Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. Г. Песталоцци о месте природы в развитии личности ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827 гг.) — швейцарский педагог-демократ, гуманист, автор многих выдающихся теоретических работ по педагогике и блестящий экспериментатор. В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей...», «Лебединая песня» и других он рассматривает многие педагогические проблемы, в том числе и вопросы содействия природы раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда. Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал, что воспитание должно строиться в соответствии с особенностями человеческой природы и законами ее развития. Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер. Выдвигая идею природосообразности, И. Г. Песталоцци не довольствуется теми чисто внешними аналогами природы, к которым прибегал Я. А. Коменский, и не идеализирует, как Ж.-Ж. Руссо, детскую природу, а полагает, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к саморазвитию, т. е. при рождении ребенка все способности и силы его находятся в состоянии зародыша и, естественно, стремятся выйти из состояния безжизненности, покоя. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»'. Задача воспитателя заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. И. Г. Песталоцци образно сравнивал искусство воспитания с деятельностью садовника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и цветения заключается в них самих. Так же, как и воспитатель, по мнению И. Г. Песталоцци, не способен вложить в человека какие бы то ни было силы и вдохнуть в них жизнь. Он призывал позаботиться о том, чтобы беспрепятственно совершался естественный ход развития внутренних сил ребенка, предусмотренных самой природой. Отсюда неизбежно следует, что помощь педагога ребенку есть только «помощь самопомощи», что все образовательные средства не должны отклоняться от естественного хода развития ребенка. И одним таким средством, которое не нарушает гармонию внутреннего мира ребенка и способствует его самораскрытию, является окружающая ребенка природная среда. И. Г. Песталоцци писал: «Моей самой существенной исходной точкой зрения является следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является основой человеческого познания»1. Значение окружающей природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятельности мышления, формированию представлений и развитию речи. Исходным моментом познания И. Г. Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Для того чтобы обогащался чувственный опыт ребенка, надо учить его «в свободной аудитории природы», учить в поле, в лесу и долинах. «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»2 Это, по сути, идея сенсорного воспитания. Так же, как и великий чешский педагог Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци считал: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явления или какого-нибудь предмета, тем правильнее будут твои знания о нем»3. Но в понимании этого положения он пошел дальше Я. А. Коменского. Полагая, что органы чувств сами по себе доставляют нам только беспорядочные сведения об окружающем мире, И. Г. Песталоцци подчеркнул важность осознания, осмысления ребенком собственных впечатлений, чувств, переживаний. Следовательно, задача общения ребенка с природой предполагает не только развитие органов чувств, но и активизацию развития самостоятельности мышления у детей. В связи с этим И. Г. Песталоцци перенес центр тяжести в процессе обучения с книг и слов воспитателя на наблюдение детьми предметов и явлений окружающей природы, т. е. на материал, доступный детям для восприятия и систематического наблюдения. Находясь на природе, ребенок постоянно сталкивается с многообразием красок, форм, звуков и других свойств предметов. И даже без целенаправленного воспитания ребенок так или иначе воспринимает все это. «Если взять в виде примера естественную историю, то каждому ребенку, даже если он живет в самых стесненных условиях, знакомы, во всяком случае, не меньше шести млекопитающих, столько же рыб, птиц, насекомых, амфибий и червей»1. Но когда усвоение происходит стихийно, без планомерного педагогического руководства взрослого, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. И. Г. Песталоцци приводил в пример необразованную мать, которая интуитивно чувствует необходимость руководства процессом наблюдения ребенка за природой. Она, вынося ребенка из дома, обращает его внимание на предметы и явления природы и не осознает, что тем самым делает многое: открывает мир ребенку, подготавливает его к использованию своих органов чувств, способствует раннему развитию внимательности и наблюдательности.2 Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно И. Г. Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью провести ребенка через: непосредственное восприятие предметов природы. И. Г. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения, т.е. такие, которые лучше выражают особенности отдела, рода, класса, имеют наиболее характерные признаки, и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей наблюдательность. «Когда ребенок ознакомился с простейшими, воздухом, землей, водой, огнем, я показываю ему действия этих стихий на все ему знакомые тела. А когда он знаком с результатами соединения нескольких простых тел, я ему показываю также взаимное влияние друг на друга сложных тел и всегда подвожу его, таким образом, путем простого наблюдения к границам высших областей знаний»3; формирование ясных представлений о воспринимаемых предметах природы. С точки зрения И. Г. Песталоцци, этого можно достигнуть, если ребенок узнает количество этих предметов и их форму. Число учит понимать природные объекты как некоторое единство, выделять его среди других предметов, противопоставлять его другим предметам. А знакомясь с формой предмета природы, ребенок познает его размеры и пропорции; сопоставление предметов и формирование понятий. Большой заслугой И. Г. Песталоцци было привлечение внимания к роли сравнения и сопоставления предметов природы в процессе наблюдения и на этой основе формирования понятий. Он предлагал вместе с детьми находить общие и отличительные признаки предметов природы, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы; называние предметов, их свойств и действий. В процессе наблюдений за предметами природы И. Г. Песталоцци предлагал задавать детям следующие вопросы: кто? Каковы? Кто имеет? Что имеет? Кто может? Что может? Кто должен? Что должны? И. Г. Песталоцци полагал, что эти упражнения будут содействовать выработке у детей умения выражать посредством речи результаты наблюдений, мыслительной деятельности и приобретению ими полезных для жизни знаний. Но не все упражнения в равной мере способствовали всестороннему рассмотрению предметов, поскольку сводились подчас к перечислению детьми внешних признаков. Интересны идеи И. Г. Песталоцци, касающиеся организации труда детей в природе. Он полагал, что сначала надо знакомить детей с земледелием. Для этого при школе необходимо отвести большой участок земли под сад и огород, где каждый ребенок получает по три грядки. Те, кто лучше других использовали эти грядки, завоевывали премии. Далее детей знакомили с животноводством и птицеводством. При школе держали овец, свиней, кроликов, коз, птиц, за которыми ухаживали дети. Потом их учили обрабатывать лен, шерсть. Для этого они посещали образцовые хозяйства деревни. Убеждая в необходимости организации труда детей по выращиванию растений и уходу за животными, И. Г. Песталоцци говорил, что такой труд учит детей всему: во-первых, ребенок получает много знаний о самих предметах природы, о способах ухода за ними, об орудиях труда; во-вторых, во время труда у детей формируются важные в жизни практические навыки; в-третьих, у ребенка развиваются такие важные качества, как аккуратность, бережливость, расчетливость, точность. Таким образом, И. Г. Песталоцци полагает, что во время работы и посредством нее согревать их (детей) сердца и развивать их ум. Уделив так много внимания роли природы в процессе развития детей, И. Г. Песталоцци с болью воспринимал невостребованность ее в дальнейшем школьном обучении. Он пишет: «Детям до пяти лет дают возможность полностью наслаждаться природой, любому впечатлению от природы позволяют на них действовать, дети ощущают силу природы, они успели уже насладиться ее непринужденностью и всеми ее прелестями <...> И после того как дети целых пять лет наслаждались блаженством чувственной жизни, заставляют вдруг исчезнуть всю окружающую их природу <...> как овец, сбившихся в кучу в вонючей комнате; целыми часами, днями, неделями, месяцами и годами неумолимо заставляют рассматривать жалкие, неинтересные и однообразные буквы и, словно цепью, приковывают детей к образу жизни, столь отличному от их прежнего, что можно сойти с ума»1. Высказанные более двухсот лет тому назад, эти слова и в настоящее время звучат очень актуально в рамках проблемы преемственности работы учреждений дошкольного образования и начальной школы по природоведению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.199 (0.006 с.) |