Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальности 050603 Изобразительное искусство и черчение

Поиск

 

В результате изучения учебных дисциплин студент должен:

 

знать:

- цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников;

- психологические особенности детей школьного возраста;

- основы профессиональных знаний преподавателя изобразительного искусства;

- методики обучения изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам;

- методы проблемного обучения;

- основные направления, течения и особенности развития изобразительного искусства;

- основные правила оформления чертежей;

- содержание и структуру теоретического и практического курса предмета «Черчение»;

- требования ГОСТов ЕСКД, необходимые при обучении черчению;

- принципы, методы, формы, средства, необходимые для организации учебной деятельности по черчению;

уметь:

- проектировать, планировать и осуществлять процесс обучения изобразительному искусству и черчению на основе анализа и оценки образовательного уровня учащегося;

- разбираться в различных направлениях и течениях изобразительного искусства и давать им грамотную эстетическую оценку;

- руководить различными видами внеклассной работы, связанными с изобразительной деятельностью школьников;

- обеспечивать условия для эстетического, нравственного и трудового воспитания;

- осуществлять руководство художественным творчеством детей;

- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку для оказания содействия в обучении;

- владеть профессиональной лексикой;

- осуществлять межпредметные связи;

- пользоваться аудиовизуальными средствами обучения.

- составлять планы уроков;

- правильно определять цели и задачи уроков;

- определять тип и структуру уроков;

- правильно подбирать наглядные пособия и ТСО;

- разрабатывать новый дидактический материал;

- логично и понятно излагать теоретический материал;

- использовать в своей речи специальную терминологию, применяемую в черчении;

- объяснять этапы выполнения графических заданий;

- рационально распределять время занятий по важности этапов (ход урока).

 

Вопрос 1. Понятие о профессиональной компетентности учителя. Содержание теоретической и практической готовности учителя.

Содержание: Понятие о профессиональной компетентности учителя, ее структура. Психолого-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства. Предметная подготовка. Педагогические умения Содержание теоретической готовности: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Содержание практической готовности: информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные, умения педагогического общения. Педагогическая техника.

 

Вопрос 2. Психолого-педагогическая характеристика индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Их учет на уроках изобразительного искусства.

Содержание: Основные новообразования возраста. Зависимость развития изобразительной деятельности школьников от индивидуально-возрастных особенностей. Приемы стимуляции художественного замысла в рисунках. Основные учебно-воспитательные задачи и виды работ по изобразительному искусству в средних классах.

 

Вопрос 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, учебный план. Учебная программа, учебная литература по дисциплинам: «Изобразительное искусство» и «Черчение».

Cодержание: Государственный образовательный стандарт. Компоненты содержания общего образования: федеральный, региональный, школьный. Учебный план. Типы учебных планов: базисный, типовой, рабочий. Инвариативная и вариативная части учебного плана. Учебный предмет «Изобразительное искусство» цели и задачи. Вариативные учебные программы по изобразительному искусству, их структура. Учебная литература по изобразительному искусству. Современные требования к школьному учебнику.

 

Вопрос 4. Воспитание в коллективе. Методика организация коллективных творческих дел (КТД) по изобразительному искусству.

Содержание: Существенные признаки коллектива и его функции. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов. Этапы развития учебно-воспитательного коллектива. Основные условия развития коллектива: педагогическое требование; общественное мнение; перспектива устремлений воспитанников; организация самоуправления. Педагогические требования к организации коллективной творческой деятельности. Стадии КТД. Условия проведения КТД.

 

Вопрос 5. Урок – основная форма организации обучения. Типология и структура современного урока изобразительного искусства и черчения.

Содержание: Урок – основная форма организации обучения. Классификация уроков по дидактической цели: а) урок ознакомления с новым материалом; б) урок закрепления знаний; в) урок выработки и закрепления умений и навыков; г) обобщающий урок; д) урок проверки знаний, умений и навыков. Структура типового урока. Требования к современному уроку изобразительного искусства и черчения.

 

Вопрос 6. Темперамент. Общая характеристика темперамента. Учет учителем проявлений темперамента детей школьного возраста при организации уроков изобразительного искусства.

Содержание: Индивидуально-типологические особенности человека как основа формирования характера. Конституционные типологии. Темперамент – как характеристика индивидуальных свойств человека. Особенности проявления темперамента школьника. Учет учителем проявлений темперамента детей школьного возраста при организации уроков изобразительного искусства.

 

Вопрос 7. Внимание, свойства внимания. Роль учителя в развитии внимания школьников на уроках изобразительного искусства.

Содержание: Психические процессы и состояния. Виды и свойства внимания. Роль учителя в развитии внимания школьников на уроках изобразительного искусства.

 

Вопрос 8. Ощущения и восприятие. Роль педагога в развитии ощущений и восприятия на уроках изобразительного искусства.

Содержание: Основные ступени познания. Классификация и закономерности ощущения. Свойства, классификация видов восприятия.Роль педагога в развитии ощущений и восприятия на уроках изобразительного искусства.

 

Вопрос 9. Мышление. Особенности мыслительной деятельности. Развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на урокахизобразительного искусства

Содержание: Понятие о мышлении. Качества мышления. Виды мышления и их характеристика. Формы, операции мышления. Развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на урокахизобразительного искусства.

 

Вопрос 10. Воображение. Общая характеристика воображения. Развитие творческого воображения школьников на уроках изобразительного искусства.

Содержание: Понятие о воображении. Воображение и творчество. Виды и функции воображения. Роль педагога в развитии творческого воображения школьников на уроках изобразительного искусства.

 

Вопрос 11. Способности. Уровни развития способностей. Изобразительная деятельность как проявление и развитие художественных способностей и одаренности.

Содержание: Способности. Задатки и склонности. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Художественные способности. Роль изобразительной деятельности в проявлении и развитии художественных способностей.

 

Вопрос 12. Сущность воспитательного процесса. Учет закономерностей и принципов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения.

Содержание: Социальная природа воспитания. Отличие воспитания от других процессов, организуемых человеком. Особенности воспитательного процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания. Содержание воспитания нравственное, гражданское, патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание. Учет закономерностей и принципов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения.

 

Вопрос 13. Возрастные особенности изобразительной деятельности.

Содержание: Основные особенности физического и психического развития детей школьного возраста. Основные новообразования возрастных периодов. Учет индивидуальных особенностей. Возрастные особенности изобразительной деятельности.

 

Вопрос 14. Закономерности и принципы дидактики и их реализация в процессе обучения черчению.

Содержание: Законы, закономерности и принципы обучения (воспитывающего обучения, развивающего обучения, научности, доступности на высоком уровне трудности, систематичности и последовательности, связи с жизнью и практикой, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы и др.) Ведущий принцип в обучении черчению – политехническая направленность процесса.

 

Вопрос 15. Классификация и характеристика методов обучения и их использование на уроках черчения.

Содержание. Понятие метода, правила обучения. Классификация методов обучения: а) по источнику получения знаний (Верзилин Н.М., Перовский Е.И.); по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.) по дидактическим целям и задачам занятий (Онищук В.А.).

Использование методов обучения на уроках черчения.

 

Вопрос 16. Методы воспитания. Использование методов воспитания в работе учителя изобразительного искусства и черчения.

Содержани: Методы и приемы воспитания. Правила выбора методов воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации жизнедеятельности. Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников. Методы самоопределения личности.

 

Вопрос 17. Диагностика обученности и оценка знаний учащихся. Использование разнообразных форм и методов контроля на уроках черчения.

Содержание. Функции контроля. Основные педагогические требования к организации контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный. Методы контроля эффективности учебного процесса на уроках черчения: устный, письменный, практический, машинный, самоконтроль, тестовый. Планирование выполнения графических работ. План проверки графических работ.

 

Вопрос 18. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Планирование работы классного руководителя.

Содержание: Функции классного руководителя: аналитическая, организационно-координирующая, коммуникативная. Права и обязанности классного руководителя. Педагогическая поддержка: превентивная и оперативная помощь. Планирование работы классного руководителя.

 

Вопрос 19. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения черчению.

Содержание: Назначение и структура деятельности учителя. Этапы педагогической деятельности: планирование, организация, регулирование, контроль, оценка и анализ результатов.

Учение как специфический вид деятельности. Цель учения. Компоненты учения: познавательные интересы и потребности, учебные действия (внешние, внутренние, мыслительные действия), действия контроля, оценки и анализа результатов. Учебная задача и последовательность ее решения.

 

Вопрос 20. Средства обучения на уроках черчения.

Содержание. Понятие средства обучения. Визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства обучения. Особенности используемых средств в обучении на уроках черчения.

 

Вопрос 21. Педагогическое взаимодействие и педагогическое общение. Организация педагогического взаимодействия в системе работы учителя изобразительного искусства и черчения.

Содержание. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогичеекое сотрудничество и общение как основа личностно-ориентированного подхода в воспитании. Функции, стили, модели педагогического общения.

 

Вопрос 22. Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания общего образования. Черчение как учебный предмет в общеобразовательной школе.

Содержание. Значение курса черчения. Основные задачи курса черчения.

Образовательные, развивающие, воспитывающие задачи в процессе обучения черчению.

 

Вопрос 23. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей старших школьников. Учет возрастных особенностей при организации уроков черчения старших школьников.

Содержание. Социальная ситуация развития старшего школьника. Умственное развитие старшего школьника. Личность старшего школьника. Особенности «Я-концепция» и профессиональное самоопределение старших школьников.

 

Вопрос 24. Память. Виды памяти. Развитие зрительной памяти на уроках изобразительного искусства.

Содержание Виды памяти. Характеристика процессов памяти. Основные закономерности, индивидуальные особенности и типы памяти. Развитие зрительной памяти на уроках изобразительного искусства.

 

Вопрос 25. Общие представления о педагогике и психологии как науках. Понятийный аппарат педагогики и психологии. Методика преподавания изобразительного искусства как отрасль современной педагогики.

Содержание: Возникновение и развитие педагогики как науки. Задачи педагогической науки. Объект, предмет и функции педагогики. Понятийный аппарат педагогики. Развитие психологии как науки. Основные категории психологии, психика и ее развитие. Структура психологии

 

Вопрос 26. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема. Факторы развития личности.

Содержание Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура личности. Проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Противоречия как движущие силы развития личности. Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность и собственная активность личности.

Вопрос 27. Методы психолого-педагогического исследования. Методологическая культура учителя изобразительного искусства и черчения.

Содержание: Характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы теоретического исследования: теоретический анализ, работа с литературой. Эмперические методы: наблюдение, эксперимент, социометрия, беседа, методы опроса, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Методы обработки полученных данных: регистрация, ранжирование, шкалирование. Методологическая культура учителя изобразительного искусства и черчения.

 

Вопрос 28. Общее понятие о дидактике. Основные дидактические концепции. Характерные признаки процесса обучения.

Содержание Развитие дидактики как науки в трудах Я.А.Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д.Ушинского. Сущность и содержание понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Общая и частная дидактики. Проблемы дидактики. Сущность и содержание понятий «обучение», «процесс обучения», «преподавание», «учение». Характерные признаки процесса обучения: целостность, целенаправленность, двусторонность, совместная деятельность учителя и учащихся, управление развитием и воспитанием, организация и управление процессом обучения.

 

29. Гражданское воспитание в структуре формирования базовой культуры личности

Содержание учебного материала: Содержание гражданского воспитания. Политическое воспитание. Правовое воспитание. Правовое сознание. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.

 

30. Организация деятельности учителя по формированию основ нравственной и трудовой культуры учащегося

Содержание учебного материала: Нравственное воспитание. Нравственная структура личности: знания, чувства, отношения, поведение. Нравственный идеал, этические нормы и ценности. Этическое воспитание. Цель и задачи трудового воспитания. Профессиональная ориентация как направление трудового воспитания (профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация, проф. отбор).

 

31. Организация деятельности учителя изобразительного искусства по формированию эстетической культуры учащихся.

Содержание учебного материала: Эстетическое воспитание. Составные элементы эстетического воспитания: «художественное образование» и «художественное воспитание». Эстетика окружающей среды и быта. Формирование эстетической культуры средствами искусства.

 

Содержание междисциплинарного экзамена

по дисциплинам дополнительной подготовки

в области художественно-оформительского искусства,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.008 с.)