Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение педагогической теории в философских учениях древнегреческих мыслителейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Древней Греции зародились первые в истории педагогики педагогические теории. Они еще не выделяются отдельно, а находят свое место в философских учениях древних мыслителей.
Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Представитель материалистического направления в древнегреческом философии. Написал около 70 произведений, но до сих пор сохранились лишь их обрывки.
Демокрит предоставлял воспитанию чрезвычайно большое значение. Он считал, что внешние воздействия (воспитания) играют ведущую роль в развитии человека. До главных воздействий такого рода относил: обучение, положительный пример взрослых и упражнения.
Он одним из первых указал на важную роль труда в воспитании и обучении. Именно обучение мыслитель рассматривает как серьезную трудовую деятельность (“Обучение производит прекрасные вещи только на основе труда“).
Демокріту одном из первых в мире принадлежит мысль о необходимости воспитания в соответствии с природой ребенка (в дальнейшем эта идея развивается как “принцип природосообразности в воспитании“). Он указывает, что “природа и воспитание подобные“. А именно воспитание, идя по пути природы, “перестраивает человека, создавая ей вторую природу“.
Важными условиями достижения положительного результата в обучении Демокрит называет знание внутреннего мира ребенка и наличие у учащихся внутренних психологических предпосылок - скромности и желание учиться (“Кто желает учить человека, который высокого мнения о свой ум, то зря тратит время“).
Сопоставляя важность сообщения детям разнообразных знаний с развитием у них мышление, философ отдает предпочтение второму, поскольку, как указывает он, “значительная часть багатознайок не имеют разума“.
Сократ (469-399 гг. до н. э.). Родился в семье скульптора вблизи Афин. Большую часть жизни посвятил философской творчества и педагогической деятельности. Стоял на философских позициях о невозможности для человеческого разума познания мира и вещей. По его мнению, человек может познать только саму себя (“Познай самого себя“).
Считал себя специалистом, прежде всего, в вопросах этики. Из этических соображений выводил цель воспитания, которая заключается в личном нравственном самосовершенствовании, освобождении интеллекта от всех негативных внешних воздействий.
Ничего неизвестно о его произведения. Сократ пользовался исключительно устным методом изложения своего учения. Он собирал большую аудиторию на афинских улицах и площадях и проводил беседы с желающими его слушать.
Учительскую миссию мыслитель считал важнее обязанности родителей. Главная задача учителя - вызвать к существованию лучшие сокровенные душевные силы питомца. Вызов этих сил Сократ считал “вторым рождением“, а учительскую деятельность называл “повивальним искусством“.
Главные педагогические принципы Сократа: отказ от принуждения и насилия, признание наиболее действенным воспитательным средством убеждения.
Он предложил свою схему учительской деятельности - сократичний метод (эвристическую беседу). Для сократової беседы характерны две специфические черты:
- ”сократова индукция“ - система наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник постепенно сам убеждается в неправильности ранее высказанных суждений (“Я знаю, что я ничего не знаю“);
- ”сократова ирония“ - шутливо искажена позиция учителя, которая подчеркивает его притворное незнание обсуждаемого вопроса в противовес хваленой самоуверенности ученика.
Платон (427-347 гг. до н. э.). Ученик Сократа. Занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гімнасії Академия основал философскую школу. Свое философское учение и педагогические взгляды изложил в произведениях “Государство“ и “Законы“.
Выдвинул и обосновал учение о мире идей. По его мнению, идеи - это более совершенные формы бытия, где находится человеческая душа до рождения. Мир же вещей является лишь тенью мира идей. Познание - это припоминание душой того, что она знала в время своего существования вне тела человека. Поэтому цель жизни мудрого человека должна заключаться, по мнению Платона, в развитии способности к воскресению в ее душе врожденных идей (способности непосредственно созерцать идеи).
В своих произведениях обрисовал проект идеального государства. Все свободные граждане в его государстве поделены на три группы: философы - правители; воины - защитники государства; группа ремесленников и земледельцев, трудом которых содержались две предыдущие группы. Для представителей двух высших каст Платон отрицал семью, поскольку она отвлекает их от государственных дел.
Платон первым в мире обосновал систему образования и воспитания подрастающего поколения. Использовал при этом лучшие, на его взгляд, моменты афинского и спартанского воспитания: с первого взял идею гармоничного развития и систему школ, а с другой - опыт физического воспитания. Цель воспитания по Платону - формирование “i тела и души самыми прекрасными“.
Отстаивает государственное, общественное воспитание детей. В связи с этим Платон первым в истории пришел к мысли о необходимости введения государством детских дошкольных учреждений.
С 7 до 18 лет - государственное мусичне и гимнастическое воспитание. Дети в возрасте 7-12 лет посещают государственные школы, где их обучают чтению, письму, счету, музыке и пению. Для подростков 12-16 лет существуют школы-палестры, а для юношей 16-18 лет - гимназии. Молодежь 18-20 лет проходит военную подготовку в условиях ефебії. Ефебія - переходное звено к высшего образования.
Для наиболее способных юношей, которым уготовано быть философами и правителями, существует высшее образование. Она имеет два цикла: первый десятилетний (21-30 лет), второй пятилетний (31-35 лет). Возраст 35-60 лет для философов Платоном определяется как подготовка к вступлению в мир идей и участие (до 50 лет) в управлении государством.
Для представителей третьей касты (ремесленники и земледельцы) воспитание осуществляется в процессе практической жизни.
Платон крайне негативно относился к физическому труду. Обучение, по его мнению, не должно носить трудового характера. Особенно важную роль в воспитании отводит игре детей. “Ни одну науку свободный человек не должна изучать как раб, потому насильно не выкладывай детям науки, а через игру“.
Аристотель (384-322 г. до н. э.). Философ-диалектик, ученик Платона. Аристотель много лет занимался педагогической деятельностью в основанной им философской школе “Ликей“ при одноименном гімнасії. Он воспитывал малолетнего будущего завоевателя Александра Македонского.
Педагогические идеи мыслителя изложенные в его философских произведениях: "Политика", "Нікомахова этика", "Метафизика", "О душе" и др. Произведения Аристотеля охватывают все отрасли знаний того времени.
Он допускает одновременное и нераздельное существования материальных вещей и нематериальных идей в едином мире. Они взаємовідносяться между собой соответственно как вещество i форма, которые в единстве характеризуют определенную вещь.
Аристотель развил учение о человеческой душе, согласно которому душа, тесно и неразрывно связана с телом, имеет три стороны: растительное (ее функция - размножения и питания), животную (или волевую, которая проявляется в чувствах и желаниях) и умственную (оказывается в мышлении и познании). Последняя - бесплотная, вечна и бессмертна. Но это бессмертие не индивидуальное, как у Платона, а это слияние после смерти со вселенским разумом.
На основе учения о душе Аристотель впервые в истории делает попытку обосновать цель воспитания. Трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, моральное (прежде всего волевое) и умственное. Все стороны важны, но цель воспитания должна заключаться в развитии прежде всего высших сторон души: умственной и волевой, и прежде всего - волевой.
Аристотель считал, что у человека от природы является лишь зачатки способностей, которые надо развивать путем воспитания. Исходя из идеи развития он впервые в истории педагогики делает попытку возрастной периодизации, которую необходимо учитывать в процессе воспитания: от рождения до 7 лет; от 7 лет до наступления половой зрелости - 14 лет; от 15 до 21 года, то есть до возмужания.
В отличие от Платона, Аристотель обосновывает большое значение деятельности в воспитании и обучении. “Когда учатся, то не играют“, поскольку “молодежь нужно воспитывать не для забавы“. Всю жизнь человека должно носить деятельный характер. Но мыслитель имеет в виду не физическую работу, а деятельность души по совершенствованию определенных добродетелей.
Аристотель отделяет физический труд от занятий вільнонароджених людей, поскольку это их унижает и отнимает время для развития интеллектуальных сил. Он исключает любую профессионализацию всех учебных дисциплин, поскольку это делает из человека ремесленника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.103.185 (0.009 с.) |