Дидактические взгляды Я.А.Коменского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические взгляды Я.А.Коменского



 

 

Я.А.Коменський - общепризнанный отец дидактики. Указав, что воспитание человека нужно начинать с образования, Коменский разработал законченную теорию обучения - дидактике, или как он пишет в предисловии к “Великой дидактики“: “универсальное искусство всех учить всему легко, быстро, основательно, притом учить так, чтобы неуспеха быть не могло“. Среди многих дидактических проблем, которые разработал Коменский, можно выделить главные.

 

Он пытается проанализировать соотношение дидактики и методик отдельных предметов: «Некоторые поставили цель написать сокращены пособия для более легкого преподавания только того или иного языка. Другие выискивали быстрее и более короткие пути, чтобы быстрее научить той или иной науки... Мы обещаем Большую дидактике, то есть универсальное искусство всех учить всего». Дидактика, по его мнению, дает методикам преподавания отдельных дисциплин руководящие положения и правила. Вместе с тем, частичные методики является опорой для дидактики. Коменский неоднократно подчеркивал то обстоятельство, что обучение предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся, при этом он отличает обучения как форму деятельности учителя от учения как формы деятельности ученика.

 

Коменский вполне правильно поставил вопрос о общепедагогические основы обучения. Основу его дидактического учения составляют три важнейших принципа:

 

- воспитывающий характер обучения;

 

- связь обучения с жизнью;

 

- соответствие обучения возраста учащихся.

 

Важным является вопрос о сущность и задачи образования. В “Великой дидактике“ Коменский так определял эту проблему: “А научное образование пусть служит человеку для усовершенствования одновременно ее ума, языка и рук, чтобы она могла все нужное разумно созерцать, выражать словами и осуществлять действия“. “Знать, действовать и говорить - вот в чем соль мудрости“.

 

Много внимания Коменский предоставлял проблеме определения содержания образования. Он выступал за енциклопедичність, посильность, целесообразность содержания обучения. Он предлагал концентрический способ размещения учебного материала. Выступая за единство и преемственность всех типов школ, Коменский писал: “В первых двух школах все будет преподаваться в более общих чертах, а в следующих - все более подробно и четко“.

 

Школьное образование должно быть универсальным: “В школах нужно учить всех всему... Но не требовать знания всех наук и искусств, ведь это глупо и по малой продолжительностью нашей жизни невозможно, а стремиться научить распознавать основы, свойства и цели всего самого важного, что существует и развивается, чтобы в этом мире не встретить ничего, о чем бы они (ученики) не могли составить хотя бы скромного суждения“.

 

В дидактичному учении Коменского одно из важнейших мест занимает вопрос об общих принципах обучения. Он не только указал на необходимость руководствоваться ими в учебе, но и раскрыл сущность таких принципов обучения, как наглядности; сознания и активности в обучении; систематичности и последовательности упражнений и прочного усвоения знаний и навыков; посильности обучения.

 

Дидактические положения Коменский выстраивает, прежде всего, на сенсуалістичній основе, поэтому главным принципом считает принцип наглядности. Он первым в мире теоретически обосновал и подробно раскрыл этот принцип, хотя на эмпирическом уровне его применяли и другие педагоги. “Начало познания всегда следует из ощущений, поэтому обучение начинать не с словесного толкования о вещах, а из реального наблюдения за ними“.

 

Из этого принципа выводит “Золотое правило дидактики“: “Пусть будет золотым правилом для тех, кто учит: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - зрением, слышимое - слухом, запахи - нюхом, доступное вкусовые - вкусом, доступное осязательные - прикосновением. Если какие предметы можно воспринять сразу несколькими чувствами, пусть они сразу же и ощущаются несколькими чувствами“.

 

В процессе обучения, кроме использования самих предметов, Коменский рекомендовал пользоваться картинами, копиями, муляжами, моделями и т.д. Как видим, принцип наглядности Коменский противопоставлял оторванном от жизни словесном, пассивном обучению.

 

Основной задачей наглядного обучения Коменский считал не только облегчение сознательного, осмысленного усвоения знаний учащимися, но и развитие в них различных способностей, а в связи с этим - органов чувств.

 

Следует отметить, что Коменский чрезмерно переоценивает роль и значение картинок, наглядностей, он представляет наглядность как универсальный принцип.

 

Принцип сознательности и активности обучения. Коменский считал основным условием успешного обучения понимание сущности предметов и явлений: «Ничего не следует принуждать обучать наизусть, кроме того, что хорошо понятно умом»... Вместе с тем Коменский считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использования его на практике. Он говорит, что учить понимать вещи, но не учить вместе с тем, действовать есть вид фарисейства. При изучении явлений следует подводить учащихся к осознанию причин этого явления.

 

Сознание в обучении неразрывно связана с активностью ученика, с его творчеством. Коменский пишет, что никакая повивальна бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжение самого плода. Исходя из этого, Коменский одним из главных врагов любого обучения, и тем более сознательного обучения, считал бездействие и лень учеников.

 

Принцип последовательности и систематичности. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются таких вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности строить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом и т.д. Здесь, как и везде, Коменский исходит из идеи природосообразности и пишет: «Ум в познании вещей идет постепенно». Исходя из этого, Коменский приходит к выводу, что обучение должно вестись последовательно.

 

Это, с точки зрения Коменского, означает: установление точного порядка во времени; соответствие обучения уровню знаний учащихся; изучение всего последовательно от начала и до завершения, отсюда вытекают следующие дидактические положения: а) основы должны быть глубокими; б) все следующее должно основываться на предыдущем; в) все должно идти в непрерывной последовательности, чтобы сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладало путь завтрашнем; показ детерминированности того или иного явления или вещи.

 

Чтобы облегчить учителям реализацию этих требований, Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил. Важнейшие из них следующие: Один предмет следует выкладывать до тех пор, пока он от начала до конца не будет усвоен. Обучение должно идти от более общего к более конкретному, от более легкого к более сложному, от известного к неизвестному, от более близкого - к более отдаленного. Эти правила являются классическими положениями дидактики.

 

Принцип упражнений и прочности усвоения знаний. Показателем состоятельности знаний и навыков не только степень их осознание, но и то, насколько глубоко, основательно и Прочно усвоили ученики эти знания и навыки. Этому важному заданию обучения и воспитания специально служат упражнения и повторения, что проводятся систематически.

 

Если в современных Коменському школах вербальное обучения, упражнения и повторения были доведены почти до уровня дресування и направлены главным образом на зазубривание богословских книг и схоластических произведений, то он ставит перед упражнениями и повторением новое задание - глубокое усвоение знаний, основанное на сознании и активности учащихся. «Так как только упражнение делает людей специалистами во всех вещах... и поэтому способными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах ученики упражнялись на практике: в чтении и письме, в повторении и спорах, в переводах прямых и обратных, в диспутах и декламации. Упражнения такого рода мы разделяем на упражнения: а) органов чувств, б) разума, памяти), г) упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, есть) в голосе, ж) в норовах, с) в благочестии».

 

Придавая большое (и даже несколько преувеличено) значение упражнениям и повторение, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении: первые упражнения начинающих должны вращаться вокруг известного им материала; упражнения следует начинать с элементов, а не по выполнению целых работ; упражнения должны соответствовать средним способностям учащихся; упражнения и повторения должны иметь место до тех пор, пока материал не понимают; все, упражнения и повторения должны проводиться систематически.

 

Коменский рекомендовал учителям после изложения материала предлагать нескольким учащимся повторить его в том же порядке, как будто они сами учителя, объяснить правила теми же примерами. Целесообразно сначала это предлагать более сильным, для того, чтобы более слабые потом легче могли последовать их.

 

Из этих положений и указаний хорошо видно, что Коменский упражнение и повторения полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися.

 

Одним из центральных вопросов в дидактике Коменского является вопрос о методах обучения. «Метод обучения должен уменьшать труднодоступность обучения с тем, чтобы оно не вызывало у учащихся недовольство и не отвращало их от дальнейших занятий», 3 точки зрения успешности обучения Коменский придает особое значение использованию таких методов, которые обеспечивают сознательное, легкое, основательное усвоения изучаемого материала.

 

С точки зрения основательности обучения важными являются указания Коменского о самостоятельную работу ученика и о выполнении необходимых записей. Он советует, чтобы ученики переписывали в свои дневники, памятные тетради или сборники то, что они слышат или читают в книгах: Коменский вполне справедливо указывал, какое большое значение для прочного овладения знаниями имеет перевод учащимися изученного материала, его передача, взаимный обмен знаниями. «Твое знание ничто, если другой не знает, что ты это знаешь». «Очень правильное известное положение: «Кто учит других, учится сам» - не только потому, что, повторяя, он закрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи». Одним из способов обеспечить основательность знаний Коменский считал практику вопросов со стороны учеников. «Как можно больше спрашивать, востребовано усваивать, потому, что усвоил, обучать - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя».

 

Особое внимание в теории обучения Коменского заслуживает его требование того, чтобы в процессе обучения была учтена одаренность ученика и чтобы метод обучения полностью соответствовал задачам развития этой одаренности в нужном направлении.

 

Требования к учебникам. Учебники Я.А.Коменского

 

 

Ряд дидактических взглядов Коменского отразились в сформулированных им требованиях к учебников, и собственно в самих учебниках, составленных им.

 

Требования к учебникам:

 

1) для каждого класса должен быть отдельный учебник, который соответствует возрастным особенностям детей;

 

2) написаны понятным и доступным языком, все сложные термины должны быть представлены на родном языке;

 

3) небольшие по объему. Изложение должен быть полным и обстоятельным, но подавать основные вещи в немногих четко сформулированных и легких для запоминания правилах;

 

4) иллюстрированные и привлекательные;

 

5) слова подавались бы в сочетании с вещами и наоборот.

 

Коменский составил много учебников. Наиболее известными из них оказались два: “Открытые двери языков и всех наук“ (1631) и “Видимый мир в картинах“ (1654).

 

“Открытые двери языков и всех наук“ - учебник для изучения латинского языка. В нем подано 8 тыс. латинских слов и около 1 тыс. предложений и рассказов. В этом учебнике Коменский впервые предложил изучать иностранный язык одновременно с ознакомлением ребенка с доступными ей знаниями из разных сфер. Эта книга принесла Коменському мировое признание и славу. Ее назвали золотой.

 

“Видимый мир в картинах“ представляет собой иллюстрированную детскую энциклопедию начальных знаний. Учебник составлен в соответствии с пансофічними идеями Коменского (написан в Шарош-Патоке когда он создавал пансофічну школу) и является примером реализации принципа наглядности. В нем заключено 150 статей об окружающем мире, каждая из которых сопровождается рисунком.

 

Этот учебник - первая в мире иллюстрированная книга для детей. Она была переведена на многие языки мира, долго служила в качестве учебника для начального обучения. Впервые была издана на Украине в начале XIX в.

 

 

4.8. Вопросы воспитания и школьной дисциплины в работах Я.А.Коменского

 

 

В работах Коменского есть много указаний относительно различных видов воспитания, но этим проблемам он предоставляет несколько меньше внимания и не разрабатывает их основательно.

 

Коменский выдвигает целое учение о нравственном воспитании и школьную дисциплину. Это понятно, ведь нравственность входит в трех основных качеств человека, которые составляют ее суть: мудрость, нравственность и благочестие.

 

Образование - лишь первая ступень на пути к триединой цели воспитания. Она дает мудрость (познание себя и всех вещей). Но “несчастная и образование, которое не переходит в нравственность и благочестие“. “Что золотое кольцо в носу у свиньи, то именно образование у человека, который отворачивается от добродіянь“. Поэтому нравственное воспитание он называет следующим, более высшим этапом подготовки человека к жизни.

 

Коменский называет 4 кардинальные моральные качества, которые нужно сформировать у человека: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Как разновидность мужества предлагает рассматривать выносливость в труде и благородную щиросердечність.

 

Если эти качества Коменский называет основными, кардинальными, то в своих трудах он называет целый арсенал разнообразных конкретных моральных качеств, которые нужно формировать у детей.

 

Моральные качества нужно воплощать юношеству все без исключения, причем начинать делать это как можно младшего возраста.

 

До основных средств нравственного воспитания относит примеры порядочного жизни родителей, учителей, товарищей (основа нравственности); моральные правила и наставления, взяты из священного писания и высказываний мудрецов; упражнения и приучение; дисциплина.

 

Школьную дисциплину Коменский рассматривает и как неизменный порядок школьной жизни, обязательный для всех, и как условие для правильной постановки обучения и воспитания, и как систему наказаний, средство воздействия на школьников. “Школа без дисциплины является мельница без воды“.

 

Во взглядах на пути достижения дисциплины Коменский стоит на гуманистических позициях. Он считает, что “применять дисциплину надо не для того, чтобы наказать, а чтобы тот, кто провинился, не делал плохих поступков“. Делать это нужно так, чтобы сам ученик, который провинился, понял, что наказание назначается ему для его же собственного блага, и “относился к наказанию только как к прописанных врачом горьких лекарств“.

 

Но, будучи гуманистом, Коменский проявляет непоследовательность в отношении телесных наказаний. Он строго запрещает применять их в качестве наказания за обучение. Коменский выступает против телесных наказаний и по воспитанию, но допускает их как крайние меры в трех случаях:

 

- за богохульство, за все, что направлено против Бога;

 

- за упорную непослушание и сознательную неповиновение учителю;

 

- за чванство, недоброжелательность, отказ помочь товарищу в обучении.

 

Главным средством дисциплинирование Коменский называет авторитет учителя, который должен быть таким, чтобы ученику было грех его не послушать. Для этого учитель должен всегда идти впереди и вести за собой учеников. К учителю и к учительской профессии Коменский ставит высокие требования.

 

4.9. Я.А.Коменський об учителе и требования к нему

 

 

Никто к Коменского не подносил так высоко профессии учителя. Эту профессию называет “самой почетной под солнцем“. Население, по его мнению, должно с уважением относиться к учителям.

 

Но с другой стороны, сами учителя должны способствовать этому, и предъявляет к ним чрезвычайно высокие требования. Коменский сформулировал новый взгляд на учителя: “А лучшие из-среди людей пусть будут учителями...“

 

Во многих своих трудах Коменский сформулировал ряд требований к учителю.

 

Учитель должен быть честным, упорным, трудолюбивым, религиозным, быть образцом добродетелей. Самая большая забота учителя - захватывать детей своим примером.

 

Он должен любить учеников и относиться к ним по-отечески. Быть для них не только руководителем, но и другом и охранником во всем добром.

 

Коменский ставит высокие требования к образованию учителя. Для учеников он должен быть живой библиотекой. “Малознаючий учитель - облако без дождя, лампа без света, без источник воды, тело без души“.

 

Коменский ставит перед учителем триединая задача: чтобы он умел, мог и хотел учить, то есть 1) чтобы сам знал, почему он должен учить; 2) чтобы мог обучать других тому, что сам знает (то есть был дидактом и умел быть терпеливым); 3) чтобы он потому, что знает и может также хотел учить других, чтобы мечтал поднять других к свету.

 

В одном из своих произведений Коменский писал: “Человеческая природа свободная и любит добрую волю. Ворчливые учителя, властные и такие, которые используют побои, являются врагами человеческой природы, они будто созданы для того, чтобы заглушать и уничтожать способности, а не превозносить и облагораживать. Сюда же относятся скучные и бесплодные догматики, что учат учеников одними сухими установками; они из них делают или ворчливых зануд или инертных людей, похожих на них самих“.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.052 с.)