Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и учебная практика в странах Древнего ВостокаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Древний Восток - условное название стран, которые существовали в IV-I тыс. до н. э. на территории Южной Азии и частично в Северной Африке. На западном краю этой территории находится Египет, на восточном - Китай.
Воспитание подрастающего поколения уже четко выделяется как самостоятельная социальная функция общества.
Главным его признаком в этот период было появление специальных учебно-воспитательных заведений - школ, где происходило систематическое обучение детей. Появление школ способствовало созданию различных систем письма (шумерское, египетский, китайский и т. д.) и накопления научных знаний, которые развивались благодаря запросам производства (построение сложных сооружений), военным, медицинским, религиозным и др. потребностям.
Первые школы возникли в III-II тыс. до н. э. в таких государствах как Шумер, Египет, Индия, Китай. Обучение с этого времени становится основной, но не единственной стороной воспитания.
Школы в Шумере возникли в середине III тыс. до н. э. Шумер - ранняя рабовладельческое государство, существовавшее с V до конца II тыс. до н. э. на территории Двуречья (между реками Тигр и Євфрат).
Шумеры превратили пиктографическое письмо в клинопись, который представлял собой передачу информации с помощью комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков. Эта система письма была сложной и трудной для изучения. Она насчитывала около 600 знаков.
Школы у шумеров возникали с целью подготовки писцов - людей, которые умели пользоваться клинописью. Собственного названия они не имели и назывались “дома глиняных табличек“, учитель - “отец дома глиняных табличек“, ученик - “сын дома глиняных табличек“. Это потому, что писали шумеры на глиняных табличках (по мокрой глине).
Тексты на найденных учеными глиняных табличках свидетельствуют, что в шумерских школах изучали сведения по ботанике, зоологии, географии, математике, астрономии.
Школы в Египте также возникают в III тыс. до н. э. Примерно в это время здесь появляется и письменность.
Египтяне использовали для письма папирус. Именно письмо было иероглифическим, то есть - “священным“ (иероглиф - священный знак). Оно было чрезвычайно сложным (насчитывало около 700 различных иероглифов).
В Египте существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих.
Первыми здесь появились, как и в Шумере, школы для писцов. Ученик сначала упражнялся в писании на глиняных табличках или дощечках и только тогда, когда приобретал достаточных навыков, ему давали папирус.
Только в школах для жрецов изучали иероглифическое письмо, которое считалось священным. В этих школах все окутывалось мистикой и таинственностью, здесь передавали умение отправлять религиозные культы, а также сообщали научные сведения по математике, астрономии, географии и медицины, которые держались в тайне от других людей.
Во II тыс. до н.э. возникают первые учебные заведения в Китае. О них узнаем из древнейших китайских записей, сделанных на костях и панцирях черепах. На рубеже II и I тыс. до н. э. появляются летописи на бамбуковых и деревянных дощечках. Важные документы с VIII в. до н. э. записывали на дорогом шелке. В I в. китайцы научились изготовлять бумагу.
В Древнем Китае писали иероглифическим письмом, которое насчитывало несколько десятков тысяч иероглифов. Обучение грамоты продолжалось много лет, оно было доступно только детям чиновников и богачей.
Первыми китайскими школами были общинные школы, которые впоследствии делились на центральные и местные. Для подготовки различных чиновников открывались специальные учебные заведения: юридические, математические, медицинские, художественные. С развитием науки в Китае возникают высшие аристократические школы, где учили, прежде всего, ораторскому искусству, философии, религиозной морали, астрономии, медицины и т.д.
Кроме государственных существовали также частные школы. Первую частную школу открыл Конфуций.
Основу обучения составляли "шесть искусств": стрельба из лука, управление лошадью, музыка, письмо, арифметика, этикет. Изучению письму и счету не придавали такого особого значения как всем другим дисциплинам.
На рубеже I и II в. н. э. в Китае впервые была введена система государственных экзаменов на занятие государственных должностей: кто хотел в будущем стать ученым или чиновником, должен был составлять ряд экзаменов на протяжении нескольких лет. Поэтому вся умственная образование, как правило, была направлена на подготовку к сдаче этих экзаменов.
Во II тыс. до н. э. возникли школы в Индии. Об их существовании свидетельствуют Веды - древнейший памятник индийской религиозной литературы. Веды были составлены с помощью санскрита - древнего индийского языка.
В Индии была развитая устная традиция, которая до последнего времени оставалась ее характерной чертой. Уже в III в. до н. э. здесь существовали два алфавита - кхароштхи и брахме. Последний является источником всех позднейших индийских алфавитов.
Материалом для письма в Индии служило пальмовые листья. На севере страны для письма использовали внутреннюю сторону бересты.
В Ведах сохранились сведения об школы для двух высших состояний ("варны"): школы брахманов и школы кшатриев.
На время обучения учащиеся жили в доме учителя. Обучение в школе продолжалось 10-12 г. Для ученика день делился на две части. Часть дня выделялась для выполнения различных хозяйственных обязанностей в доме учителя, оговоренных при поступлении ребенка в школу. Другая часть дня предназначалась для школьных занятий. Занятия заключались, прежде всего, в заучивании наизусть стихотворений, гимнов и других религиозных текстов. Письмо в школах прививалося, как и в обществе в целом, очень медленно.
В разные периоды в древнеиндийских школах изучались: грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка, философия, красноречие.
2.2. Воспитание и школьное образование в государствах Древней Греции. Образование эпохи эллинизма
Экономический и культурный расцвет государств Древней Греции датируется VI-IV вв. до н. э. Хорошо известны две воспитательные системы тогдашней Греции: спартанская (Спарта - главный город Лаконии) и афинская (Афины - главный город Аттики).
Общие черты афинской и спартанской воспитательных систем:
- предназначались только для состоятельного полноправного населения;
- пренебрежительное отношение к физическому труду и к людям труда (неповноправного населения и рабов).
Особенности спартанской воспитательной системы. Воспитание в Спарте имело ярко выраженный военно-физический характер. Его главной задачей выступала подготовка мужественного, физически развитого, здорового, закаленного и выносливого воина - защитника земельной аристократии.
Воспитание было государственным и строго контролируемым ею. Контроль государства над воспитанием начиналось с первых дней жизни ребенка: новорожденных осматривали в специальном месте, которое называлось лесха. Только здоровые дети возвращались родителям.
До 7 лет осуществлялось семейное воспитание. С 7 и до 18 лет мальчики находились в специальных заведениях интернатного типа - агелах, а в промежуток времени от 18 до 20 лет переходили в группу ефебиев (“ефебія“ - молодой человек, молодость) и несли гарнизонную военную службу. После военной службы юноши становились полноправными гражданами Спарты. Гражданское совершеннолетие наступало в 30 лет.
В зависимости от года обучения детей в агелах делили на отдельные отряды. Руководитель агелу - пейдоном - специальное должностное лицо от государства. К воспитательной деятельности привлекались наиболее ловкие и умные юноши в возрасте 15-17 лет. Их называли іренами.
Уклад жизни в агелах был полностью построен по военному образцу. Все воспитание было направлено на выработку беспрекословного послушания, развитие выносливости и усвоения науки побеждать. На первом месте стояли физическое воспитание и военные упражнения. Много внимания уделялось таким военно-гимнастическим упражнениям как бег, борьба, метание диска и копья, приемы кулачного боя. К этому присоединялись музыка, пение и религиозно-обрядовые танцы. Искусство читать и писать официально не входило к содержанию обучения. Об особенностях спартанского воспитания достаточно ярко свидетельствует древний историк Плутарх в своих “Сравнительных життєописах”.
Одним из наиболее важных направлений умственного воспитания в агелах считалось умение юношей коротко и точно отвечать на поставленные вопросы ("лаконичный язык").
С 15-летнего возраста юноши получали право носить оружие и участвовать в так называемых криптіях - ночных облавах на илотов.
После каждого года обучения проводились публичные испытания - агоны.
Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей.
Особенности афинской воспитательной системы. Здесь воспитания мало выражен индивидуалистический характер. Афиняне стремились к сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического развития. Конечной целью воспитания выступала гармонично развитая личность. Эта цель определялась греческим понятием "калокагатія" (внутренняя и внешняя совершенство). Идеальный человек - тот, кто прекрасный телом и душой.
Семейное воспитание для мальчиков продолжалось до 7 лет, а для девочек - до замужества. Воспитание девочек было ограниченным и замкнутым. Они находились в отдельных частях жилых помещений - гінекеях. Мальчики после 7 лет начинали посещать школу. С целью избежания нежелательных уличных знакомств, мальчика в школу и из школы сопровождал специально приставленный раб - педагог (с гр.: “пайс“ - ребенок, “аго“ - веду за руку)
Школа (“схоле“) с греческого означает покой, досуга. В дальнейшем этим словом называли беседы философов с учениками, а еще дальше - и школьные занятия вообще.
Школы были частными и платными. Отдельно существовали мусические и гимнастические (палестры) школы. Первые давали всесторонний интеллектуальное развитие, а вторые - такую же культуру тела.
Посещение мусичної школы приходилось на возраст с 7-16 г.; в 12-16 г. мальчики занимались параллельно еще и в гимнастической школе. В дальнейшем (16-18 г.) наиболее обеспеченная часть молодежи поступала в государственные гимназии - учебные заведения повышенного типа. Весь образовательный путь заканчивался 2-летней ефебією (18-20 г.) - военной службой.
Мусична школа (с гр.: “мусична“ - искусство муз) имела два отдела - граматиста i кіфариста. Здесь занятия проводили учителя - дидаскали (“дидаско“ - я учу).
В школе граматиста учили читать, писать и считать. В процессе обучения грамоте применялся "буквоскладальний метод". Для письма использовали навощені деревянные дощечки, по которым писали заостренными палочками - стилем. Изучали все четыре арифметические действия. Считать учились с помощью пальцев, камешков и рахувальної доски (абаки). Цифры обозначались с помощью букв алфавита.
В школе кіфариста давалась литературное и музыкальное образование. Изучали произведения Гомера, Гесиода, а с конца V в. до н. э. штудировали Эсхила, Софокла, Еврипида. Литературные произведения часто декламировали в музыкальном сопровождении. Чаще всего в школе учили игры на лире и кефали. Тесно с музыкой стояло обучение пению.
В гимнастической школе - палестре (палестра - площадка для занятий гимнастикой) мальчики занимались системой физических упражнений, которые получили название пятиборье. Сюда входили: бег, борьба, прыжки, метание диска и метание копья. Кроме этого, в систему физических упражнений школы входило и плавание. Во главе этой школы стоял учитель - педотриб - специалист из всех видов гимнастики.
Гимнасий - государственное учебное заведение повышенного типа в Афинах. В V-IV вв. до н. э. здесь насчитывалось три гимнасия, содержавшихся за государственный счет: Ликей, Академия i Кіносарг. Здесь молодежь тщательно изучала философию, политику, ораторское искусство, литературу, а также продолжала заниматься гимнастикой.
Образование эпохи эллинизма. Период с IV в. до н. э. (со времени походов О.Македонського) к I в. н. э. в греческой истории называют эпохой эллинизма. В настоящее время греческая культура широко распространилась на огромной территории, завоеванной Македонским. Афинская философия, литература и искусство сочетались с математикой, астрономией и пусками естествознания, что издревле развивались в Древнем Востоке.
Центром этой культуры стало город Александрия. Здесь была создана богатейшая библиотека древнего мира, которая имела до 700 тыс. рукописных книг. В городе существовали музей, обсерватория, ботанический сад, зверинец.
Система школ в эпоху эллинизма напоминала афинскую. Но школьная дело усуспільнюється: школы из частных постепенно превращаются в государственные. Нарушается гармония умственного образования и физического воспитания. Физическое воспитание понесло упадка.
В образовании постепенно выделяется круг учебных дисциплин, которые становятся основой ее содержания: грамматика, диалектика, риторика, а также арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Они позже будут оформлены в “семь свободных искусств“, которые станут основой содержания повышенной (среднего) образования для всего европейского средневековья.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.008 с.) |