Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К настоящему моменту ребенок, так или иначе, умеет произносить следующие звуки.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
□ Гласные: [А], [У], [И], [Ы], [О]. □ Простые согласные: [М], [Н], [В], [Б], [Д], [Т], [Г], [П], [К], [X]. Сложные согласные: [Й], [С], [Ч]. □ Вам осталось научить его произносить гласный звук |Э|, простой согласный [Ф], сложные согласные: (3), [Ц], [JI], [Ш], [Ж], |Щ], (P] и мягкие варианты согласных звуков. Постановка звуков у детей с моторной алалией может привести к спонтанному скачку в развитии их речи. Уточнение произношения гласных звуков ♦ Пусть ребенок повторяет за вами звуки: [А], [О], [У], [И], [Ы], глядя в зеркало. Обращайте его внимание на форму рта (обводите ему губы, пальцами). Звуки могут получаться не совсем точными. Ребенок может произносить их несколько гнусаво — «в нос». В этих случаях выполняйте следующие упражнения. ♦ Подставьте к своему рту ладонь ребенка и длительно (негромко) произнесите звук [А], выдувая на ладонь воздух. Скажите: Звук А упал тебе на ладонь (покажите пальцем куда) — БУМ. Еще раз, но только коротко и с заметным выдохом произнесите [А] и ткните ребенку пальцем в ладонь, подчеркивая ощущение выдоха. Звук по-прежнему произносите негромко. ♦ Пусть ребенок подставит себе ко рту ладонь (или тыльную сторону руки) и произнесет звук (А), чтобы на ладони почувствовался выдох. Говорите: А — БУМ на ладошку — и тыкайте ему в руку пальцем. Немного отодвиньте его руку ото рта, попросите снова сказать: [А] (показывайте, куда должен «упасть» звук). Говорите: А — БУМ — и показывайте в нужное место пальцем. Пытаясь попасть звуком на ладонь, ребенок утрирует ротовой выдох, звук будет получаться более внятным. Эти же упражнения выполняйте с другими гласными звуками. Показывайте ребенку артикуляцию звуков: [А], [О], [У], [И], [Ы]. Особенно тщательно — звуки [И] и [Ы], так как они похожи между собой. На (И|)вытягивайте губы, чтобы были видны только верхние резцы, на [Ы] — чтобы были видны все зубы. Пусть ребенок, глядя в зеркало, копирует вашу артикуляцию. Спрашивайте: Какой звук я показываю? Если ребенок не может понять задания, объясните через помощника (изображайте артикуляцию звука, пусть помощник повторяет ее, показывая ребенку, что он сделал точно так же, как вы, затем произносит соответствующий звук). ♦ Произнесите звук [А], потом — [Э]. Пусть ребенок повторит. Покажите, как на звук [Э] расположить губы: немного оттяните их в стороны. Включите звук [Э] в предыдущее упражнение. ♦ Вычерчивайте на листе бумаги форму рта, которую тот принимает при произнесении гласных звуков. Произносите соответствующие звуки и обводите себе губы пальцами, чтобы ребенок понял, что вы «рисуете» именно звуки. (А) — рисуйте большой круг. [Э] — эллипс. [О] — небольшой кружок. [У] — совсем маленький кружок, почти точку. (И)— рисуйте две сближенные горизонтальные линии, смыкающиеся по краям. (Ы) — две параллельные горизонтальные линии, идущие на некотором расстоянии друг от друга и смыкающиеся по краям. ♦ Вы рисуете «изображение» звука, ребенок называет его. ♦ Пусть ребенок беззвучно «показывает» звук ртом, а вы произносите ♦ его. Объясните задание через помощника. ♦ Ребенок может «рисовать» звук, а вы — произносить. Допускайте «ошибки», чтобы он исправлял вас. ♦ Пусть ребенок закрывает глаза, когда вы произносите гласные звуки. Затем он должен показывать на рисунке их «изображения» и повторять звуки за вами. Уточнение произношения простых по артикуляции согласных звуков Повторите звуки, различающиеся по признаку звонкости — глухости: [Д-Т], [Б-П], [Г-К]. ♦ Очень звонко произнесите звук (Б), пусть ребенок повторит за вами. Скажите: Я говорю громко — Б! Слово «громко» произнесите звучно, чтобы ребенок понял его смысл. Затем скажите: А теперь я говорю тихо — Г. Пусть ребенок повторит. Звук [П| выговаривайте шепотом. Слово «тихо» произносите еле слышно, чтобы ребенок понял, что оно обозначает. Для объяснения разницы между «громко» и «тихо» можете соответствующим образом стучать по столу и комментировать: Я стучу — СТУК-СТУК — громко (тихо). Затем попросите ребенка: Стучи — СТУК-С'ТУК — громко (тихо). ♦ Предложите ребенку: Говори громко — Б! А потом тихо — П, Б-П, Б-П, Б-П. Ребенку нужно попеременно повторять оба звука. Возьмите красные флажки, с помощью которых вы учились различать звуки. Произнесите звук [Б] и взмахните флажком. Затем скажите шепотом [П], не поднимая флажка. Дальше произносите ряд из звуков [П] и (Б) ([Б-Б-П-Б-П-П-Б-П]). На каждый звук [Б] поднимайте флажок. Скажите: Я показываю флажком — Б. Теперь ты. Повторите звуковой ряд. Ребенок должен взмахивать флажком на каждый звук [Б]. ♦ Скажите: Теперь я показываю флажком — П. Произносите звуковой ряд и махайте флажком. Это же здание нужно выполнить ребенку. ♦ Аналогичные упражнения делайте со звуками [Д-Т] и [Г-К]. Если ребенок недостаточно внятно выговаривает звуки ([Д-Т], [Г-К], [Б-П]), нужно улучшить их произношение. Положите ему на язык кусочек плотной бумаги (обрывок фантика от конфеты) и скажите: Выплюнь его. Покажите, как это сделать. Выплевывайте фантик на ладонь с характерным звуком: ТФУ ([Ф] только слегка проскальзывает). Пусть ребенок повторит несколько раз. Говорите: Плюнь фантик. Он должен попадать им себе в ладонь. Затем скажите: Плюнь звуком Т на ладошку. Пусть ребенок повторит это движение за вами. При произнесении звука [Т] можно слегка высовывать язык между зубами. Подставьте к своему рту руку ребенка (как при произнесении гласных звуков) и резко, как бы «выплевывая» звук, произнесите [Т]. На ладони у него почувствуется движение воздуха. Скажите: Вот куда упал Т — БУМ. Ткните ему пальцем в ладонь. Затем ребенку нужно точно так же «выплевывать» себе на ладонь звук [Т]. Произношение звука [Д] усовершенствуйте таким же образом, только звук произносите звонко, с голосом. Когда будете показывать, как «выплюнуть» звуки [П] и |Б|, помогайте себе движением головой (вперед, по направлению к ладони). Ребенок пускай повторяет за вами. На первых порах можете «приклеивать» ему к губам фантик. Если ребенок невнятно выговаривает звуки [К] и [Г|, их произношение ему придется ставить заново. Для постановки звука [К| нужно многократно произносить звук [Т] ([Т-Т-Т]). В это время вы надавливаете шпателем на кончик языка ребенка и постепенно отодвигаете вглубь рта. Сначала послышится мягкий звук [Т'|, потом —мягкий [К'] (оба звука будут недостаточно четкими). Когда услышите звук [К], остановите шпатель. Скажите ребенку: Ты сказал К Пусть он произносит звук, а вы отстраняйте шпатель. Если звук будет меняться, снова надавливайте на язык. Можете произносить звук вместе. Затем откройте широко рот и покажите ребенку, как вы выговариваете звук [К]. После этого пусть сам «загоняет» язык поглубже в горло и повторяет звук [К] за вами. Точно так же с помощью шпателя поставьте [Г], оттолкнувшись от звука [Д]. ♦ Произнесите звук (В). Пусть ребенок повторит его. Затем произнесите его шепотом, без голоса, чтобы получился |Ф]. Скажите: Говори тихо — Ф. Пусть ребенок повторит за вами звук [Ф]. ♦ Со звуками [В-Ф] выполняйте описанные упражнения. Если ребенок невнятно выговаривает звуки [В] и [Ф], улучшить их произношение очень просто. Пусть несильно прикусывает себе верхними резцами нижнюю губу и выдувает изо рта на ладонь воздух. Вам осталось отработать простые по артикуляции согласные звуки: (Х), [М] и [Н]. ♦ Звуки (Х) и (К)| очень похожи, поэтому делайте с ними упражнения, которые вы выполняли для различения звуков по признаку звонкости — глухости. Ребенок должен отличать |Х] от |К], взмахивая флажком. Если ребенок невнятно выговаривает звук [X] (он может получаться как простой выдох), нужно усовершенствовать его произношение. Скорее всего, ребенок слишком широко открывает рот. Попросите его тянуть [X] и в это время шпателем продвигайте язык вглубь рта. Если звук |Х] не становится от этого более внятным, пусть ребенок прикроет рот (зажмет зубами шпатель) и продолжает тянуть (Х). Затем просите его «смеяться»: ХА-ХА-ХА (продолжая придерживать шпателем язык, зубы разжимать не нужно). Потом пусть «смеется» самостоятельно: ХА-ХА-ХА, ХО-ХО-ХО, ХУ-ХУ-ХУ. Произношение звуков [М| и [Н] уточните по подражанию. Показывайте ребенку артикуляцию, ему нужно копировать ее и произносить звуки, чтобы они «падали» на ладонь (БУМ). На ладони должен ощущаться выдох. Постановка приблизительного произношения сложных по артикуляции согласных звуков Звуки [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р] и [Й] действительно сложно произносятся, поэтому вам вряд ли сразу удастся сформировать у ребенка их полноценное произношение. Дети с сенсорной алалией еще плохо понимают словесные инструкции, а опираться на простой показ при постановке перечисленных звуков может оказаться недостаточным. Дети с моторной алалией не столь хорошо управляют своими органами речи. Дети с сенсомоторной алалией испытывают и те и другие трудности. В связи с этим нужно сформировать у ребенка приблизительное произношение сложных по артикуляции звуков, чтобы он хотя бы как-то смог произносить с этими звуками слова. Когда он станет лучше понимать речь и владеть своим артикуляционным аппаратом, произношение сложных звуков придется доработать (поставить их нормативное произношение). Впрочем, какие-то звуки могут получиться и сразу. Звук [С] ♦ Напомните ребенку, как свистит комар: С-С-С. Покажите, как у вас расположен язык. Широкий кончик языка прислоните к нижним резцам и подуйте на ладонь ребенку, чтобы он ощутил выходящую изо рта струйку воздуха. Пусть повторит за вами. Может получиться простой звук выдоха или неясный свистящий звук. ♦ Положите себе на ладонь кусочек ватки и покажите, как сдувать ее Свистите, как комар, и цельтесь в ватку выдохом. Пусть ребенок повторяет за вами. В результате по средней линии языка у него будет образовываться желобок, необходимый для произнесения звука (С) Скажите: Комарик — С-С-С — сдувает ватку. Когда ребенок будет сдувать ватку, послышится свистящий звук. Возможно даже, получится полноценный звук [С]. ♦ Если этого не произойдет, пока ребенок будет выдувать изо рта воздух, положите ему по средней линии языка зубочистку и слегка прижмите ею язык (формируя желобок). Скажите: Свисти, как комарик. Выйдет полноценный или почти полноценный звук [С]. Для уточнения произношения нужно посильней улыбнуться губами (язык от этого во рту дополнительно расплющится). ♦ Пока ребенок свистит, убирайте зубочистку, ставьте ее обратно, произносите звук вместе с ребенком. Говорите: Так свистит комар. Пусть ребенок произносит слоги (СА, СО, СЫ и т.д.), повторяя их за вами. Первое время это можно делать, не вытаскивая зубочистки изо рта. ♦ Затем звук нужно произносить без зубочистки. Абсолютно точно? произношения добиваться не нужно. Звук [3] ♦ Звук [3] формируется от [С], так как отличается от него только наличием голоса. Произнесите звук [С] очень тихо, шепотом. Скажите: Комар свистит тихо (слово «тихо» должно звучать еле слышно, можно тихонько постучать пальцами по столу, напоминая ребенку, что тага тихий звук). Затем «свистите» звонко, фактически произнося звук (З). Говорите: Комар свистит громко. Ребенок должен повторять за вами оба звука. ♦ Пусть повторяет за вами слоги: СА-ЗА, СЫ-ЗЫ и т.д. Объясняйте: Комар сначала говорит тихо, потом — громко. ♦ В дальнейшем ребенку нужно повторять за вами то звук |С|, то звук (З) Звук [Ц] Звук [Ц] ♦ Звук [Ц] возникает в результате слитного произнесения звуков (Т) и [ТС]. ♦ Пусть ребенок повторяет за вами звукосочетание [ТС]. Говорите: Быстрее! Быстрее! Показывайте, как это делать. Постепенно у ребенка выйдет звук [Ц]. Звук [ Ш] ♦ Ребенку нужно посвистеть, как комар. Сверните в несколько раз плотную полоску бумаги, придайте ей вогнутую форму, а края заверните и наверх. Пока ребенок будет тянуть: С-С-С, подцепите вашим самодельным «инструментом» снизу кончик его языка и поднимите за верхние зубы. Полоску бумаги подкладывайте под язык вогнутой стороной вниз (как ложечку). Язык будет прилипать к ней, края — немного заворачиваться наверх. Пока вы манипулируете с языком ребенка, он должен продолжать тянуть: С-С-С. Произносите с ним вместе. Когда язык ребенка окажется за верхними зубами, будет также слышаться звук [С] (несколько искаженный). Скажите: Тут тоже может свистеть комарик. Поднимите собственный язык за верхние зубы и протяните: С-С-С. Покажите ребенку, как вы свистите. Предварительно потренируйтесь. ♦ Пусть ребенок свистит, располагая язык за верхними зубами. Помогайте ему свернутой бумажкой. Поддерживайте ею самый кончик языка, от этого свист будет получаться более тонким и точным. Желательно, чтобы в этом положении у ребенка получался полноценный или почти полноценный [С]. ♦ Когда вы добьетесь подобного звука, продвиньте кончик языка ребенка вглубь рта — к альвеолам. Послышится неясный шипящий звук. Произнесите правильный [Ш], напомните ребенку, что так шипит змея (покажите картинку). ♦ Отодвигайте бумажную полоску от языка ребенка и поднимайте ее опять. Он должен научиться удерживать язык в нужном положении. Когда это получится, нажмите ему пальцами на щеки и выдвиньте вперед губы «рупором». При этом вы прижмете щеки ребенка к коренным зубам. В результате должен послышаться достаточно отчетливый шипящий звук. Более точного произнесения звука [Ш] на этом этапе добиться трудно. ♦ В дальнейшем пусть ребенок произносит вслед за вами слоги: ША, ШУи т.д. Звук [Ж] ♦ Звук |Ж] отличается от [Ш] наличием голоса. Ставить его произношение нужно, отталкиваясь от звука [Ш], так же, как вы формировали произношение звука [3], опираясь на [С]. Скажите ребенку, что тихо шипит змея, а громко жужжит жук. Звук [Ч] ♦ Пусть ребенок многократно повторяет за вами звукосочетание [ТИ]: [ТИ-ТИ-ТИ]. Скажите, что так «говорит» птичка (покажите картинку). Пока ребенок будет повторять эти слоги, прижмите ему пальцами щеки к коренным зубам и выдвиньте вперед «рупором» губы (как при постановке звука [Ш]). Послышатся слоги: ЧИ-ЧИ-ЧИ. Звук |Ч] может звучать недостаточно внятно. ♦ Затем пусть ребенок вслед за вами повторяет слоги: ЧА, ЧУ и т.д. Придерживайте ему щеки пальцами. ♦ В дальнейшем ребенку нужно повторять изолированный звук (Ч). Отпускайте его щеки, прижимайте опять, пока он не научится произносить звук самостоятельно. Объясните, что [Ч] — это «тихо». Прислоните вертикально к губам указательный палец и длительно произнесите: Ч-Ч-Ч — это тихо (тихонько постучите по столу). Пусть ребенок повторит. Снова прокомментируйте его звук: тихо. Звук [Щ] ♦ Если произнести длительно звук [Ч], после него вторым звуком послышится [Щ]: [ЧЩ-Щ-Щ]. ♦ Прислоните к губам указательный палец и тихо скажите ребенку: ЧШ- Щ-Щ — тихо. Пусть ребенок повторит за вами. Для уточнения произношения прижмите ему щеки к коренным зубам. ♦ Тяните звукосочетание [ЧЩ], делая небольшие паузы между звуками [Щ]: [ЧЩ-Щ-Щ-Щ] (прислоняйте палец к губам, заговорщически подмигивайте, говорите: тихо, тихо — ЧЩ-Щ-Щ). Ребенок должен повторять за вами. Произносите вместе с ним, паузы потихоньку удлиняйте, чтобы после [Ч] слышались фактически изолированные звуки [Щ]. Если звук [Щ] будет выходить недостаточно внятно, прижимайте ребенку щеки к коренным зубам. ♦ Скажите ребенку, что Щ-Щ-Щ — очень тихо «говорит» ящерка (покажите соответствующую картинку). После этого пусть произносит за вами звук [Щ] и слоги с этим звуком: ЩИ, ЩА и т.д. Звук [Л] ♦ Скажите: Я пою — АЛА-ЛА-ЛА. Когда произносите звук [Л], высовывайте кончик языка между зубами. Выпевайте таким образом различные мелодии, чтобы ребенок понял, что это именно пение. На звук [А пошире открывайте рот. ♦ Предложите петь вместе. Вместо звука [Л] у ребенка может выходить [Н] (так как эти звуки произносятся практически одинаково). В этом случае посильней высовывайте изо рта язык (ребенок должен делать также) и продолжайте «петь». Пусть ребенок подставит ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней сильную, горячую струю воздуха. Предварительно «покажите» ему эту струю, «выдувая» ему на ладонь: ЛА. ♦ Когда у ребенка послышится более-менее внятный [Л], пусть потихоньку убирает язык за зубы (продолжая «петь»: ЛА-ЛА-ЛА). Язык должен немного виднеться в щель между зубами. Нужно продолжать «дуть» на ладонь. ♦ Затем «пойте»: ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ и т. д. ♦ В конце ребенок должен повторять за вами изолированный звук [Л]. Звук [Й] ♦ Пусть ребенок тянет звук (И), вы в это время очень медленно продвигайте шпателем ему язык вглубь рта. В какой-то момент послышится [Й| (может быть, не совсем точный). Произносите его вместе с ребенком. Отодвигайте шпатель от его языка, снова прижимайте его, чтобы ребенок учился произносить звук самостоятельно. ♦ Когда звук получится, пусть ребенок повторяет за вами слоги: [ЙА] [ЙУ] и т.д. Звук [Р] ♦ Ребенок должен открыть рот и произносить, прикасаясь кончиком языка к альвеолам, серию звуков [Д]: [Д-Д-Д|. Скажите: говори — Д-Д-Д — и стучи — СТУК-СТУК — языком вот в это место (покажите ♦ пальцем у него во рту, куда нужно «стучать»). Когда он будет произносить [Д], можете поддерживать ему язык снизу шпателем, чтобы тот никуда не отклонялся. ♦ Скажите ребенку, чтобы язык был твердым. ♦ Пока ребенок будет говорить: [Д-Д-Д], каким-нибудь предметом с округлым скользким кончиком двигайте у него под языком вправо- влево, задевая снизу язык. Будет слышаться звук [Р]. Скажите: Так рычит («говорит») тигр (покажите картинку). Рычите вместе. Напоминайте ребенку, чтобы язык был твердым. ♦ На время отслоняйте от языка ваш «инструмент», вибрация языка будет сохраняться и звук продолжаться сам собой. Когда он прекратится, начинайте заново. ♦ Попросите ребенка показать, как рычит тигр. Если у него не получится, опять выполняйте предыдущие упражнения. В результате многочисленных повторов у ребенка может выйти звук [Р]. Если же этого не произойдет, прекратите работу над ним. Он очень сложный, часто его бывает трудно поставить даже детям с нормальным речевым развитием. К звуку [Р] нужно вернуться позже, когда ребенок станет лучше понимать инструкции и начнет говорить. Постановка мягких пар согласных звуков Перед формированием произношения мягких звуков нужно прежде всего составить у ребенка представление о таких качествах, как твердость и мягкость. ♦ Потрогайте стол, скажите: Твердый. Потрогайте диванную подушку, продавите ее, погладьте, скажите: Мягкая. Пусть ребенок сделает то же самое. Комментируйте его ощущения: Твердый, мягкая. ♦ Трогайте вместе с ребенком другие — твердые и мягкие — предметы, например игрушки. Говорите: Машинка — БИ-БИ — твердая. Мишка — БУ-БУ — мягкий. Слово «твердый» произносите сухим, недовольным голосом, слово «мягкий» — с удовольствием, нежно и ласково. Погладьте мишку, прижмите его к щеке. ♦ Прижимайте к щеке ребенка разнообразные мягкие предметы, говорите: Мягкий. Делайте то же самое с твердыми, говорите: Фу — твердый. Можете стучать по твердым предметам рукой. ♦ Пусть ребенок находит в комнате мягкие и твердые предметы. Спрашивайте: Где мягкий? Где твердый? ♦ Напрягите губы, чуть вытянув их вперед и сжав «гармошкой». Пусть ребенок потрогает их пальцем. Скажите ему: Фу — твердые. Губы твердые. Затем расслабьте их. Пусть ребенок помнет их пальцами. Говорите: Теперь — мягкие. ♦ Ребенку нужно вслед за вами делать губы твердыми и мягкими, щупать их пальцами. Спрашивайте: Твердые? Мягкие? Ребенок отвечает: да — или кивает головой. Поскольку слова «твердый» и «мягкий» сложны для произнесения, а найти для них подходящие звукоподражания трудно, подберите предметы, которые будут символизировать эти понятия. Признак мягкости можно обозначить кусочком ваты, а признак твердости — деревяшкой. Обратите внимание ребенка на то. что вата — мягкая, а деревяшка — твердая. Пусть ребенок сжимает ватку и деревяшку в ладони. ♦ Показывайте мягкие и твердые предметы, пусть ребенок ощупывает их. Спрашивайте: Мягкий? Твердый? Ребенку нужно показать либо ватку, либо деревяшку. Если он не сможет понять смысла задания, объясните через помощника. ♦ Покажите ребенку ватку, спросите: Где мягкое? В замешательстве оглядитесь по сторонам. Ему нужно находить в комнате мягкие предметы. Это же упражнение выполняйте с деревяшкой. ♦ Просто показывайте ребенку то ватку, то деревяшку (без словесной инструкции), он должен находить вокруг соответствующие предметы. Очень твердо произнесите звук [М] (сжав губы «гармошкой»). Скажите: Твердый (почти не разжимая сморщенных губ). Пусть ребенок пощупает вам губы пальцами. Покажите деревяшку. Расплющите губы и произнесите мягкий звук |М']. Скажите очень мягким тоном: Мягкий. Покажите ватку. Пусть ребенок пощупает вам губы. Затем произносите то мягкий, то твердый звук, пусть ребенок щупает вам губы и показывает либо ватку, либо деревяшку. В дальнейшем пусть ребенок определяет (показывая с помощью ватки и деревяшки), твердый или мягкий звук вы произнесли, без ощупывания ваших губ, а просто рассматривая артикуляцию звуков. Артикулируйте утрированно. ♦ Говорите ребенку: Сделай твердые губы, сделай мягкие губы (показывайте как, предъявляйте деревяшку и ватку). Ребенку нужно повторять, он может щупать себе губы пальцами. ♦ Ребенок должен повторять за вами твердый и мягкий звук [М]. Говорите: Скажи твердо (показывайте деревяшку), скажи мягко (показывайте ватку). Ребенок может ощупывать ваши и свои губы. Пусть ребенок вслед за вами попеременно произносит мягкий и твердый звук [М]: (M-M'), [M-M'). ♦ Последние два упражнения делайте со звуками [Б-Б'|, [П-П'] (твердыми и мягкими). ♦ Нужно научить ребенка произносить мягкий звук [В']. Сначала произнесите звук [В] твердо, напрягите и наморщите нижнюю губу. Пусть ребенок пощупает ее. Затем произнесите звук [В'] мягко, можете пожевать зубами мягкую нижнюю губу. Пусть ребенок повторит за вами оба звука. ♦ Аналогичным способом поставьте ребенку звук |Ф']. В дальнейшем выполняйте упражнения на различение звуков: (Б-Б'),(П-Н'), (В-В'), [Ф-Ф'] — так же, как со звуками [М-М'] (используя ватку и деревяшку). Пусть ребенок смотрит на ваш рот, пытается повторять звуки. ♦ Остальные согласные произносятся с помощью языка. Покажите ребенку, как сделать его твердым. Высуньте напряженный, заостренный язык между зубами, пусть ребенок попробует сдвинуть его с места. Не убирая языка в рот, скажите: Твердый (слово выйдет не точным). Затем положите расслабленный, широкий язык на нижние зубы. Пусть ребенок потрогает его, убедится, что он похож на желе. Скажите: Мягкий. При этом не убирайте язык в рот — произнесите слово как будто бы «мягким» языком. ♦ Говорите ребенку: Сделай язык твердым, сделай мягким (показывайте — как, пусть ребенок щупает его пальцами). ♦ Показывайте ватку и деревяшку, пусть ребенок делает мягкий и твердый язык. ♦ Произнесите очень твердо звук [Н]. Рот приоткройте, напряженный язык прислоняйте к верхним резцам. Дайте ребенку потрогать его, пусть убедится, что он такой твердый, что его нельзя сдвинуть с места. Затем произнесите мягкий [Н']. Пусть ребенок потрогает ваш язык пальцем, немного сдвигая его вправо-влево. ♦ Затем пусть повторяет за вами твердый и мягкий звук, щупает пальцами язык. Если язык не будет достаточно мягким, можно с помощью шпателя или пальца немного перемещать его из стороны в сторону, таким образом расслабляя его. ♦ Аналогичными способами поставьте ребенку мягкие звуки [Т'| и [Д']. Мягкие звуки (К'), [Г'] и (X') произносятся в глубине рта, поэтому помочь ребенку выговаривать их у вас не получится. Просто говорите ему, чтобы он делал твердый и мягкий язык. ♦ В дальнейшем выполняйте упражнения на различение твердых и мягких звуков: [Н-Н'], [Д-Д'], (Т-Т*), [Х-Х'], [К-К'], [Г-Г*], как вы делали это со звуками, произносящимися с помощью губ. У ребенка изначально может быть небольшое смягчение всех согласных звуков. Преодолеть его можно описанными выше способами, так как при выполнении этих упражнений он одновременно усваивает произношение как мягких, так и твердых звуков. Теперь ребенка нужно научить различать твердые и мягкие варианты простых по артикуляции согласных звуков на слух (без опоры на показ артикуляции, как это делалось раньше). Задание может оказаться чересчур сложным — ведь мягкие и твердые парные звуки слишком похожи друг на друга по звучанию. Но попробовать можно. ♦ Произносите мягкие и твердые звуки ([М-М'], [Т-Т], [К-К'], [Г'-Г], [Д'-Д] и т.д.), чтобы ребенок не видел вашего рта. На мягкий звук он должен показывать ватку, на твердый — деревяшку. Задание можно объяснить через помощника. ♦ С мягкими и твердыми согласными звуками ребенок должен произносить слоги, повторяя за вами. Слоги нужно произносить следующим образом: БА-БЯ, БИ-БЫ, МУ-МЮ, ДЫ-ДИ, ХЕ-ХЭ и т. п. Мягкие варианты произнесения сложных по артикуляции согласных звуков формируйте у ребенка точно так же. Закрепление произношения звуков Вы сформировали у ребенка произношение всех (или почти всех) звуков русского языка (некоторые он выговаривает неточно). Теперь нужно максимально задействовать их в речи ребенка, чтобы он не забыл, как они произносятся. Одновременно вы будете пополнять его словарь. Для закрепления звуков используйте звукоподражания (и те, которые уже есть у ребенка, и новые), формируйте у него произношение очень простых по звуковому составу слои, сначала из одного слога (согласный звук + гласный + согласный): дом, сад, потом из двух открытых слогов (согласный звук + гласный): лапа, нога. Звукоподражания и слова должны включать в себя и мягкие варианты произнесения звуков (няня, лиса и т.д.). ♦ Показывайте картинки с изображениями животных, которых можно назвать звукоподражаниями, состоящими из одного звука. Ребенку нужно произносить соответствующий звук. Если он забыл, как он называл какое-нибудь животное, напоминайте ему. Подберите подходящие звукоподражания и для тех звуков, которые ребенок раньше никак не произносил (например, [3], |Ч] и т.д.). Несколько раз называйте звукоподражанием изображенное на картинке животное (или предмет). Тренируйте произношение преимущественно сложных по артикуляции согласных звуков. Примерные звукоподражания: Жук жужжит: Ж-Ж-Ж. Комар свистит: С-С-С. Тигр рычит: Р-Р-Р. Змея шипит: Ш-Ш-Ш. Ежик фыркает: Ф-Ф-Ф. Пароход гудит: Л-Л-Л. Муха жужжит: 3-3-3. Ящерка шипит: Щ-Щ-Щ. Чайник кипит: Ч-Ч-Ч. Заяц дрожит: Й-Й-Й. Кузнечик цыкает: Ц-Ц-Ц. ♦ Показывайте ребенку картинки с изображениями животных, а также предметов, которые он умеет называть звукоподражаниями (состоящими из нескольких звуков). Спрашивайте: Это кто? Это что? Напоминайте звукоподражания, если он забыл их. Если он не договаривает в звукосочетаниях каких-либо звуков, уточняйте произношение. Повторяйте звукоподражания по нескольку раз — по звукам, пусть ребенок произносит за вами. Иногда по-прежнему помогайте ему произнести какой-нибудь звук шпателем или пальцами. Формируйте у ребенка новые звукоподражания (какие придут вам в голову) с новыми звуками, которые он научился выговаривать. Используйте картинки. ♦ Учите ребенка произносить простые существительные, называющие конкретные предметы ближайшего окружения. Показывайте предмет и многократно произносите соответствующее слово. При необходимости выговаривайте его по звукам. Ребенку нужно повторять за вами. Примерный речевой материал Односложные слова: мяч, шар, куб, газ, йод, жук, бок, лед, душ, сор, дом, лес, нос, сыр, суп, чай, пол, лоб, кот, конь, рысь, сад, рот, кит, пень, пыль, гусь, сок, Лук, рис, соль, нож, мышь. Двухсложные слова: рука, нога, киса, Миша, лиса, вода, вата, Ляля, каша, губа, зубы, муха, тетя, дядя, кофе, небо, рыба, шуба, щука, коза, гора, море, река, щека, ванна, ухо, дыра, ваза, сани, лапа, лицо, часы, бусы, мясо, пила, кино, луна, лужа, лыжи, шея, шина, коса. Правила занятий с детьми У вас может не получиться поставить ребенку полноценное произношение того или иного звука, но тем не менее нужно научить его выговаривать каждый звук так, чтобы он был похож на самого себя (а не на иной звук языка). Например, звук [Ш] может звучать «шепеляво», но не напоминать [С], звук [Л] может быть недостаточно внятным, но он не должен напоминать [Й| и т. п. В противном случае ребенок будет путать в речи похожим образом произносящиеся звуки и с трудом различать между собой включающие их слова. Дети с моторной алалией с трудом запоминают, как произносятся звуки (особенно сложные по артикуляции). Так что, если вдруг обнаружите, что ребенок «разучился» выговаривать тот или иной звук, нужно поставить его заново. Формирование начальных навыков звукового анализа При алалии ребенок не может полноценно научиться говорить, в том числе потому, что с трудом улавливает порядок звуков в словах, поэтому плохо запоминает их и легко забывает. Этот недостаток обязательно нужно преодолеть, а для этого сформировать у ребенка первоначальные навыки звукового анализа различных единиц речи: звукосочетаний, слогов, простейших слов. Прежде чем обучать ребенка восприятию последовательности звуков в слове, нужно составить у него представление о последовательности вообще. Это удобнее сделать на основе анализа зрительного ряда, который (в отличие от звукового, где звук сменяет звук) может находиться перед глазами у ребенка весь сразу и целиком. Операции со зрительным рядом Чтобы научиться воспринимать и анализировать зрительный ряд (в дальнейшем — звуковой), ребенок должен освоить понятия: сначала и потом. ♦ Сядьте рядом с ребенком и играйте в разноцветные кубики. Ребенку нужно выкладывать кубики в ряд, повторяя вашу последовательность. Сначала используйте только красные и зеленые кубики (поскольку с этими цветами ребенок уже знаком). Вы кладете зеленый кубик и говорите: Сделай, как я. Показывайте на свой кубик, жестом объясняйте, что ребенок тоже должен взять кубик. Если он не поймет, что нужно брать именно зеленый, объясните: Клади зеленый куб. Такой же. Показывайте на свой кубик и другой такой же — на столе. Если задание все равно не понятно, объясните через помощника (пусть тот выкладывает за вами ряд). Сперва выкладывайте ряд из двух кубиков. Следите, чтобы ребенок размещал кубики слева направо. В дальнейшем следите за этим всегда. ♦ Выкладывайте ряд из трех кубиков. Располагайте их в разной последовательности. Комментируйте: зеленый, красный и т.д. Пусть ребенок запоминает названия цветов. Он должен выкладывать кубики так же, как вы. ♦ Желательно увеличить ряд до пяти кубиков. Добавьте еще один цвет: желтый. ♦ Меняйте местами два кубика. Сначала — крайние, затем в любом порядке. Ребенку нужно делать то же самое со своим рядом. Говорите: Сделай, как я. ♦ Попробуйте поменять местами сразу три кубика. Ребенок должен повторить. ♦ Кладите кубики в ряд и говорите: Сначала я положу зеленый, потом — красный, потом — желтый, потом — красный. Делайте акцент на слова «сначала» и «потом». Пусть ребенок выкладывает ряд следом за вами. ♦ Пусть ребенок выполняет предыдущее задание, опираясь только на словесную инструкцию. Говорите: Сначала положи красный (дождитесь, пока он сделает это, если нужно, помогите ему), потом положи зеленый, потом — желтый и т.д. ♦ Положите два кубика, ребенок должен смотреть, что вы делаете. Спросите: Какой я положила сначала? Пусть ребенок покажет. Затем спросите: Какой я положила потом? ♦ Подобные задания выполняйте с разноцветными кружками. Теперь у ребенка нужно сформировать представления о начале и конце ряда. ♦ Выкладывайте кубики. Комментируйте, какой вы положили сначала, какой — потом. Покажите ребенку на начало ряда, скажите: Вот тут — начало. Покажите на конец, скажите: Вот тут — конец. ♦ Это же задание выполняйте с кружками (с другими предметами) многократно. Ребенок должен запомнить слова «начало» и «конец» и хорошо усвоить, что они означают. ♦ Горизонтально кладите перед ребенком продолговатые предметы (карандаш, полоску бумаги, ленточку и т.п.), просите показать, где у предмета начало, где конец. При необходимости подсказывайте. Операции со звуковым рядом Вам понадобятся отдельные карточки с изображениями формы рта при произнесении гласных звуков (раньше вы рисовали эти символы на бумаге). ♦ Напомните ребенку значение изображений. Показывайте карточку, он должен называть соответствующий гласный звук. ♦ Выполняйте задание наоборот. Называйте гласный звук, ребенку нужно показать карточку. ♦ Называйте гласные звуки и кладите в ряд карточки с их изображениями. Затем ведите пальцем по получившемуся ряду и комментируйте: Сначала — А, потом — У, потом — О и т.д. Выполняйте задание многократно, выкладывая символы звуков в разной последовательности. ♦ Положите в ряд две карточки, спрашивайте: Что идет сначала? Что — потом? Ребенку нужно называть звуки. ♦ Это задание делайте с тремя карточками (если получится, то с большим числом). ♦ Выложите на стол все карточки, обозначающие гласные звуки (вперемешку). Называйте гласный звук, ребенку нужно выбрать из кучки подходящую карточку и положить перед собой. Называйте следующий гласный, ребенок должен найти соответствующую карточку и положить рядом с первой. ♦ Это же задание выполняйте с большим количеством звуков. Спрашивайте у ребенка, показывая пальцем на его ряд: Что идет сначала? Что — потом? ♦ Задавайте ребенку эти же вопросы без указывания на символы звуков. ♦ Кладите в ряд две (затем — три) карточки. Ребенок должен последовательно произнести звуки. Предварительно выполните это задание сами, чтобы он понял, что от него требуется. Называя звуки, показывайте на соответствующие символы. ♦ Выложите ряд из нескольких карточек (трех и больше). Спрашивайте: Что в начале? Что в конце? Показывайте пальцем в начало и конец ряда, в дальнейшем ребенку нужно выполнять задание, опираясь только на ваши слова. ♦ Положите в ряд несколько карточек. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Еще что потом? Еще что потом? Что в конце?Для начала ведите пальцем по карточкам, чтобы ребенок не упускал из виду их последовательности. Затем ему нужно опираться только на ваши слова. Упражнение выполняйте многократно, меняя порядок звуков. ♦ Скажите ребенку: Положи сначала А, потом — У. Он должен выкладывать карточки. ♦ Количество звуков нужно увеличить до трех. Говорите: Положи сначала А, потом — О, в конце — Ы. Задавайте вопросы по поводу ряда: Что в начале? Что потом? Что в конце? Меняйте порядок вопросов. ♦ Положите две карточки. Молча показывайте на них по очереди. Ребенку нужно произнести соответствующие звуки. ♦ Поменяйте карточки местами, снова покажите на них. Ребенок должен произнести звуки в обратной последовательности. Если смысл двух последних заданий ему непонятен, объясните через помощника. Два предыдущих задания пробуйте выполнять с тремя звуками. Произнесите два гласных звука, чтобы ребенку был виден ваш рот. Спросите: Что в начале? Повторите те же звуки. Ребенку нужно назвать первый звук. ♦ Это же упражнение выполняйте с различными комбинациями двух гласных звуков. Произносите их так, чтобы ребенок не мог видеть вашей артикуляции. ♦ Произносите по два гласных звука. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Ребенку нужно по порядку называть звуки. ♦ Это же упражнение попытайтесь выполнять с тремя гласными звуками. ♦ Произносите два гласных звука, меняя их местами (например: АУ — УА и т.п.). Ребенку оба раза нужно определять, какой — первый, ка- кой — второй. ♦ Произносите два согласных звука. Спрашивайте: Что сначала? Что п<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.162 (0.013 с.) |