Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скульптура малых форм, изображающая животных.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
8.3. Ребенок и музыка А. Г. Гогоберидзе, Г. В. Курило Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал. Обобщенными целями музыкального развития и образования детей, стоящими перед педагогами в каждой возрастной группе, являются: 72 Программа развития и воспитания детей в детском саду — развитие музыкальной культуры дошкольника, накопле — развитие у ребенка позиции активного участника, испол В связи с этим программа каждой возрастной группы содержит две части: — Музыкальное восприятие — слушание — интерпретация; — Музыкальное исполнительство — импровизация — твор В возрасте 3—4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах. Естественное для младшего дошкольника желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках зарифмовать слова, в ритмичном про-говаривании-пропевании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придается развитию метроритмического чувства малышей. 8.3.1. Задачи, содержание и организация музыкального восприятия — слушания — интерпретации: Основные задачи воспитателя: — Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмо — Организация детского экспериментирования с немузы Часть I: Младший дошкольный возраст 73 — Активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников. В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности (рассказывание сказок с музыкальным вступлением; двигательные образные импровизации под музыку; сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах и т. д.). Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы — потому, что музыка медленная; медведь идет — потому, что музыка низкая, и т. д.). Ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко — низко); простой характер музыки (веселая — грустная); двига-тельно интерпретирует метроритм (плясовая — марш). 8.3.2. Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства — импровизации — творчества Основные задачи воспитателя: — Развитие двигательно-активных видов музыкальной дея — Развитие координированности движений и мелкой мото — Формирование вокальных певческих умений в процессе — Стимулирование умений импровизировать и сочинять Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Педагог акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. 74_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду В этом возрасте создаются предпосылки для развития показателей певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a cappella. Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос — ответ», с преодолением регистрового порога, с учетом анатомо-психологических особенностей строения детского голосового аппарата. При этом учитывается амплитуда диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. В сотворчестве взрослого и ребенка рождаются звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых жанров народного творчества — сказки. Двигательные творческие импровизации позволяют ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3—4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными. Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества игрой на простейших народных инструментах. Уровни освоения программы Низкий. У ребенка неустойчивый и ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности. Эмоциональный отклик на музыку незначительный. Ребенок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения. Не соотносит тембр музы- Часть I: Младший дошкольный возраст 75 кального инструмента с его названием, интерес и желание играть на инструментах ситуативны. Интонирование заменяет проговариванием слова на одном звуке. Средний. Интерес к музыке неустойчив. Ребенок участвует в музыкальной деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению произведения; вслушивается в музыку, но может отвлекаться. Не всегда точно передает ритм. В движениях часто копирует других детей. Проявляет интерес и желание играть на музыкальных инструментах. Интонирует несколько звуков, слышит движение мелодии. Высокий. Ребенок вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение музыки. В движении передает различный метроритм. Активен в элементарном музицировании. Владеет приемами игры в две ложки, на треугольнике, бубенцах, копытцах, доске. Хорошо интонирует большинство звуков, пение протяжно. Чисто интонирует заданную музыкальную фразу, может спеть знакомую песенку с музыкальным сопровождением. ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман Третий год жизни В процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, осваивают в первоначальном виде обследовательские действия, сходство и различия предметов по свойствам, пользуясь при этом словами: «одинаковые»; «разные»; «такая же»; «не такая, как...» и др. Играя с предметами, разнообразными мозаиками, дети овладевают довольно сложным умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер, форму и размер и др. Это возраст первоначального выделения отношений предметов по размеру, количеству, стремления выполнять соответствующие действия. Поощряется числовая оценка постоянно находящихся в зоне детского восприятия количеств: 2 руки, 2 глаза, 1 ложка, 3 книги и т.д. 76________ Программа развития и воспитания детей в детском саду Основные задачи педагога состоят в привлечении внимания детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов; назывании цвета и формы, расположения предметов, их размеров, назначения и количества, уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой целью; в организации разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорное развитие. Свойства Представления. Цвета: красный, синий, желтый и др. Размер предметов: большой, маленький; длинный, короткий. Форма предметов: как мячик, как кирпичик, как квадратик. Геометрические тела и фигуры: шар, куб, круг, квадрат. Выделение в предметах цвета и форм, форм и размера и т. д. Познавательные и речевые умения. Определять цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из 2—4 разных предметов. (Подобрать кубик такого же цвета и размера, такой же большой и красный.) Понимать и использовать в собственной речи слова — названия размера, формы; использовать речевые выражения со словами: такт же...; не такой... («Этот кирпичик такой же большой и красный»). Отношения Представления. Количественные отношения групп предметов (один/много, много/мало, один/мало); отношения предметов по размеру (длиннее/короче, больше/меньше). Первичное представление о соответствии двух (трех, четырех) предметов по количеству (столько же); о неравенстве, о чем свидетельствует наличие лишнего предмета в одной из групп (больше/меньше). Обобщение нескольких предметов по свойствам и отношениям («Мишек и кукол мало, а шариков много». «Утки большие, а утята маленькие». «Красные ленты длиннее, а синие короче». «Покажи те ленты, которые короче»). Познавательные и речевые умения. Сравнивать предметы по форме, размеру, количеству, цвету в процессе обследования, сопоставления. Понимать и использовать с помощью взрослого слова, обозначающие отношения предметов по количеству Часть I: Младший дошкольный возраст 77 и размеру: много; мало; меньше (по количеству, по длине); лишний и др. (Например: «Этот стульчик лишний, кукол Дольше нет».) Уровни освоения программы Низкий. Ребенок воспринимает различия предметов по форме, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Затрудняется в выполнении действия «дай такую же»; не соотносит предметы по форме. Средний. Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов в совместных играх. Объединяет предметы одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Высокий. Ребенок самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер предметов, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливает соответствие (на 3—4 предметах). Четвертый год жизни На четвертом году жизни, как и в предшествующий период, основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических действий с предметами, а также с песком, водой, камешками и т.д. Поэтому разнообразные окружающие предметы, игрушки, отличающиеся по размеру, цвету, форме, используются в качестве наглядного материала для познавательных игр, развивающих упражнений. В силу возросшего интереса детей к процессу сосчитывания, числам, уделяется внимание развитию умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие). Обобщение предметов по свойствам, сравнение по количеству создает предпосылки для освоения умения определять равенство и неравенство двух количественных групп. В содержательной практической или игровой деятельности дети осваивают приемы наложения и приложения. В ходе таких действий ими осмысливается сущность взаимнооднозначного соответствия двух множеств. От обобщения групп предметов по свойствам (все круглые, а эти все квадратные) дети легко переходят к обобщению по количеству (круглых столько же). 78_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду Кроме умений характеризовать количественные отношения, детьми осваивается сосчитывание небольших групп предметов. Освоение счета — процесс индивидуальный, довольно длительный и сопровождается, как правило, большим разнообразием допускаемых ошибок. Тем не менее взрослому необходимо поддерживать интерес детей к оценке количества предметов числом, содействовать освоению правильных приемов счета. Не следует увлекаться обучением счету детей четвертого года жизни в ущерб развитию их сенсорных и общих интеллектуальных способностей. Главным критерием освоения счета и познания чисел являются показатели развития ребенка, его индивидуальные возможности, наличие интереса к числовой оценке величин. Усложнение содержания по сравнению с предшествующим возрастом состоит в расширении объема представлений, а главное, в углублении простейших связей и зависимостей предметов по свойствам, отношениям, числовым характеристикам. Это связи изменения количества в результате производимых действий, зависимости между размером предметов и их цветом в условиях группировки, расположением в пространстве и другими признаками. Воспитатель вовлекает детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, практические действия; стимулирует их самостоятельные действия; организует результативную детскую деятельность, направленную на видоизменение объектов, понимание и использование простейших замещений и знаков. Основные задачи математического развития детей четвертого года жизни состоят в следующем: — Способствовать освоению свойств предметов, отношений — Развивать самостоятельность познания, поощрять прояв — Поощрять детей к освоению и применению познаватель Часть I: Младший дошкольный возраст________________ 79 Свойства Представления. Размер предметов: длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; геометрические тела (шар, куб), их форма, цвет, размер; форма предметов (круглый, квадратный, треугольный). Фигуры разного размера, цвета, вида относятся к определенной группе фигур (родовое обобщение: круг, квадрат, треугольник). Связи между предметами по соотносимым свойствам — цвету, размеру, форме. (Определить, можно ли погрузить кубы в маленькую машину, прокатить мяч в высокие ворота.) Познавательные и речевые умения. Прослеживать взглядом поверхность и контур предмета, геометрической фигуры; длину, высоту предмета и т.д. Обследовать предмет рукой (осязательно-двигательное обследование). Называть геометрические фигуры, формы предметов (платок квадратный); размеры (короткая веревка, высокая трава); два свойства одновременно (большой красный мяч). Употреблять слова «такой же»; «не такой, как этот». Выделять из 3—4 предметов идентичный образцу («Найди такой же») по 1—2 признакам и отличающийся от образца одним-двумя признаками. На основе сравнения определять, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах. Отношения Представления. Отношения групп предметов по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше; по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше. Пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения предмета); вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Временные отношения: сначала/потом, раньше/позже, утро/вечер, день/ночь. Обобщение предметов, звуков, движений по количеству, размеру (всех поровну, ленточки все широкие, всех по две). Познавательные и речевые умения. Обследовать предметы с целью определения их отношений по размеру, форме, расположению, удаленности и т.д. 80 Программа развития и воспитания детей в детском саду Сопоставлять два предмета, предметы и звуки, предметы и движения с целью выявления соответствия или несоответствия по количеству, составления пар. Соотносить пространственное расположение частей тела с расположением предметов, выявлять на этой основе направления; соотносить части суток с характерной детской деятельностью («Утром иду в детский сад»). Самостоятельно использовать в речи слова, характеризующие количественные, пространственные, временные отношения: «по одному», «лишний», «не хватает» и др. Отвечать на вопросы, объясняя ход практического действия сравнения. (Например: «Каждого мишку угостил пряником»; «Эту красную полоску положил рядом с синей короткой».) Сохранение количества Представления. Неизменность и обобщение количественных групп (3—5 предметов) в случае иного их расположения, различий в размере, цвете, форме. Познавательные и речевые умения. Воспринимать одно и то же количество зрительно (без сосчитывания) или на основе счета (до 3—4) в измененных условиях; сравнивать предметы, пользуясь приемом наложения и приложения. Отвечать на вопрос: «Столько же? Или стало больше (меньше)?» Использовать в речи слова, обозначающие количество, качественные признаки, расположение. Последовательность действий Представления. Последовательность выполнения игровых действий по условному знаку — стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур. Познавательные и речевые умения. Следить за развитием игрового действия в условиях линейного расположения предметов и стрелок. Выражать в речи действия, направления движения, пользуясь словами: сначала; потом; вперед; назад; направо и др. Уровни освоения программы Низкий. Ребенок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, Часть I: Младший дошкольный возраст 81 форме предмета. Сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. На вопрос, заданный после изменения расположения 3—4 предметов: «Их столько же или стало больше?» — не отвечает или дает неправильный ответ. Средний. Ребенок называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия; осуществляя заданную последовательность (цепочку) игровых или практических действий, допускает ошибки. Высокий. Ребенок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словами: больше чем..., короче чем... Видит неизменность количества на группах в 3—4 предмета, сам раскладывает их по-иному, обобщает по количеству, сосчитывает. Активно пользуется числами, словами «сначала», «потом»; поясняет последовательность действий. Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вот и подошел к концу младший дошкольный возраст. За это время наши дети заметно изменились, многому научились. Они физически окрепли. К четырем годам рост ребенка достигает 100—102 см. Вес детей в среднем 16—17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг). Ребенок четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он 82 Программа развития и воспитания детей в детском саду активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков. Часть II СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.009 с.) |