Представления, изобразительные навыки, умения, отношение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления, изобразительные навыки, умения, отношение



Закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки. Разви­вается самостоятельность, инициатива, умение создавать выра­зительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освое­ние способов изображения, украшения, постройки, изобрази­тельных и технических навыков и умений.

В изображении предметного мира дети добиваются опреде­ленного сходства с реальным объектом, особенно при изображе­нии с натуры: передают как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Вы­разительность образа достигается не только через большее сход­ство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, ди­намикой или статикой, жестом, мимикой, существенными дета­лями. Совершенствуется умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цве­та (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), кра­соту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, про­зрачность и плотность цветового тона.

При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя раз­личные средства выразительности — рисунок, цвет, композицию.

В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация) — умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объек­тами, используя все средства выразительности, и особенно ком­позицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; создавать сюжетные изображения с натуры.


220 Программа развития и воспитания детей в детском саду

В декоративной деятельности умения применять полу­ченные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать пред­меты с помощью орнаментов и узоров растительного и пред­метного характера, используя ритм, симметрию в композици­онном построении. (Плоскость, которую украшают дети, может быть и объемной.) Умение стилизовать реальные образы, под­черкивая в предмете основное, характерное, опуская детали, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям, а также росписям других народов.

Совершенствовать технические навыки и умения в различ­ных видах искусств: умения использовать разнообразные мате­риалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа; применять новые изобразительные ма­териалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой, техникой кисте­вой росписи. Осваивать новые способы работы акварелью и гуа­шью (по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевка, штриховка, гратогра-фия, оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.

В аппликационных работах — использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества, ткань, природные мате­риалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений и др.). (Ножницы становятся изобразительным инструментом). Осваивать технику симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания, более эффективного способа получения сразу нескольких форм, разнообразные спо­собы прикрепления материала на фон, получения объемной аппликации. Применять технику обрывания для получения це­лостного образа или создания мозаичной аппликации; после­довательно работать над сюжетной аппликацией.

В лепке при создании объемных и рельефных изображений употреблять различные стеки, штампы, материалы для крепле­ния удлиненных, вытянутых форм. Использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сю­жетной лепке или придающий им большую выразительность, законченность (например, вылепленную лягушку можно поса­дить на такой же листочек).


Часть III: Старший дошкольный возраст______________ 221

Конструирование из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов. При создании различных со­оружений, построек применять полученные при ознакомлении с архитектурой знания. Создавать разнообразные варианты по­строек жилищного, общественного и промышленного характе­ра, мосты, различный транспорт, придумывать сюжетные ком­позиции: улицы города, автовокзал и др. Знать некоторые за­кономерности создания прочного, высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, лег­кость й устойчивость перекрытий, зависимость конструкции от назначения); уметь использовать архитектурные украшения: ко-'лонны, портики, шпили, решетки и др. Придавать формам устойчивость, заменять детали, совмещать их для получения нужных форм. Создавать сооружения по схемам, моделям, фо­тографиям, по заданным условиям.

Конструирование из бумаги. Создавать интересные игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в празд­ники, для игр-драматизаций, спортивных соревнований, теат­ральных постановок и др.; осваивать обобщенные способы кон­струирования.

Конструирование по типу оригами — сгибать лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квад­рат — по диагонали, в треугольной форме — отгибая углы к середине противоположной стороны. Самостоятельно созда­вать одним способом разнообразные игрушки.

Создавать образы путем закручивания полосок, круга в конус (тупой конус), полукруга в конус (острый), закручивания пря­моугольника в цилиндр. (Каждый способ дает возможность со­здавать разнообразные интересные игрушки). Изготавливать объемные конструкции из готовых разверток, читать условные обозначения и точно следовать им.

Осваивать способы изготовления предметов путем перепле­тения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше.

Конструирование из природного материала. (Оно развивает воображение детей, учит внимательно вглядываться в окружаю­щий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные об­разы, которые можно совершенствовать путем составления, со­единения различных частей, при этом используются разнооб­разные соединительные материалы — проволока, пластилин,


222______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

клей, нитки и т.д.) Осваивать способы работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др. Планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве. Осваивать способы кон­струирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и сред­ства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу вос­принятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умения­ми, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самосто­ятельно. Творчество не проявляет.

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в обще­нии с прекрасным в окружающем мире и произведениях ис­кусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит харак­терные признаки объектов и явлений окружающего мира.

Различает виды искусства по их жанрам, средствам выра­зительности. Имеет представление о творческом труде худож­ников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них.

Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опы­том, чувствами и представлениями. Общается по поводу вос­принятого со сверстниками, взрослыми.

Использует в собственной деятельности средства вырази­тельности, навыки и умения для создания выразительного об­раза. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удо­вольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные,


Часть III: Старший дошкольный возраст________________________ 223

видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выраже­нием переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.

Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобрази­тельного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др., сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.01 с.)