Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Физкультурные занятия в системе физического воспитания дошкольников

Поиск

 

1.Теоретические вопросы: Значение физкультурных занятий. Формы проведения занятий и схема их построения. Методика проведения занятий: подбор упражнений, способы организации детей, приемы регулирования физической, психологической и эмоциональной нагрузок на занятии.

2.Практическое задание: разработать план учебно - тренирующего физкультурного занятия с детьми средней группы

3.Основные понятия: физкультурное занятие, структура занятия, плотность занятия.

4. Основные исследователи: Д.В.Хухлаева, А.В.Кенеман, Т.И.Осокина.

 

Теоретические вопросы.

Значение физкультурных занятий.

Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала.

Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, формировать и развивать навыки самоорганизации, воспитывать интерес к активным действиям.

Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности.

Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение гигиенических нормативов, соблюдение страховки при выполнении отдельных упражнений, учет индивидуальных особенностей детей позволяют создать условия для их полноценного развития и укрепления здоровья.

Занятия строятся по определенному плану, поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма.

Дети приучаются слушать указания педагога, выполнять движения одновременно всей группой, сознательно и творчески выполнять предложенные задания.

Формы проведения занятий и схема их построения.

Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в следующих формах: Учебно-тренирующее, сюжетное, комплексное, тематическое, игровое, учетно-контрольное, на воздухе. Продолжительность физкультурного занятия составляет: в младших группах – 15-20 мин., в средних – 20-25 мин., в старших – 25-30 мин., в подготовительной к школе -35 мин.

В 70-е годы ХХ столетия Т.И.Осокина предложила трехчастную структуру физкультурного занятия, состоящего из вводной (строевые упражнения, ходьба, бег), основной (общеразвивающие упражнения, основные виды движений и подвижная игра), и заключительной (малоподвижная игра, ходьба) части.

Методика проведения занятий: подбор упражнений, способы организации детей, приемы регулирования физической, психологической и эмоциональной нагрузок.

На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, что позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддержать высокую работоспособность детского организма, сохранить интерес к двигательной деятельности. Каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения, представляет стройную систему планирования.

Подбор физических упражнений должен основываться на трех основных принципах: функциональности (ведущее движение разучивается, другие находятся на стадии закрепления и совершенствования), анатомическом (упражнения на различные группы мышц), физиологическом (учет меры воздействия на организм). Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению функциональных возможностей организма на занятиях должны быть упражнения, дающую высокую физическую нагрузку, и они должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений.

Способы организации детей на занятии.

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений, обеспечивают контроль и страховку, возможность учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На физкультурном занятии используются следующие способы организации детей:

- фронтальный (все дети выполняют одновременно одинаковое движение). Этот способ позволяет обеспечить высокую повторяемость, активность детей. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей. Фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия;

- групповой (дети разделены на группы и упражняются в определенных движениях. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами). При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, другие группы в это время выполняют освоенные движения. Небольшое число детей в подгруппе позволяет обеспечить достаточную повторяемость упражнений. Знакомые физические упражнения могут выполняться детьми без прямого надзора педагога.

- посменный (дети выполняют одно движение сменами – одновременно 3-4 человека. Н-р:броски вдаль, прыжок в длину с места). Данный способ организации является разновиднастью группового;

- поточный (выполнение упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим). Данный способ обеспечивает почти непрерывность действий, способствует закреплению и совершенствованию движений. Однако обучение новому физическому упражнению затруднено;

- индивидуальный (дети выполняют одно движение в порядке очередности). В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания, осуществлять страховку. Другие дети в это время наблюдают за действиями своего сверстника. Вместе с тем очередность снижает активность детей, монотонность приводит к отвлекаемости детей.

Нередко на занятии педагог прибегает к сочетанию этих способов организации детей.

Приемы регулирования физической, психологической и эмоциональной нагрузки.

Любой вид нагрузки на занятии должен быть оптимальным.

Физическая нагрузка на занятии должна возрастать и понижаться постепенно (за счет подобранных упражнений). Величина физической нагрузки зависит от возраста детей, от способа их организации, от способов раздачи и сбора пособий. Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно вычислить этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100. Общая плотность занятия выражена временным показателем ко всей длительности занятия, данного в процентах. Педагогически оправданным считается время, которое используется на показ, объяснение, выполнение упражнений. Максимальная физическая нагрузка приходится на подвижную игру в основной части занятия.

Психологическая нагрузка на занятии связана с умственной активностью детей, и увеличивается в момент разучивания нового упражнения.

Эмоциональная нагрузка возрастает в момент игры (особенно соревновательного характера) и зависит от подобранного музыкального сопровождения и средств выразительности движений.

Таким образом, задачи физкультурного занятия:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать психофизические качества;

- удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;

- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

- дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

- создать условия для разностороннего развития детей.

Практическое задание. Разработать план учебно-тренирующего физкультурного занятия с детьми средней группы.

1 часть: приход детей в зал, построение, проверка равнения, приветствие, сообщение цели занятия.

-чередование ходьбы с бегом: обычные с ходьбой на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, бег обычный, бег с высоким подниманием колена, ходьба.

-раздача пособий по ходу, перестроение звеньями.

2 часть: комплекс ОРУ с малым мячом (6 упражнений),

-перестроение в колонну по одному, сбор пособий.

-пробежка.

-основные виды движений: упражнение в равновесии, подлезание под дугами, прыжки через веревочки (способ организации – поточный)

- подвижная игра «Ловишки с ленточками» -2-3 раза.

3 часть: подвижная игра «Найди и промолчи» - 2-3 раза.

-ходьба, построение, подведение итога занятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.30 (0.01 с.)