Воспитание, школа и педагогическая мысль в древнем риме. Педагогические идеи квинтилиана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание, школа и педагогическая мысль в древнем риме. Педагогические идеи квинтилиана



 

 

История Древнего Рима делится на два отличных друг от друга периоды: республиканский период (VI-I вв. до н. э.); период Римской империи (30 г. до н. э.-476 г. н. э.).

 

Римское воспитание на всех этапах преследует, прежде всего, практические цели. Дети из простых семей получали практическую трудовую подготовку, а детей привилегированных граждан готовили к активной государственной деятельности. Первым делом было выработки у представителей всех слоев населения такого качества, как преданность родине, государству.

 

В отличие от греческого воспитание в образовательно-воспитательной системе Рима находится место и для бедного, но свободного населения. Для детей плебеев были доступны начальные школы.

 

В Риме школы приобретают широкое распространение во второй половине республиканской эпохи (II-I вв. до н. э.). Все они были сначала частными и платными и только в эпоху империи постепенно превратились в государственные.

 

Элементарные (начальные) школы существовали еще в III в. до н. э. Они обслуживали вільнонароджене со средним достатком населения (плебеев). Здесь учили читать, писать и счета. Методика обучения была такой же как и в афинских мусичних школах. В эти школы допускались и девочки.

 

Богатые римляне предпочитали домашнем начальном обучению своих детей.

 

В середине II в. до н.э. возникают грамматические школы для детей наиболее состоятельного населения. Сюда поступали мальчики 12-летнего возраста, которые получили предварительную домашнюю подготовку, и учились здесь до 16 лет. Это были школы повышенного типа, их прототипом стали афинские гімнасії. В них изучали греческий и латинский языки, теорию словесности, греческую литературу и историю.

 

Во времена империи вид грамматических школ сохраняется. Важное достижение в этом отношении связано с развитием женского образования: в I-II вв. наряду с мужскими грамматическими школами возникают и женские, что для истории педагогики было новым.

 

Во второй половине республиканской эпохи (II-I вв. до н. э.) возникают риторические школы, которые были высшей степенью школьной римской образования. Они готовили юношей из наиболее богатых семей к будущей государственной деятельности. Здесь за достаточно высокую плату овладевали ораторским искусством, изучали в большом объеме философию, риторику, правоведение, давались некоторые сведения из математики, астрономии, музыке.

 

Итак, в римских школах всех типов из обязательного перечня полностью исключено физическое воспитание и почти отсутствует музыка.

 

В последние годы императорского периода упадок римская культура и это находит отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения. В школах царит формализм, риторика вырождается во внешнее красноречие, падает нравственность и т.д.

 

В конце Римской империи, когда христианство становится господствующей религией, на должности учителей все больше попадают представители христианского духовенства. Учебно-воспитательная работа приобретает постепенно религиозного характера. Поскольку христианская церковь не поддерживала образовательно-воспитательных идеалов античности, то к концу эпохи древнего мира (IV-V вв.) значительно снизился уровень образованности, который был достигнут в древних Греции и Риме.

 

Древньоримська теоретическая педагогика представлена прежде всего Квінтіліаном. Марк Фабій Квинтилиан (42-118 гг.) - выдающийся римский педагог. В течение 20 лет удерживал открытую им риторическую школу, которая стала первой государственной риторической школой в Риме.

 

Квинтилиан - основоположник педагогической литературы. Он написал первый в истории трактат по педагогике, который называется “О воспитании оратора“. Здесь впервые дается законченная система педагогических (в основном дидактических) указаний. Наставления Квінтіліана имеют загальнопедагогічний характер, хотя он и говорит о подготовке будущего оратора.

 

Конечную цель воспитания Квинтилиан видит в подготовке высокообразованного оратора: каждая свободная человек должен вести активную общественную жизнь, а это возможно только при условии овладения ораторским искусством.

 

По его учению будь-яка полноправная человек от природы наделенная определенными дарованиями. Тупых детей нет, речь может идти лишь об лучшие или худшие дарения. Поэтому при условии счастливого сочетания природных дарований и воспитания почти каждый может стать оратором. При этом определяющую роль педагог предоставляет воспитанию.

 

Квинтилиан был сторонником общественного школьного воспитания детей. Квинтилиан делает ряд ценных указаний и относительно семейного воспитания. Особо подчеркивал, чтобы родители и все лица, которые окружают ребенка, были высоконравственными и разговаривали с ней чистой классической без местных диалектов языке, ведь будущем оратору необходимо хорошо разговаривать.

 

Он выдвигает ряд важных дидактических требований. В первую очередь это такие как одновременное изучение нескольких учебных предметов при определенном их дежурстве между собой, сочетание заучивания и осмысления материала, учет индивидуальных возможностей учащихся, необходимость радостного обучения и т.д.

 

Относительно изучение грамоты Квинтилиан делает попытку усовершенствовать буквоскладальний метод, предлагая осуществлять одновременное освоение внешнего вида и названий букв, подчеркивая при этом значение наглядных приемов.

 

Квинтилиан впервые в истории педагогики формулирует ряд требований к учителю. Важнейшие из них следующие: учитель должен любить детей, быть для них хорошим примером во всем, разговаривать чистой и грамотным языком, быть образованным. Для работы в школе повышенного типа учитель обязательно должен предварительно работать определенное время в элементарной школе.

 

3.1. Особенности образовательно-воспитательной практики и педагогической мысли в эпоху Средневековья

 

 

Эпоха европейского средневековья охватывает временной период V-нач. XVI ст. От времен Римской империи она унаследовала христианскую религию в ее западном разнообразии известном как католицизм (с 1054 г.). Христианская церковь стала главной идеологической силой, которая определяла весь развитие культуры и образования в эту эпоху.

 

В основу религиозной идеологии было положено разработанную церковью аскетическую доктрину, которая учила безразлично относиться к мирских благ и проявлять покорность земным властям. Человек рассматривался как существо греховное, которая обязана молитвами и праведной жизнью искупить первородный грех.

 

Церковь категорически отрицала почти все наследие античной культуры, кроме латинского языка. Латинский язык стал языком тогдашней европейской образованности. Этой языке велось богослужения в католической церкви, она же была и языком науки. Ею были написаны основные произведения церковной литературы, в частности богослужебные книги. Латинский язык, мертва и непонятная для учеников, стала на долгое время языком обучения в средневековой школе.

 

В эпоху, что рассматривается, в Западной Европе сложились следующие основные типы воспитания и образования: церковное, рыцарское, бюргерське и практическое. Отдельным было воспитание женщин.

 

Церковное воспитание - основной тип средневекового воспитания. Оно осуществлялось в христианских семьях и главным образом в церковных школах, которые тогда были самыми распространенными.

 

В церковных школах проповедовал. аскетический образ жизни и практиковались суровые наказания, поскольку они, как утверждалось, способствуют спасению души, выгоняют дьявольское начало с человека, облегчая этим путь к искуплению грехов.

 

Церковные школы, которые предназначались только для мальчиков, делились на несколько разновидностей: монастырские, соборные (или кафедральные) и приходские.

 

Монастырские школы, которые открывались при монастырях, были внутренними и внешними: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монахи и которые жили в монастырях; внешние школы посещали мальчики мирян.

 

При епископских резиденциях открывались соборные или кафедральные школы (при кафедре епископа). Они также делились на внутренние и внешние.

 

Наиболее распространенными были приходские школы. Эти школы возникали при приходских церквях, содержались священнослужителями и предназначались для обучения детей прихожан.

 

Во всех церковных школах учителями были духовные лица. Образование имело строго теологический характер. Всю истину искали в священном писании и изучали “на зубок“ только канонические (разрешены церковью) учебники и другие священные книги. Обучение строилось преимущественно на запоминании текстов из священного писания и комментариев к ним. В связи с этим в школах царил катехізичний способ овладения знаниями, когда учебный материал подается в виде вопросов и готовых ответов к ним.

 

В приходских школах, где группа учеников составляла, как правило, 3-10 мальчиков в возрасте 7-15 г., учили читать, писать, считать, а также церковного пения.

 

Читать учились буквоскладальним методом. Он основывался на механическом запоминании, поскольку материалом для чтения служили религиозные книги, написанные на латинском языке и смысл их был недоступен детям. После овладения чтением изучали писание, техника которого была такой же сложной.

 

Детей обучали также простейшем счета в пределах сложения, вычитания и умножения. Делением занимались очень редко через сложность действия. Самым важным было заучивание молитв и религиозных мелодий. Определенных сроков и расписания занятий в приходских школах не было.

 

В средневековой школе в целом типичной была индивидуально-групповая форма обучения. Сначала учитель читал материал для восприятия (на латинском языке, конечно), а ученики все вместе повторяли его вслух с целью изучить услышанное наизусть. Там, где ученики владели письмом, они еще и записывали урок на навощеній дощечке. Затем каждый ученик вызывался к доске и должен был повторять изученное без каких-либо задержек.

 

Во внешних монастырских и внешних соборных школах обучение было подобным образования, которую давали приходские школы.

 

Содержание образования во внутренних школах был несколько шире. Здесь изучались дополнительно еще “семь свободных искусств“ - полное возведение средневековых наук. В VI в. это сведение было разделено на два цикла: “тривиум“ - грамматика, риторика и диалектика; “квадривіум“ - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Чаще всего ограничивались лишь “тривіумом“, а в более крупных школах изучали i “квадривіум“. Вершиной обучения считалось богословия. Этим и исчерпывался весь смысл средневековой образования.

 

Рыцарское воспитание получали дети светских феодалов. Его целью было выработать у будущих рыцарей (“господ земли и крестьян“) крепостническую мораль, научить вести себя в “высшем обществе“ и дать военно-физическую подготовку через частые вооруженные столкновения между феодалами.

 

Средневековое рыцарство ставился с презрением ко всем видам труда, включая и умственную. Даже элементарная грамотность вплоть до XII в. не считалась обязательной. Поэтому многие представителей рыцарского состояния (графов, герцогов) в период раннего средневековья были неграмотными.

 

Сыновья феодалов воспитывались в духе “семи рыцарских добродетелей“, куда входили: умение ездить верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охоты, игры в шахматы и умение сочинять стихи и играть на музыкальных инструментах.

 

До 7 лет дети воспитывались в семье. А все упомянутые выше добродетели старший сын феодала добывал при дворе сюзерена (вышестоящего феодала), куда его отдавали в 7-летнем возрасте. Что касается младших сыновей феодала, то они оставались дома и здесь упражнялись в рыцарских добродетелях.

 

Система практического воспитания охватывала основную массу бедного населения, которое, как уже известно, не получало любой организованной образования в школах. Сюда входили прежде всего крестьяне, а также - мелкие ремесленники. Их дети воспитывались родителями в повседневной работы на огороде, в поле, в мастерской. Обучение труда, что было непосредственной целью такого воспитания, и сама работа осуществлялись одновременно. Об элементарной умственную образование детей в данном случае говорить не приходится.

 

Городское (или бюргерське) воспитание появилось в связи с ростом городов и развитием торговли в X-XI вв. и появлением нового социального положения - горожан (бюргеров).

 

Для удовлетворения потребностей в образовании городского населения возник новый тип учебных заведений - городские школы. Эти школы были двух видов. Ремесленники открывали свои цеховые школы, а купцы свои гильдий школы. Постепенно они были превращены в начальные магистратские школы, которые содержались за счет городского самоуправления - магистрата.

 

В этих школах впервые начали обучать детей на родном языке и обращать внимание на сообщение полезных знаний. В системе городского воспитания обще образовательная подготовка сочеталась с профессионально-прикладной.

 

Воспитание и образование женщин в эпоху средневековья также имели сословный характер. Девушки знатного происхождения воспитывались в семьях под присмотром матери и специальных воспитательниц, а также в пансионах при женских монастырях. Девушек учили читать, писать, а в пансионах они изучали еще и русский язык, знакомились с библией, приучались к благородных манер.

 

Воспитание девушек, которые принадлежали к непривилегированных сословий, ограничивалось приобретением навыков вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным канонам.

 

Педагогическая мысль в эпоху средневековья была также пронизанной духом религиозной идеологии. ЕЕ в определенной мере представляли мысли о религиозно-нравственное воспитание, что находили свое выражение в богословской и философской литературе.

 

В XII-XIII вв. начали появляться отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати. Одним из наиболее известных таких произведений является произведение Винцента из Бове (XIII ст.) “Наставления о сыновьям правителей и благородных людей“. Это произведение составляли преимущественно большие отрывки о воспитании из разных источников.

 

Типичным примером произведения, написанного в схоластическом духе, может служить “Дидаскаліон“ Гуго Сен-Вікторського (XII в.).

 

 

3.2. Схоластика и ее влияние на содержание и методику обучения

 

 

Схоластика - средневековая философия, представители которой ставили своей задачей представить в виде наукоподібної системы религиозное учение и обосновать его ссылками на авторитет отцов церкви и на священное писание. Она зародилась в XI в. и систематизувалася в науку в XII-XIII ст.

 

Толчком к ее возникновения стало распространение в настоящее время ересей, когда религиозные постулаты, которые раньше воспринимались на веру, начали ставиться под сомнение и им требовали объяснения.

 

В этой связи появились теории номинализма и реализма. Представители первой теории утверждали, что общие понятия не существуют отдельно, а есть только названиями, абстракциями человеческого разума. Реалисты, наоборот, утверждали, что общие понятия возникли ранее от вещей. Наиболее известной в средние века является схоластическая система Фомы Аквинского.

 

Положительными сторонами схоластики было то, что она оживила на некоторое время религиозно-философскую мысль, познакомила Европу со многими трудами древнегреческих и арабских мыслителей (прежде всего Платона и Аристотеля). Схоластика также развивала формально-логическое мышление, тренировала ум.

 

В XV-XVI вв. схоластика изжила себя, виродившись в формализованную школьную премудрость, которая находилась в остром противоречии с требованиями жизни и представляла бесплодные размышления. Средневековая школа была полностью оторванной от жизни. Схоластическое обучения вело к начетничества и догматизма. Со схоластикой связан господствующий в тогдашних школах катехізичний способ обучения (в форме вопросов и ответов). Это приводило к заучивания учениками наизусть готовых определений и до отказа от самостоятельного мышления.

 

В целом схоластика стала преградой поступательному развитию науки, образования и школы.

 

3.3. Развитие университетского образования в эпоху средневековья

 

 

В XII в. возникают новые образовательные заведения - университеты. В переводе с латинского это название означает корпорация. Так называли объединения преподавателей между собой и преподавателей со студентами. Инициаторами основания университетов выступали, как правило, ученые, которые были недовольны тем, что церковные школы игнорировали новые знания, поскольку они не отвечали догматам веры.

 

Среди первых были основаны университеты в Болонье (1158 г., Италия), Оксфорде (1168 г., Англия), Кембридже (1209 г., Англия), Париже (1253 г., Франция), Праге (1348 г., Чехия), Кракове (1364 г., Польша) и др. На 1500-й г. в Европе насчитывалось уже 65 университетов.

 

Первые университеты имели свое самоуправление и пользовались определенной автономией по отношению к церкви, феодалов и городских магистратов. Ученики назывались студентами, что с латинского означает старательно учиться. Они объединялись в провинции и нации. Преподаватели объединялись в особые организации факультеты - способность излагать тот или иной учебный предмет. Преподаватели выбирали главу - декана факультета. Ректором называли главу университета, которого также выбирали. Путем выборов назначались и другие должностные лица.

 

Но с момента возникновения университетов церковь, пользуясь монополией на обучение, постаралась подчинить их себе. Для этого давала университетам различные привилегии и материальные пособия, наводнювала их своими преподавателями и даже основывала свои университеты (например, так было с Парижским университетом). Постепенно церковь добилась своей цели, а богословский факультет становится самым главным.

 

Средневековые университеты имели конечно 4 факультета: артистичный (или факультет искусств), богословский, юридический и медицинский.

 

Артистический факультет (срок обучения на нем - 6-7 лет) был подготовительным и выполнял роль средней школы. Здесь изучали традиционные “семь свободных искусств“. Кто заканчивал этот факультет, получал степень “магистра искусств“, а также право вступать на другие три главные факультеты.

 

Срок обучения на основных факультетах длился 5-6 лет. Лица, окончившие полный курс обучения (11-13 лет), получали высшее звание “доктора наук“.

 

Основными видами занятий в университетах были лекции, когда профессор читал по книге текст и комментировал его и диспуты. Последние были характерны для средневековых университетов. Они организовывались на основе тезисов, которые заранее сообщались ученикам и затем обсуждались. Диспуты проходили горячо и длились иногда по 10-12 часов с небольшим перерывом на обед. Кроме всего этого ученики выполняли еще и письменные упражнения - писали трактаты.

 

Следует отметить, что в средневековых университетах обучение было схоластическим. Ученые-богословы стремились примирить науку и религию. Диспуты, что здесь организовывались, часто представляли собой набор словесных перепалок и хитросплетений схоластической учености, были оторванными от жизненных потребностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.05 с.)