Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 4. Развитие монологической речи дошкольниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Содержание вопроса: типы монологов - пересказ и самостоятельный рассказ. Требования к произведениям для пересказа. Типичная структура занятий по пересказу. Приемы обучения пересказу. Типы монологов в зависимости от источника высказывания: рассказывание по игрушкам и картинам, из опыта, творческое рассказывание. Раскрыть сущность одного из типов монологов. 2. Практическое задание: составить разные варианты вводной части, вопросы для беседы по содержанию произведения для пересказа в старшей группе. 3. Основные понятия: пересказ, рассказ, структура занятий по пересказу, приемы обучения пересказу, виды монологов. 4. Основные исследователи: Е.И.Тихеева, А.М.Леушина, А.М.Бородич, Л.А.Пеньевская, Э.П.Короткова, О.С.Ушакова.
Теоретические вопросы. Типы монологов. В педагогической литературе чаще подчёркивается особая роль связной монологической речи. Задачи монологической речи решаются в процессе пересказа и рассказа. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Рассказ – самостоятельно составленное изложение определенного содержания. К произведениям для пересказа предъявляются требования: - небольшой объем; - высокая художественная ценность, идейная направленность, нравственная и педагогическая ценность; - динамичность, лаконичность, образность изложения; - четкость и последовательность развертывания действия (композиция); - занимательность содержания; - доступность содержания литературного произведения опыту детей; - наличие в произведении героев, знакомых детям, с ярко выраженными чертами характера; - простой и выразительный язык. Занятия по пересказу имеют определенную структуру: 1.Вводная часть. Ее цель: подготовить к восприятию произведения. В этой части можно использовать наглядность, вопросы к детям, обращение к личному опыту. 2. Первичное чтение текста. Цель: восприятие произведения. Даем точное название произведения, указываем фамилию автора. 3. Вторичное чтение текста с установкой на беседу по содержанию. Цель: подготовить к беседе по содержанию. 4. Беседа по содержанию произведения. Задаем детям вопросы, на которые они отвечают строчками из текста. 5. Чтение произведения 3-ий раз с установкой на запоминание. 6. Пауза для осмысления текста. 7. Пересказы детей. Анализ каждого пересказа. На занятиях по пересказу используются приемы обучения: - совместный пересказ (в самом начале обучения; с робкими детьми); - отраженный пересказ (ребенок вставляет отдельные реплики в рассказ воспитателя, повторяет целые фразы); - подсказ слова или фразы; - вопросы (во вводной беседе и в процессе самого занятия); - упражнение после общего указания (пересказывание еще раз отдельного места текста); - поощрение (применять как можно чаще, выражать его улыбкой, кивком головы, коротким словом); - пересказ по частям (для опроса большего количества детей); - пересказ по ролям; - пересказ от лица героя (использовать в конце занятия); - игра – драматизация (для выразительности детской речи). В зависимости от источника высказывания выделяем следующие виды рассказов: по игрушкам и картинам, из опыта, творческие рассказы. Рассказы из опыта опираются на материал, воспринятый и осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей, для проявления индивидуальности ребенка. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей. Обучение рассказыванию из опыта рекомендуется начинать со старшей группы. Но можно начинать раньше: на 4-ом году жизни детей можно учить изложению мыслей с помощью вопросов; в средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя; в старших группах – самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило. Тематика рассказов. Средняя группа: как провели праздник новогодней елки; о родном доме; о кошке или собаке; как работали на огороде; что видели на кухне. Старшая и подготовительная группа: о том, как провели праздник; что видели во время экскурсии, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг. Рассказы из опыта можно разделить на 2 вида: · из коллективного опыта (о событиях, где принимали участие все дети); · из индивидуального опыта. Первый вид для педагога психологически проще, т.к. он сам был участником событий. Наиболее эффективны и широко используются следующие приемы: вспомогательный вопросы, образец рассказа, план рассказа, указание, анализ и оценка детских рассказов, подсказ, совместный рассказ воспитателя. Требования к образцу рассказа воспитателя: 1. В основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо случай, представляющий интерес для детей. 2. Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения.(завязка, кульминация, развязка). 3. Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ – быть понятым и кратким, образным и без длинных фраз. Особенности работы: Младшая группа: высказывания детей несовершенны, их трудно понять слушателю. Занятие проходит, как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему. Разговор – беседу связывают с наглядным материалом. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки в игровом уголке, затем рассказать, какие игрушки есть у детей дома, обобщает высказывания детей. Занятие тоже заканчивается эмоционально: чтением стихов, пением, слушанием. Беседовать следует до тех пор, пока у детей сохраняется интерес. Средняя группа: обучение начинается с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей. Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающих коллективный опыт. Воспитатель начинает изложение событий, а дети предлагают. Воспитатель помогает вопросами, напоминаниями, облегчая детям последовательность рассказывания. Детские высказывания часто бывают невыразительными, изобилуют паузами. Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателя повествования, но обучающая роль воспитателя велика. Воспитатель использует образец и план. В начале учебного года в старшей группе можно использовать образец с последующим его анализом. Постепенно можно перейти к рассказыванию по плану и по указанию педагога. Тематика расширяется, добавляются морально-этические темы. Используется коллективное рассказывание, возможно совместное с детьми составление плана рассказа, рисование детьми своей любимой игрушки. К анализу привлекаются дети, оценка педагога должна быть доброжелательной, конкретной, без общих фраз. Одним из ценных приемов развития речи является составление письма. Этот прием был предложен и обоснован Е.И.Тихеевой. письменная речь – высшая форма связной речи. Составление письма – своеобразный коллективный рассказ детей, имеющий особое содержание и структуру. Творческое рассказывание осуществляется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется большой запас знаний об окружающем, дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание. Требуется умение придумывать завязку, ход событий, развязку, а также точно, выразительно, занимательно передавать свой замысел. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний определенные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Словесное творчество детей выражается в различных формах: сочинение рассказов, сказок, описание; в сочинении стихов, загадок, небылиц. В формировании детского творчества выделяем 3 этапа (Н.А.Ветлугина): 1. Накопление опыта. 2. Собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. 3. На этом этапе появляется новая продукция. Педагогические условия творческого рассказывания. 1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. (экскурсии, наблюдения, чтение). 2. Обогащение и активизация словаря. 3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания. 4. Правильное понимание детьми задания «придумать». Тематика творческих рассказов должна быть близка опыту детей, доступна пониманию и интересна. Темы с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Как Катя потерялась в зоопарке». Темы с отвлеченным содержанием: «Про веселый случай», «Про интересный случай». Условно можно выделить следующие виды творческих рассказов: рассказы реалистического характера, сказки, описание природы. Приемы обучения творческого рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и видов рассказа. 1. В старшей группе можно использовать прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. 2. Придумывание детьми продолжения авторского текста. В подготовительной группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются. Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения: 1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. 2. Вспомогательные вопросы. 3. План в виде вопросов. 4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему. Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Помощь детям оказывает образец воспитателя. Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки – самоделки, чтение которых дети с удовольствием слушают. Практическое задание: составить разные варианты вводной части, вопросы для беседы по содержанию произведения для пересказа в старшей группе. Варианты вводной части по произведению В.Осеевой «Хорошее»: 1 вариант: рассмотреть иллюстрации с изображением хороших поступков детей, привести примеры своих хороших поступков; 2 вариант: вспомнить знакомые произведения о хороших и плохих поступках, назвать их, привести примеры поступков. Беседа по содержанию: - Как называется рассказ? Кто его автор? - О чем подумал Юра, проснувшись? - О чем попросили Юру няня, сестренка, Трезорка? - Что он им ответил? - С какой просьбой обратился Юра к маме? - Что посоветовала ему мама? - Почему рассказ называется «Хорошее»?
Вопрос 5. Содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте
1. Теоретические вопросы: сущность подготовки к обучению грамоте: общеречевое развитие ребенка, звуковой аналитико-синтетический метод, фонематический слух. Направления работы по обучению грамоте: ознакомление детей со словом и предложением, словесным составом предложения, слоговым и звуковым строением слова. Приемы обучения со словесным составом предложения. Этапы ознакомления со слоговым и звуковым строением слова. 2. Практическое задание: провести звуковой анализ слова лиса, сравнительный звуковой анализ слов кот и кит. 3. Основные понятия: обучение грамоте, общеречевое развитие ребенка, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, направления работы по обучению грамоте, словесный состав предложения, слоговой анализ слова, звуковой анализ слова. 4. Основные исследователи: Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова, Н.А.Зайцев, Г.А.Тумакова, А.И.Максаков, Е.Е.Шулешко.
Теоретические вопросы. Основой обучения грамоте является общеречевое развитие ребенка. Поэтому при подготовке детей к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования показали, что дети с хорошо развитой речь успешно овладевают грамотой. В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. Варианты звукового аналитико-синтетического метода разработаны Горецким, Кирюшкиным, Иванько, Элькониным. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Большое внимание следует уделять фонематическому слуху (способность воспринимать звуки человеческой речи). Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия (анализ звуковой структуры слов) имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Методика ознакомления со словом и предложением. При формировании представлений о слове выделяют два момента: выделение слова из потока речи, раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. Термин «слово» дети узнают со средней группы в процессе общения. В старшей и подготовительной группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». С целью выделения слов из потока речи используются игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки. С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы. Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование: - Назови слово, скажи, что оно обозначает; - Произнеси любое звукосочетание. Что оно значит? Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову, они усваивают значение слова, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи. При ознакомлении с предложением сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый рассказ по картине. Детям сообщают о том, что наша речь состоит из предложений, в каждом предложении про что-то говорится. Затем дети сами составляют предложения по игрушкам. Детям предлагаются упражнения: - Придумать предложение с заданным словом; - Придумать предложение, начинающееся с определенного слова; - Составь предложение по картине. Овладение словом «предложение» подготавливает детей к анализу словесного состава предложения. Методика ознакомления со словесным составом предложения. Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, составлять предложения из разного числа слов. Обучение начинается с анализа простых предложений из 2-3 слов (без предлогов). В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения; выделение слов голосом; их количественный и порядковый счет. С самого начала целесообразно использовать схемы. Предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Каждое слово может быть изображено квадратом, полоской, счетной палочкой. В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Для закрепления словесного состава предложения используется игра «Живые слова», разработанная Ф.А.Сохиным и Г.П.Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В разных вариантах игры используются упражнения на анализ и синтез предложений. Игра «Хор»: заранее подготовленные дети произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Дети приходят к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим. Игра «Путаница»: нарушена последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой, произнесение слов под хлопки, последовательное называние слов в предложении, подсчет слов в предложении с помощью счетных палочек, разные варианты игры «Живые слова», произнесение слов вразбивку, составление предложений из разного количества слов, составление предложений с заданным словом. Методика ознакомления со слоговым строением слова. Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами. Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. Сначала детей знакомят с термином «слог» (часть слова). На начальном этапе берутся для анализа двухсложные слова, состоящие из открытых слогов: ма-ма, ли-са, пи-ла. Дети произносят слово нараспев, называют количество слогов, первый, второй слог, вводится графическое обозначение слова. Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из 3-х частей: ма-ли-на, кар-ти-на, бе-ре-за, кор-зи-на, потом односложные слова: сыр, дом, мак. На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов, подсчет количества слогов в слове хлопками, шагами, разведением рук, схематическое изображение слогового состава слова, речевая игра «Живые слова», произнесение слова по слогам, подбор слов с заданным количеством слогов, подбор слов с заданным слогом, перестановка слогов в слове. В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением: один слог в слове произносится с большей силой голоса, протяжно, он лучше слышится. Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах, придумывание слов по заданной схеме, произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса. Методика ознакомления со звуковым строением слова. В исследованиях Ф.А.Сохина и Л.Е.Журовой разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова. Подводить детей к звуковому анализу слова начинают в средней группе: детей учат интонационно выделять определенный звук. Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук. В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой анализ слова: - выяснение порядка следования фонем в слове; - установление различительной функции фонем; - выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д.Б.Эльконин). Это значит, что дети должны не только уметь устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Методику формирования звукового анализа разработал Д.Б.Эльконин. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л.Е.Журова. На 1-ом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. Для этого используются карточки-схемы звукового состава слова. Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова: дети произносят слово с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и, задерживая указку поочередно на каждой клеточке и одновременно выделяя звук голосом. Сначала для анализа предлагаются слова из 3-х звуков: мак, сыр, кот, кит. После их анализа вводится различение гласных и согласных звуков. На 2-ом этапе переходят к анализу слов из 4-х звуков: пила, рыба, луна. На данном этапе вводится понятие согласный, гласный звук. На 3-ем этапе детям предлагаются для анализа слова из 5-ти звуков, слова со стечением гласных и согласных звуков: слива, замок, мишка. На последнем этапе детям предлагаются только фишки, с помощью которых они составляют слова на столах. Таким образом, звуковой анализ слова проходит следующие стадии: - интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; - дифференциация гласных и согласных фонем, установление места ударения в слове; - дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости; - проведение звукового анализа без опоры на наглядность. Практическое задание: провести звуковой анализ слова лиса, сравнительный звуковой анализ слов кот и кит. Звуковой анализ слова лиса. - Что изображено на картинке? Что обозначают карточки-схемы? Сколько звуков в слове? Назовите первый, второй, третий, четвертый звуки с в слове. Охарактеризуйте звуки (гласный, согласный, твердый, мягкий). Предложить обозначить фишками соответствующего цвета. Сравнительный звуковой анализ слов кот и кит. - Что изображено на картинках? Предложить провести звуковой анализ слов кот и кит. Сколько звуков в этих словах? Назовите одинаковые согласные звуки. Какими звуками отличаются эти слова? Сравнить схемы звукового анализа слов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.016 с.) |