Основные теории происхождения воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории происхождения воспитания



Основные теории происхождения воспитания

 

 

Существует ряд теорий о происхождении воспитания. Представители біологізаторської теории (Г. Спенсер, Ш. Летурно) считают, что воспитание унаследованное людьми из животного мира. С позиций психологической теории (П. Монро) в основе воспитания лежит бессознательное инстинктивное стремление детей активно последовать действия старших. Религиозная концепция (К. Шмидт) кладет в основу утверждение, что Бог, создав человека, наделил ее особым даром - умением воспитывать. Представители трудовой теории (Ф. Энгельс, Л. Морган) утверждают, что толчком к возникновению воспитания в человеческом обществе было производство простейших орудий труда.

 

Почти все исследователи сходятся в том, что воспитание неотделимо от человеческого общества и присущее ему с самого начала его существования. Воспитание возникло как следствие потребности в передаче следующим поколениям накопленного производственного, социального и духовного опыта.

 

Особенности воспитания на различных этапах развития первобытного общества

 

 

В истории воспитания отправной точкой стала педагогическая практика первобытных людей. Полностью реконструировать этот феномен сегодня довольно трудно. Единственные доступные нам источники - вещественные находки археологов. Но они недостаточны для получения исчерпывающей информации. Исследователи также воспроизводят воспитательную практику первобытных людей путем аналогий, используя этнографические данные о наиболее отсталых в своем развитии племен, которые иногда еще встречаются на Земле.

 

Существование первобытного строя измеряется сотнями тысяч лет. В своем развитии он прошел несколько периодов: первобытное стадо, родовая община, расписание первобытного строя. Воспитание подрастающего поколения на каждом его этапе имело свои особенности.

 

В первобытном стаде, когда только завершается процесс биологического становления человека, никаких организованных форм воспитания еще нет. Не существует дифференциации воспитательных воздействий нравственного, трудового, тем более интеллектуального направления. Воспитание происходит стихийно и ограничивается прямым воспроизведением небогатого общественного опыта.

 

Эпоха родового строя характеризуется значительным расширением общественного опыта и преобразованием человеческих стад стали коллективы родственников - роды, племена. У людей появляются религиозные представления.

 

Первоначальная родовая семья сначала делилась на три возрастные группы: первая - дети и подростки; вторая - взрослые, полноправные участники жизни и труда; третья - пожилые люди, старики. Количество таких возрастных групп со временем увеличивалась. Для многих первобытных племен переход в группу взрослых сопровождался специальными актами, которые получили название “инициация“.

 

Возрастная инициация - первая в истории педагогики институализированная форма воспитания детей. Она представляет собой систему испытаний и церемонию посвящения подростков в полноправные члены коллектива, чему предшествует достаточно длительная специальная подготовка.

 

Цель воспитания в этот период заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, установленных способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев, обрядов.

 

Единственной воспитательной институцией выступает целая община. Воспитание является общественным, совместным и одинаковым для всех. Функция воспитателя постепенно закрепляется за группой стариков, которые были носителями и хранителями коллективного опыта. Часто выполняли роль воспитателей и старшие дети.

 

Существовали лишь возрастные и половые различия в воспитании детей. Воспитание осуществлялось путем прямого включения детей в конкретные виды трудовой деятельности взрослых и мало практический характер. Оно было естественным и свободным. Дети воспринимали его как неотъемлемую часть их действительного сегодняшней жизни, а не как подготовку к жизни будущего.

 

На последних этапах матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающих людей - дома молодежи. Они были отдельными для мальчиков и девочек. Здесь дети под руководством старейшин рода готовились к жизни и труду.

 

Вершиной первообщинной культуры выступила появление письменности в виде пиктографического письма. Пиктографическое письмо - это способ передачи информации с помощью специальных рисунков.

 

К первым в истории человечества организационным формам воспитания относятся: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, ритуализованные обряды, устное творчество первобытных людей. Особое значение уделялось соблюдению установленных запретов - табу.

 

Эпоха разложения первобытнообщинного строя характеризуется возникновением соседских общин, постепенным установлением патриархальных общественных отношений и моногамной семьи, имущественным расслоением общества.

 

Воспитание в это время начинает складываться как особая общественная функция и набирает некоторых организованных форм. Вместе с первоначальным коллективом еще одним воспитательным институтом постепенно становится семья.

 

Расширяются религиозные представления людей, растут сведения по астрономии, истории, медицины, осложняется опыт выполнения сельскохозяйственных работ. Рост объема человеческих знаний вместе с сословным расслоением общества породили отделение умственного воспитания от физического труда и необходимость организации специального обучения. Причем умственное воспитание становится монополией господствующей группы людей, поскольку именно в их руках сосредоточивались такие знания. Все это также привело к появлению людей, для которых воспитание становится сферой их профессиональной деятельности.

 

Требования к учебникам. Учебники Я.А.Коменского

 

 

Ряд дидактических взглядов Коменского отразились в сформулированных им требованиях к учебников, и собственно в самих учебниках, составленных им.

 

Требования к учебникам:

 

1) для каждого класса должен быть отдельный учебник, который соответствует возрастным особенностям детей;

 

2) написаны понятным и доступным языком, все сложные термины должны быть представлены на родном языке;

 

3) небольшие по объему. Изложение должен быть полным и обстоятельным, но подавать основные вещи в немногих четко сформулированных и легких для запоминания правилах;

 

4) иллюстрированные и привлекательные;

 

5) слова подавались бы в сочетании с вещами и наоборот.

 

Коменский составил много учебников. Наиболее известными из них оказались два: “Открытые двери языков и всех наук“ (1631) и “Видимый мир в картинах“ (1654).

 

“Открытые двери языков и всех наук“ - учебник для изучения латинского языка. В нем подано 8 тыс. латинских слов и около 1 тыс. предложений и рассказов. В этом учебнике Коменский впервые предложил изучать иностранный язык одновременно с ознакомлением ребенка с доступными ей знаниями из разных сфер. Эта книга принесла Коменському мировое признание и славу. Ее назвали золотой.

 

“Видимый мир в картинах“ представляет собой иллюстрированную детскую энциклопедию начальных знаний. Учебник составлен в соответствии с пансофічними идеями Коменского (написан в Шарош-Патоке когда он создавал пансофічну школу) и является примером реализации принципа наглядности. В нем заключено 150 статей об окружающем мире, каждая из которых сопровождается рисунком.

 

Этот учебник - первая в мире иллюстрированная книга для детей. Она была переведена на многие языки мира, долго служила в качестве учебника для начального обучения. Впервые была издана на Украине в начале XIX в.

 

 

4.8. Вопросы воспитания и школьной дисциплины в работах Я.А.Коменского

 

 

В работах Коменского есть много указаний относительно различных видов воспитания, но этим проблемам он предоставляет несколько меньше внимания и не разрабатывает их основательно.

 

Коменский выдвигает целое учение о нравственном воспитании и школьную дисциплину. Это понятно, ведь нравственность входит в трех основных качеств человека, которые составляют ее суть: мудрость, нравственность и благочестие.

 

Образование - лишь первая ступень на пути к триединой цели воспитания. Она дает мудрость (познание себя и всех вещей). Но “несчастная и образование, которое не переходит в нравственность и благочестие“. “Что золотое кольцо в носу у свиньи, то именно образование у человека, который отворачивается от добродіянь“. Поэтому нравственное воспитание он называет следующим, более высшим этапом подготовки человека к жизни.

 

Коменский называет 4 кардинальные моральные качества, которые нужно сформировать у человека: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Как разновидность мужества предлагает рассматривать выносливость в труде и благородную щиросердечність.

 

Если эти качества Коменский называет основными, кардинальными, то в своих трудах он называет целый арсенал разнообразных конкретных моральных качеств, которые нужно формировать у детей.

 

Моральные качества нужно воплощать юношеству все без исключения, причем начинать делать это как можно младшего возраста.

 

До основных средств нравственного воспитания относит примеры порядочного жизни родителей, учителей, товарищей (основа нравственности); моральные правила и наставления, взяты из священного писания и высказываний мудрецов; упражнения и приучение; дисциплина.

 

Школьную дисциплину Коменский рассматривает и как неизменный порядок школьной жизни, обязательный для всех, и как условие для правильной постановки обучения и воспитания, и как систему наказаний, средство воздействия на школьников. “Школа без дисциплины является мельница без воды“.

 

Во взглядах на пути достижения дисциплины Коменский стоит на гуманистических позициях. Он считает, что “применять дисциплину надо не для того, чтобы наказать, а чтобы тот, кто провинился, не делал плохих поступков“. Делать это нужно так, чтобы сам ученик, который провинился, понял, что наказание назначается ему для его же собственного блага, и “относился к наказанию только как к прописанных врачом горьких лекарств“.

 

Но, будучи гуманистом, Коменский проявляет непоследовательность в отношении телесных наказаний. Он строго запрещает применять их в качестве наказания за обучение. Коменский выступает против телесных наказаний и по воспитанию, но допускает их как крайние меры в трех случаях:

 

- за богохульство, за все, что направлено против Бога;

 

- за упорную непослушание и сознательную неповиновение учителю;

 

- за чванство, недоброжелательность, отказ помочь товарищу в обучении.

 

Главным средством дисциплинирование Коменский называет авторитет учителя, который должен быть таким, чтобы ученику было грех его не послушать. Для этого учитель должен всегда идти впереди и вести за собой учеников. К учителю и к учительской профессии Коменский ставит высокие требования.

 

4.9. Я.А.Коменський об учителе и требования к нему

 

 

Никто к Коменского не подносил так высоко профессии учителя. Эту профессию называет “самой почетной под солнцем“. Население, по его мнению, должно с уважением относиться к учителям.

 

Но с другой стороны, сами учителя должны способствовать этому, и предъявляет к ним чрезвычайно высокие требования. Коменский сформулировал новый взгляд на учителя: “А лучшие из-среди людей пусть будут учителями...“

 

Во многих своих трудах Коменский сформулировал ряд требований к учителю.

 

Учитель должен быть честным, упорным, трудолюбивым, религиозным, быть образцом добродетелей. Самая большая забота учителя - захватывать детей своим примером.

 

Он должен любить учеников и относиться к ним по-отечески. Быть для них не только руководителем, но и другом и охранником во всем добром.

 

Коменский ставит высокие требования к образованию учителя. Для учеников он должен быть живой библиотекой. “Малознаючий учитель - облако без дождя, лампа без света, без источник воды, тело без души“.

 

Коменский ставит перед учителем триединая задача: чтобы он умел, мог и хотел учить, то есть 1) чтобы сам знал, почему он должен учить; 2) чтобы мог обучать других тому, что сам знает (то есть был дидактом и умел быть терпеливым); 3) чтобы он потому, что знает и может также хотел учить других, чтобы мечтал поднять других к свету.

 

В одном из своих произведений Коменский писал: “Человеческая природа свободная и любит добрую волю. Ворчливые учителя, властные и такие, которые используют побои, являются врагами человеческой природы, они будто созданы для того, чтобы заглушать и уничтожать способности, а не превозносить и облагораживать. Сюда же относятся скучные и бесплодные догматики, что учат учеников одними сухими установками; они из них делают или ворчливых зануд или инертных людей, похожих на них самих“.

 

 

Основные теории происхождения воспитания

 

 

Существует ряд теорий о происхождении воспитания. Представители біологізаторської теории (Г. Спенсер, Ш. Летурно) считают, что воспитание унаследованное людьми из животного мира. С позиций психологической теории (П. Монро) в основе воспитания лежит бессознательное инстинктивное стремление детей активно последовать действия старших. Религиозная концепция (К. Шмидт) кладет в основу утверждение, что Бог, создав человека, наделил ее особым даром - умением воспитывать. Представители трудовой теории (Ф. Энгельс, Л. Морган) утверждают, что толчком к возникновению воспитания в человеческом обществе было производство простейших орудий труда.

 

Почти все исследователи сходятся в том, что воспитание неотделимо от человеческого общества и присущее ему с самого начала его существования. Воспитание возникло как следствие потребности в передаче следующим поколениям накопленного производственного, социального и духовного опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.028 с.)