Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая коррекция средствами музыки (музыкотерапия)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая коррекция находится в неоднозначной и тонкой связи с психотерапией. Существовавшее ранее представление о том, что психотерапевтическое воздействие при работе с детьми с проблемами неэффективно, в настоящее время опровергается многими авторами (Н.П.Вайзман, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова, Л.З.Арютюнова, В.М.Рахманов, Д.Г.Гуровец, В.Н.Воронина, М. М. Семаго и др.). Сегодня проблема в этой работе состоит в поиске необходимых средств, учете возрастных, личностных особенностей детей данной категории, а также природы и характера имеющихся нарушений развития. В связи с этим использование арттерапевтических методик, и в частности музыкотерапии, в работе с детьми с проблемами, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на старших дошкольников при коррекции нарушений в развитии личности. Музыкотерапевтическая технология, где музыка выполняет символическую функцию в коррекции конкретных личностных проблем ребенка, предполагает разные виды музыкотерапии: рецептивную, активную, интегра-тивную. Все они направлены на реализацию лечебно-адаптационных, коррекционных функций в работе с детьми с нарушением в развитии. Практика коррекционной работы с детьми показывает, что щ ее фронтальных и индивидуальных формах (музыкальных заняти-1 ях, праздниках, развлечениях и др.) даже при дифференцированном подходе музыкальный руководитель не может осуществить] коррекцию нарушений в личностном развитии каждого ребенка. В связи с этим использование индивидуальных и подгрупповых форм музыкотерапии, проводимых психологом, помогает в peшении этих проблем. Музыкотерапии, используемая психологом в работе с ребенком с проблемами, дополниет процесс коррекционно-развивающего воздействия средствами музыки. А сочетание ее с фронтальными музыкальными и ритмическими занятиями, музыкальной длительностью вне занятий в группе, художественно-досуговыми мероприятиими, которые организует музыкальный руководитель и педагоги, дает более глубокий положительный результат и в формировании художественной культуры, и в коррекции имеющихси у дошкольников нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, личностной сфер средствами музыкального искусства. Реализации на практике коррекционно-развивающего и психотерапевтического направлении в дошкольном образовательном учреждении возможна при взаимодействии нескольких специалистов (дефектолога, психолога, музыкального руководители, педгогов) в решении коррекционных задач применительно к каждому конкретному ребенку и группе детей в целом. Такое взаимодействие должно прослеживатьси на всех этапах коррекционной работы. На этапе диагностического обследовании дефектолог, логопед, психолог определиют характер и степень нарушений в развитии ребенка, после чего знакомит с результатами обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер музыкального руководители и ритмиста. Последние, в свою очередь, проводит диагностику и определиют возможности детей в музыкальной и двигательной, моторной деятельности. Исходи из результатов обследовании детей, специалисты совместно намечают программы коррекционной помощи. На разных этапах работы с детьми с проблемами они могут проводить консультации, обсуждении положительной или отрицательной динамики в развитии, корректируют программу. В конце года контрольное обследование детей каждым специалистом и коллективное обсуждение результатов должны показать, насколько взаимосвизь специалистов была продуктивна и обеспечивала эффективность коррекционного воздействии. Задания для самостоятельной работы 1. Покажите значение музыки в системе гуманистического воспитания. 2. Раскройте клинико-психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей с проблемами в развитии. 3. Охарактеризуйте основные методы исследования музыкального развития детей с проблемами. 4. Сравните особенности музыкального воспитания нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с разными проблемами. 5. Какие педагогические технологии используются в коррекционно-направленном музыкальном воспитании детей с проблемами? 6. Покажите, какое место занимает музыкальное воспитание в системе коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. 7. Раскройте основные направления коррекционной работы средствами музыки. Литература Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958. Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. Джола Д. Н. Эстетическое отношение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991. Искусство в жизни детей. — М., 1991. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных Учреждениях / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М., 1976. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993. Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001. Методы педагогического исследования: Лекции / Под ред. В. И. Журавлева. - М., 1972. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном Учреждении. Деловые советы. — М., 1998. Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М., 1980. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — М., 1997. Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. — 1991. — № 11. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991. 1 Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание? и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М., 199] Психотерапия в дефектологии / Сост. Н. П. Вайзман. — М., 1992. Руднева С, Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998 Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.
Раздел III
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.007 с.) |