Вопрос 3. Детское изобразительное творчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Детское изобразительное творчество



1. Теоретические вопросы: Сущность творческого процесса. Определение творчества. Своеобразие детского творчества. Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С Комарова о детском изобразительном творчестве. Черты творческой деятельности ребенка (И.Я. Лернер): самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, видение новой функции предмета (объекта) и др.Воображение как основа творческой деятельности. Этапы творческой деятельности (мотивация, возникновение и вынашивание замысла и т.д.): их цель и содержание у художника и дошкольника, схожесть и различие. Условия развития творческого начала у дошкольников (создание атмосферы творчества, отбор эффективных методов обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку и др.)

2. Практическое задание: сделать анализ детского рисунка с определением черт и средств выразительности.

3. Основные понятия: детское творчество, воображение, этапы творческой деятельности, условия развития творчества.

4. Основные исследователи: В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина, В.Г.Злотников, А.А.Волков, И.Я.Лернер, Т.С.Комарова.

 

Теоретические вопросы.

Сущность творческого процесса. Определение творчества.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение этой задачи начинается в дошкольном детстве. Одним из эффективных средств является изобразительная деятельность детей. Руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики.

В.Г. Злотников указывает: «Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный или духовный продукт, имеющий личное или общественное».

А.А. Волков утверждает: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества».

Своеобразие детского творчества. Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С Комарова о детском изобразительном творчестве.

Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина обращали внимание на то, что детское творчество - своеобразная самобытная сфера духовной жизни ребенка. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчество происходит самовыражение и самоутверждение личности ребенка, раскрывается его индивидуальность. Признавая необходимость обучения, он призывал дать свободу и простор для детской фантазии.

Б.М.Неменский, говоря о непосредственности и искренности детских рисунков, советует не умиляться этому, а беречь от штампов, потому что это может стать и штампом мышления. «Рисование нужно, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого». Психолог Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру. Если не найдены методы развития творческих способностей, методы включения целостной личности ребенка в творческую деятельность, нельзя говорить о границах способностей, отмеренных природой.

Первой определение детскому творчеству дала Е.А.Флерина как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих впечатлений и впечатлений, полученных через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью.

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых - Г.В. Латунской, В.С. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной позволяют нам сформулировать его определение.

Под художественным творчеством детей мы понимаем:

· создание субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра);

· создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;

· применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.);

· проявление инициативы во всем.

Следовательно, для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта.

Черты творческой деятельности ребенка (И.Я. Лернер).

И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:

• самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

• видение новой функции предмета (объекта);

• видение проблемы в стандартной ситуации;

• видение структуры объекта;

• способность к альтернативным решениям;

• комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

Воображение как основа творческой деятельности.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз­нен­ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра­нее вос­принятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого вообра­жения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб­ражения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольни­ков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображе­нии существовало в прошлом и у психологов.

Л.С. Выготский писал: "Первая форма связи вооб­ражения с действительностью заключается в том, что всякое создание вообра­жения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ре­бенок видел, слышал и пе­режил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук­тивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникно­вения устойчи­вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи­тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио­нальное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрос­лыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни­будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним люби­мую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастно­сти к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и спо­собствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих си­туациях сле­дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до­биться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побу­ждающие к актив­ному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор­ческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творче­скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь­зовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только та­кими осо­бенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять пред­ставления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неуме­ние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. По­этому важ­нейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направлен­ности воображения.

Этапы творческой деятельности

  Художник Ребенок
Мотивация Существует система мотивов: материального, социального порядка (запросы потребителя: - главный - стремление выразить свое впечатление, отношение к поразившему явлению, событию; 2 - любовь, потребность к творчеству). Основа — окружающий мир, впечатления. Реалистическая основа детского творчества. В основе мотивационно-потребностной сферы лежат его знания и интересы, потребности в отношении к миру.
Цель Вызвать сопереживание, сорадость, согордость. Через поступки, мысли, чувства людей - изменять мир. Рассказать о переживаемом изобразительным языком, цель -участвовать в жизни взрослых, социальная мотивация. Цель -рисовать-играть, а не изображать.
Возникновение замысла Ориентировочные действия: восприятие, замысливание, контрольно-оценочные действия, анализ ситуации, поиск путей решения. Предварительный замысел отсутствует - это показатель произвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности. Выготский ЛС. Обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой.
Вынашивание замысла Может быть длительный период накопления впечатлений, целенаправленное восприятие, наблюдение, анализ явлений, осознание собственного отношения, личностные чувства и переживания, накопление информации, художественных образов (эскизы, наброски). Эмоционально-интеллектуальный опыт художника - источник идей и художественных замыслов. Это и отбор материалов - собственно исполнительская деятельность. Происходит активизация всей личности; включенность в воображение перцептивного, абстрактно-логического, эмоционально-чувственного опыта и деятельность мышления. Далее оба вида: рисование - игра и рисование — изображение могут существовать. В игре рисунок невыразителен, т.к. дополняется словами и действиями, а для кого-то яркий, выразительный. Предварительное замысливание может осуществляться только под влиянием взрослого. Этап отбора материалов практически отсутствует или очень сокращен во времени.
1 Реализация замысла Это перевод представлений в конкретный образ, но это не репродуктивный процесс, продолжается активная работа, может быть далек от замысла. Психологи подчеркивают взаимовлияние воображения и чувств. Здесь приходит вдохновение (интуитивное) - но оно возможно только в структуре поиска путей решения задач. Опыт ребенка мал, воображение беднее, но как познавательная способность приходит на помощь, когда трудно найти однозначный ответ. У ребенка существует большой познавательный интерес, но недостаточно знаний, чтобы его удовлетворить.
Оценка результата Художник может быть не удовлетворен и под влиянием сильного увлечения способен доработать или даже переработать образы (П.М.Третьяков, И.Е.Репин). Может быть копирование первоначального образа в разнообразных вариациях. Ребенок не может объективно оценить результат своей работы, оценка интересует сразу по окончанию работы, потом она теряет для него смысл.
       

 

Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

Известный ученый Н.А.Ветлугина рекомендует использовать для определения продукта детской деятельности термин «художественный образ». Исследователь изобразительной деятельности Н.П.Сакулина ввела другой термин «художественно-выразительный образ». При всем сходстве продукты и процессы деятельности взрослых и детей существенно отличаются, поэтому термин Сакулиной наиболее точен.

Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.

Условия развития творчества.

1. Широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, искусству). Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения. Необходимо, чтобы ребенок вел поисковую познавательную деятельность, решать вопросы по-своему. Должны разрабатываться системы игр, заданий, развивающих творчество. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуацию художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

2. Организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замысла и материалом для воображения.

3. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними. Когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное развитие дошкольника.

4. Общение с искусством. При правильном влиянии взрослых, ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

5. Учет индивидуальных особенностей. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий тип воображения) и даже настроение ребенка, когда предстоит творческая работа.

6. Атмосфера творчества - это стимулирование взрослым такого состояния, когда у детей «разбужены» чувства, воображение, ребенок творит и при этом чувствует себя свободно и раскрепощенно. Это атмосфера сотрудничества, общения, сопереживания.

7. Комплексное и системное использование методов и приемов.

8. Мотивация задания - предложение действенных мотивов и подведение детей к принятию задачи, а затем к ее самостоятельной постановке.

9. Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

10. Материальное обеспечение - это разнообразие основных и изобразительных материалов и свободный доступ к ним стимулирует творческую активность детей.

11. Обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие реализовывать замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки — обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. Пути формирования творческих способностей могут быть разными. Еще Л.Н.Толстой (в Яснополянской школе) предложил один из путей развития творческих способностей:

- демонстрация образца творческой деятельности (то есть процесс творчества на глазах у детей);

- совместное творчество взрослых и детей;

- творчество детей с минимальной помощью взрослых;

- самостоятельное творчество.

Е.А.Флерина дала точную формулировку соотношения обучения и творчества. В каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к большей самостоятельности и творчеству. Следует помнить (по мнению Б.М.Теплова), художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическим только при условии, если они доставляют эстетическое наслаждение. «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми». Все эти условия необходимо создавать в ДОУ и семье.

Практическое задание: сделать анализ детского рисунка с определением черт и средств выразительности.

1. Дать название композиции рисунка, указать имя автора, возраст (если возможно).

2. Рассмотреть рисунок с точки зрения представленности характерных черт:

В данном рисунке мы наблюдаем следующие черты:

- декоративность, так как ребенок украсил предметы, которым нехарактерен узор

- оригинальность – мы видим нарушение пропорции в фигуре…., искажения в композиции… и т.д.

- оптимизм – композиция жизнеутверждающая, яркие, светлые краски, рисунок как будто улыбается ….

- искренность - ребенок нарисовал то, что он знает или представляет об этом предмете.

3. В данной работе интуитивно, но достаточно точно ребенок использовал следующие средства выразительности:

Четкие, точные аккуратные линии говорят о том, что ребенок хорошо знает этот предмет и тепло относится к этому герою. В рисунке присутствует динамика, так как фигура движется.

Таким образом, нужно назвать только те черты и средства выразительности, которые можно увидеть в данном рисунке и раскрыть их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.81.166 (0.03 с.)