Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок пятого года жизни в детском саду

Поиск

Т. И. Бабаева

Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу детского сада. Внимательный воспитатель замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, отличающих средних дошкольников от малышей.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольни­ки испытывают острую потребность в движении. В случае не­удовлетворения этой потребности, ограничения активной двига­тельной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми задания­ми, танцевальными движениями под музыку, хороводными иг­рами.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом пси­хологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев пере­возбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удов­летворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается


84_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые кон­такты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно догово­риться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.

Особенно внимательно относится воспитатель к детям, ко­торые по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям. В каждом подобном случае воспитатель анализирует причины и находит пути налаживания контактов ребенка со сверстни­ками.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно со­трудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, ин­теллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, спо­собность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздраже­нием, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересован­ное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познаватель­ную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Замечено, что дети, не получающие от воспитателя ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкну­тости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению


Часть II: Средний дошкольный возраст________________ 85

к старшим. Иными словами, нереализованная потребность об­щения со взрослым приводит к негативным проявлениям в по­ведении ребенка.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой актив­ностью. Это создает новые возможности для развития самосто­ятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятель­ности в познании способствует освоение детьми системы раз­нообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуа­циями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, го­дится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.).

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, вос­питатель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые в средней группе могут зна­чительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном дей­ствии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспита­тель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возрас­та, перестройка их поведения и деятельности как бы замедля­ется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх — сю-жетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство реше­ния определенных задач. Например, игры с готовым содержа­нием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.


86_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

Значительное время отводится для свободных игр по выбору детей. Задача воспитателя — создать возможности для вариа­тивной игровой деятельности через соответствующую предмет­но-игровую среду: разнообразные игрушки, предметы-замести­тели, материалы для игрового творчества, зоновое размещение игрового оборудования.

Воспитатель выступает носителем игровых традиций и не­навязчиво передает их детям. Пути для этого разнообразны. Прежде всего, это совместные игры воспитателя с детьми. В обстановке игры своим примером воспитатель показывает де­тям, как лучше договориться, распределить роли, как с помо­щью развития сюжета удовлетворить всех желающих принять участие в игре.

Участвуя в одной и той же игре, воспитатель каждый раз берет на себя новые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить допол­нительный телефон для переговоров, отгородить место для еще одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия).

Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды занятий либо про­ходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и дей­ствия. В силу особенностей мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам обучения, словесные методы сопровождаются разнооб­разными формами наглядности и практической деятельностью детей. Целесообразно проведение занятий по подгруппам.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Неопытный воспитатель иногда расцени­вает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицатель­но к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свиде­тельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильнос­ти своего мнения, а также услышать от воспитателя дополни­тельные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Об­суждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Вместе с тем частые заявления-жа­лобы детей должны служить для воспитателя сигналом просче-


Часть II: Средний дошкольный возраст 87

тов в его работе по воспитанию дружеских отношений и куль­туры поведения в группе.

Главное для воспитателя — предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место при­надлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам — оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. К примеру, заметив попытку мальчика на­ехать своим автомобилем на домик, построенный девочками, воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший шофер, он внимательно смотрит на дорогу и никогда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной». Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжает, не задев до­мика.

Педагог специально создает ситуации, в которых дошколь­ники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окру­жающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной по­мощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о жи­вотных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другим», «Нашим животным с нами хоро­шо», «Мы помощники в группе» и др.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость изобразительных средств.

Ежедневно воспитатель находит время для доверительного, материнского общения с детьми, чтения им художественной ли­тературы, рассказывания сказок, историй из личного опыта, для прослушивания музыкальных произведений.

Много внимания уделяется развитию творческих способ­ностей детей — в игре, в изобразительной, театрально-испол­нительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнооб­разной деятельности составляют основу правильного воспита­ния и полноценного развития детей в средней группе детского сада.


88 Программа развития и воспитания детей в детском саду

Задачи воспитания и развития:

— Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и разви­
тие двигательной активности детей;

— Развитие познавательной активности через обогащение
способов познания, опыта деятельности и представлений об
окружающем;

— Воспитание самостоятельности на основе освоения раз­
нообразных способов деятельности и развития стремления к
самоутверждению и самовыражению;

— Укрепление доброжелательных отношений между детьми
и дружеских взаимоотношений в совместных делах;

— Развитие творческих проявлений и воображения в худо­
жественной, изобразительной и игровой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.025 с.)