Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки



Л. М. Гурович, Н. А. Курочкина, А. Г. Гогоберидзе, Г. В. Курило 8.1. Ребенок и книга

При восприятии литературного произведения малыши преж­де всего обращают внимание на героев, их интересуют внеш­ность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошколь­ники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.


Часть I: Младший дошкольный возраст 59

Характерной особенностью детей от двух до пяти лет яв­ляется необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников со­ставляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор — частушки, потешки, песенки, игры («Водичка, водичка...», «Кисонька-Мурысенька...», «Тили-бом!..», «Пальчик, пальчик...», «Кто у нас хороший...» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети зна­комятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба» и др. Младшим до­школьникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов.

Задача детского сада — открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображае­мые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. за­ложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически вос­принимать произведения литературы, с развитием их художе­ственно-речевой деятельности.

Третий год жизни

Познавательные умения. Внимательно слушать рассказыва­ние или чтение взрослого, запоминать и узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стихотворения в иллюстрациях и игрушках, запоми­нать строки стихов, тексты произведений малых форм.

Речевые умения. Передавать словом, действием, жестом со­держание произведения: потешки, игры, песенки и др.; уметь подхватывать слова и строки знакомых стихов, читать наизусть некоторые из них.


60 Программа развития и воспитания детей в детском саду

Отношение. Выражать удовольствие от встречи с литератур­ным произведением, радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания. Воспитатель побуждает ребенка активно уча­ствовать в общем со взрослым и другими детьми исполнении стихов, песенок, потешек, испытывать радость от игры звуками, звонкой рифмой, словом.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок иногда отказывается от предложения слу­шать сказку, книгу. Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения. Не проявляет выражен­ного удовольствия от восприятия книги, участия в играх с текстовым сопровождением.

Средний. Ребенок откликается на предложение послушать чтение или рассказывание, но еще недостаточно сосредоточен при восприятии произведений. Запоминает отдельные строчки и слова стихов, песенок, охотно повторяет их, когда взрослый произносит текст. Отклик на прослушанное выражен неярко.

Высокий. Ребенок охотно отзывается на предложение про­слушать книгу, участвовать в игре. Сам просит взрослого про­честь стихи, сказку. Легко включается в восприятие. Внима­тельно слушает, отвечает на вопросы по содержанию произве­дения, выполняет соответственно тексту игровые действия. Знает содержание прослушанных произведений, узнает на ил­люстрациях эпизоды и героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное отношение к прочитанному: смеется, радуется, плачет, активно участвует в разыгрывании песенок, потешек, в хороводных играх.

Четвертый год жизни

Познавательные умения. Сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать про­изведение до конца. С помощью взрослого понимать содержа­ние, устанавливать порядок событий в тексте, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку; представлять в воображении героев, созданных автор­ским словом, узнавать их в иллюстрациях.

Речевые умения. Делиться своими впечатлениями от прочи­танного со взрослыми и сверстниками. Выражать в слове впе­чатления, мысли, образы. Пересказывать знакомые сказки, ис-


Часть I: Младший дошкольный возраст 61

поднять наизусть стихи, участвовать в драматизациях литера­турных сюжетов, театрализованных играх.

Отношение. Эмоционально откликаться на чтение и расска­зывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям. Стремиться к повторным встречам с кни­гой, исполнению стихов, народных песен.

Получать радость и удовольствие от меткого слова, шутки, звучной рифмы, стремиться их запомнить и использовать в своей речи.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок при слушании чтения и рассказывания не­редко отвлекается. Не просит повторить прочитанное. Отказы­вается от разговора по содержанию, исполнения стихов, сказок, участия в играх. Не проявляет выраженного эмоционального отношения к прочитанному.

Средний. Ребенок включается в процесс восприятия, но не всегда умеет выслушать произведение до конца. В редких слу­чаях просит повторить прочитанное. Отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого. Устанавливает про­стейшие (последовательные) связи в содержании. Проявляет ак­тивное эмоциональное отношение только в отдельных случаях.

Высокий. Ребенок легко включается в процесс восприятия, выслушивает произведение до конца. С удовольствием возвра­щается к прочитанному. Охотно вступает в обсуждение произ­ведения, отвечает на вопросы по содержанию, исполняет иг­ровые действия, песенки, читает стихи. Активно содействует и сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.007 с.)