Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные детские праздники и развлечения

Поиск

День знаний отмечается 1 сентября, когда начинается учебный год и дети после летних каникул идут в детский сад или школу и другие образовательные учреждения. В этот день проводятся торжественные линейки, звучат поздравления, напутствия детям от взрослых. Дети читают стихи, поют песни о школе, детском саде, о друзьях, об учителях; с воспитанниками проводятся беседы о необходимости приобретения знаний для того, чтобы получить профессию, стать нужным своей стране.

Осенины — праздник, отражающий время года, сбор урожая, труд людей, подготовку всей природы к зиме. Через песни, стихи, игры, хороводы дети узнают о том, что осень — это время сбора урожая, выращенного людьми на полях и в огородах, о том, что осенью замирает вся природа, птицы улетают в теплые страны, деревья сбрасывают листву, укрывая землю. Особое внимание уделяется многоцветию красок природы осенью. Это отражается в убранстве зала, ярких костюмах детей.

Выпуск детей в школу — этот праздник является важным событием в жизни дошкольников с проблемами, в жизни детского сада. Дети прощаются с детским садом и вступают в новую для них жизнь, связанную со школой. К празднику готовят выставку детских работ, дети делают своими руками подарки сотрудникам ДОУ. На празднике звучат стихи, песни о детском саде, о школе, разыгрываются сценки, показывающие готовность детей к переходу на новую ступеньку жизни, исполняются пляски, звучат поздравления, благодарность сотрудникам дошкольного учреждения за подготовку детей к школе. Дети получают подарки и наставления от малышей и воспитателей. Праздник может проводиться в различных формах (концерт, чаепитие, торжественная литературно-музыкальная композиция, театрализованное действие).

В образовательном дошкольном учреждении для детей с проблемами проводятся различные тематические развлечения: зрелища (показ взрослыми постановок кукольного театра, концертов); развлечения с участием детей (детские спектакли, дни рождения, ] фольклорные и тематические вечера, концерты, КВН).

Зрелищные развлечения, театр, организуемые в дошкольном образовательном учреждении, являются сильным воспитательным средством формирования личности ребенка с проблемами. Осознавая особую роль искусства, К. С. Станиславский писал, что инструментом

влияния театра, зрелищ на людей выступает не деятельность, а совместное переживание. Сопереживание (эмпатия) представляет такой психологический механизм, который эмоционально объединяет детей на основе общего отношения к зрелищу. Этот психологический феномен зрелища обеспечивает формирование настроения приподнятости и эмоциональной разрядки. В театральном действии ребенок вступает в контакт с героем пьесы. Сопереживание затрагивает не столько эмоциональную, сколько чувственную и интеллектуальную сферы ребенка. Оно может привести к идентификации себя с героем, повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. В этом механизме сопереживания и лежит психологическое воздействие искусства.

Развлечения с участием детей. Дни рождения — это особый праздник для ребенка и очень важно, как он отмечается в кругу его друзей. Сценарии проведения дня рождения могут быть различны. Праздник может организовываться как утром, так и во второй половине дня. Он может начинаться с хоровода вокруг именинника, ему поют величавую песню, кланяются или поздравляют хором, увенчивают его короной, накидывают на него парадный плащ, расшитый звездочками. Затем дети садятся за праздничный стол, желательно с праздничными скатертью и сервизом. Именинника лучше посадить на особый стул-«трон», более высокий, чем другие, и поставить ему самую красивую чашку. Если это старшие дошкольники, то в конце трапезы педагог может рассказать, что означает имя именинника, чем были славны люди, носившие)то имя. Можно поговорить о том, как именинник хотел бы прожить наступающий новый год его жизни, что он ждет для себя нового и интересного. Именинник может принести свои фотографии, а также фотографии родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Можно привлечь родителей к участию в торжестве. В конце дня желательно сделать имениннику недорогой подарок, вручить небольшие сувениры детям — гостям торжества, например воздушные шарики, книжки-малышки и др.

Фольклорные праздники — это своеобразная форма организации досуга. Ребенку доступно и интересно народное творчество. На фольклорном празднике дети поют народные песни, потекши, прибаутки, играют на детских народных инструментах (ложках, коробочках, колотушках), инсценируют народные песни в ярких народных костюмах. Народная песня, поэтическое слово на таких праздниках становятся близкими детям, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его традициям, быту.

Детские спектакли — это форма досуговой деятельности, сочетающая в себе и зрелищную, и активную исполнительскую функции. Синтетический характер театрального искусства соче-

 

 

 

тает в себе разные виды художественной деятельности: речевой, музыкальной, вокальной, двигательно-пластической, танцевальной, изобразительно-оформительской. Атмосфера театрально-игровой деятельности, подготовка к спектаклю, работа над «лечебной» ролью, где ребенок может себя чувствовать совершенно в ином качестве, чем в реальной жизни, коллективность переживаний перед театрализованным действием, ответственность, возможность самореализации — все это благотворно для ребенка с проблемами, для адаптации его в макросоциальной среде. Участие в спектакле позволяет ребенку проявить свои способности в разных видах художественной деятельности. Театральное действие создает возможность участия в нем всех детей, в главных ролях и. самых на первый взгляд незначительных. Коррекционное воз-, действие театральной деятельности для детей с трудностями в развитии будет особенно проявляться, если при распределении ролей и работе над ними будет положен не принцип «самому лучшему — лучшая роль», а, наоборот, будет осуществляться подбор «лечебного образа», помогающего ребенку преодолеть трудности в социальной адаптации или сложности психоэмоционального развития. Ребенку с заниженной самооценкой, робкому, неуверенному в своих силах дается роль смелого и решительного героя, а хвастливому и заносчивому предлагается роль, противоположная по качественным проявлениям. В таких спектаклях часто дети совершенно неожиданно раскрываются, поскольку на сцене воображаемая, а не реальная ситуация и ребенок не боится проявлять себя в ином качестве. В это время он приобретает новую для себя модель поведения, проживает «лечебный» для себя образ и начинает постепенно идентифицировать себя с ним.

Система подготовки и проведения художественно-досуговой деятельности включает несколько этапов.

Первый этап — информационно-познавательный (знакомство с основным содержанием праздника, его особенностями).

Второй этап — подготовительный, включающий разучивание стихов, песен, закличек, сценок, изготовление подарков, атрибутов, оформление помещения.

Третий этап проведения праздника, досуга, предполагающий активное участие детей и взрослых, — это этап последующего проживания праздника, досуга, на котором ребенок делится впечатлениями от праздника со взрослым, может изобразить свои впечатления в рисунках, рассмотреть подарки, проигрывать фрагменты праздника в игре.

Все виды художественно-досуговой деятельности, в каких бы формах она ни осуществлялась, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости результата различна. В одних случаях среда досугового общения обеспе-

 

чивает создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других — приобщение к общественным ценностям и духовному обогащению, формированию активности, инициативы, самостоятельности и творческих проявлений детей с проблемами. При этом наибольший педагогический эффект достигается там, где досуговая деятельность носит групповой, совместный характер и формирует праздничную общность. Все праздники и развлечения, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, способствуют воспроизводству и закреплению общественно одобряемых взаимоотношений между ребенком и окружающей его социальной и природной средой.

Праздничная обстановка раскрепощает поведение ребенка, рождает общие эмоции, переживания, делает общение мотивированным, создает радостное, веселое, жизнеутверждающее настроение.

Фактором, оказывающим положительное влияние на формирование радостного, жизнеутверждающего настроения, является не только, а чаще всего не столько сам праздник, сколько его ожидание. Здесь включается психологический механизм, который Л. И. Макаренко определял как «завтрашняя радость». Это влияние тем сильнее, чем шире круг людей, вовлеченных в подготовку праздника, чем больше степень совместности деятельности ее участников.

В связи с этим важна роль педагогического коллектива в подготовке и проведении художественно-досуговой деятельности. Такая деятельность детей организуется не только воспитателями и музыкальным руководителем, но и всем коллективом. Подготовка праздника начинается с составления сценария или программы. Она строится таким образом, чтобы все дети имели возможность виють праздничное выступление целиком, участвовать в общем веселье, быть активными исполнителями.

Организация и содержание художественно-досуговой деятельности с детьми с разными проблемами требуют учета их особенностей развития.

Праздники не должны быть длительными, так как ребенок с проблемами быстро утомляется, возбуждается. На досугах и праздниках должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности. В сценарий торжества может вво-шться как выученный материал, так и свободная игровая импровизация в движениях под музыку. Главное для ребенка с проблемами — активное участие в общем торжестве. К сожалению, в практике дошкольных специализированных учреждений часто можно встретиться с неправильными организацией и проведением праздников и развлечений, где основными целями ставится воздействие на взрослого зрителя, погоня за показной стороной, использование сложного материала, обилие номеров, на-

 

 

таскивание детей на преимущественное участие только способных. Недопустимы на празднике для детей с проблемами заорганизованность, чтение стихов, пение, пляски до изнеможения, результате чего дети уходят с праздника утомленными или чрезмерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка и, конечно, не является коррекционно-направленным. Важным фактором, обеспечивающим развитие коммуникации детей на празднике, выступает включенность в него родителей не только как зрителей, но и как активных участников сценок, хороводов, аттракционов.

Музыкальное оформление праздников и развлечений предполагает как «живую музыку» на фортепиано, баяне, аккордеоне,, так и использование звукозаписей, фонограмм. Желательно, что бы звуковой фон не утомлял ребенка с проблемами, а создавал радостное, приподнятое настроение, соответствовал тематике и содержанию музыкально-досуговой деятельности. В досуговой деятельности всегда звучит художественное слово и взрослого, и детей, придающее торжеству цельность и гармоничность. Однако, используя этот вид искусства, нужно помнить, что обилие сти-; хов, многословие ведущего делают детский праздник скучным, утомляют детей. Если словесного материала будет меньше, но он будет понятен по содержанию и выразителен по исполнению, он будет для них интересен.

В организации и проведении музыкально-досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении активно задействован весь педагогический коллектив (музыкальный руководитель, дефектологи, воспитатели, педагоги дополнительного об-разования), привлекается медицинский и технический персонал.) Участие педагогов в детском торжестве многопланово: от непосредственной подготовки детей, разучивания стихов, песен, игр, движений под музыку, оформления помещения, изготовления атрибутов до исполнения взрослыми отдельных ролей в театрализованном действии. Планировать праздники и досуги следует заранее, исходя из общего плана всей коррекционно-направленной работы с детьми, учитывать их возможности, степень подготовленности, условия проведения. Содержание конкретных праздников и досугов отражается в сценариях, которые составляет музыкальный руководитель и обсуждает с коллективом педагогов. В течение года виды музыкально-досуговой деятельности следует чередовать (зрелищные или с участием детей), начинать с более легких, не требующих большой подготовки и сложного оформления. Очень важно, чтобы в каждом специализированном дошкольном учреждении развлечения занимали должное место в системе коррекционно-развивающей работы и проводились систематически.

 

Глава 4

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Возможности для приобщения ребенка с проблемами в развитии к музыке имеются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Известно, что социальная ориентация таких детей напрямую зависит от того микроклимата, который складывается в семье, от общения ребенка с родителями, от тех чувств, которые испытывают родители к ребенку, от стремления взрослых понять своего ребенка, помочь ему и восприятия его как личности. Любовь родителей к ребенку служит, как считают многие специалисты, гарантией эмоционального благополучия человека.

В семье, по мнению О.Л.Зверевой, А.Н.Ганичевой, происходит разностороннее познание ребенком окружающей социальной действительности, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Именно в семье, в уютной домашней обстановке при доверительном общении ребенок с проблемами в развитии получает сочувствие, сопереживание, что может обеспечить ему необходимую поддержку и подготовить к достаточно сложным социально-экономическим условиям современной жизни.

Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Познавая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими — со взрослыми, сверстниками. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей социокультурной среды, в которой бы ребенок с проблемами в развитии чувствовал себя не только востребованным, но и защищенным.

Установление адекватных способов взаимодействия между взрослыми и ребенком, использование разнообразных средств воспитания и обучения, позволяющих создать комфортную для ребенка обстановку и в детском саду, и в семье, будет способствовать более успешному формированию личности.

В интеллектуальном и духовном развитии ребенка с проблемами огромную роль играет искусство. Разные его виды — музыка,

 

литература, изобразительное искусство, театр — дают возможность приобщать ребенка к основам художественной культуры, воспитывать у него эстетический вкус, расширять умственный кругозор, активизировать творческие проявления.

Свои первые шаги в мире искусства ребенок делает в семье. Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка, начиная с самого раннего возраста и даже раньше — с пренатального периода, когда он уже способен слышать музыкальные звуки, интонации, мелодии. Эта информация приходит к ребенку из окружающего мира, и он начинает познавать его. У него уже в этот период могут возникать предпочтения, связанные с восприятием музыки разного характера. Так, по наблюдениям беременных женщин, их будущий ребенок очень бурно реагировал на звучание динамичной, современной музыки, совершая характерные движения, и, наоборот, успокаивался в ответ на звучание тихой, спокойной скрипичной музыки.

Музыка является той прочнейшей нитью, которая соединяет ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ему ощутить себя как личность. С ранних лет ребенок способен воспринимать и впитывать ритмы и мелодии народных попевок, потешек, особенности родного языка и по-разному реагировать на изменяющийся характер музыки.

Восприятие музыкальных произведений для детей означает постижение ими богатейшего и разнообразнейшего мира человеческих переживаний, переданных посредством музыки. Оно является средством релаксации, высвобождения негативных эмоций у детей, средством профилактики и коррекции личностных нарушений.

Музыка — один из важных компонентов развивающей среды, которая должна окружать ребенка в течение всего периода детства. Взрослея, ребенок начинает более осознанно воспринимать окружающее, приобщается к разным видам музыкальной деятельности. У него развиваются активные способы музыкальных действий. Являясь по своей сути творческим процессом, музыка побуждает к творчеству и ребенка, активизируя его воображение, фантазию. Простейшие творческие проявления ребенка в доступной для него музыкальной деятельности являются залогом его будущего успеха в последующей жизни.

От того, насколько комфортна окружающая ребенка среда, будет во многом зависеть его собственное поведение по отношению к окружающим, к обществу, в котором он живет. И если ребенок будет воспитываться в атмосфере душевной теплоты, понимания, эмоционального комфорта, то у него не будут возникать негативные проявления, чувство отторжения, ощущение собственной неполноценности и ненужности. Задача родителей — содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, под-

 

держивая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их.

Музыка, пение, игры должны занимать важное место в условиях специально организованной коррекционной работы в семье. Они сопровождают ребенка с самого рождения, побуждая его к эмоциональной реакции на веселую или грустную музыку, к простейшим движениям (приседаниям, хлопкам, покачиваниям туловищем и т.д.). Музыка постепенно входит в жизнь ребенка, делая ее более яркой, содержательной. Задача родителей — развивать у ребенка интерес к музыке, вызывать эмоциональный отклик на нее, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр и т.д.

В этом случае у ребенка, который с малых лет приобщается к традициям семьи, к общению с близкими, постепенно формируется «образ семьи». Семейный досуг занимает важное место в приобщении ребенка к искусству, к культуре. В процессе семейного досуга удовлетворяются духовные потребности семьи.

Для ребенка с проблемами в развитии музыка одновременно является и средством эстетического воздействия, и средством познания, и средством общения, и средством релаксации и коррекции. Формы приобщения к музыке в семейном воспитании могут быть самыми разнообразными: семейные праздники, экскурсии в музеи, посещение профессионального театра и создание домашнего театра, различные виды развлечений (игры-забавы, веселые конкурсы и др.).

Семейные праздники

В понятие семейного досуга входят те праздники, обычаи, традиции, которые приняты в обществе и которые обычно составляют жизненный уклад семьи. Например, с давних времен в каждой семье сохранился обычай отмечать дни рождения каждого члена семьи и дарить друг другу подарки. В семье могут отмечаться и свои особые праздники, к которым заранее готовятся. Родители продумывают, как лучше организовать праздник, какие игры, забавы провести, какую музыку использовать для игр, танцев, как украсить помещение, какие сувениры, призы приготовить для виновника торжества, гостей и т.д.

Композиция любого праздника, организуемого в семье, должна быть хорошо продумана, чтобы у всех членов семьи и у всех гостей в процессе всего праздника сохранились хорошее настроение, активный интерес. Дети должны быть в центре внимания в такие дни, поэтому родители могут заранее составить небольшую программу праздника, предусмотрев сюрпризные моменты. В программе праздника может быть не только застолье с любимыми угощениями (чаем, пирогами, конфетами и др.), но и маленький концерт сила-

ми взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок (например, «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.) или сценки из семейной жизни.

Создать хорошее настроение, объединить всех детей и взрослых, присутствующих на празднике, общими чувствами всегда помогает хорошая музыка. В этом случае праздник запомнится надолго. Поэтому готовясь к предстоящему празднеству, родители заранее должны позаботиться о подборе музыки для того, чтобы всем вместе исполнить знакомые детские песенки, потанцевать под музыку, используя несложные танцевальные движения, или изобразить какую-либо смешную сценку. После праздника и у родителей, и у детей будет повод для того, чтобы обсудить его, вспоминая наиболее впечатляющие моменты.

В семье можно отмечать и народные, и государственные календарные праздники. Каждая семья решает этот вопрос по своему усмотрению. Перед праздниками следует рассказать детям о том, чему они посвящены и как обычно проводятся. Детей можно привлекать к подготовке праздника — к посильной уборке помещения (например, своего игрового уголка), к изготовлению поздравительных открыток, сувениров и др.

В праздничный день хорошо устроить небольшой домашний концерт — исполнить силами взрослых и детей соответствующие духу и настрою праздника песни, стихи, веселые частушки, забавные рассказы, показать выступление домашнего оркестра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.016 с.)