Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К настоящему моменту ребенок, так или иначе, умеет произносить следующие звуки.

Поиск

□ Гласные: [А], [У], [И], [Ы], [О].

□ Простые согласные: [М], [Н], [В], [Б], [Д], [Т], [Г], [П], [К], [X]. Сложные согласные: [Й], [С], [Ч].

□ Вам осталось научить его произносить гласный звук |Э|, простой согласный [Ф], сложные согласные: (3), [Ц], [JI], [Ш], [Ж], |Щ], (P] и мягкие варианты согласных звуков.

Постановка звуков у детей с моторной алалией может привести к спонтанному скачку в развитии их речи.

Уточнение произношения гласных звуков

♦ Пусть ребенок повторяет за вами звуки: [А], [О], [У], [И], [Ы], глядя в зеркало. Обращайте его внимание на форму рта (обводите ему губы, пальцами).

Звуки могут получаться не совсем точными. Ребенок может произносить их несколько гнусаво — «в нос». В этих случаях выполняйте следующие упражнения.

♦ Подставьте к своему рту ладонь ребенка и длительно (негромко) произнесите звук [А], выдувая на ладонь воздух. Скажите: Звук А упал тебе на ладонь (покажите пальцем куда) — БУМ. Еще раз, но только коротко и с заметным выдохом произнесите [А] и ткните ребенку пальцем в ладонь, подчеркивая ощущение выдоха. Звук по-прежнему произносите негромко.

♦ Пусть ребенок подставит себе ко рту ладонь (или тыльную сторону руки) и произнесет звук (А), чтобы на ладони почувствовался выдох. Говорите: А — БУМ на ладошку — и тыкайте ему в руку пальцем. Немного отодвиньте его руку ото рта, попросите снова сказать: [А] (показывайте, куда должен «упасть» звук). Говорите: А — БУМ — и показывайте в нужное место пальцем. Пытаясь попасть звуком на ладонь, ребенок утрирует ротовой выдох, звук будет получаться более внятным. Эти же упражнения выполняйте с другими гласными звуками. Показывайте ребенку артикуляцию звуков: [А], [О], [У], [И], [Ы]. Особенно тщательно — звуки [И] и [Ы], так как они похожи между собой. На (И|)вытягивайте губы, чтобы были видны только верхние резцы, на [Ы] — чтобы были видны все зубы. Пусть ребенок, глядя в зеркало, копирует вашу артикуляцию. Спрашивайте: Какой звук я показываю? Если ребенок не может понять задания, объясните через помощника (изображайте артикуляцию звука, пусть помощник повторяет ее, показывая ребенку, что он сделал точно так же, как вы, затем произносит соответствующий звук).

♦ Произнесите звук [А], потом — [Э]. Пусть ребенок повторит. Покажи­те, как на звук [Э] расположить губы: немного оттяните их в стороны. Включите звук [Э] в предыдущее упражнение.

♦ Вычерчивайте на листе бумаги форму рта, которую тот принимает при произнесении гласных звуков. Произносите соответствующие звуки и обводите себе губы пальцами, чтобы ребенок понял, что вы «рисуете» именно звуки.

(А) — рисуйте большой круг.

[Э] — эллипс.

[О] — небольшой кружок.

[У] — совсем маленький кружок, почти точку.

(И)— рисуйте две сближенные горизонтальные линии, смыкающиеся по краям.

(Ы) — две параллельные горизонтальные линии, идущие на некотором рас­стоянии друг от друга и смыкающиеся по краям.

♦ Вы рисуете «изображение» звука, ребенок называет его.

♦ Пусть ребенок беззвучно «показывает» звук ртом, а вы произносите

♦ его. Объясните задание через помощника.

♦ Ребенок может «рисовать» звук, а вы — произносить. Допускайте «ошибки», чтобы он исправлял вас.

♦ Пусть ребенок закрывает глаза, когда вы произносите гласные звуки. Затем он должен показывать на рисунке их «изображения» и повто­рять звуки за вами.

Уточнение произношения простых по артикуляции согласных звуков

Повторите звуки, различающиеся по признаку звонкости — глухости: [Д-Т], [Б-П], [Г-К].

♦ Очень звонко произнесите звук (Б), пусть ребенок повторит за вами. Скажите: Я говорю громко — Б! Слово «громко» произнесите звучно, чтобы ребенок понял его смысл. Затем скажите: А теперь я говорю тихо — Г. Пусть ребенок повторит. Звук [П| выговаривайте шепотом. Слово «тихо» произносите еле слышно, чтобы ребенок понял, что оно обозначает.

Для объяснения разницы между «громко» и «тихо» можете соответствующим образом стучать по столу и комментировать: Я стучу — СТУК-СТУК — гром­ко (тихо). Затем попросите ребенка: Стучи — СТУК-С'ТУК — громко (тихо).

♦ Предложите ребенку: Говори громко — Б! А потом тихо — П, Б-П, Б-П, Б-П. Ребенку нужно попеременно повторять оба звука. Возьмите красные флажки, с помощью которых вы учились раз­личать звуки. Произнесите звук [Б] и взмахните флажком. Затем скажите шепотом [П], не поднимая флажка. Дальше произносите ряд из звуков [П] и (Б) ([Б-Б-П-Б-П-П-Б-П]). На каждый звук [Б] поднимайте флажок. Скажите: Я показываю флажком — Б. Теперь ты. Повторите звуковой ряд. Ребенок должен взмахивать флажком на каждый звук [Б].

♦ Скажите: Теперь я показываю флажком — П. Произносите звуковой ряд и махайте флажком. Это же здание нужно выполнить ребенку.

♦ Аналогичные упражнения делайте со звуками [Д-Т] и [Г-К].

Если ребенок недостаточно внятно выговаривает звуки ([Д-Т], [Г-К], [Б-П]), нужно улучшить их произношение.

Положите ему на язык кусочек плотной бумаги (обрывок фантика от конфе­ты) и скажите: Выплюнь его. Покажите, как это сделать. Выплевывайте фан­тик на ладонь с характерным звуком: ТФУ ([Ф] только слегка проскальзы­вает). Пусть ребенок повторит несколько раз. Говорите: Плюнь фантик. Он должен попадать им себе в ладонь.

Затем скажите: Плюнь звуком Т на ладошку. Пусть ребенок повторит это дви­жение за вами. При произнесении звука [Т] можно слегка высовывать язык между зубами. Подставьте к своему рту руку ребенка (как при произнесе­нии гласных звуков) и резко, как бы «выплевывая» звук, произнесите [Т]. На ладони у него почувствуется движение воздуха. Скажите: Вот куда упал Т — БУМ. Ткните ему пальцем в ладонь. Затем ребенку нужно точно так же «выплевывать» себе на ладонь звук [Т].

Произношение звука [Д] усовершенствуйте таким же образом, только звук произносите звонко, с голосом.

Когда будете показывать, как «выплюнуть» звуки [П] и |Б|, помогайте себе движением головой (вперед, по направлению к ладони). Ребенок пускай повторяет за вами. На первых порах можете «приклеивать» ему к губам фантик.

Если ребенок невнятно выговаривает звуки [К] и [Г|, их произношение ему придется ставить заново.

Для постановки звука [К| нужно многократно произносить звук [Т] ([Т-Т-Т]). В это время вы надавливаете шпателем на кончик языка ребен­ка и постепенно отодвигаете вглубь рта. Сначала послышится мягкий звук [Т'|, потом —мягкий [К'] (оба звука будут недостаточно четкими). Ког­да услышите звук [К], остановите шпатель. Скажите ребенку: Ты сказал К Пусть он произносит звук, а вы отстраняйте шпатель. Если звук будет ме­няться, снова надавливайте на язык. Можете произносить звук вместе. За­тем откройте широко рот и покажите ребенку, как вы выговариваете звук [К]. После этого пусть сам «загоняет» язык поглубже в горло и повторяет звук [К] за вами. Точно так же с помощью шпателя поставьте [Г], оттол­кнувшись от звука [Д].

♦ Произнесите звук (В). Пусть ребенок повторит его. Затем произне­сите его шепотом, без голоса, чтобы получился |Ф]. Скажите: Говори тихо — Ф. Пусть ребенок повторит за вами звук [Ф].

♦ Со звуками [В-Ф] выполняйте описанные упражнения.

Если ребенок невнятно выговаривает звуки [В] и [Ф], улучшить их произ­ношение очень просто. Пусть несильно прикусывает себе верхними резцами нижнюю губу и выдувает изо рта на ладонь воздух.

Вам осталось отработать простые по артикуляции согласные звуки: (Х), [М] и [Н].

♦ Звуки (Х) и (К)| очень похожи, поэтому делайте с ними упражнения, ко­торые вы выполняли для различения звуков по признаку звонкости — глухости. Ребенок должен отличать |Х] от |К], взмахивая флажком.

Если ребенок невнятно выговаривает звук [X] (он может получаться как про­стой выдох), нужно усовершенствовать его произношение. Скорее всего, ребенок слишком широко открывает рот. Попросите его тянуть [X] и в это время шпателем продвигайте язык вглубь рта. Если звук |Х] не становится от этого более внятным, пусть ребенок прикроет рот (зажмет зубами шпатель) и продолжает тянуть (Х). Затем просите его «смеяться»: ХА-ХА-ХА (продолжая придерживать шпателем язык, зубы разжимать не нужно). Потом пусть «сме­ется» самостоятельно: ХА-ХА-ХА, ХО-ХО-ХО, ХУ-ХУ-ХУ. Произношение звуков [М| и [Н] уточните по подражанию. Показывайте ре­бенку артикуляцию, ему нужно копировать ее и произносить звуки, чтобы они «падали» на ладонь (БУМ). На ладони должен ощущаться выдох.

Постановка приблизительного произношения сложных по артикуляции согласных звуков

Звуки [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р] и [Й] действительно сложно произносятся, поэтому вам вряд ли сразу удастся сформировать у ребенка их полноценное произношение.

Дети с сенсорной алалией еще плохо понимают словесные инструк­ции, а опираться на простой показ при постановке перечисленных звуков может оказаться недостаточным. Дети с моторной алалией не столь хоро­шо управляют своими органами речи. Дети с сенсомоторной алалией ис­пытывают и те и другие трудности.

В связи с этим нужно сформировать у ребенка приблизительное про­изношение сложных по артикуляции звуков, чтобы он хотя бы как-то смог произносить с этими звуками слова. Когда он станет лучше понимать речь и владеть своим артикуляционным аппаратом, произношение сложных звуков придется доработать (поставить их нормативное произношение). Впрочем, какие-то звуки могут получиться и сразу.

Звук [С]

♦ Напомните ребенку, как свистит комар: С-С-С. Покажите, как у вас расположен язык. Широкий кончик языка прислоните к нижним рез­цам и подуйте на ладонь ребенку, чтобы он ощутил выходящую изо рта струйку воздуха. Пусть повторит за вами. Может получиться про­стой звук выдоха или неясный свистящий звук.

♦ Положите себе на ладонь кусочек ватки и покажите, как сдувать ее Свистите, как комар, и цельтесь в ватку выдохом. Пусть ребенок повторяет за вами. В результате по средней линии языка у него будет образовываться желобок, необходимый для произнесения звука (С) Скажите: Комарик — С-С-С — сдувает ватку. Когда ребенок будет сдувать ватку, послышится свистящий звук. Возможно даже, получится полноценный звук [С].

♦ Если этого не произойдет, пока ребенок будет выдувать изо рта воздух, положите ему по средней линии языка зубочистку и слегка прижмите ею язык (формируя желобок). Скажите: Свисти, как комарик. Выйдет полноценный или почти полноценный звук [С]. Для уточнения произношения нужно посильней улыбнуться губами (язык от этого во рту дополнительно расплющится).

♦ Пока ребенок свистит, убирайте зубочистку, ставьте ее обратно, произносите звук вместе с ребенком. Говорите: Так свистит комар. Пусть ребенок произносит слоги (СА, СО, СЫ и т.д.), повторяя их за вами. Первое время это можно делать, не вытаскивая зубочистки изо рта.

♦ Затем звук нужно произносить без зубочистки. Абсолютно точно? произношения добиваться не нужно.

Звук [3]

♦ Звук [3] формируется от [С], так как отличается от него только наличием голоса. Произнесите звук [С] очень тихо, шепотом. Скажите: Комар свистит тихо (слово «тихо» должно звучать еле слышно, можно тихонько постучать пальцами по столу, напоминая ребенку, что тага тихий звук). Затем «свистите» звонко, фактически произнося звук (З). Говорите: Комар свистит громко. Ребенок должен повторять за вами оба звука.

♦ Пусть повторяет за вами слоги: СА-ЗА, СЫ-ЗЫ и т.д. Объясняйте: Комар сначала говорит тихо, потом — громко.

♦ В дальнейшем ребенку нужно повторять за вами то звук |С|, то звук (З) Звук [Ц]

Звук [Ц]

♦ Звук [Ц] возникает в результате слитного произнесения звуков (Т) и [ТС].

♦ Пусть ребенок повторяет за вами звукосочетание [ТС]. Говорите: Быстрее! Быстрее! Показывайте, как это делать. Постепенно у ребенка выйдет звук [Ц].

Звук [ Ш]

♦ Ребенку нужно посвистеть, как комар. Сверните в несколько раз плотную полоску бумаги, придайте ей вогнутую форму, а края заверните и наверх. Пока ребенок будет тянуть: С-С-С, подцепите вашим самодельным «инструментом» снизу кончик его языка и поднимите за верхние зубы. Полоску бумаги подкладывайте под язык вогнутой стороной вниз (как ложечку). Язык будет прилипать к ней, края — немного заворачиваться наверх.


Пока вы манипулируете с языком ребенка, он должен продолжать тянуть: С-С-С. Произносите с ним вместе. Когда язык ребенка окажется за верхними зубами, будет также слы­шаться звук [С] (несколько искаженный). Скажите: Тут тоже может свистеть комарик. Поднимите собственный язык за верхние зубы и протяните: С-С-С. Покажите ребенку, как вы свистите. Предвари­тельно потренируйтесь.

♦ Пусть ребенок свистит, располагая язык за верхними зубами. Помо­гайте ему свернутой бумажкой. Поддерживайте ею самый кончик язы­ка, от этого свист будет получаться более тонким и точным. Желатель­но, чтобы в этом положении у ребенка получался полноценный или почти полноценный [С].

♦ Когда вы добьетесь подобного звука, продвиньте кончик языка ребен­ка вглубь рта — к альвеолам. Послышится неясный шипящий звук. Произнесите правильный [Ш], напомните ребенку, что так шипит змея (покажите картинку).

♦ Отодвигайте бумажную полоску от языка ребенка и поднимайте ее опять. Он должен научиться удерживать язык в нужном положении. Когда это получится, нажмите ему пальцами на щеки и выдвиньте вперед губы «рупором». При этом вы прижмете щеки ребенка к корен­ным зубам. В результате должен послышаться достаточно отчетливый шипящий звук. Более точного произнесения звука [Ш] на этом этапе добиться трудно.

♦ В дальнейшем пусть ребенок произносит вслед за вами слоги: ША, ШУи т.д.

Звук [Ж]

♦ Звук |Ж] отличается от [Ш] наличием голоса. Ставить его произноше­ние нужно, отталкиваясь от звука [Ш], так же, как вы формировали произношение звука [3], опираясь на [С]. Скажите ребенку, что тихо шипит змея, а громко жужжит жук.

Звук [Ч]

♦ Пусть ребенок многократно повторяет за вами звукосочетание [ТИ]: [ТИ-ТИ-ТИ]. Скажите, что так «говорит» птичка (покажите картин­ку). Пока ребенок будет повторять эти слоги, прижмите ему пальцами щеки к коренным зубам и выдвиньте вперед «рупором» губы (как при постановке звука [Ш]). Послышатся слоги: ЧИ-ЧИ-ЧИ. Звук |Ч] мо­жет звучать недостаточно внятно.

♦ Затем пусть ребенок вслед за вами повторяет слоги: ЧА, ЧУ и т.д. При­держивайте ему щеки пальцами.

♦ В дальнейшем ребенку нужно повторять изолированный звук (Ч). От­пускайте его щеки, прижимайте опять, пока он не научится произно­сить звук самостоятельно. Объясните, что [Ч] — это «тихо». Прислони­те вертикально к губам указательный палец и длительно произнесите: Ч-Ч-Ч — это тихо (тихонько постучите по столу). Пусть ребенок по­вторит. Снова прокомментируйте его звук: тихо.

Звук [Щ]

♦ Если произнести длительно звук [Ч], после него вторым звуком по­слышится [Щ]: [ЧЩ-Щ-Щ].

♦ Прислоните к губам указательный палец и тихо скажите ребенку: ЧШ- Щ-Щ — тихо. Пусть ребенок повторит за вами. Для уточнения произношения прижмите ему щеки к коренным зубам.

♦ Тяните звукосочетание [ЧЩ], делая небольшие паузы между звука­ми [Щ]: [ЧЩ-Щ-Щ-Щ] (прислоняйте палец к губам, заговорщиче­ски подмигивайте, говорите: тихо, тихо — ЧЩ-Щ-Щ). Ребенок дол­жен повторять за вами. Произносите вместе с ним, паузы потихоньку удлиняйте, чтобы после [Ч] слышались фактически изолированные звуки [Щ]. Если звук [Щ] будет выходить недостаточно внятно, при­жимайте ребенку щеки к коренным зубам.

♦ Скажите ребенку, что Щ-Щ-Щ — очень тихо «говорит» ящерка (по­кажите соответствующую картинку). После этого пусть произносит за вами звук [Щ] и слоги с этим звуком: ЩИ, ЩА и т.д.

Звук [Л]

♦ Скажите: Я пою — АЛА-ЛА-ЛА. Когда произносите звук [Л], высовы­вайте кончик языка между зубами. Выпевайте таким образом различ­ные мелодии, чтобы ребенок понял, что это именно пение. На звук [А пошире открывайте рот.

♦ Предложите петь вместе. Вместо звука [Л] у ребенка может выходить [Н] (так как эти звуки произносятся практически одинаково). В этом случае посильней высовывайте изо рта язык (ребенок должен делать также) и продолжайте «петь». Пусть ребенок подставит ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней сильную, горячую струю воздуха. Предвари­тельно «покажите» ему эту струю, «выдувая» ему на ладонь: ЛА.

♦ Когда у ребенка послышится более-менее внятный [Л], пусть потихоньку убирает язык за зубы (продолжая «петь»: ЛА-ЛА-ЛА). Язык должен немно­го виднеться в щель между зубами. Нужно продолжать «дуть» на ладонь.

♦ Затем «пойте»: ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ и т. д.

♦ В конце ребенок должен повторять за вами изолированный звук [Л].

Звук [Й]

♦ Пусть ребенок тянет звук (И), вы в это время очень медленно продви­гайте шпателем ему язык вглубь рта. В какой-то момент послышится [Й| (может быть, не совсем точный). Произносите его вместе с ребен­ком. Отодвигайте шпатель от его языка, снова прижимайте его, чтобы ребенок учился произносить звук самостоятельно.

♦ Когда звук получится, пусть ребенок повторяет за вами слоги: [ЙА] [ЙУ] и т.д.

Звук [Р]

♦ Ребенок должен открыть рот и произносить, прикасаясь кончиком языка к альвеолам, серию звуков [Д]: [Д-Д-Д|. Скажите: говори — Д-Д-Д — и стучи — СТУК-СТУК — языком вот в это место (покажите

♦ пальцем у него во рту, куда нужно «стучать»). Когда он будет произ­носить [Д], можете поддерживать ему язык снизу шпателем, чтобы тот никуда не отклонялся.

♦ Скажите ребенку, чтобы язык был твердым.

♦ Пока ребенок будет говорить: [Д-Д-Д], каким-нибудь предметом с округлым скользким кончиком двигайте у него под языком вправо- влево, задевая снизу язык. Будет слышаться звук [Р]. Скажите: Так рычит («говорит») тигр (покажите картинку). Рычите вместе. Напо­минайте ребенку, чтобы язык был твердым.

♦ На время отслоняйте от языка ваш «инструмент», вибрация языка бу­дет сохраняться и звук продолжаться сам собой. Когда он прекратит­ся, начинайте заново.

♦ Попросите ребенка показать, как рычит тигр. Если у него не получит­ся, опять выполняйте предыдущие упражнения.

В результате многочисленных повторов у ребенка может выйти звук [Р]. Если же этого не произойдет, прекратите работу над ним. Он очень слож­ный, часто его бывает трудно поставить даже детям с нормальным речевым развитием. К звуку [Р] нужно вернуться позже, когда ребенок станет лучше понимать инструкции и начнет говорить.

Постановка мягких пар согласных звуков

Перед формированием произношения мягких звуков нужно прежде всего составить у ребенка представление о таких качествах, как твердость и мягкость.

♦ Потрогайте стол, скажите: Твердый. Потрогайте диванную подушку, продавите ее, погладьте, скажите: Мягкая. Пусть ребенок сделает то же самое. Комментируйте его ощущения: Твердый, мягкая.

♦ Трогайте вместе с ребенком другие — твердые и мягкие — предметы, например игрушки. Говорите: Машинка — БИ-БИ — твердая. Миш­ка — БУ-БУ — мягкий. Слово «твердый» произносите сухим, недо­вольным голосом, слово «мягкий» — с удовольствием, нежно и ласко­во. Погладьте мишку, прижмите его к щеке.

♦ Прижимайте к щеке ребенка разнообразные мягкие предметы, гово­рите: Мягкий. Делайте то же самое с твердыми, говорите: Фу — твер­дый. Можете стучать по твердым предметам рукой.

♦ Пусть ребенок находит в комнате мягкие и твердые предметы. Спра­шивайте: Где мягкий? Где твердый?

♦ Напрягите губы, чуть вытянув их вперед и сжав «гармошкой». Пусть ребенок потрогает их пальцем. Скажите ему: Фу — твердые. Губы твер­дые. Затем расслабьте их. Пусть ребенок помнет их пальцами. Говори­те: Теперь — мягкие.

♦ Ребенку нужно вслед за вами делать губы твердыми и мягкими, щу­пать их пальцами. Спрашивайте: Твердые? Мягкие? Ребенок отвечает: да — или кивает головой.

Поскольку слова «твердый» и «мягкий» сложны для произнесения, а найти для них подходящие звукоподражания трудно, подберите предметы, которые будут символизировать эти понятия. Признак мягкости можно обозначить кусочком ваты, а признак твердости — деревяшкой. Обратите внимание ребенка на то. что вата — мягкая, а деревяшка — твердая. Пусть ребенок сжимает ватку и деревяшку в ладони.

♦ Показывайте мягкие и твердые предметы, пусть ребенок ощупыва­ет их. Спрашивайте: Мягкий? Твердый? Ребенку нужно показать либо ватку, либо деревяшку. Если он не сможет понять смысла задания, объясните через помощника.

♦ Покажите ребенку ватку, спросите: Где мягкое? В замешательстве огля­дитесь по сторонам. Ему нужно находить в комнате мягкие предметы. Это же упражнение выполняйте с деревяшкой.

♦ Просто показывайте ребенку то ватку, то деревяшку (без словесной инструкции), он должен находить вокруг соответствующие предметы. Очень твердо произнесите звук [М] (сжав губы «гармошкой»). Скажи­те: Твердый (почти не разжимая сморщенных губ). Пусть ребенок пощупает вам губы пальцами. Покажите деревяшку. Расплющите губы и произнесите мягкий звук |М']. Скажите очень мягким тоном: Мягкий. Покажите ватку. Пусть ребенок пощупает вам губы. Затем произносите то мягкий, то твердый звук, пусть ребенок щупает вам губы и показывает либо ватку, либо деревяшку. В дальнейшем пусть ребенок определяет (показывая с помощью ватки и деревяшки), твердый или мягкий звук вы произнесли, без ощупыва­ния ваших губ, а просто рассматривая артикуляцию звуков. Артикули­руйте утрированно.

♦ Говорите ребенку: Сделай твердые губы, сделай мягкие губы (показы­вайте как, предъявляйте деревяшку и ватку). Ребенку нужно повторять, он может щупать себе губы пальцами.

♦ Ребенок должен повторять за вами твердый и мягкий звук [М]. Говорите: Скажи твердо (показывайте деревяшку), скажи мягко (показывайте ватку). Ребенок может ощупывать ваши и свои губы. Пусть ребенок вслед за вами попеременно произносит мягкий и твердый звук [М]: (M-M'), [M-M').

♦ Последние два упражнения делайте со звуками [Б-Б'|, [П-П'] (твердыми и мягкими).

♦ Нужно научить ребенка произносить мягкий звук [В']. Сначала произнесите звук [В] твердо, напрягите и наморщите нижнюю губу. Пусть ребенок пощупает ее. Затем произнесите звук [В'] мягко, можете пожевать зубами мягкую нижнюю губу. Пусть ребенок повторит за вами оба звука.

♦ Аналогичным способом поставьте ребенку звук |Ф']. В дальнейшем выполняйте упражнения на различение звуков: (Б-Б'),(П-Н'), (В-В'), [Ф-Ф'] — так же, как со звуками [М-М'] (используя ватку и деревяшку). Пусть ребенок смотрит на ваш рот, пытается повторять звуки.

♦ Остальные согласные произносятся с помощью языка. Покажите ре­бенку, как сделать его твердым. Высуньте напряженный, заостренный язык между зубами, пусть ребенок попробует сдвинуть его с места. Не убирая языка в рот, скажите: Твердый (слово выйдет не точным). Затем положите расслабленный, широкий язык на нижние зубы. Пусть ребенок потрогает его, убедится, что он похож на желе. Скажи­те: Мягкий. При этом не убирайте язык в рот — произнесите слово как будто бы «мягким» языком.

♦ Говорите ребенку: Сделай язык твердым, сделай мягким (показывай­те — как, пусть ребенок щупает его пальцами).

♦ Показывайте ватку и деревяшку, пусть ребенок делает мягкий и твер­дый язык.

♦ Произнесите очень твердо звук [Н]. Рот приоткройте, напряженный язык прислоняйте к верхним резцам. Дайте ребенку потрогать его, пусть убедится, что он такой твердый, что его нельзя сдвинуть с места. Затем произнесите мягкий [Н']. Пусть ребенок потрогает ваш язык пальцем, немного сдвигая его вправо-влево.

♦ Затем пусть повторяет за вами твердый и мягкий звук, щупает пальца­ми язык. Если язык не будет достаточно мягким, можно с помощью шпателя или пальца немного перемещать его из стороны в сторону, таким образом расслабляя его.

♦ Аналогичными способами поставьте ребенку мягкие звуки [Т'| и [Д']. Мягкие звуки (К'), [Г'] и (X') произносятся в глубине рта, поэтому по­мочь ребенку выговаривать их у вас не получится. Просто говорите ему, чтобы он делал твердый и мягкий язык.

♦ В дальнейшем выполняйте упражнения на различение твердых и мяг­ких звуков: [Н-Н'], [Д-Д'], (Т-Т*), [Х-Х'], [К-К'], [Г-Г*], как вы делали это со звуками, произносящимися с помощью губ.

У ребенка изначально может быть небольшое смягчение всех согласных зву­ков. Преодолеть его можно описанными выше способами, так как при вы­полнении этих упражнений он одновременно усваивает произношение как мягких, так и твердых звуков.

Теперь ребенка нужно научить различать твердые и мягкие варианты простых по артикуляции согласных звуков на слух (без опоры на показ артикуляции, как это делалось раньше). Задание может оказаться чересчур сложным — ведь мягкие и твердые парные звуки слишком похожи друг на друга по звучанию. Но попробовать можно.

♦ Произносите мягкие и твердые звуки ([М-М'], [Т-Т], [К-К'], [Г'-Г], [Д'-Д] и т.д.), чтобы ребенок не видел вашего рта. На мягкий звук он должен показывать ватку, на твердый — деревяшку. Задание можно объяснить через помощника.

♦ С мягкими и твердыми согласными звуками ребенок должен произно­сить слоги, повторяя за вами. Слоги нужно произносить следующим образом: БА-БЯ, БИ-БЫ, МУ-МЮ, ДЫ-ДИ, ХЕ-ХЭ и т. п.

Мягкие варианты произнесения сложных по артикуляции согласных звуков формируйте у ребенка точно так же.

Закрепление произношения звуков

Вы сформировали у ребенка произношение всех (или почти всех) зву­ков русского языка (некоторые он выговаривает неточно). Теперь нужно максимально задействовать их в речи ребенка, чтобы он не забыл, как они произносятся. Одновременно вы будете пополнять его словарь.

Для закрепления звуков используйте звукоподражания (и те, которые уже есть у ребенка, и новые), формируйте у него произношение очень про­стых по звуковому составу слои, сначала из одного слога (согласный звук + гласный + согласный): дом, сад, потом из двух открытых слогов (согласный звук + гласный): лапа, нога.

Звукоподражания и слова должны включать в себя и мягкие варианты произнесения звуков (няня, лиса и т.д.).

♦ Показывайте картинки с изображениями животных, которых мож­но назвать звукоподражаниями, состоящими из одного звука. Ребен­ку нужно произносить соответствующий звук. Если он забыл, как он называл какое-нибудь животное, напоминайте ему. Подберите под­ходящие звукоподражания и для тех звуков, которые ребенок раньше никак не произносил (например, [3], |Ч] и т.д.). Несколько раз назы­вайте звукоподражанием изображенное на картинке животное (или предмет). Тренируйте произношение преимущественно сложных по артикуляции согласных звуков.

Примерные звукоподражания: Жук жужжит: Ж-Ж-Ж. Комар свистит: С-С-С. Тигр рычит: Р-Р-Р. Змея ши­пит: Ш-Ш-Ш. Ежик фыркает: Ф-Ф-Ф. Пароход гудит: Л-Л-Л. Муха жужжит: 3-3-3. Ящерка шипит: Щ-Щ-Щ. Чайник кипит: Ч-Ч-Ч. Заяц дрожит: Й-Й-Й. Кузнечик цыкает: Ц-Ц-Ц.

♦ Показывайте ребенку картинки с изображениями животных, а также предметов, которые он умеет называть звукоподражаниями (состоя­щими из нескольких звуков). Спрашивайте: Это кто? Это что? На­поминайте звукоподражания, если он забыл их. Если он не договари­вает в звукосочетаниях каких-либо звуков, уточняйте произношение. Повторяйте звукоподражания по нескольку раз — по звукам, пусть ре­бенок произносит за вами. Иногда по-прежнему помогайте ему про­изнести какой-нибудь звук шпателем или пальцами. Формируйте у ребенка новые звукоподражания (какие придут вам в голову) с новыми звуками, которые он научился выговаривать. Ис­пользуйте картинки.

♦ Учите ребенка произносить простые существительные, называю­щие конкретные предметы ближайшего окружения. Показывайте предмет и многократно произносите соответствующее слово.

При необходимости выговаривайте его по звукам. Ребенку нужно повто­рять за вами.

Примерный речевой материал

Односложные слова: мяч, шар, куб, газ, йод, жук, бок, лед, душ, сор, дом, лес, нос, сыр, суп, чай, пол, лоб, кот, конь, рысь, сад, рот, кит, пень, пыль, гусь, сок,

Лук, рис, соль, нож, мышь.

Двухсложные слова: рука, нога, киса, Миша, лиса, вода, вата, Ляля, каша, губа, зубы, муха, тетя, дядя, кофе, небо, рыба, шуба, щука, коза, гора, море, река, щека, ванна, ухо, дыра, ваза, сани, лапа, лицо, часы, бусы, мясо, пила, кино, луна, лужа, лыжи, шея, шина, коса.

Правила занятий с детьми

У вас может не получиться поставить ребенку полноценное произно­шение того или иного звука, но тем не менее нужно научить его выго­варивать каждый звук так, чтобы он был похож на самого себя (а не на иной звук языка). Например, звук [Ш] может звучать «шепеляво», но не напоминать [С], звук [Л] может быть недостаточно внятным, но он не должен напоминать [Й| и т. п. В противном случае ребенок будет путать в речи похожим образом произносящиеся звуки и с трудом раз­личать между собой включающие их слова. Дети с моторной алалией с трудом запоминают, как произносятся зву­ки (особенно сложные по артикуляции). Так что, если вдруг обнару­жите, что ребенок «разучился» выговаривать тот или иной звук, нужно поставить его заново.

Формирование начальных навыков звукового анализа

При алалии ребенок не может полноценно научиться говорить, в том числе потому, что с трудом улавливает порядок звуков в словах, поэтому плохо запоминает их и легко забывает. Этот недостаток обязательно нуж­но преодолеть, а для этого сформировать у ребенка первоначальные на­выки звукового анализа различных единиц речи: звукосочетаний, слогов, простейших слов.

Прежде чем обучать ребенка восприятию последовательности звуков в слове, нужно составить у него представление о последовательности во­обще. Это удобнее сделать на основе анализа зрительного ряда, который (в отличие от звукового, где звук сменяет звук) может находиться перед глазами у ребенка весь сразу и целиком.

Операции со зрительным рядом

Чтобы научиться воспринимать и анализировать зрительный ряд (в дальнейшем — звуковой), ребенок должен освоить понятия: сначала и потом.

♦ Сядьте рядом с ребенком и играйте в разноцветные кубики. Ребенку нужно выкладывать кубики в ряд, повторяя вашу последовательность. Сначала используйте только красные и зеленые кубики (поскольку с этими цветами ребенок уже знаком). Вы кладете зеленый кубик и го­ворите: Сделай, как я. Показывайте на свой кубик, жестом объясняйте, что ребенок тоже должен взять кубик. Если он не поймет, что нужно брать именно зеленый, объясните: Клади зеленый куб. Такой же. Пока­зывайте на свой кубик и другой такой же — на столе. Если задание все равно не понятно, объясните через помощника (пусть тот выкладыва­ет за вами ряд). Сперва выкладывайте ряд из двух кубиков. Следите, чтобы ребенок размещал кубики слева направо. В дальнейшем следи­те за этим всегда.

♦ Выкладывайте ряд из трех кубиков. Располагайте их в разной после­довательности. Комментируйте: зеленый, красный и т.д. Пусть ребенок запоминает названия цветов. Он должен выкладывать кубики так же, как вы.

♦ Желательно увеличить ряд до пяти кубиков. Добавьте еще один цвет: желтый.

♦ Меняйте местами два кубика. Сначала — крайние, затем в любом по­рядке. Ребенку нужно делать то же самое со своим рядом. Говорите: Сделай, как я.

♦ Попробуйте поменять местами сразу три кубика. Ребенок должен по­вторить.

♦ Кладите кубики в ряд и говорите: Сначала я положу зеленый, потом — красный, потом — желтый, потом — красный. Делайте акцент на слова «сначала» и «потом». Пусть ребенок выкладывает ряд следом за вами.

♦ Пусть ребенок выполняет предыдущее задание, опираясь только на словесную инструкцию. Говорите: Сначала положи красный (дожди­тесь, пока он сделает это, если нужно, помогите ему), потом положи зеленый, потом — желтый и т.д.

♦ Положите два кубика, ребенок должен смотреть, что вы делаете. Спро­сите: Какой я положила сначала? Пусть ребенок покажет. Затем спро­сите: Какой я положила потом?

♦ Подобные задания выполняйте с разноцветными кружками.

Теперь у ребенка нужно сформировать представления о начале и конце ряда.

♦ Выкладывайте кубики. Комментируйте, какой вы положили снача­ла, какой — потом. Покажите ребенку на начало ряда, скажите: Вот тут — начало. Покажите на конец, скажите: Вот тут — конец.

♦ Это же задание выполняйте с кружками (с другими предметами) мно­гократно. Ребенок должен запомнить слова «начало» и «конец» и хорошо усвоить, что они означают.

♦ Горизонтально кладите перед ребенком продолговатые предметы (карандаш, полоску бумаги, ленточку и т.п.), просите показать, где у предмета начало, где конец. При необходимости подсказывайте.

Операции со звуковым рядом

Вам понадобятся отдельные карточки с изображениями формы рта при произнесении гласных звуков (раньше вы рисовали эти символы на бумаге).

♦ Напомните ребенку значение изображений. Показывайте карточку, он должен называть соответствующий гласный звук.

♦ Выполняйте задание наоборот. Называйте гласный звук, ребенку нуж­но показать карточку.

♦ Называйте гласные звуки и кладите в ряд карточки с их изображения­ми. Затем ведите пальцем по получившемуся ряду и комментируйте: Сначала — А, потом — У, потом — О и т.д. Выполняйте задание мно­гократно, выкладывая символы звуков в разной последовательности.

♦ Положите в ряд две карточки, спрашивайте: Что идет сначала? Что — потом? Ребенку нужно называть звуки.

♦ Это задание делайте с тремя карточками (если получится, то с боль­шим числом).

♦ Выложите на стол все карточки, обозначающие гласные звуки (впе­ремешку). Называйте гласный звук, ребенку нужно выбрать из кучки подходящую карточку и положить перед собой. Называйте следующий гласный, ребенок должен найти соответствующую карточку и поло­жить рядом с первой.

♦ Это же задание выполняйте с большим количеством звуков. Спра­шивайте у ребенка, показывая пальцем на его ряд: Что идет сначала? Что — потом?

♦ Задавайте ребенку эти же вопросы без указывания на символы звуков.

♦ Кладите в ряд две (затем — три) карточки. Ребенок должен последо­вательно произнести звуки. Предварительно выполните это задание сами, чтобы он понял, что от него требуется. Называя звуки, показы­вайте на соответствующие символы.

♦ Выложите ряд из нескольких карточек (трех и больше). Спрашивай­те: Что в начале? Что в конце? Показывайте пальцем в начало и ко­нец ряда, в дальнейшем ребенку нужно выполнять задание, опираясь только на ваши слова.

♦ Положите в ряд несколько карточек. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Еще что потом? Еще что потом? Что в конце?Для нача­ла ведите пальцем по карточкам, чтобы ребенок не упускал из виду их последовательности. Затем ему нужно опираться только на ваши сло­ва. Упражнение выполняйте многократно, меняя порядок звуков.

♦ Скажите ребенку: Положи сначала А, потом — У. Он должен выклады­вать карточки.

♦ Количество звуков нужно увеличить до трех. Говорите: Положи сна­чала А, потом — О, в конце — Ы. Задавайте вопросы по поводу ряда: Что в начале? Что потом? Что в конце? Меняйте порядок вопросов.

♦ Положите две карточки. Молча показывайте на них по очереди. Ре­бенку нужно произнести соответствующие звуки.

♦ Поменяйте карточки местами, снова покажите на них. Ребенок должен произнести звуки в обратной последовательности. Если смысл двух последних заданий ему непонятен, объясните через помощника. Два предыдущих задания пробуйте выполнять с тремя звуками. Произнесите два гласных звука, чтобы ребенку был виден ваш рот. Спросите: Что в начале? Повторите те же звуки. Ребенку нужно назвать первый звук.

♦ Это же упражнение выполняйте с различными комбинациями двух гласных звуков. Произносите их так, чтобы ребенок не мог видеть вашей артикуляции.

♦ Произносите по два гласных звука. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Ребенку нужно по порядку называть звуки.

♦ Это же упражнение попытайтесь выполнять с тремя гласными звуками.

♦ Произносите два гласных звука, меняя их местами (например: АУ — УА и т.п.). Ребенку оба раза нужно определять, какой — первый, ка- кой — второй.

♦ Произносите два согласных звука. Спрашивайте: Что сначала? Что п<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.162 (0.013 с.)