Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В игре ребенок развивается, познает мир, общаетсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Т. И. Бабаева В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях, в играх-экспериментировании. Цель воспитателя — обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности. Дать пищу для развития сюжетно-ролевых игр — значит обогатить впечатления детей о социальном ■ мире, вызвать интерес, желание сделаться участниками тех или иных событий. Такие впечатления дети получают в процессе экскурсий, наблюдений, рассматривания картин, просмотра кинофильмов, из книг и рассказов воспитателя. 170______ Программа развития и воспитания детей в детском саду Старшие дошкольники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнера через игровой образ. Его влияние на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Главное — сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами: настольно-печатным, подвижным, хороводным, дидактическим. Многие из них развивают мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях. Ежедневно воспитатель планирует проведение таких игр с отдельными детьми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения. В свободном пользовании детей должны находиться разнообразные игры с готовым содержанием. Это позволит каждому найти для себя наиболее привлекательные. Важно, чтобы в игровой среде старших дошкольников была представлена группа игр, получивших название «развивающих»: «Уникуб», «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Точечки», «Составь узор», «Сложи квадрат», «Геоконт». Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей. Часть III: Старший дошкольный возраст 171 3.1. Творческие игры Содержание. Отражение в сюжетно-ролевых играх различных сюжетов: бытовых, трудовых, общественных, фантастических, содержания любимых литературных произведений, спектаклей, кинофильмов. Самостоятельное создание на основе разнообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и игровых действий. Использование разнообразных построек из строительных материалов (вокзал, корабль, самолет, мост, дворец, крепость и пр.). Разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх-драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток. Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях (звери, птицы, растения, фантастические герои), выразительная передача их действий, физического состояния, смены настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времен года, перелет птиц, «немое» кино, волшебные картины). Придумывание новых подвижных игр, новых вариантов игр с правилами. Игры-экспериментирование с разными материалами. Игровые умения, речевое взаимодействие. Определять тему игры и развитие сюжета. Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, путешествия, парикмахерская), так и фантазийные образы, навеянные сказками, мультфильмами, игрой воображения. Освоить игровое сюжетосложение: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в известный сказочный сюжет (ввести новые роли, действия, события), после чего перейти к совместному сложению новых творческих сюжетов. Уметь с небольшой помощью воспитателя или самостоятельно договориться с играющими об общем игровом замысле, используя разнообразные способы распределения ролей: считалки, жребий, выбор по желанию и интересам. Уметь создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой 172 Программа развития и воспитания детей в детском саду ситуации. Пользоваться предметами-заместителями, изготовлением игрушек-самоделок перед игрой или по ходу игры, в зависимости от замысла игры. Передавать в роли не только систему игровых действий и отношений, но и настроение, характер персонажа (требовательный учитель, любящая мать, капризная или послушная дочка). Называть свою роль, определять словесно изображаемые события, места расположения играющих («Здесь море, это корабль, он плывет к волшебному острову; здесь замок волшебника»). В игре пользоваться приемом условного проигрывания части сюжета — приемом «как будто» («Как будто мы уже побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Использовать в играх ряженье, придумывать детали костюмов, пользуясь при этом имеющимися материалами. Стремиться к выразительной передаче игрового образа (движения, интонация, мимика). В театральных играх уметь с помощью педагога и самостоятельно определять место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки), создавать игровую обстановку (готовить простейшие декорации: домики, силуэты деревьев, цветными шнурами или ленточками изображать реку, дорожку), согласовывать свои действия с другими «артистами». В режиссерских играх действовать и говорить от имени разных персонажей, сочетать движения игрушек с речью. Ставить кукольные концерты. Говорить, исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском). В играх-имитациях выразительно передавать игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама-медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив). К концу дошкольного возраста уметь творчески разворачивать сюжет игры в воображаемом, словесном плане (речевое игровое фантазирование). Например: «Как мы путешествовали на Луну»; «Наши приключения в волшебной стране». Придумывать сюжетные линии, дополнять замыслы играющих, передавать свои впечатления («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось...»; «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть...»). Часть III: Старший дошкольный возраст 173 Игра-экспериментирование с разными материалами Игры с водой, льдом, снегом. «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки). «Игра цвета» (делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных пропорциях). «Вырастим кристаллы» (делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли). «Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор). «Царство цветных льдинок» (заливать цветную воду в разные формочки и замораживать). «Брызгалки» (в мягких флаконах из-под шампуня проделать дырочки, залить воду и брызгаться, устраивать соревнования: чья «брызгалка» дальше брызнет и пр.). «Соревнование мыльных пузырей» (вьщувание мыльных пузырей с помощью разных средств, соревнование на самый большой пузырь, самый «летучий», самый веселый). «Наливаем — выливаем» (наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев). «Делаем фонтан» (с помощью резиновой трубки, на одном конце которой воронка, а на другом наконечник, наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьет выше, когда ниже). «Испытание кораблей» (делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек, испытывать их плавучесть на спокойной воде, во время ветра, нагоняя ветер разными способами, делая «бури»). Игры со светом. «Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные зайчики догоняют друг друга» (пытаться на стене поймать своим зайчиком солнечный зайчик другого ребенка). «Подаем сигналы фонариками», «Поиск» (в темной комнате с помощью фонарика разыскивать спрятанную вещь). «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика). «Теневой театр» (на стене с помощью рук показывать тени разных зверей и птиц). «Рисование свечой» (вместе с воспитателем накапать воск на поверхность бумаги, затем покрыть краской — проступит восковой узор). Игры с магнитами, стеклом, резиной. «Испытание магнита» (экспериментирование с магнитом: притягивание разных предметов, какие притягиваются, какие нет; проверка подъемной силы магнита; какие предметы магнит поднимает, какие нет; через какие преграды может действовать магнит — через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду и т.п.). «Таинственные 174_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду фигурки» (с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или экране различные металлические фигурки, предметы: булавки, шпильки, проволочных человечков). «Попрыгунчики» (привязывать к длинной резинке разные предметы — колечки, мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать). Игры с увеличительными стеклами или микроскопом: рассматривание разных предметов, материалов, поиск оставленных «следов» (игра «Сыщики»). «Мир в цветном стекле» (рассматривать окружающее через стекла разного цвета, узнавать, какие цвета «похищает» то или иное цветное стекло; специально рисовать «волшебные» картинки, накладывать одно цветное изображение на другое, а затем «находить» их, рассматривая в цветное стекло, и пр.). Игры с бумагой. Изготовление фигурок и предметов по типу «оригами». «Вертушки» (изготовление разных бумажных вертушек и испытание их). «Гармошка» (с помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на губной гармошке). «Отпечатки» (делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных печаток: вырезать их из картофеля, моркови, пробок и т.п.). «Таинственные письмена» (рисовать или писать на бумаге молоком, лимонным или луковым соком, затем вместе с воспитателем нагревать бумагу и узнавать, что написано в таинственном письме). «Цветные брызги» (брызгать на положенные на бумагу силуэты цветной краской, затем убирать силуэты и получать изображение на цветном фоне). Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета (рисовать, делать несколько копий и пр.). «Борьба с наводнением» (на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разную бумагу, марлю, ткань и пр.). 3.2. Дидактические игры Содержание. Игры на сравнение предметов по нескольким признакам, установление сериационных рядов по разным основаниям, на группировку объектов на основе существенных признаков (живое — неживое; реальное — фантастическое; домашние — дикие животные). Игры на узнавание предметов по описанию, по вопросам («Угадай, что задумали»; «Вопрос — ответ»). Составление целого из частей (10—12 частей). Часть III: Старший дошкольный возраст________________________ 175 Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам («Найти путь к домику»; «Найти клад по схеме»). Игры на осуществление контрольно-проверочных действий («Найди ошибку», «Контролер», «Найди отличия»). Речевые игры. Народные игры («Садовник», «Краски», «Ка-тилася торба с высокого горба»). Игры с запрещающими действиями и правилами («Фанты», «Черное и белое», «Да и нет не говорите»). Различные виды лото. Интеллектуальные, развивающие игры (головоломки, лабиринты, смекалки, «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат»). Игровые умения. Сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата. Уметь объяснить содержание и правила игры, ответить на вопросы об игре. Действовать в игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку. Контролировать свои действия и действия других играющих, исправлять ошибки. Проявлять настойчивость в поиске решения, видеть правильность результата. Уметь объяснить сверстнику ход решения игровой задачи. Знать несколько игр и уметь их организовать. Придумывать новые правила в играх, разнообразить их содержание за счет новых игровых действий. Уровни освоения программы Низкий. Игры однообразны. Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения. Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. В играх с готовым содержанием упускает правила, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены. Средний. Ребенок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты (бытовые, трудовые, общественные, по мотивам знакомых сказок). Игрушки и предметы подбирает 176 Программа развития и воспитания детей в детском саду в соответствии с ролью. Участвует в создании игровой обстановки. Называет свою роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжетосложении игр по мотивам знакомых сказок. По предложению воспитателя использует общепринятые способы распределения ролей в случае споров (считалки, жребий, очередность). Хорошо знает несколько подвижных, хороводных игр, на-стольно-печатных и словесных игр, называет любимые игры. В играх с готовым содержанием понимает игровую задачу, следует правилам. В случае нарушения правил прислушивается к оценке играющих и становится более внимательным. Проявляет настойчивость в достижении результата. Высокий. У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры с «продолжением», активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных, настольно-печатных, словесных игр, считалок, прибауток. В играх с готовым содержанием следует правилам, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет, показывает игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными и творчески.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.011 с.) |