Познавательные, речевые, игровые и трудовые умения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательные, речевые, игровые и трудовые умения



Расчлененно воспринимать трудовой процесс — все его ком­поненты в их последовательности. Уметь объяснить важность


192 Программа развития и воспитания детей в детском саду

каждого из них. Уметь строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. К концу дошкольного детства уметь самостоятельно приобретать знания о труде взрос­лых из разных источников (наблюдения, чтение книг, рассмат­ривание картинок и фотографий, рассказы взрослых, просмотр телепередач и т. п.).

Соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии: устанавливать связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им ин­струментами, техникой; устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; рассматривать деньги как измеритель ценности товаров и услуг.

Пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений о видах труда, профессиях, для оценки результатов труда, значимости его ценности и стоимости. Владеть к концу дошкольного детства словами профессия, материал, инструмен­ты, деньги, бюджет семьи, реклама и др.

Переносить знания о способах и нормах взаимоотношений взрослых в труде на собственную трудовую деятельность детей; строить все результативные виды детской повседневной дея­тельности по модели трудовой: поставить цель, отобрать сред­ства и продумать способы ее осуществления, контролировать и оценить результат.

Отношение к труду. Испытывать чувство уважения и бла­годарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходи­мые человеку для жизни.

Формировать адекватное отношение к рекламе и разумный способ достойного поведения на основе осознания материаль­ного достатка семьи.

Стремиться принять участие в трудовой деятельности взрос­лых, оказывать посильную помощь, проявлять заботу, внимание.

Уровни освоения программы

Низкий. Нечеткое представление о трудовом процессе. Ре­бенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью-доказательством владеет недостаточ­но; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Отношение к рекламе и деньгам не


Часть III: Старший дошкольный возраст_______________ 193

отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое.

Средний. Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элемен­тарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив.

Высокий. Ребенок самостоятельно пользуется моделью тру­дового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием ее общей структуры.

5.3. Самообслуживание и детский труд

Задача педагога — помочь ребенку освоить позицию субъек­та элементарной трудовой деятельности, то есть понимать свою роль в повседневном труде, самостоятельно выполнять необхо­димые трудовые процессы, осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребенка, осознанию им своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками.

Важно помочь ребенку осознать свои способности, найти наиболее значимый для него вид трудовой деятельности (работа с бумагой, деревом, различными конструкторами, шитье ку­кольной одежды, вышивание и т.д.), где проявятся неповтори­мая детская индивидуальность, творческие способности.

Представления. Представления о направленности, содержа­нии, рациональных способах выполнения процессов самообслу­живания, хозяйственно-бытового, ручного труда, труда в при­роде (чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой и на участке; изготовление игрушек и поделок; уход за растениями и живот­ными и т.д.).

Знание способрв распределения коллективной работы: объединение участников трудовой деятельности; совместное


194_______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

выполнение трудового процесса, когда предмет труда перехо­дит от одного участника к другому для выполнения после­дующих действий (совместный труд).

Знание обязанностей дежурных по столовой, уголку приро­ды, по подготовке к занятиям.

Знание требований гигиены (необходимость мыть руки пе­ред сервировкой стола, после работы в уголке природы и пр.), правил обращения с инструментами (иглами, ножницами, пи­лами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер, телевизор, компьютер и пр.).

Познавательные, речевые, трудовые и игровые умения. Вы­делять виды труда (уборка групповой, дежурство в уголке при­роды и т.д.), отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений, мытье подокон­ников и т. п.), компоненты (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) и устанавли­вать взаимосвязи между ними.

Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла; уметь договориться о распределе­нии обязанностей в небольшой подгруппе сверстников, распре­деляя работу по способу общего и совместного труда.

Проявлять полную самостоятельность в самообслуживании, привычно заботиться о своем здоровье, чистоте тела и одежды, уметь привести одежду в порядок (почистить, пришить пуго­вицу, вешалку и пр.).

Уметь оказывать необходимую хозяйственную помощь: вы­мыть чайную посуду, выстирать носовые платки, полить рас­тения, накормить домашних животных и пр.

Использовать ручные умения в повседневной жизни детско­го сада и семьи (изготовление простейших пособий для заня­тий, атрибутов и игрушек для игр, подарков и сувениров, де­талей костюмов и украшений для праздников и пр.), проявляя при этом творчество.

Осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте и т.д.).

Осваивать специальные трудовые умения и способы самокон­троля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью, природным материалом и пр.) и простейшими


Часть III: Старший дошкольный возраст_______________ 195

инструментами (ножницами, иголками, тисками, пилой, молот­ком, прибором для выжигания, детской швейной машинкой и пр.): сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, склеивать, использовать выкройки, переводить рисунок на ткань и дерево; нарезать вареные овощи, пользоваться мерной посудой; пришивать пуговицы, крючки, вешалки; обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголку» и т.д. Владеть обоб­щенными способами конструирования, ручного труда и рукоде­лия; уметь использовать в работе пооперационные карты, «чи­тать» схемы, рецепты приготовления блюд, простейшие чертежи и пр. Пользоваться бытовой техникой под контролем взрослых. Включать детский труд с настоящими инструментами в иг­ровой сюжет: шитье одежды для кукол, стирка кукольного белья, поделки из бумаги, дерева и других материалов, совмест­ное со взрослыми приготовление пищи и пр.

Отношение к труду. Устойчиво проявлять трудолюбие (стремление навести порядок, починить разорванную книгу, пришить пуговицу и т.д.); стремиться стать умелым, проявить внимание, заботу, помочь. Понимать личностную значимость посильного труда.

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненного дела, реализации трудового замысла. В досуговой деятельности ориентировать свои интересы в соответствии с по-лоролевыми предпочтениями мальчиков и девочек — тяготением к разным видам труда.

Уровни освоения программы

Низкий. У ребенка снижен интерес к самообслуживанию, он самостоятельно не следит за своим внешним видом, не видит необходимости повседневного труда. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая по­мощь взрослого в выполнении трудовых действий. Досуговая деятельность ребенка не ориентирована на труд.

Средний. Ребенок самостоятелен в самообслуживании; охот­но участвует в разных видах повседневного труда. Труд ребенка результативен при небольшой помощи взрослых или сверстни­ков. Сформированы основы культуры труда. Ярко выражено стремление к самостоятельности, оказанию помощи старшим и малышам. Детский труд эпизодически включается в досуго-вую деятельность ребенка.


196______ Программа развития и воспитания детей в детском саду

Высокий. Ребенок полностью самостоятелен в самообслужи­вании; инициативен, хороший организатор повседневной тру­довой деятельности. Труд результативен. Ребенок способен ис­пользовать имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов. Хорошо развиты комбинаторные умения, обеспечи­вающие проявление творчества и индивидуальности. Посиль­ный повседневный труд стал для ребенка привычкой. Ребенок охотно занимается досуговой деятельностью, где реализуются его склонности к разным видам ручного труда или рукоделия в соответствии с полом и характером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.011 с.)