Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Детское изобразительное творчествоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Теоретические вопросы: Сущность творческого процесса. Определение творчества. Своеобразие детского творчества. Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С Комарова о детском изобразительном творчестве. Черты творческой деятельности ребенка (И.Я. Лернер): самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, видение новой функции предмета (объекта) и др.Воображение как основа творческой деятельности. Этапы творческой деятельности (мотивация, возникновение и вынашивание замысла и т.д.): их цель и содержание у художника и дошкольника, схожесть и различие. Условия развития творческого начала у дошкольников (создание атмосферы творчества, отбор эффективных методов обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку и др.) 2. Практическое задание: сделать анализ детского рисунка с определением черт и средств выразительности. 3. Основные понятия: детское творчество, воображение, этапы творческой деятельности, условия развития творчества. 4. Основные исследователи: В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина, В.Г.Злотников, А.А.Волков, И.Я.Лернер, Т.С.Комарова.
Теоретические вопросы. Сущность творческого процесса. Определение творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение этой задачи начинается в дошкольном детстве. Одним из эффективных средств является изобразительная деятельность детей. Руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики. В.Г. Злотников указывает: «Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный или духовный продукт, имеющий личное или общественное». А.А. Волков утверждает: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества». Своеобразие детского творчества. Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С Комарова о детском изобразительном творчестве. Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина обращали внимание на то, что детское творчество - своеобразная самобытная сфера духовной жизни ребенка. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчество происходит самовыражение и самоутверждение личности ребенка, раскрывается его индивидуальность. Признавая необходимость обучения, он призывал дать свободу и простор для детской фантазии. Б.М.Неменский, говоря о непосредственности и искренности детских рисунков, советует не умиляться этому, а беречь от штампов, потому что это может стать и штампом мышления. «Рисование нужно, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого». Психолог Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру. Если не найдены методы развития творческих способностей, методы включения целостной личности ребенка в творческую деятельность, нельзя говорить о границах способностей, отмеренных природой. Первой определение детскому творчеству дала Е.А.Флерина как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих впечатлений и впечатлений, полученных через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых - Г.В. Латунской, В.С. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной позволяют нам сформулировать его определение. Под художественным творчеством детей мы понимаем: · создание субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); · создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; · применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); · проявление инициативы во всем. Следовательно, для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Черты творческой деятельности ребенка (И.Я. Лернер). И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка: • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; • видение новой функции предмета (объекта); • видение проблемы в стандартной ситуации; • видение структуры объекта; • способность к альтернативным решениям; • комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Воображение как основа творческой деятельности. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов. Л.С. Выготский писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению. Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения. Этапы творческой деятельности
Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Известный ученый Н.А.Ветлугина рекомендует использовать для определения продукта детской деятельности термин «художественный образ». Исследователь изобразительной деятельности Н.П.Сакулина ввела другой термин «художественно-выразительный образ». При всем сходстве продукты и процессы деятельности взрослых и детей существенно отличаются, поэтому термин Сакулиной наиболее точен. Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. Условия развития творчества. 1. Широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, искусству). Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения. Необходимо, чтобы ребенок вел поисковую познавательную деятельность, решать вопросы по-своему. Должны разрабатываться системы игр, заданий, развивающих творчество. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуацию художественного, но и познавательного, нравственного творчества. 2. Организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замысла и материалом для воображения. 3. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними. Когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное развитие дошкольника. 4. Общение с искусством. При правильном влиянии взрослых, ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. 5. Учет индивидуальных особенностей. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий тип воображения) и даже настроение ребенка, когда предстоит творческая работа. 6. Атмосфера творчества - это стимулирование взрослым такого состояния, когда у детей «разбужены» чувства, воображение, ребенок творит и при этом чувствует себя свободно и раскрепощенно. Это атмосфера сотрудничества, общения, сопереживания. 7. Комплексное и системное использование методов и приемов. 8. Мотивация задания - предложение действенных мотивов и подведение детей к принятию задачи, а затем к ее самостоятельной постановке. 9. Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. 10. Материальное обеспечение - это разнообразие основных и изобразительных материалов и свободный доступ к ним стимулирует творческую активность детей. 11. Обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие реализовывать замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки — обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. Пути формирования творческих способностей могут быть разными. Еще Л.Н.Толстой (в Яснополянской школе) предложил один из путей развития творческих способностей: - демонстрация образца творческой деятельности (то есть процесс творчества на глазах у детей); - совместное творчество взрослых и детей; - творчество детей с минимальной помощью взрослых; - самостоятельное творчество. Е.А.Флерина дала точную формулировку соотношения обучения и творчества. В каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к большей самостоятельности и творчеству. Следует помнить (по мнению Б.М.Теплова), художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическим только при условии, если они доставляют эстетическое наслаждение. «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми». Все эти условия необходимо создавать в ДОУ и семье. Практическое задание: сделать анализ детского рисунка с определением черт и средств выразительности. 1. Дать название композиции рисунка, указать имя автора, возраст (если возможно). 2. Рассмотреть рисунок с точки зрения представленности характерных черт: В данном рисунке мы наблюдаем следующие черты: - декоративность, так как ребенок украсил предметы, которым нехарактерен узор - оригинальность – мы видим нарушение пропорции в фигуре…., искажения в композиции… и т.д. - оптимизм – композиция жизнеутверждающая, яркие, светлые краски, рисунок как будто улыбается …. - искренность - ребенок нарисовал то, что он знает или представляет об этом предмете. 3. В данной работе интуитивно, но достаточно точно ребенок использовал следующие средства выразительности: Четкие, точные аккуратные линии говорят о том, что ребенок хорошо знает этот предмет и тепло относится к этому герою. В рисунке присутствует динамика, так как фигура движется. Таким образом, нужно назвать только те черты и средства выразительности, которые можно увидеть в данном рисунке и раскрыть их.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.40.118 (0.013 с.) |