Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно ориентированный подход к ознакомлению детей дошкольного возраста с природой: история и современность

Поиск

Личностно ориентированный подход к ознакомлению детей дошкольного возраста с природой: история и современность

Личностно ориентированный подход в процессе образования — одно из ведущих направлений педагогических поисков на совре­менном этапе. Однако концепция личностно ориентированного образования формировалась в русле гуманистических традиций и берет свое начало в недрах античной философии. Труды Платона, Аристотеля, Демокрита, М. Ф. Квинтилиана основаны на идеях че­ловеколюбия, уникальности и неповторимости человеческой жизни. Основные ценности имплицитно предложенного античными фило­софами подхода к педагогической деятельности: душа, личность, свобода, выбор, самостоятельность, самоопределение — лежат в основе гуманистической педагогики, идеи которой нашли отраже­ние в трудах педагогов-классиков (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли).

Реализация личностно ориентированного подхода к ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой

Игра «Если бы я был явлением природы...»

Задачи: создание благоприятной атмосферы, установление ком­муникации, включение дошкольников в процесс взаимодействия, идентификация с природными объектами и явлениями, осознание детьми себя частью природы, развитие умения слушать друг друга.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 10 детей.

2. Проведение игры не требует специального оборудования.

3. Время проведения игры — 5—7 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру и предлагает детям представить себя ка­ким-либо явлением природы, подумать, какими бы были или что бы сделали, и завершить фразу «Если бы я был явлением природы...». В выборе явления, предмета природы можно повторяться, однако в том, что «я бы сделал», повторяться нельзя. Поэтому следует вни­мательно слушать друг друга.

2. Детям дается 1—2 мин на то, чтобы определиться с предметом или явлением природы и завершить фразу (каждый работает молча и индивидуально).

3. Затем поочередно педагог и все дети предлагают свой вариант завершения фразы и объясняют свой выбор. Например, «Если бы я был солнышком, я бы всех согревал» или «Если бы я был ветерком, я был бы свежим и легким».

Содержание игры:

Вариант 1. «Если бы я был растением...» Вариант 2. «Если бы я был полевым цветком...» Вариант 3. «Если бы я был деревом...» Вариант 4. «Если бы я был осенью...» Вариант 5. «Если бы я был снегом...» Вариант 6. «Если бы я был дождем...» Вариант 7. «Если бы я был животным...» Вариант 8. «Если бы я был лесным животным...»

Вариант 9. «Если бы я был птицей...»

Вариант 10. «Если бы я был животным уголка природы...» и т. д.

Игра «Заверши фразу»

Задачи: создание благоприятной атмосферы, включение дошколь­ников в процесс взаимодействия, развитие у них природоведческих и экологических представлений, развитие умения слушать друг друга.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 10 детей.

2. Проведение игры не требует специального оборудования.

3. Время проведения игры — 5—7 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру, называет фразу и предлагает детям по­думать, как бы они завершили фразу.

2. Детям дается 1 —2 мин на продумывание варианта завершения фразы.

3. Затем дети повторяют предложенную фразу и свой вариант ее завершения. Завершение фразы не должно повторяться.

4. Педагог предлагает свой вариант завершения фразы и подводит итоги реализации метода.

Содержание игры:

Вариант 1. «Правильно вести себя на природе — значит...» Вариант 2. «Правильно ухаживать за растениями — значит...» Вариант 3. «Правильно ухаживать за животными — значит...» Вариант 4. «Чтобы сохранить природу, надо...» Вариант 5. «Чтобы человек был здоровым, надо...» Вариант 6. «Когда приходит весна, то...» Вариант 7. «В природе вода встречается...» Вариант 8. «Человек использует воду для...» Вариант 9. «Если зимой не будет снега, то...» Вариант 10. «Дети любят зиму, потому что...» Вариант 11. «Лиственные деревья сбрасывают осенью листву, чтобы...» и т. д.

Игра «Поменяемся местами»

Задачи: создание благоприятной атмосферы, установление ком­муникации, включение дошкольников в процесс взаимодействия. Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Проведение игры не требует специального оборудования.

3. Время проведения игры — 5—7 мин.

Игровые правила:

1. Все дети садятся в круг.

2. Педагог объясняет проведение игры: участники быстро и мол­ча меняются местами, отвечая на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо явлениям, предметам природы, событиям, происхо­дящим в природе.

3. Оптимальное количество вопросов — 10.

4. Участники выслушивают вопрос педагога молча; те, кто отве­чают утвердительно, должны подняться со своего места и пересесть на освободившееся другое место; те, кто отвечают на вопрос отрица­тельно, остаются на своих местах.

Содержание игры:

1-й вариант. «Домашние животные»

Педагог предлагает поменяться местами тем:

1. Кто хочет играть.

2. Кто имеет домашнее животное.

3. Кто знает, как кормить аквариумных рыбок.

4. Кто умеет ухаживать за морской свинкой.

5. Кто знает, чем кормить кролика.

6. Кто гладил черепаху.

7. Кто знает, как ухаживать за попугайчиком.

8. Кто кормил котенка.

9. Кто знает, что любит есть черепаха.

10. Кто играл со щенком.

2-й вариант. «Растения огорода»

Педагог предлагает поменяться местами тем:

1. Кто знает растения огорода.

2. Кто видел, как растет редиска.

3. Кто пропалывал растения на грядке.

4. Кто сеял семена растений на грядке.

5. Кто знает, как выглядит патиссон.

6. Кто любит морковку.

7. Кто знает, как выглядят семена кабачка.

8. Кто выращивал лук.

9. Кто собирал стручки зеленого горошка.

10. Кому нравится выращивать растения на огороде. 3-й вариант.

«Насекомые»

Педагог предлагает поменяться местами тем:

1. Кто знает насекомых.

2. Кто слышал, как пищит комар.

3. Кто знает, какую пользу растениям приносит пчела.

4. Кто знает, сколько у мухи крыльев.

5. Кто рассматривал красивую бабочку.

6. Кто знает, сколько у насекомых лапок.

7. Кто слышал, как жужжит жук.

8. Кто держал божью коровку на ладошке.

9. Кто наблюдал, как трудятся муравьи.

10. Кому нравится стрекоза. 4-й вариант.

«Животные леса»

Педагог предлагает поменяться местами тем:

1. Кто был в лесу.

2. Кто слышал, как кукует кукушка.

3. Кто видел муравейник.

4. Кто знает лесных животных.

5. Кому нравится лиса.

6. Кто видел ежика.

7. Кто слышал стук дятла.

8. Кто видел нору какого-нибудь животного.

9. Кто знает, кто живет в дупле дерева.

10. Кому нравится ходить в лес.

5-й вариант. «Животные жарких стран» Педагог предлагает поменяться местами тем:

1. Кто знает, у какого животного есть хобот.

2. Кто видел льва.

3. Кто знает: зебра белая в черные полоски или она черная в бе­лые полоски.

4. Кто слышал, как кричат обезьяны.

5. Кому нравятся обезьяны.

6. Кто видел бегемота живого, а не на картинке.

7. Кто знает, есть ли у жирафа рожки.

8. Кто видел страуса живого, а не на картинке.

9. Кто знает, зачем слону большие уши.

10. Кто слышал, как трубит слон.

6-й вариант. «Правила поведения в природе»

Педагог предлагает поменяться местами тем:

1. Кто знает, почему нельзя ломать ветки.

2. Кто знает, почему нельзя разжигать костры в лесу.

3. Кто знает, почему нельзя ловить насекомых.

4. Кто знает, почему нельзя кричать в лесу.

5. Кто знает, почему нельзя топтать ядовитые грибы.

6. Кто знает, почему нельзя трогать птенцов, выпавших из гнезда.

7. Кто знает, почему нельзя рвать цветы.

8. Кто знает, почему нельзя близко подходить к змее.

9. Кто знает, почему нельзя забирать ящериц из леса.

10. Кто знает, почему нельзя разрушать муравейники.

Игра «Подари цветок»

Задачи: создание благоприятной атмосферы, установление ком­муникации, включение дошкольников в процесс взаимодействия, развитие умения оценивать природоведческие представления, отно­шение к природе, поведение в природе других детей.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Необходимое оборудование: один искусственный цветок.

3. Время проведения — 10 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру и поясняет порядок проведения: кому-либо из участников вручается цветок с объяснением, почему это сде­лано; в свою очередь этот участник дарит цветок другому ребенку и поясняет, почему он это делает и т. д.

2. Педагог обращает внимание детей на то, что дарить цветок надо за хорошее, внимательное отношение к растениям и живот­ным, за бережное отношение, например, к воде, за хорошее знание природы, за правильное поведение в природе и т. д.

3. Педагог первым дарит цветок одному из участников и говорит, почему он это делает.

4. После этого ребенок дарит цветок кому-либо из участников и поясняет, почему это делает.

5. Дарить цветок можно одному ребенку несколько раз, но с раз­ными пояснениями.

6. Педагог организует взаимодействие так, чтобы как можно больше детей было одарено цветком.

Содержание игры:

Цветок может быть подарен ребенку, например, за то, что он:

аккуратно поливает комнатные растения;

был внимательным и не раздавил дождевого червячка на дорожке;

знает загадки о животных;

первым заметил распустившийся цветок;

отпустил божью коровку;

с интересом наблюдал за муравьями на участке;

аккуратно закрывает краны с водой;

не боится пауков;

принес корм для рыбок;

знает разные породы собак;

умеет аккуратно рыхлить растения и т. д.

Игра «Чье это?»

Задачи: расширение и уточнение экологических представлений, реализация свободы выбора, актуализация имеющихся знаний, раз­витие положительной познавательной мотивации, обобщение зна­ний о природе.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Необходимое оборудование: просторная групповая комната, в которой можно свободно перемещаться участникам игры, заранее составленная система вопросов, несколько табличек с изображени­ями предметов (явлений) природы, которые с помощью скотча при­крепляются по одному в каждый угол помещения так, чтобы было видно всем участникам игры.

3. Время проведения — 10 мин.

Игровые правила:

1. С помощью скотча в нескольких местах групповой комнаты закрепляются таблички с изображениями предметов (явлений), ко­торые раскрывают содержание метода.

2. Педагог называет игру и знакомит с правилами: из предложен­ной системы вопросов-признаков необходимо быстро определить, чей это признак, какого предмета или явления природы, и располо­житься под соответствующей табличкой.

3. Детям предлагается система вопросов-признаков. По каждому из них участники определяют, чей это признак, и, перемещаясь по комнате, становятся под соответствующей табличкой.

4. Если признак относится сразу к нескольким предметам (явле­ниям) природы, то участники располагаются в центре комнаты.

5. После того как дети сделали свой выбор по вопросу-признаку, следует предложить обосновать свой выбор.

Содержание игры:

1-й вариант. «Времена года»

Таблички с изображениями: «Весна», «Лето», «Зима», «Осень».

Вопросы-признаки:

1. Когда часто идут холодные дожди? (Осень.)

2. Когда распускаются первые цветы? (Весна.)

3. Когда на крышах растут сосульки? (Зима.)

4. Когда прилетают птицы? (Осень — снегири, весна — грачи, ласточки и т. д.)

5. Когда в лесу и садах появляется много ягод? (Лето.)

6. Когда листья у деревьев и кустарников становятся желтыми, красными, коричневыми? (Осень.)

7. Когда дети, собираясь на улицу, надевают теплые куртки? (Зима.)

8. Когда день становится длиннее? (Весна.)

9. Когда птицы собираются в стаи и улетают в теплые края? (Осень.)

10. Когда делают грядки и сеют семена растений? (Весна.) 2-й вариант.

«Природные сообщества»

Таблички с изображениями: «Лес», «Луг», «Водоем». Вопросы-признаки:

1. Где предпочитает жить медведь? (Лес.)

2. Где можно встретить стрекозу? (Луг, водоем.)

3. Где все обитатели живут на разных «этажах»? (Лес.)

4. Где много комаров? (Лес, водоем.)

5. Где живут кузнечики? (Луг.)

6. Где живут звери? (Лес, луг, водоем.)

7. Где встречается много разнообразных насекомых? (Луг, лес, водоем.)

8. Где живут раки? (Водоем.)

9. Где живут птицы? (Лес, луг, водоем.)

10. Где растут ландыши? (Лес.)

3-й вариант. «Разнообразие растений»

Таблички с силуэтными изображениями: «Дерево», «Кустарник», «Трава».

Вопросы-признаки:

1. Яблоня — это что: дерево, кустарник или трава? (Дерево.)

2. У чего есть корни? (Дерево, кустарник, трава.)

3. Ромашка — это что: дерево, кустарник или трава? (Трава.)

4. Что цветет? (Дерево, кустарник, трава.)

5. Роза — это что: дерево, кустарник или трава? (Кустарник.)

6. У чего есть плоды и семена? (Дерево, кустарник, трава.)

7. Что бывает хвойным и лиственным? (Дерево.)

8. Что не имеет главного ствола? (Кустарник.)

9. Растение банан — это что: дерево, кустарник или трава? (Трава.)

10. Сирень — это что: дерево, кустарник или трава? (Кустарник.) 4-й вариант. «Разнообразие животных»

Таблички с силуэтными изображениями: «Зверь», «Птица», «Рыба», «Насекомое». Вопросы-признаки:

1. Ворона — это кто? (Птица.)

2. У кого из них есть хвосты? (Зверь, птица, рыба.)

3. Лиса — это кто? (Зверь.)

4. Кто откладывает яйца? (Птица, насекомое.)

5. Кто вьет гнезда? (Птица.)

6. Кто из них бывает диким и домашним? (Зверь, птица.)

7. Муравей — это кто? (Насекомое.)

8. Кто линяет? (Звери, птицы.)

9. Кто из них бывает хищником? (Зверь (например, лиса), пти­ца (например, сова), рыба (например, щука), насекомое (например, кузнечик).)

10. Кто может жить в дуплах деревьев? (Зверь, птица, насекомое.)

Игра «Выбор»

Задачи: уточнение природоведческих и экологических представ­лений, формирование осознанного отношения к природе, реализа­ция свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся зна­ний, развитие положительной познавательной мотивации, обобще­ние знаний и т. д.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Необходимое оборудование: листы бумаги с изображенными знаками «+» и «—», небольшой мячик.

3. Система заранее составленных утверждений (7—10 по какой-либо теме или проблеме).

4. Продолжительность — 10—15 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру и предлагает поучаствовать в ней.

2. Педагог знакомит детей с правилами проведения игры: все участники внимательно слушают утверждения, необходимо будет сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «может быть». После того как выбор сделан: если «да» — необходимо по­дойти к стене, на которой прикреплен лист бумаги со знаком «+», если «нет» — подойти к стене, на которой прикреплен лист бумаги со знаком «—», в центр комнаты — если «может быть». Каждый участник самостоятельно делает тот или иной выбор, передвигаясь по комнате.

3. Педагог предлагает участникам игры систему утверждений. Пе­дагог стимулирует выбор детьми какого-либо варианта: согласиться, опровергнуть или посомневаться.

4. После того как дети сделали свой выбор, педагог бросает мя­чик 1—2 участникам каждой подгруппы и просит объяснить свой выбор.

Содержание игры:

1-й вариант. «В мире растений»

1. Все насекомые приносят растениям только вред.

2. «Котики» на вербе — это цветы.

3. Сережки на березе — это плоды.

4. Деревья во время дождя впитывают воду листьями.

5. Все деревья цветут только весной.

6. Роза — это родственник шиповника.

7. На каштанах растут желуди.

8. Арбуз — это ягода.

2-й вариант. «В мире животных»

1. Голуби, вороны, воробьи — это зимующие птицы.

2. Рыбы, когда плавают, двигают хвостом слева направо, а не сверху вниз.

3. Животные ночью спят.

4. Белки могут делать гнезда.

5. Птицы умеют летать.

6. Дятлу хвост нужен для опоры.

7. Птицы питаются насекомыми.

8. Ворон — это «муж» вороны.

3-й вариант. «Здоровье человека»

1. Руки не надо мыть.

2. Человеку надо дышать носом.

3. Долго смотреть телевизор не вредно.

4. Овощи полезны человеку.

5. Человек может слушать громкую музыку.

6. Чистить зубы надо два раза в день.

7. Можно есть снег.

8. Загорать долго — это вредно.

9. Сладкие булочки, пирожные, конфеты полезны для человека.

4-й вариант. «Неживая природа»

1. Глина хорошо пропускает воду.

2. Камень тонет в воде.

3. Дым — это состояние воды.

4. Соленая вода не замерзает.

5. Ветер дует, потому что деревья качаются.

6. В почве есть воздух.

7. Песок хорошо удерживает влагу.

8. Воздух есть везде.

Игра «Четыре угла»

Задачи: реализация свободы выбора дошкольников, актуализация знаний, развитие положительной познавательной коммуникации, обобщение знаний и т. д.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Необходимое оборудование: просторная групповая комната, в которой можно свободно перемещаться участникам игры, четыре листа бумаги разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий), ко­торые с помощью скотча прикрепляются по одному в каждый угол помещения так, чтобы было видно всем участникам игры; система вопросов (7 — 10) с вариантами ответов-выборов.

3. Время проведения — 15 мин. Игровые правила:

1. Педагог называет игру и предлагает поучаствовать в ней, раз­вешивает по углам комнаты по листу цветной бумаги.

2. Педагог знакомит детей с правилами проведения игры: все участники внимательно слушают вопросы, и каждый участник само­стоятельно делает тот или иной выбор. После того как выбор сделан, необходимо пройти в тот угол (на тот цвет), который соответствует сделанному выбору. Если из предлагаемых ответов-выборов ни один не устраивает, следует пройти в центр комнаты.

3. Педагог предлагает участникам игры систему вопросов и по четыре варианта ответов.

4. После каждого вопроса и выбора вариантов ответа педагог предлагает детям прокомментировать свой выбор.

Содержание игры:

1-й вариант. «Какие разные птицы»

1. Какую птицу вы видели вчера на улице? Красный — ворона.

Желтый — голубь. Зеленый — воробей. Синий — синица.

2. Какая птица самая маленькая? Красный — волнистый попугайчик. Желтый — колибри.

Зеленый — воробей. Синий — синица.

3. Какая птица выше всех летает? Красный — жаворонок. Желтый — голубь.

Зеленый — орел. Синий — ворона.

4. Какая птица самая большая? Красный — аист.

Желтый — сова. Зеленый — лебедь. Синий — страус.

5. У какой птицы самые большие глаза? Красный — филин.

Желтый — сокол. Зеленый — страус. Синий — орел.

6. У какой птицы самая длинная шея? Красный — аист.

Желтый — лебедь. Зеленый — гусь. Синий — цапля.

7. У какой птицы самый красивый хвост? Красный — петух.

Желтый — ласточка. Зеленый — павлин. Синий — сорока.

8. Какая птица вам нравится? Красный — канарейка. Желтый — волнистый попугай. Зеленый — снегирь.

Синий — ласточка.

2-й вариант. «Деревья»

1. Какое дерево вам нравится? Красный — береза. Желтый — ель.

Зеленый — рябина. Синий — вишня.

2. У какого дерева белый ствол? Красный — береза.

Желтый — рябина. Зеленый — яблоня. Синий — вишня.

3. Какое дерево наряжают на Новый год и Рождество? Красный — пихта.

Желтый — ель. Зеленый — сосна. Синий — пальма.

4. Какое дерево цветет в середине лета? Красный — тополь.

Желтый — рябина. Зеленый — липа. Синий — дуб.

5. Ягоды какого дерева с удовольствием поедают медведь, лось белка, снегирь?

Красный — рябина. Желтый — слива. Зеленый — черемуха. Синий — вишня.

6. Какое дерево называют долгожителем? Красный — ель.

Желтый — тополь. Зеленый — дуб. Синий — липа.

7. У семян какого дерева есть пух? Красный — клен.

Желтый - тополь. Зеленый - ясень. Синий — каштан.

8. Какое дерево растет около вашего дома? Красный —клен.

Желтый — тополь. Зеленый — ясень. Синий — береза.

Игра «Логическая цепочка»

Задачи: развитие природоведческих и экологических представле­ний: развитие логического мышления, умений взаимодействия через организацию лексической коммуникации.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Необходимое оборудование — карточки, на которых изобра­жены «звенья» (компоненты) «логической цепочки».

3. Заранее разработанное содержание 2—3 «логических цепочек», которые будут предложены для построения группе детей.

4. Продолжительность — 10—15 мин.

Игровые правила:

1. Педагог знакомит детей с условиями проведения игры: каждо­му участнику будет предложена на выбор карточка с изображением какого-то объекта или явления природы. Обладатель карточки явля­ется звеном логической цепочки, которую необходимо выстроить, а также организовать взаимодействие с другими участниками. Звенья необходимо выстраивать в определенной последовательности. На первой карточке должно быть изображение обобщающего понятия, дающего название всей логической цепочке. Участникам необходимо выстроить две (три) логические цепочки.

2. Участникам по очереди предлагается на выбор по одной кар­точке. Все карточки двух (трех) логических цепочек перемешаны и перевернуты так, чтобы участники не видели, что изображено на них. Все карточки размещены на подносе, который педагог проносит между детьми и предлагает им по одному брать карточки.

3. После того как карточки-«звенья» разобраны, педагог пред­лагает детям посмотреть на свою карточку (что на ней изображено), посмотреть, что нарисовано на карточках других детей, обсудить с ними, могут ли они быть звеньями одной цепочки. В результате взаи­модействия необходимо построить две (три) цепочки: одну — слева, другую — справа, третью — по центру. Педагог подсказывает участни­кам, сколько логических цепочек надо построить и напоминает, что необходимо объяснить логику построения цепочки, расположения ее звеньев.

4. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выстра­ивая логические цепочки, определяют, кто в какой цепочке должен быть и в какой последовательности.

5. После того как логические цепочки построены, участники (на­чинают те, кто первым выстроил логическую цепочку) поочередно объясняют название цепочки, называют и объясняют логику распо­ложения звеньев цепочки.

6. После представления построения логической цепочки педагог всем остальным участникам предлагает либо согласиться с предло­женным вариантом, либо перестроить логическую цепочку по своему усмотрению, объясняя логику построения.

Содержание игры:

1-й вариант. «Природные сообщества»

Логическая цепочка «Лес»

Компоненты логической цепочки: 1) лес, 2) сосна, 3) малина, 4) лисичка, 5) дятел, 6) волк.

Обоснование построения цепочки следующее.

Логическая цепочка называется «Лес». В основе ее построения лежит принцип ярусности леса — сначала идут деревья (сосна), затем кустарники (малина), затем грибы (лисичка) и животные разных яру­сов: первый ярус — птицы (дятел), нижний — млекопитающие (волк).

Логическая цепочка «Водоем»

Компоненты логической цепочки: 1) озеро, 2) вода, 3) рогоз, 4) белая кувшинка, 5) щука, 6) карась, 7) лягушка.

Логическая цепочка «Луг»

Компоненты логической цепочки: 1) луг, 2) клевер, 3) ромашка, 4) кузнечик, 5) шмель, 6) бабочка, 7) стрекоза. 2-й вариант. «Сезоны» Логическая цепочка «Осень»

Компоненты логической цепочки: 1) осенний лес, 2) пасмурное небо, 3) дождь, 4) желтые листья, 4) плоды, 5) семена, 6) стая птиц.

Логическая цепочка «Зима»

Компоненты логической цепочки: 1) зимний лес, 2) снег, 3) со­сульки, 4) голые деревья и кустарники, 5) снегири, 6) заяц-беляк, 7) шубка, шапка.

Логическая цепочка «Лето»

Компоненты логической цепочки: 1) летний лес, 2) голубое небо, 3) цветущие травы, 4) ягоды, 5) заяц-русак, 6) сарафан, панамка.

3-й вариант. «Животные»

Логическая цепочка «Рыбы»

Компоненты логической цепочки: 1) карась, 2) схематическая модель водной среды обитания, 3) схематическая модель обтекаемой формы тела, 4) схематическая модель наличия плавников, 5) схема­тическая модель наличия жабр, 6) схематическая модель размноже­ния икрой и мальками и т. д.

Логическая цепочка «Звери»

Компоненты логической цепочки: 1) лиса, 2) схематическая мо­дель шерстяного покрова, 3) схематическая модель четырех конеч­ностей, 4) схематическая модель пасти с зубами, 5) схематическая модель вскармливания детенышей молоком и т. д.

Логическая цепочка «Птицы»

Компоненты логической цепочки: 1) голубь, 2) схематическая мо­дель перьевого покрова, 3) схематическая модель двух крыльев и двух ног, 4) схематическая модель клюва, 5) схематическая модель яйца и т. д.

4-й вариант. «Растения»

Логическая цепочка «Травы»

Компоненты логической цепочки: 1) силуэт травянистого рас­тения, 2) ромашка, 3) колокольчик, 4) календула, 5) подорожник, 6) семена бобов, 7) семена подсолнуха.

Игра «Смена собеседника»

Задачи: оперирование имеющимися природоведческими и эко­логическими представлениями дошкольников, развитие творческого мышления, умение взаимодействовать в процессе обсуждения воп­роса, обобщение имеющихся знаний.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Необходимое оборудование: стулья, система вопросов (5—7).

3. Время проведения — 10—15 мин.

Игровые правила:

1. Участникам предлагается рассчитаться на первый-второй.

2. Участникам, имеющим первые номера, предлагается взять по стулу, поставить их в круг и сесть на них, спиной в круг — это внут­ренний круг участников.

3. Участники, имеющие вторые номера, взяв стул, садятся напро­тив одного из участников — первых номеров, образовав внешний круг.

4. Собеседникам каждой пары предлагается сделать друг другу комплимент.

5. Педагог называет первый вопрос и предлагает собеседникам тихо обменяться информацией, т.е. ответить на этот вопрос друг другу.

6. Педагог предлагает одной из пар громко дать свой ответ на вопрос.

7. После каждого ответа на вопрос первые номера передвигаются на один стул по часовой стрелке.

8. Смена собеседника повторяется до последнего вопроса.

9. После ответа на последний вопрос педагог предлагает собесед­никам поблагодарить друг друга.

Содержание игры:

1-й вариант. «Эти разные животные»

1. Приведите пример того, как животные готовятся к зиме.

2. Приведите пример того, как животные защищаются.

3. Приведите пример хищных животных.

4. Приведите пример травоядных животных.

5. Приведите пример перелетных птиц.

6. Приведите пример животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.

7. Приведите пример летающих насекомых.

2-й вариант. «Эти разные растения»

1. Приведите пример того, как растения распространяют свои семена.

2. Приведите пример растения, растущего в жарких странах.

3. Приведите пример того, как растение движется.

4. Приведите пример растения, занесенного в Красную книгу Республики Беларусь.

5. Приведите пример того, как растения готовятся к зимним холодам.

6. Приведите пример растения, растущего в уголке природы дет­ского сада.

7. Приведите пример того, как растения могут защищаться (они могут быть колючими, жгучими, ядовитыми).

3-й вариант. «Неживая природа»

1. Приведите пример свойств воды.

2. Приведите пример свойств камня.

3. Приведите пример свойств снега.

4. Приведите пример свойств песка.

5. Приведите пример свойств воздуха.

6. Приведите пример свойств льда.

7. Приведите пример свойств глины.

Игра «Букет»

Задачи: уточнение природоведческих представлений дошкольни­ков, формирование умения взаимодействия, развитие эмоциональ­но-чувственной сферы, самооценки.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — 9 детей.

2. Необходимое оборудование: стулья, шапочки с изображениями объектов природы.

3. Время проведения игры — 15—20 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру, приглашает участников и предлагает сесть на стулья, расставленные по кругу.

2. Основные участники садятся в круг, все остальные дети группы становятся наблюдателями и располагаются по кругу на расстоянии 1 м от основных игроков.

3. Педагог знакомит участников с условиями игры.

4. Каждому из основных игроков педагог надевает шапочку, к которой прикреплена картинка с изображением объекта при­роды. Обладатель шапочки не должен видеть, что изображено на карточке. Все остальные участники игры будут видеть карточки и знать кто есть кто, но по условиям игры нельзя говорить это вслух.

5. Каждый обладатель шапочки по очереди задает косвенные во­просы остальным игрокам и пытается определить, что же изображено у него на шапочке.

6. После того как определены и названы все цветы, педагог пред­лагает составить из них три букета, т.е. сесть рядом.

7. Участники должны обосновать объединение растений в один букет.

Содержание игры:

1-й вариант

Букет 1

Компоненты букета: ромашка, клевер, колокольчик.

Обоснование: это все луговые растения.

Букет 2

Компоненты букета: роза, тюльпан, нарцисс.

Обоснование: это растения клумбы.

Букет 3

Компоненты букета: горошек, подсолнух, клубника.

Обоснование: это огородные растения.

2-й вариант

Букет 1

Компоненты: ветка яблони с яблоком, ветка ели, ветка вишни с плодами.

Обоснование: это деревья.

Букет 2

Компоненты: ветка с цветами сирени, ветка красной смородины с плодами, роза.

Обоснование: это кустарники.

Букет 3

Компоненты: колокольчик, ромашка, василек.

Обоснование: это травянистые растения.

Игра «Цветные фигуры»

Задачи: уточнение представлений дошкольников о предметах природы, их внешнем виде, окраске.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников— до 20 детей.

2. Необходимое оборудование: разнообразные фигуры из цветной бумаги, каждая фигура представлена в 2 — 3 экземплярах разного цвета.

3. Время проведения — 10 мин.

Игровые правила:

1. Педагог объясняет правила: из множества фигур участники вы­бирают одну — и объясняют свой выбор.

2. Педагог раскладывает все имеющиеся фигуры.

3. Каждый участник выбирает одну фигуру, которая по форме и цвету ему больше всего нравится. Одну фигуру выбирает и педагог.

4. Педагог предлагает внимательно рассмотреть выбранную фигу­ру, поворачивая ее в разные стороны, и через 2—3 минуты объяснить свой выбор: что символизирует для него цвет и форма выбранной фигуры.

5. Начинает педагог, задавая своим рассказом алгоритм объясне­ния выбора.

6. Затем каждый из участников по кругу объясняет свой выбор, демонстрируя всем выбранную фигуру.

7. В результате педагог подводит итог, подчеркивая индивидуаль­ность каждого участника.

Содержание игры:

1-й вариант. «Животные»

Фигура 1. Например, может символизировать хвост, крыло, клюв, плавник и т. д.

Фигура 2. Например, может символизировать икринку, яйцо, глаз и т. д.

Фигура 3. Например, может символизировать след утки, летящую птицу и т. д.

Фигура 4. Например, может символизировать дождевого червяч­ка, гусеницу, угря и т. д.

Фигура 5. Например, может символизировать рыбку, перышко, дельфина и т. д.

Фигура 6. Например, может символизировать след животного, голову животного с ушками и мордочкой и т. д.

Фигура 7. Например, может символизировать цыпленка, хомяка, котенка и т. д.

2-й вариант. «Растения»

Фигура 1. Например, может символизировать ягоду, косточку вишни, серединку ромашки и т. д.

Фигура 2. Например, может символизировать лист ивы, лепесток, семечко огурца (дыни) и т. д.

Фигура 3. Например, может символизировать ягоду клубники, луковицу, орех, лепесток и т. д.

Фигура 4. Например, может символизировать яблоко, лист кув­шинки, лист герани и т. д.

Фигура 5. Например, может символизировать росток, грибок, цве­ток и т. д.

Фигура 6. Например, может символизировать плод сливы, карто­фель, огурец и т. д.

3-й вариант. «Такая разная природа»

Фигура 1. Например, может символизировать цветок, бабочку, облако и т. д.

Фигура 2. Например, может символизировать след животного, цветок и т. д.

Фигура 3. Например, может символизировать яйцо, лепесток, камень, зернышко кукурузы и т. д.

Фигура 4. Например, может символизировать морковку, клюв животного, язык, шип, листок и т. д.

Фигура 5. Например, может символизировать ежа, гребешок петуха, траву, часть листа растения и т. д.

Фигура 6. Например, может символизировать ручеек, змею, сте­белек, листок и т. д.

Игра «Дюжина вопросов»

Задачи: уточнение природоведческих и экологических пред­ставлений дошкольников, формирование осознанного отношения к природе, реализация свободы выбора, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации, обоб­щение знаний и т. д.

Требования к проведению:

1. Оптимальное количество участников — до 20 детей.

2. Система заранее составленных вопросов (12 вопросов).

3. Продолжительность — 10—15 мин.

Игровые правила:

1. Педагог называет игру.

2. Педагог знакомит детей с правилами его проведения: все участники внимательно слушают вопросы, при ответе на них необ­ходимо будет сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «может быть». После того как выбор сделан: если «да» — необ­ходимо подойти к окну, если «нет» — к стене, если «может быть» — в центр комнаты. Каждый участник молча делает тот или иной вы­бор, передвигаясь по комнате.

3. Педагог предлагает детям систему вопросов. При выборе вари­анта ответа на предлагаемый вопрос каждый действует индивидуаль­но. Не допускается никаких подсказок и призывов к другим участни­кам. Формулировки вопросов никак не уточняются и не поясняются педагогом.

4. Педагог стимулирует выбор детьми какого-либо варианта ответа.

5. После того как дети сделали свой выбор, следует предложить его обосновать.

Содержание игры:

1. Любите ли вы себя?

2. У всех людей глаза одинакового цвета? (Нет.)

3. Если у человек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.019 с.)