении всего времени обучения; мужеству надо учиться, преодолевая самих себя, поступая во всем и всегда обдуманно, разумно; справедливости – никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность. Важное значение имеет воспитание у юношества привычки к труду формирование такого качества как трудолюбие, для этого дети постоянно должны быть заняты каким либо серьезным или занимательным делом.

Коменский призывал с детства развивать положительные альтруистические эмоции, внушать детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому. Человек уже с раннего детства должен задумываться над вопросом: а зачем я живу? Надо ему понять назначение нашей жизни, то, что мы рождаемся не только для самих себя, а для всего человеческого рода.

Естественно, воспитание нравственности предполагает постоянное осуществление, как писал Коменский, честного. Примеры честности, порядочности должны показывать детям родители, учителя, сотоварищи.

Анализ педагогического учения Коменского показывает, что нравственное воспитание («воспитание человечности») включает в себя в основном четыре элемента:

воспитание гуманизма, демократизма,

воспитание патриотических и общечеловеческих чувств,

воспитание трудолюбия,

воспитание правдивости, честности и других благородных чувств.

Требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, благородных качеств подлинно человеческих отношений между людьми, основанных на честном труде, - это требование составляет наиболее сильную сторону гуманизма и демократизма Коменского. При этом он подчеркивал, что краеугольным камнем воспитания гуманизма является взаимная любовь и уважение в семье и школе: взаимоотношения между родителями и детьми, между родителем и учеником должны строиться не на страхе и рознях, а на взаимопонимании и любви.

Воспитание гуманизма должно начинаться с младшего возраста и основываться на уважении к личности ребенка на внимательном отношении к нему. «Уважение к человеку начинается с уважения к ребенку» - таков девиз Коменского, ставший девизом педагогической деятельности и всей жизни Януша Корчака, Сухомлинского. Это золотое правило, выдвинутое Коменским, несколько не теряет своего значения в наши дни.

Наилучшие условия для воспитания гуманизма и демократизма, по мнению Коменского, создает сама школа, если правильно использовать ее возможности, возможности общения детей друг с другом.

Основным средством воспитания человечности Коменский считал спокойное, внимательное и дружеское отношение учителя к учащемуся. Гуманно и демократично его указание о том, чтобы дети делились тем, что имеют, помогали другим людям, проявляя сострадание и милосердие. При этом учитель (воспитатель) должен непременно похвалить ученика за добрый поступок.

Учение Коменского о воспитании гуманизма и демократизма органически связано у него с воспитанием любви к родине и всему человечеству. Служение родине и человечеству он считал главным назначением человека. Формирование этих качеств, предполагает участие детей с ранних лет в трудовой жизни и общественных делах. Никому не дозволяется быть праздным или бесполезно обременять землю - писал Коменский в работе «о культуре природных дарований».

С выше названными требованиями у Коменского связано его требование воспитывать дружбу, доверие и взаимное уважение между учащимися, учителями и учениками. В его работе «Законы хорошо организованной школы» говорится: «ссоры и согласия должны быть далеки от нашей школы и каждый должен искренно любить своего учителя как второго отца». Кстати многие положения этой работы не мешало бы взять на вооружение современной школы.

Одним из главных принципов воспитания человечности является воспитание трудолюбия. Учащихся надо учить, тому, что следует выполнять на деле, «чтобы ковать они научились ковкой». В труде формируются и активность, и трудолюбие. Только трудолюбивый человек может стать образованным человеком, по мнению Коменского. Не только физическим трудом, но и серьезным учением и разумно организованными учениями можно воспитать трудолюбие. Что мешает реализовать эту задачу? Лень и юность, которые, кстати, не изгнаны из школы и посей день. Коменский указывал, что большая роль в решении этой задачи принадлежит учителю, который является примером для подражания, и поэтому должен, говоря языком Коменского, «бодро учить».

Следующий принцип воспитания нравственности и человечности у учащихся - воспитание таких качеств как правдивость, честность, вежливость, доброта и добродетель. Эти качества, как и другие, о которых говорилось выше, следует формировать, по мнению Коменского, с первых же шагов ребенка. Любая мелочь имеет значение в нравственном воспитании.

В связи с этим Коменский призывал родителей, учителей, вести себя в присутствии детей с величайшей осторожностью, помня о том, что дети стремятся подражать им. Говоря о положительных качествах личности, Коменский подчеркивал, необходимость борьбы против всяких пороков личности, особенно против зависти, дерзости, честолюбивого нахальства, лжи и двуличия.

Каким же образом воспитывать человечность в человеке, то есть какими методами осуществлять нравственное воспитание детей? Это проблема Коменский рассматривает во многих трудах, как в связи с вопросами обучения, так и специально. В «Великой дидактике» (23 глава), в «Материнской школе» (9 глава) и других работах он выделяет следующие методы воспитания:

Личный пример.

Поучение.

Упражнение.

Поощрение.

Наказание.

Коменский считал, что каждая нравственное положение, правило или действие учащийся должен усвоить сознательно, нравственное сознание и нравственное действие должны быть неразрывно связаны друг с другом, для достижения этого, по мнению Коменского, лучшим средством является личный пример родителей в семье и учителя в школе. Необходимо постоянно показывать детям «хороший пример», так как им свойственно «страсть подражать всему тому, что на их глазах делают другие». Вместе с тем Коменский правильно замечает, что личный пример не даст желательных результатов, если он не сопровождается живым словом, его разъяснением, поучением. Поучение, основанное на сознательности, представляет собой вместе с примером основной путь для создания убежденности – этого могучего рычага нравственного сознания и действия.

При этом Коменский справедливо предостерегал, что «слишком длинное обучение уму-разуму или длинные речи….. вообще не дадут никакого результата» это положение Коменского и сегодня не утратило значения педагогической истины.

Вместе с поучениями Коменский придавал большое значение беседам нравственного характера, сказкам, басням, легендам, чтению художественной литературы организации театральных представлений. Об этом он подробно говорит в своей работе «Пансофическая школа». Коменский не случайно написал пьесу «Диоген- циник на сцене», которая в свое время приобрела большую популярность.

Учебное и воспитательное значение имеют, по мнению Коменского, диспуты по разным вопросам, игры, которые влияют на формирование и нравственного сознания, нравственного поведения.

Все педагогическое учение Коменского проникнуто духом любви и гуманного отношения к ребенку. Любовь к ребенку и уважение его личности - основа воспитания. Поэтому закономерным является то, что важное место среди методов нравственного воспитания Коменский отводит поощрению. Он предлагал различные формы поощрения, даже денежное вознаграждение, что в наше время стало в некоторых школах. При этом следует помнить: каждое поощрение и ласка должны быть справедливы, тщательно взвешены. Коменский считал, что любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь- дело благоразумия.

Несмотря на гуманизм, который характерен для всей педагогической системы Коменского, он не отрицал педагогической ценности наказания как в обучении, так и особенно в нравственном воспитании. Особенно строго нужно наказывать богохульство, упрямство и ложь. В таких случаях он считал допустимыми и даже необходимыми побои. Учитель при этом должен различать проступок, совершенный нечаянно от злоумышленного. Еще великий французский гуманист-педагог Мишель Монтень резко выступал против физических наказаний вообще. Он писал, что побои не приносят никакого добра, они только унижают и возмущают душу и сердце человека, озлобляют его и делают упрямым.

Нельзя согласиться с мнением Коменского о допустимости физического наказания ребенка (побои, удары рукой, розги). В остальном же прелагаемые им педагогические воспитательные принципы имеют важное значение и в наши дни.

Сейчас много говориться о гуманности и демократизации школьной жизни. Эти разговоры на протяжении последних 7 лет не привели к торжеству в наших школах гуманных, демократических отношений между детьми, учениками, учителями и родителями.

В одних школах господствовал авторитаризм, в других – разгильдяйство и анархия, пренебрежительное отношение к учебе, к школе, к учителям. Может быть, это происходит потому, что забыто ещё одно очень важное положение Коменского о том, что дисциплина- это одно из необходимых условий для достижения успеха во всех областях человеческого труда и деятельности.

Борясь против средневековой палочной дисциплины, Коменский образно сравнивал нравственную дисциплину с солнцем: «Лучший образец дисциплины показывает небесное солнце, которое всему растущему дает постоянно свет и тепло, часто дождь и ветры, редко молнию и грозы, хотя и это также на пользу всему растущему». («Великая дидактика», 26 глава, стр.9.)

Стоя на страже гуманизма и достоинства ребенка, Коменский призывал уделять большее значение установлению определенных норм поведения учащихся и их неукоснительному соблюдению. Это он считал одним из основных, обязательных условий дисциплины. Коменский не только оценил роль правил учащихся в нравственном воспитании, но и первый сформулировал их под названием «Законы для учащихся», обобщив опыт лучших школ XVII века. «Законы хорошо организованной школы» и «Правила поведения», в которых освещены вопросы поведения учащегося, содержат правила, нормы поведения учащихся почти во всех сферах его жизни: в семье, школе и обществе. Многие из этих правил, конечно, уже отжили и лишены сейчас практического значения, но часть их и в настоящее время не утратило своей справедливости. Таковы особенно пункты о поведении в школе, о вежливости, о том, как держать себя в обществе, о соблюдении личной гигиены, об отношении к учителю, товарищам, старшим и другим.

Коменский – величайший педагог всех времен. Его педагогику на протяжении многих десятилетий называли светом во мраке, светом, который он тщетно искал у гадальщиков и предсказателей. Профессор Т. Циглер писал, что в XVII веке мрак был еще чересчур непроницаем, и свет этот не мог проникнуть во все стороны; многие из требований Коменского остались невыполненными, и в этом также он был человеком будущего.

 

Литература:

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999.

3. Дидактический материал и методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Философия и история образования». Ч. 1 / Сост. С. А. Воронина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.

4. История воспитания и образования в России XVIII века.
Ч. 2: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.

5. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

6. История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2003.

7. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

8. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2005.

 

Основные тенденции развития педагогической теории и практики образования в странах Западной Европы и США в эпоху Нового времени (XVIIв. - перв. пол. XIX в.). Педагогические идеи французских просветителей 18 в.: Ж.Ж. Руссо, Гельвеция, Дени Дидро. Педагогическая теория И. Г. Песталоцци.

План:

Жан-Жак Руссо(1712-1778)

1.Характеристика эпохи

2. Педагогические идеи Руссо

2.1.Факторы развития личности по Руссо

2.2. Место воспитания

2.3. Задачи и содержание воспитания

2.4. Цели воспитания

2.5.Принципы воспитания

2.6. Нравственное воспитание

2.7. Трудовое воспитание

2.8. Методы и формы воспитания и обучения

2.9. Задачи, содержание и принципы обучения

Характеристика эпохи

XVIII век- век французской буржуазной революции, которая проходила в 1789-1794 гг. Руссо уже не жил в годы революционных событий, но его идеи были достаточно революционны, и многие историки считают, что он и его единомышленники (французские просветители) идейно подготовили эту революцию. Руссо, Дидро, Гельвеций критиковали феодальные порядки и выражали интересы 3-го сословия (крестьяне, ремесленники, городская беднота, нового класса- буржуазии), которое было бесправно. Французские просветители считали несправедливым деление общество на 3 класса:

-духовенство;

-дворянство;

-бесправное (крестьяне, ремесленники, городская беднота, буржуазия).

Критиковали религию как оплот феодализма. Феодальные порядки мешали развитию новых экономических отношений, росту капиталистического производства.

Требования французских просветителей:

Свобода

Равенство

Братство всех людей

Педагогические идеи Руссо.

Жан-Жак Руссо родился в1712 г. в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Своих детей отдал в сиротский дом, чтобы не носить обязанности воспитания, и если принять во внимания его собственные слова о том, что он не годится в воспитатели, то покажется странным, что его имя можно найти среди великих педагогов.

Он не имел такого систематического образования как Коменский или Локк. Много странствовал по Франции и Швейцарии, занимался различными видами деятельности. Педагогика не являлась для него чем-то особым в жизни, он не работал так серьезно в этой области как Коменский или Локк. Лишь после 30 лет он стал писать философские и литературные произведения, а о воспитании написал роман- трактат в 50 лет, став всемирно известным за этот труд. Его предшественниками были Монтень во Франции, а Локк - в Англии. Некоторые педагогические идеи он заимствовал у них.

Руссо: «Растениям дают определенный вид посредством культуры, а людям - посредством воспитания. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием. В процессе воспитания ребенок учится ЖИТЬ. Воспитание подлинного человека - главная цель».

Руссо: «Жить- вот ремесло, которому я хочу учить его(ребенка). Выходя из моих рук, он не будет ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как ни перемещала бы его с места на место судьба, он всегда будет на своем месте…»

«Жить - это значит действовать, это значит пользоваться нашими органами, чувствами, способностями и т.п. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. Иного хоронят столетним старцем, а он умер с самого рождения».

«Кто умеет лучше всех выносить благо и бедствия этой жизни, тот из нас, по-моему, и воспитан лучше всех; истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Научаться мы начинаем, начиная жить; наше воспитание начинается вместе с нами; наш первый наставник- наша кормилица. И самое слово «воспитание» указывает на «питание». Таким образом, воспитание (в первоначальном смысле слова)- наставление и образование, суть 3 столь же различные по своей цели вещи, как мы различаем няньку, наставника и учителя. Но эти различия дурно поняты. Чтобы быть хорошо воспитанным, нужно следовать за одним руководителем».

Руссо пишет 3 произведения, принесшие ему славу:

-«Новая Элоиза» (отстаивает права сердца против общепринятой нравственности);

-«Contrat Social» («Общественный договор»)- программа для второго более радикального периода французской революции;

-«Эмиль или о воспитании» (1762)-самый главный труд. Полуроман, полутрактат. Художественный вымысел и изложение некоторых педагогических и психологических идей. В начале своего романа Руссо писал: «Это не трактат о воспитании», но далее подчеркивает значение своих мыслей: «предмет моего исследования совершенно новый даже после книги Локка, и я очень боюсь, что он останется таковым и после моей книги. Детский мир еще совершенно не известен…» (Романическая завязка, правда, ясно обрисовывается только в конце книги). Книгу сожгли на одной из площадей Парижа, а Руссо бежал за границу. Больной, он вернулся на родину и умер.

Факторы развития личности

Руссо утверждал, что развитие поведенческих навыков ребенка определяется главным образом наследственностью. Ребенок - активный участник (субъект) собственного процесса развития. Воспитание он признает только свободное и естественное. Воспитание идет от трех источников: от природы, от окружающих людей, от вещей. Среда влияет на развитие личности:

1) цивилизованное общество-город-плохо

2) на лоне природы «осуществляется природный замысел», вдали от общества можно ощутить правильное воспитание.

Истинно свободный человек- человек, живущий своим трудом. Детей тружеников не надо воспитывать, они уже воспитаны самой жизнью.

Место воспитания.

Руссо считает целесообразным воспитывать Эмиля на лоне природы, истинное воспитание- домашнее воспитание, но не то, что существует, а воспитание при помощи природы, т.е. педагог должен устранять посторонние вредные влияния и способствовать естественному развитию ребенка.

Ребенок воспитывается в семье.

«Нет матери - нет ребенка»

При этом лучший воспитатель не мать, а отец (мать превращает своего ребенка в какого-то идола, изнеживает вместо того, чтобы закалять). Странно звучат слова о священном долге отца в то время, когда он сам отдал своих детей в сиротский дом.

Руссо в своем сочинении рисует нам идеал гувернера, который воспитывает Эмиля. Этот человек занимается воспитательной деятельностью бесплатно (хотя сам Руссо не трудился бесплатно как воспитатель); гувернер и кормилица, заменяя отца и мать, первоначально воспитывают ребенка. Затем - дин гувернер- воспитатель до тех пор, пока Эмиль не женится, и не скажет ему: «Вы совершили свое дело, я беру с вас пример.» Эмиль становится отцом, а, т.к. он правильно воспитан, он не предоставит другому своей священной и прекрасной обязанности воспитать своего сына. После этого необходимость в гувернере исчезает.

Задачи и содержание воспитания сформулировал в соответствии с периодами жизни воспитанника:

От рождения до двух лет (период младенчества) - физическое воспитание детей; очень простые игрушки; свобода действий; не пеленать ребенка; закаливать и укреплять здоровье; показывать любые, красивые и уродливые, предметы, животных; можно идти навстречу детским потребностям, но не допускать, чтобы они всего добивались плачем.

*Не учить их рано говорить; успеют, и речь будет чище.

от 2 до 12 лет - период детства. Период сна разума. Надо развивать «внешние чувства», все познает сам, не учить читать, «чтение-бич детства», а если научить, то одну единственную книгу «Робинзон Крузо»; проводить время играючи. Специально не давать никаких понятий, но помочь ему овладеть «идеей собственности». Ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить. Накапливание сил, чтобы найти свой выход в более старшем возрасте.

*Полемизирует с Дж. Локком. Руссо: «Воспитывать при помощи разума - это значит начать с конца».

12-15 лет- период отрочества (избыток сил ребенка, их надо использовать для приобретения знаний). Умственное и трудовое воспитание. Исходить из интересов ребенка. Самостоятельное исследование явлений (основные предметы: география, астрономия, природоведение). Знания получает не из книг, не от учителя, а больше всего из природы, наблюдая за ней.

*Локк – обучать тому, что полезно и пригодится в будущем.

*Руссо - что пригодится сейчас.

Период «бурь и страстей»- с 15 лет до совершеннолетия. Нравственное и гражданское воспитание. Преодоление страстей силою рассудка, сознания морального.

Цели воспитания.

Цель воспитания:

Воспитание подлинного человека (нового человека), который жил бы плодами своих трудов, ценил бы свободу и уважал бы свободу других.

Индивидуалистическому по обстановке воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу = саморазвитие человека до сильной человеческой личности, которая бы жила, чувствовала свою жизнь и свое счастье в полноте своих сил и потребностей. (Эмиль…)

Принципы воспитания.

1.Принцип природосообразности.

Дети должны воспитываться сообразно с природой. В воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.

Но Руссо не проводит такой аналогии с развитием природы как Коменский.

Руссо имеет в виду природу ребенка, а Коменский - природу внешнюю, действиям которой надо подражать по аналогии («синкритический» метод).

Принцип природосообразности предполагает естественное воспитание. Это воспитание исходит из трех источников: от природы, от людей, от вещей.

Воспитание природой ощущается путем «внутреннего» развития человека, его индивидуальных способностей, органов чувств;

воспитание людьми - это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов;

воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Все три источника должны действовать согласованно.

2.Принцип свободы.

Свобода – не самоцель, а условие для развития ребенка. Первое из естественных прав человека – свобода. Опираясь на это положение, он выступал против механического заучивания, суровой дисциплины, принуждений, наказаний и какого- либо подавления личности ребенка. «Поистине свободен тот, кто желает того, что он может достигнуть…» Требование к уважению личности ребенка.

3.Принцип гуманизма

Учет интересов и запросов ребенка. Этот принцип в современной воспитательной системе, например в системе Караковского, реализуется через три основные требования:

1)педагогическая поддержка саморазвития ребенка. Педагог не должен оказывать прямое воздействие на личность ребенка;

2)не стремиться изменить ребенка и вообще кого-то;

3)безоценочное восприятие ребенка

Руссо: «С детьми следует обращаться гуманно. Любите их, давайте им играть, веселиться, не стесняйте их добрых природных инстинктов…в ребенке всегда должно видеть ребенка…»

4.Принцип самодеятельности

5.Индивидуальный подход

тоже можно рассмотреть как принцип воспитания у Руссо:

каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности, характер, и который следует изменять или развивать, совершенствовать. Учет индивидуальных особенностей каждого. Воспитатель должен считаться с человеческой природой, с человеческим сердцем, с естественным развитием каждого ребенка.

Нравственное воспитание.

У Руссо очень своеобразный и отличающийся от других педагогов подход к нравственному воспитанию.

Три задачи нравственного воспитания:

1)воспитание добрых чувств,

2)воспитание добрых суждений,

3)воспитание доброй воли.

Серьезно эту проблему Руссо рассматривал на 4 этапе - период «бурь и страстей». Пишет художественно-педагогическое сочинение- главный герой- Эмиль, из знатной семьи. Эмилю исполнилось 15 лет. До этого возраста была главная задача нравственного воспитания: поддержать в ребенке доброту. Пока нельзя проповедовать моралью, нельзя водить детей в церковь, главное правило: никогда не делать другому зла!

В этот период Руссо признает существование у человека совести, независимо от разума. И вот- 15 лет. Начинаем формировать у Эмиля нравственные понятия. Руссо пишет: пробуждаются страсти, главным источником которых является себялюбие со своим избытком сил; поэтому в это время и должно начаться нравственное воспитание. Эмиль ничего не знает о морали. Теперь- то следует познакомить с самим собой, с людьми и с отношениями к людям, следует развивать в нем сострадание, вытекающее из упомянутого избытка сил, и уважение к людям.

Создавать специально воспитывающие ситуации, требующие от подростка совершения добрых, благородных поступков. «Только в добрых делах формируется добрая воля». Не моральное рассуждение, а реальные дела воспитывают в человеке добрые чувства.

О религии до 17-18 лет не следует говорить. Сам ребенок постепенно придет к познанию божественного начала. Против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия - это религия сердца.

Что касается воспитания девочек - связано с его пониманием роли женщины в обществе- женщина должна быть воспитана для дома, для семьи. Ее естественное состояние- зависимость, кротость- главная и основная добродетель женщины. Нравственность женщины зависит от общественного мнения первобытного человека»)

Трудовое воспитание.

Столярное ремесло основательно для того, чтобы:

1)освободиться от предрассудков;

2)чтобы зарабатывать на хлеб в грядущий период революции.

В этом пункте Руссо оказался настоящим пророком, предвещавшим близкую бурю, «столетие революций», и сообразовавшим с этим воспитание питомца.

30 лет спустя для многих эмигрантов было бы весьма полезно, если бы они в этом отношении были воспитаны по Руссо.

Труд – общественная обязанность каждого свободного человека, это и воспитательное средство.

Надо уже в детские годы приучать к сельскохозяйственному труду, ремеслу, чтобы ребенок сам мог заработать себе на хлеб и сохранить свою свободу, независимость. Надо приучить любить труд, людей труда (относится к ним с уважением). Каждый хорошо воспитанный человек, должен владеть несколькими профессиями- т.е. попробовать свои силы везде.

Всякий праздный гражданин- это плут. «Работать как крестьянин, а думать как философ».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 5452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.128 с.)