Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

Поиск

Т. И. Бабаева

В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктив­ных, режиссерских, театральных, играх-драматизациях, народ­ных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях, в играх-экспериментировании.

Цель воспитателя — обогащать игровой опыт каждого ре­бенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельнос­ти. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его сто­роны действительности. Дать пищу для развития сюжетно-ро­левых игр — значит обогатить впечатления детей о социальном ■ мире, вызвать интерес, желание сделаться участниками тех или иных событий. Такие впечатления дети получают в процессе экскурсий, наблюдений, рассматривания картин, просмотра ки­нофильмов, из книг и рассказов воспитателя.


170______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

Старшие дошкольники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнера через игровой образ. Его влияние на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Глав­ное — сохранить самостоятельность игры и пробудить игро­вое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки.

Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами: настольно-печатным, подвижным, хороводным, дидактическим. Многие из них развивают мыш­ление, память, воображение, внимание, способность к само­контролю, сравнению, классификации.

Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые пра­вила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сиг­налы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы прави­ла соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и пер­венства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие иг­рать в игры с правилами, успешно осваивают учебную про­грамму в школе.

Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым со­держанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях. Ежедневно воспитатель планирует проведение таких игр с отдельными детьми в целях развития их памяти, внима­ния, самоконтроля, воображения.

В свободном пользовании детей должны находиться разно­образные игры с готовым содержанием. Это позволит каждому найти для себя наиболее привлекательные. Важно, чтобы в иг­ровой среде старших дошкольников была представлена группа игр, получивших название «развивающих»: «Уникуб», «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Точечки», «Составь узор», «Сложи квадрат», «Геоконт».

Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей.


Часть III: Старший дошкольный возраст 171

3.1. Творческие игры

Содержание. Отражение в сюжетно-ролевых играх различ­ных сюжетов: бытовых, трудовых, общественных, фантастичес­ких, содержания любимых литературных произведений, спек­таклей, кинофильмов. Самостоятельное создание на основе раз­нообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и игровых действий. Использование разнообразных по­строек из строительных материалов (вокзал, корабль, самолет, мост, дворец, крепость и пр.).

Разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх-драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.

Творческое создание разных игровых образов в играх-ими­тациях (звери, птицы, растения, фантастические герои), выра­зительная передача их действий, физического состояния, смены настроений с использованием мимики, пантомимики, интона­ции (расцветающий цветок, смена времен года, перелет птиц, «немое» кино, волшебные картины).

Придумывание новых подвижных игр, новых вариантов игр с правилами. Игры-экспериментирование с разными материа­лами.

Игровые умения, речевое взаимодействие. Определять тему игры и развитие сюжета. Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, путешест­вия, парикмахерская), так и фантазийные образы, навеянные сказками, мультфильмами, игрой воображения. Освоить игровое сюжетосложение: сначала через передачу в игре знакомых ска­зок и историй, затем через внесение изменений в известный сказочный сюжет (ввести новые роли, действия, события), после чего перейти к совместному сложению новых творческих сюжетов.

Уметь с небольшой помощью воспитателя или самостоя­тельно договориться с играющими об общем игровом замысле, используя разнообразные способы распределения ролей: счи­талки, жребий, выбор по желанию и интересам. Уметь созда­вать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой


172 Программа развития и воспитания детей в детском саду

ситуации. Пользоваться предметами-заместителями, изготовле­нием игрушек-самоделок перед игрой или по ходу игры, в за­висимости от замысла игры. Передавать в роли не только сис­тему игровых действий и отношений, но и настроение, характер персонажа (требовательный учитель, любящая мать, капризная или послушная дочка).

Называть свою роль, определять словесно изображаемые со­бытия, места расположения играющих («Здесь море, это корабль, он плывет к волшебному острову; здесь замок волшебника»). В игре пользоваться приемом условного проигрывания части сюжета — приемом «как будто» («Как будто мы уже побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Использовать в играх ряженье, придумывать детали костюмов, пользуясь при этом имеющимися материалами. Стремиться к выразительной передаче игрового образа (движения, интонация, мимика).

В театральных играх уметь с помощью педагога и самосто­ятельно определять место для «сцены» (ограждать, ставить шир­мочки), создавать игровую обстановку (готовить простейшие де­корации: домики, силуэты деревьев, цветными шнурами или ленточками изображать реку, дорожку), согласовывать свои дей­ствия с другими «артистами».

В режиссерских играх действовать и говорить от имени раз­ных персонажей, сочетать движения игрушек с речью. Ставить кукольные концерты. Говорить, исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском).

В играх-имитациях выразительно передавать игровые обра­зы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама-медведица ищет медве­жонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медве­жонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив).

К концу дошкольного возраста уметь творчески разворачи­вать сюжет игры в воображаемом, словесном плане (речевое игровое фантазирование). Например: «Как мы путешествовали на Луну»; «Наши приключения в волшебной стране». Приду­мывать сюжетные линии, дополнять замыслы играющих, пере­давать свои впечатления («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось...»; «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть...»).


Часть III: Старший дошкольный возраст 173

Игра-экспериментирование с разными материалами

Игры с водой, льдом, снегом. «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки). «Игра цвета» (делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных про­порциях). «Вырастим кристаллы» (делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли). «Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор). «Царство цветных льдинок» (за­ливать цветную воду в разные формочки и замораживать). «Брызгалки» (в мягких флаконах из-под шампуня проделать дырочки, залить воду и брызгаться, устраивать соревнования: чья «брызгалка» дальше брызнет и пр.). «Соревнование мыль­ных пузырей» (вьщувание мыльных пузырей с помощью разных средств, соревнование на самый большой пузырь, самый «ле­тучий», самый веселый). «Наливаем — выливаем» (наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шпри­цев). «Делаем фонтан» (с помощью резиновой трубки, на одном конце которой воронка, а на другом наконечник, наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьет выше, когда ниже). «Испытание кораблей» (делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлу­пы, коробочек, испытывать их плавучесть на спокойной воде, во время ветра, нагоняя ветер разными способами, делая «бури»).

Игры со светом. «Пускаем солнечные зайчики», «Солнеч­ные зайчики догоняют друг друга» (пытаться на стене поймать своим зайчиком солнечный зайчик другого ребенка). «Подаем сигналы фонариками», «Поиск» (в темной комнате с помощью фонарика разыскивать спрятанную вещь). «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика). «Теневой театр» (на стене с помощью рук показывать тени разных зверей и птиц). «Рисование свечой» (вместе с воспитателем накапать воск на поверхность бумаги, затем покрыть краской — проступит восковой узор).

Игры с магнитами, стеклом, резиной. «Испытание магнита» (экспериментирование с магнитом: притягивание разных пред­метов, какие притягиваются, какие нет; проверка подъемной силы магнита; какие предметы магнит поднимает, какие нет; через какие преграды может действовать магнит — через бу­магу, картон, ткань, фанеру, воду и т.п.). «Таинственные


174_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

фигурки» (с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или экране различные металлические фигурки, предме­ты: булавки, шпильки, проволочных человечков). «Попрыгун­чики» (привязывать к длинной резинке разные предметы — колечки, мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать). Игры с увеличительными стеклами или мик­роскопом: рассматривание разных предметов, материалов, поиск оставленных «следов» (игра «Сыщики»). «Мир в цветном стекле» (рассматривать окружающее через стекла разного цвета, узнавать, какие цвета «похищает» то или иное цветное стекло; специально рисовать «волшебные» картинки, накладывать одно цветное изображение на другое, а затем «находить» их, рас­сматривая в цветное стекло, и пр.).

Игры с бумагой. Изготовление фигурок и предметов по типу «оригами». «Вертушки» (изготовление разных бумажных верту­шек и испытание их). «Гармошка» (с помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на губной гармошке). «Отпечат­ки» (делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных пе­чаток: вырезать их из картофеля, моркови, пробок и т.п.). «Таинственные письмена» (рисовать или писать на бумаге мо­локом, лимонным или луковым соком, затем вместе с воспи­тателем нагревать бумагу и узнавать, что написано в таинст­венном письме). «Цветные брызги» (брызгать на положенные на бумагу силуэты цветной краской, затем убирать силуэты и получать изображение на цветном фоне). Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета (рисовать, делать не­сколько копий и пр.). «Борьба с наводнением» (на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, не­большие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разную бумагу, марлю, ткань и пр.).

3.2. Дидактические игры

Содержание. Игры на сравнение предметов по нескольким признакам, установление сериационных рядов по разным ос­нованиям, на группировку объектов на основе существенных признаков (живое — неживое; реальное — фантастическое; до­машние — дикие животные). Игры на узнавание предметов по описанию, по вопросам («Угадай, что задумали»; «Вопрос — ответ»).

Составление целого из частей (10—12 частей).


Часть III: Старший дошкольный возраст________________________ 175

Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам («Найти путь к домику»; «Найти клад по схеме»).

Игры на осуществление контрольно-проверочных действий («Найди ошибку», «Контролер», «Найди отличия»).

Речевые игры. Народные игры («Садовник», «Краски», «Ка-тилася торба с высокого горба»). Игры с запрещающими дей­ствиями и правилами («Фанты», «Черное и белое», «Да и нет не говорите»). Различные виды лото.

Интеллектуальные, развивающие игры (головоломки, лаби­ринты, смекалки, «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат»).

Игровые умения. Сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правиль­ного результата.

Уметь объяснить содержание и правила игры, ответить на вопросы об игре. Действовать в игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку. Контролировать свои действия и действия других играющих, исправлять ошиб­ки. Проявлять настойчивость в поиске решения, видеть пра­вильность результата. Уметь объяснить сверстнику ход решения игровой задачи. Знать несколько игр и уметь их организовать. Придумывать новые правила в играх, разнообразить их содер­жание за счет новых игровых действий.

Уровни освоения программы

Низкий. Игры однообразны. Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразите­лен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообраз­ных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В со­вместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения дру­гих играющих по изменению сюжета принимает, но затрудня­ется соответственно изменить рисунок своей роли. Часто ос­тавляет общую игру до ее завершения. Знает мало игр, затруд­няется в объяснении игровых правил другим. В играх с готовым содержанием упускает правила, увлекаясь процессом игры. Воз­можности саморегуляции с позиции игровых правил снижены.

Средний. Ребенок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты (бытовые, трудовые, общественные, по мо­тивам знакомых сказок). Игрушки и предметы подбирает


176 Программа развития и воспитания детей в детском саду

в соответствии с ролью. Участвует в создании игровой обста­новки. Называет свою роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только сис­тему действий, но и характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжетосложении игр по мотивам знакомых ска­зок. По предложению воспитателя использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров (считалки, жре­бий, очередность).

Хорошо знает несколько подвижных, хороводных игр, на-стольно-печатных и словесных игр, называет любимые игры. В играх с готовым содержанием понимает игровую задачу, сле­дует правилам. В случае нарушения правил прислушивается к оценке играющих и становится более внимательным. Прояв­ляет настойчивость в достижении результата.

Высокий. У ребенка разнообразные игровые интересы. В иг­рах он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры с «продолжением», активен в роле­вом взаимодействии и ролевых диалогах.

Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыс­лам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных, настольно-печатных, словесных игр, считалок, прибауток. В играх с готовым содер­жанием следует правилам, контролирует действия других игра­ющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет, показывает игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными и творчески.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.011 с.)