Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Природа вокруг тебя. Природа живая и неживая↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Урок № 1 Тема: Природа вокруг тебя. Природа живая и неживая Цели: · Познакомить учащихся с задачами курса "Человек и мир", с учебным пособием, в процессе закрепления и расширения понятий «природа», «живая», «неживая» природа развивать умения анализировать, сравнивать, рассуждать; · учить видеть красоту окружающей природы, стимулировать желание познавать, беречь и охранять природу родного края. Оборудование: Таблицы, картины, на которых изображены предметы природы и орудия труда человека, книги о природе, разборная таблица-схема «Природа неживая и живая», плакаты «Природа – наш дом», «Природа – наш учитель»
Ход урока I. Оргмомент. II. Знакомство с задачами курса «Человек и мир», учебным пособием. III. Актуализация знаний. Учитель. В 1-м классе мы узнали, что такое природа. Давайте вспомним, что же это такое? (Ответы). Мы живем на земле. На ней растут деревья, кустарники и травы. Живут разные животные, птицы, насекомые, рыбы, лягушки и змеи. Нас окружает прозрачный воздух, по земле текут ручьи и реки. По небу плывут облака. В ясную погоду можно увидетз»?ол4ще, а ночью — Луну и звезды; в пасмурную — тучи. Все это природа. Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека. Изучение природы поможет нам полюбить ее. — Для чего нужно знать и любить природу? (Чтобы становиться счастливее, добрее, умнее, укреплять свое здоровье. Мы все — дети матери-природы. Природа — главный наш учитель!) IV. Изучение нового материала. Учитель. Сегодня на уроке перед нами стоит задача вспомнить, что такое живая и неживая природа, а также учиться сравнивать, делать выводы, работать с учебником. Работа с учебным пособием. Чтение стихотворения учителем; ответы на вопросы (с. 3). Игра «Природа живая и неживая». Учитель-раздает карточки, на которых написаны названия предметов неживой и живой природы; предметов, сделанных человеком: песок, береза, глина, крапива, синица, вода, воздух, Солнце, Луна, белка, лягушка, растения, животные, парта, учебник, ручка. Примечание: каждое слово записано на отдельной карточке; пары учеников получают карточки с частью этих слов, чтобы не было перегрузки. Задание. Все предметы нужно разделить на две группы. Естественно, возникнет проблема: к чему отнести предметы, сделанные руками человека? После игры и проверки результатов работы учащимся предлагается составить схему: Схема I Затем ее можно прокомментировать: — Природу составляют отдельные предметы (тела). Дерево, почва, воздух, вода, животные и т. д. — это предметы, тела природы. Природа делится на живую и неживую. К живой природе относятся: человек, растения, животные. Они рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают. К неживой природе относятся: Солнце, Луна, звезды, почва, вода, воздух. — Почему? (Эти тела не питаются, не дышат, не размножаются, не умирают.) Физкультминутка.
Стали мы ученикам, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. Беседа «Что дает природа человеку?». Природа дает человеку все необходимое для жизни — воду и пищу, материал для одежды и жилья. Человек открыл запасы угля, нефти, железа, торфа; научился выращивать овощи, фрукты. Люди изучают природу. Знания о ней помогают им правильно использовать ее богатства, сохранять и умножать их. —Скажите, может ли живая природа существовать без неживой? (Ответы.) —Как вы думаете, без чего вообще не было бы жизни на нашей планете? (Без Солнца.) —Затем предлагается вывод учителя или сравнение ответов учащихся с текстом учебного пособия. — Физкультминутка. Зарядка для глаз. — Работа с учебным пособием. —Чтение текста детьми по цепочке; ответы на вопросы 1—3 (с. 4 — 5). V. Закрепление. — Игра «Назови нужное». —В игре используется мяч. Например, учитель произносит: «Неживая природа» и бросает мяч одному из учащихся, который должен назвать объект, относящийся к предметам неживой природы. Также называются словосочетания: «природа», «живая природа», «предметы труда человека». — Дидактическая игра «Свари борщ». —Среди детей выбирается «повар». Он должен сварить борщ. Дети называют овощи для борща: картофель, морковь, перец, капуста, свекла, помидоры, петрушка, лук, чеснок. Советуют, как готовить: «Заливаем водой, солим. Закрываем кастрюлю крышкой и варим на огне». — Учитель. Пока борщ варится, давайте определим, предметы какой природы мы туда положили. Таблица 1 —
—Учитель. Вот и готов наш борщ. Можно его есть. В какую же группу мне поместить борщ? (Ответы.)
—Вывод: В природе существует то, что сделано руками человека, но из природных материалов. Отгадывание загадок.
—Ягоды не сладость, Зато глазу — радость, Садам — украшение, Друзьям — угощение. (Рябина.) Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка, И сверкает солнце. (Ромашка.) —Каким одним словом можно назвать все загаданные предметы? (Растения.) —Как вы думаете, растения умеют двигаться? (Ответы.) — Рубрика «Для любознательных». —Растения тоже умеют двигаться. Рост растения — это тоже движение, но очень медленное. Растения могут совершать и другие движения. —Многие цветы к вечеру закрываются, а утром раскрываются. То же происходит и с листьями. Так, у мимозы листки сворачиваются, если к ним прикоснуться. VI. Подведение итогов урока. * * * —Посмотри мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поля, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года — Это все вокруг —... (природа). —Учитель. Что же такое природа? (Это все, что нас окружает, а также то, что сделано руками человека.) —— Какой бывает природа? Приведите примеры. —— Как вы понимаете выражение: «Живая и неживая природа взаимосвязаны»? (Например, без солнца невозможна жизнь на нашей планете.) — Работа с учебным пособием. —Рассмотреть рисунки и ответить на вопросы (с. 6). —Какое значение имеет природа для человека? (Природа — источник жизни, дает пищу, воздух, одежду и т. д. Природа — источник пмнаним, дает нам радость открытий. Изучая животных, растения, человек создает сложные аппараты, приборы. Природа способствует сохранению нашего чдоровья.) VII. Рефлексия. —Учитель. Возьмитесь за руки. Чувствуете тепло, которое исходит от каждою из вас? Дарите его окружающим! Чтобы вы пожелали друг другу после нашего урока? Понравился ли вам наш урок? VIII. Домашнее задание. —Прочитать, ответить на вопросы 1— 2 (с. 4).
Урок 2 Строение растений. Условия, необходимые для роста и развития растений
Ход урока I. Оргмомент. II. Актуализация знаний. Учитель. Что такое природа? (Ответы.) Какая бывает природа? (Живая и неживая.) Что относится к живой природе? Почему? (Растения, живот- Приведите примеры. \ Что относится к неживой природе? Почему? Приведите примеры. III. Изучение новою материала. Учитель. Сегодня мы продолжим изучать царство растений. Узнаем, и I киких частей состоят растения, познакомимся с условиями, необходимыми для их роста и развития. Практическая работа. На партах у детей — гербарий, где видны части растений. На доске — картинки различных растений. Что вы видите на этих картинках? (Называются растения.) Как назвать их одним словом? (Растения.) — На какие три группы можно их разделить? (Деревья, кустарники, травы.) Что общего у всех растений? (Корни, листья.) Правильно. Но растения имеют и другие общие части. Рассмотрите спои растения. Большинство из них имеет стебель. Найдите его у ваших растений. Покажите стебель растений на картинках, расположенных на доске. Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони и других деревьев, у кустарников, например, смородины, малины, они прочнее, покрыты корой, а у остальных растений мягкие, травянистые. Стебель у дерева называется стволом.) Рассмотрите свои растения. Какую часть вы еще можете выделить? (Дети показывают цветы, плод с семенами.) Вывод: У растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами. Работа с учебным пособием. Рассмотреть рисунок. Назвать части растения (с. 20). Игра «Угадай части растения». 1. Орган (часть) растения, который растет вниз; находится в почве. 2.Часть растения, которая растет вверх. (Стебель.) 3.Части растения, которые растут на стеблях. (Веточки, листья.) 4.Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветки.) 5. Орган, который развивается из цветка. В нем находятся семена. (Плод.) Чтение рубрики «Для любознательных» (с. 20). Физкультминутка. На доске схема: Солнце - растения * человек Схема 2 — Как вы можете объяснить эту схему? (Ответы детей.) Учитель. Очень долго человек старался выяснить, как растут растения, чем они питаются, какие условия им нужны для роста и развития. Год за годом человек наблюдал за растениями, проделывая множество опытов, пока не разобрался. Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами. Это еще и опора растения. По стеблю питательные вещества разносятся к другим частям растения. Листья — это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету — солнечный свет несет энергию. С ее помощью образуются не только питательные вещества, но и кислород. Растения выделяют его в воздух. Цветки — это орган размножения у растений. На их месте потом появляются плоды с семенами. IV. Закрепление. Учитель. Посмотрите еще раз на схему 2. Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы? (Солнце — неживая природа; растение, человек — живая.) —Что еще нужно растениям для роста и развития? (Вода, тепло.) —Может ли живая природа обойтись без неживой? (Ответы.) V. Подведение итогов урока. На парте у каждого ученика конверт с частями растений. Игра «Собери растение». Работа в парах. Из каких частей состоит растение? (Ответы.) Какие условия нужны растениям для роста и развития? (Ответы.) VII.Рефлексии. VIII.Домашнее задание. Нарисовать части растений.
УРОК № 3 ТЕМА: Растения сада и огорода. Экскурсия на огород осенью Цели: формировать, у школьников конкретные представления о растениях огорода и сада, о понятии «культурные растения»; содействовать осознанию учащимися, какой большой труд человека необходим для тою, чтобы вырастить культурные растения; развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе и труде людей. Ход урока I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания. —Какой бывает природа? —Как вы понимаете слова: «в природе все взаимосвязано»? —Какое значение в нашей жизни имеет Солнце? (Ответы.) —Когда это бывает? ** * Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень.) * * * Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает — когда это бывает? (Поздней осенью.) III. Изучение нового материала. Знакомство с темой и задачами урока. (Урок проводится в случае невозможности провести экскурсию.) Учитель. Сегодня мы совершим с вами воображаемую экскурсию в город и в сад. Как вы думаете, погода нам не помешает? (Ответы.) Обсуждение результатов наблюдений за погодой. Работа с пословицами: ® «Осенью и воробей сытый». ® «Осень — всех за стол просим». — Как вы понимаете смысл этих пословиц? — Почему всех за стол просят? Не потому ли, что стол богат и есть чем угостить — много фруктов и овощей? (Ответы.) IV. Экскурсия на огород. —Что такое огород? —Где он расположен? —Как он освещен солнцем? Какое значение это имеет для растений? —Какого цвета почва на грядках? — Как называются растения, которые растут на грядках? (Овощи.) Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие овощи растут на огороде. (Ответы.) * * * * * * Над землей — трава, Прежде чем его мы съели, Под землей — бордовая голова. Все наплакаться успели! (Свекла.) (Лук.) * * * * * * Красная девица Раскололся тесный домик Росла в темнице. На две половинки, Люди в руки брали, И посыпались в ладони Косы срывали. Бусинки-дробинки. (Морковь.) (Горох.) * * * * * * (Тыква.) (Огурец.) —Как можно назвать загаданные предметы одним словом? (Овощи.) —Какие овощи еще созрели на грядках? (Помидоры, фасоль, картофель и т. д.) — А какой овощ самый лучший, ценный? (Ответы.) Чтение стихотворения. Овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Накрытые крышкою в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. И суп овощной получился неплох! (Ю. Тувим.) Гак можно ли сказать, что какой-то из овощей нужней, лучше, ценней? (Ответы.) А какой из овощей многие называют «вторым хлебом»? (Картофель.) Рубрика «Для любознательных». Картофель в Европу (наша республика находится в Европе) был завезён из Южной Америки. Уже более 150 лет мы выращиваем это ценное растение. Поначалу крестьяне с недоверием отнеслись к картофелю, неохотно брались за его выращивание. Физкультминутка. Игра «Ищи овощи и фрукты». Учитель называет растения. Если это овощ, дети встают; если фрукт, поднимают руки вверх. 1.Яблоня, груша, свекла, вишня, крапива, огурец, осот. 2.Лук, лебеда, тыква, крыжовник, брусника. 3.Пырей, капуста, репа, лук, морковь, фасоль, чеснок, горох. Что еще растет на огороде, кроме овощей? (Ягоды, зелень.) Назовите лишние растения среди названных. Определите их одним словом. (Сорняки.) А что такое сад? Чем сад отличается от огорода? (В саду растут деревья и кустарники. В огороде выращивают овощи — травянистые растения.) - А чем похожи сад и огород? (И в саду, и в огороде человек выращивает культурные растения, которые сам садит и за которыми ухаживает.) - Кого можно увидеть летом и ранней осенью в огородах и садах? (Птиц и насекомых.) Отгадывание загадок. Мой хвост не отличить от головы, На шесте — дворец, Меня всегда в земле найдете вы. Во дворце — певец. (Дождевой червь.) (Скворец.) * * * * * * В ярком платье модница, Домовитая хозяйка Полетать охотница. Полетает над лужайкой, От цветка к цветку порхает, Похлопочет над цветком — Утомится — отдыхает. И поделится медком. (Бабочка.) (Пчела.) — Почему их называют друзьями сада и огорода? (Птицы уничтожают вредителей, насекомые опыляют растения, рыхлят почву.) — Что делают люди осенью в огородах и садах? (Ответы.) Чтение учителем рассказа-зарисовки. Убирают овощи Дни стали короче. Холодеют ночи. На полях начали овощи убирать, чтобы не портились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, петрушку. Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят семь одежек, она холода не боится. (Э. Шим.) Учитель. Какие образные названия писатель Э. Шим дал овощам? Попробуйте сами придумать слова-характеристики к другим овощам. Например, к моркови, свекле, петрушке, репе. (Дети выполняют задание.) — Почему капусту убирают позже всех других овощей? — В каком месяце завершают уборку урожая? (В сентябре.) Сентябрь является не только первым осенним месяцем, но и временем завершения уборки урожая, началом очень красивой поры года — осени. Осень — очень щедрая пора. Ни одному времени года не посвящено столько произведений. Давайте подарим друг другу стихотворения, посвященные осени — этой щедрой и красивой поре года. (Дети читают стихотворения.) Загадка. * * * Опустел наш славный сад, паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли, Распахнулись двери школ — Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.) V. Рефлексия. Учитель. Что сегодня вам особенно понравилось на уроке? Что нового узнали? Что заинтересовало? (Ответы.) VI. Домашнее задание. Подготовить зарисовки овощей, фруктов, загадки к ним.
УРОК № 4 ТЕМА: Культурные растения огорода и сада Цели: расширить и закрепить знания учащихся об овощных растениях и фруктовых деревьях, о значении овощей и фруктов в укреплении здоровья человека; формировать умение распознавать и описывать растения; содействовать поддержанию интереса к изучению растений; вызвать чувство восхищения удивительным миром растений, желание ухаживать за ними. Ход урока I. Оргмомент. II. Вступительное слово учителя. Учитель. Каждая пора года по-своему прекрасна, но осень мы любим особенно. Ею всегда восхищались поэты и композиторы, писатели и художники. А осенние дары огорода и сада — это просто чудо. Но прошлом уроке мы совершили экскурсию на огород, вспомнили и растения сада. -— Так что же растет в саду и огороде? (Фрукты и овощи.) III. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим знания об овощных растениях и фруктовых деревьях, будем учиться распознавать и описывать растения, а также, как и всегда, будем учиться рассуждать, делать выводы.
Отгадывание загадок. * * * В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
* * * Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали — Не одну нашли, а десять! Как ее названье, дети? (Картофель.) * * * В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке, Только желтые лучи У него не горячи. (Подсолнух.)
Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Вишня.) * * * Синий мундир, Желтая подкладка, А в середине сладко. (Слива.) Учитель. На какие группы можно разделить растения, загаданные в загадках? Вывод: В огороде растут овощи, а в саду — фрукты. —Кроме фруктов, что еще может расти в саду? (Ягоды.) Приведите примеры. —Есть сказка и мультфильм о медведе и мужике, которые делили выращенные растения: вершки и корешки. Мужику все время удавалось обмануть медведя, которому постоянно доставались несъедобные части растений. Как вы думаете, чего не знал медведь? (Не знал, какая часть растения является съедобной). Давайте вспомним части растения. Учитель предлагает для наблюдения комнатное растение, в котором хорошо выражены корень, стебель, листья, цветки. С помощью педагога дети называют и показывают части растения. — Какая часть растения съедобна у моркови, свеклы, томата, капусты? (Ответы.) Учитель обобщает и дополняет ответы детей: «У картофеля съедобная часть — клубни; у помидора — плоды; у моркови — корнеплод; у капусты -- листья; у петрушки, укропа, салата — листья, стебли; у лука луковица, листья; у чеснока — головка, зубчики».
Что же такое клубни? Корнеплоды? Луковицы? Клубни, луковицы - видоизмененные стебли. Корнеплоды — это видоизмененный корень, а не плод. Почему не плод? Плод всегда имеет внутри семена. Давайте разрежем яблоко и морковь. Что видим внутри яблока? (Отчеты.) Значит, это что? (Плод). Назовите еще известные вам плоды. Чего нет в корнеплоде моркови? (семян.) Значит, морковь — это корнеплод — видоизмененный корень. А так как она внешне очень похожа на плод, ее и называют корнеплодом. У каких еще растений также съедобные корнеплоды? (Свекла, репа, редька, редис). А огурец — это что? (Плод, внутри есть семена.) Загадка. * * * Кругла, рассыпчата, бела На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко, Ведь, правда, вкусная... (картошка). Дополнительный материал. Ученик. Мы часто слышим слово «картошка»: в разговорах близких людей, по радио и телевидению. Мы можем прочитать его в газетах. Мы знаем песню про «бульбу». Даже есть танец с таким названием. А вот раньше картофель называли «чертово яблоко». Трудно представить себе, что можно жить без картошки. Издавна у белорусов она была любимой едой. Она спасала людей от голода в разные времена. Картофель называют «вторым хлебом». Картофель и хлеб — два важных продукта питания. Из картофеля можно сделать 700 блюд. Это очень много. Физкультминутка. Зарядка для глаз. Работа с учебным пособием. Чтение текста по цепочке (с. 7 — 9). — Почему мы говорим, что растения сада и огорода — это культурные растения? (Ответы.) Рубрика «Советы доктора Витаминкина». Все овощи и фрукты вкусные и очень полезные. Их едят свежими и в приготовленном виде. В капусте, моркови, яблоках есть много необходимых для организма витаминов. Нужно больше есть овощей и фруктов. Но перед едой необходимо хорошо промыть их в проточной воде, так как в почве и на самих.В растениях могут быть микробы, яйца глистов. На месте цветков образовываются плоды, в плодах есть семена. Что съедобно у картофеля? (Клубни.) Плоды картофеля — ягоды, Й клубни — это видоизмененная часть стебля.
Задание. Найдите ошибку в рассказе мальчика: — Мама, как сегодня интересно было в школе! Мы узнали, что на месте цветочков у растений появляются плоды. Плоды моркови, свеклы, огурцов, помидоров не только вкусные, но и очень полезные — в них много витаминов. IV. Подведение итогов урока. V. Рефлексия. VI. Домашнее задание. Читать, ответить на вопросы 2, 3 (с. 8 — 9).
УРОК № 5 ТЕМА: Дикорастущие растения Экскурсия в лес Цели: расширить знания младших школьников о дикорастущих растениях ближайшего окружения; сформировать конкретные представления о наиболее распространенных дикорастущих деревьях и кустарниках; учить устанавливать отличительные признаки растений; содействовать формированию экологически ориентированного поведения, оценочных умений, развитию интереса к познанию природы, наблюдательности. Ход урока-экскурсии I. Вступительное слово учителя. Учитель. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда — отгадайте. * * * Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес.) — Так куда же мы с вами отправимся? (В лес.) — А что такое лес? (Ответы.) Лес — это множество деревьев, растущих на большом пространстве. — Как вы думаете, порадует ли нас прогноз погоды? (Ответы.) II. Инструктаж во время проведения экскурсии. III. Задания. Учитель дает детям программу наблюдения и называет примерные объекты: 1 группа — наблюдения за деревьями (ель, сосна, осина, рябина); 2 группа — наблюдения за кустарниками (орешник, ежевика, крушина, калина); .2 группа — наблюдения за травянистыми растениями {клевер, тысячелистник, вереск). IV. Беседа в лесу. Учитель. Какие деревья мы наблюдали в лесу? Какие кустарники? Чем деревья отличаются от кустарников? Какие травянистые растения мы видели в лесу? (Ответы.) — Что можно сказать о сосне и ели? (Это хвойные, вечнозеленые деревья.) — К какой породе относятся остальные деревья? (Лиственные.) - Какие кустарники растут в лесу? (Калина, крушина малина ежевика) — Какие травы? (Клевер, лютик, тысячелистник, вереск и др.) — Отгадайте, что еще можно увидеть в лесу? Стоит Антошка На одной ножке. Его ищут, А он не откликается. (Гриб.) -- Какие грибы растут в лесу? Все ли они съедобны? — Что нужно делать, если найденный вами гриб вам не знаком? (Ответы.) — А еще лес — это дом для многих животных. Кто живет в лесу? Опери, птицы, насекомые и т. д.) V. Закрепление. 1.Каждая группа получает коробку с листьями и веточками хвойных деревьев. Листья и веточки дети выбирают произвольно. По команде учителя дети бегут к тому дереву, лист или веточка которого у ребенка в руке. Затем учащиеся меняются коробками, и игра продолжается. 2.Листья и веточки дети берут из коробки, закрыв глаза. 3.VI. Подведение итогов урока-экскурсии. 4. Учитель. Что мы узнали на экскурсии? Какие растения мы научились распознавать? Что особенно понравилось на экскурсии? (Ответы.) 5.VII. Домашнее задание. 6.Сделать зарисовки, подготовить небольшой рассказ об увиденном.
УРОК № 6 ТЕМА: Дикорастущие деревья и кустарники. Практическая работа по описанию веточек деревьев и кустарников Цели: углубить представления учащихся о разнообразии дикорастущих растений (деревьях и кустарниках); развивать умение описывать и распознавать растения; создать условия для осознания богатства и разнообразия растительного мира, значения каждого растения для животных и человека; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы и обобщения, осуществлять классификацию предметов по существенным признакам; вызвать чувство удивления и восхищения красотой окружающего растительного мира. Ход урока I. Оргмомент. II. Обсуждение наблюдений за погодой. * * * Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ, Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.) — Что вы знаете об осеннем месяце сентябре? (Ответы.) 23 сентября — знаменательный день, день осеннего солнцестояния, равноденствия, когда день равен ночи. А затем ночи будут увеличиваться по времени, вплоть до самого зимнего солнцестояния — 22 декабря. 23 сентября астрономы считают началом осени. Народные приметы. © Холоден сентябрь, да сыт. ® Чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступит зима. ® Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла. ® 24 сентября — Федора. В Федору лето кончается, осень начинается. © 26 сентября — Корнилов день. С этого дня прекращается всякий рост растений. Корень не растет, а зябнет. © 27 сентября — Воздвиженье. Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. На Воздвиженье начинают уборку капусты. III. Актуализация знаний. Какие деревья растут в лесу? Как называются одним словом деревья сосна и ель? (Хвойные.) Какие деревья называются лиственными? Какие кустарники растут в лесу? Какие травы? Чем отличаются деревья от кустарников? Почему все эти деревья и кустарники называются дикорастущими? Какие рассказы вы подготовили об увиденном на экскурсии? (Ответы.) IV. Изучение нового материала. Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать различные растения и описывать их. Практическая работа. Сравнивание веточек липы и сосны. Их описание. Анализ сходства и различия. Работа с учебным пособием. © Знакомство с орешником (с. 15) — 1ряд. © Чтение рассказов о сосне и ели —II ряд, о липе — ///ряд (с. 12,14). Самостоятельное чтение текста детьми; ответы на вопросы 1—2 (работа в парах). Физкультминутка «Лесная лужайка». (Движения выполняются согласно тексту.) Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки Кто высоко так шагал Не споткнулся, не упал! Рассказ учителя о сосне, ели, липе. Еловый лес Мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затемнение, и под ее пологом могут существовать только достаточно теневыносливые растения, например, кислица, мхи. Под пологом ельника почти никогда не бывает ветра. Весной в ельнике очень много белых цветков. Это приспособление к очень скудному освещению под пологом елового леса. Белые цветки заметнее в полумраке,их легче всего замечают насекомые-опылители. Ель — изящное, стройное дерево. Древесина ели идет на изготовление бумаги, целлюлозы, искусственного шелка, в качестве строительного материала. Из ели также делают музыкальные инструменты. Сосновый лес Сосна — одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Очень светолюбивое растение. Ствол сосны покрыт в верхней части тонкой оранжевой корой, в нижней части кора толстая и ствол имеет серо-коричневый оттенок. Кора большей толщины предохраняет живые ткани ствола от ожога при сильном нагревании солнцем или при пожаре в лесу, когда горит сухая хвоя на поверхности почвы. Сосна не переносит ядовитых газов. Сосна — ценная древесная порода. Это строительный материал, а также топливо. Смола выделяет пахучие вещества — фитонциды, полезные для здоровья человека, вследствие чего воздух напоен чудесным ароматом. В сосновых лесах строятся санатории, дома отдыха, детские летние оздоровительные лагеря, больницы для людей с легочными заболеваниями. Корни у сосны в 10—12 раз длиннее, чем у ели. Учитель. Чем сосновый лес отличается от елового? (Он светлый, теплый, сухой. Богатый растительный мир: вереск, черника, брусника, много цветущих растений.) Рубрика «Это интересно». Сосновая роща выделяет в год 540 кг кислорода, 1 га леса за 1 год — 28 т кислорода, 1 га хвойного леса за одни сутки — 5 кг фитонцидов, отфильтровывает за 1 год 30—35 т пыли. — Что вы знаете о липе? Когда цветет липа? Почему ее называют ароматным медоносным деревом? (Ответы.) Учитель (дополняет ответы детей). Липа цветет много позднее всех остальных деревьев — только в середине лета. Цветки ее мелкие, бледно-желтые, невзрачные, но имеют замечательный аромат и богаты нектаром. Это один из лучших наших медоносов. Настой сухих цветков — липовый чай — пьют при простуде. Липа широко распространена и используется человеком. Раньше из ее мочалистой коры получали лыко, необходимое для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Из древесины делали ложки, миски, скалки, веретена и другую домашнюю утварь. Сейчас древесина используется для изготовления разнообразных поделок. Физкультминутка. Зарядка для глаз. Рубрика «Порассуждай!». Прочитать, ответить на вопросы (с. 16). Работа в парах (с. 16—17) — читаем, обсуждаем, рассказываем детям других рядов. Методика «Обучи соседа». 1-й ряд — рубрика «Друзьям природы». 2-й ряд - рубрика «Для любознательных» (с. 16). 3-й ряд — рубрика «Для любознательных» (с. 17). Почему в лесу нельзя убирать опавшие листья? (Опавшие ветки и листья как теплый одеялом укрывают лесную почву. Они защищают корни растений от вымерзания зимой. А перегнивая, удобряют почву.) V. Рефлексия. Подведение итогов урока. VI. Домашнее задание. Прочитать, ответить на вопросы 1—4 (с. 12, 15).
УРОК № 7 ТЕМА: Лекарственные растения. Части растений. Практическая работа «Узнай растение по описанию» Цели: формировать у детей представления о лекарственных растениях, их значении в природе и жизни человека; учить различать и описывать лекарственные растения, бережно относиться к ним; познакомить с правилами сбора лекарственных растений; продолжить формирование представлений о строении растения и значении его частей. Ход урока I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания. (Учитель приносит бутылочку с валериановыми каплями.) ~- Какие растения называют дикорастущими? —Что вы узнали о хвойных растениях — сосне и ели? —Что вы узнали о липе? —По каким признакам можно узнать орешник? — - Какое значение для человека и животных имеют деревья и кустарники? (Ответы.) III. Обсуждение результатов наблюдений за погодой. Чтение рассказа Н. Сладкова «Эхо». (Родные просторы / сост. II. Ф. Лапицкая. Мн., 1983. С. 89.) ■ - Так что же происходит в лесу? (Пришла осень.) IV. Изучение нового материала. Учитель. Люди давно разгадали тайны многих растений и часто используют «зеленую аптеку». — Что такое аптека? (Место, где хранятся, изготавливаются и продаются лекарства.) Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях. — А что значит «лекарственные растения»? (Растения, которые используются для лечения.) —Какие лекарственные растения вам известны? —Какие растения мама применяла для вашего лечения? Вы уже не раз убеждались, что растения не только красивы, но и полезны. В лесу растут такие лекарственные растения, как ландыш, зверобой, сосна и многие другие; на лугах — валериана. Лекарственные вещества образуются в разных частях растений: у липы — в цветках и почках, у малины — в ягодах и листьях, у конского щавеля — в корнях. Подумайте, о каком лекарственном растении говорится в стихотворении (с. 17 — читают дети). Рубрика «Это интересно». Учитель. А знаете ли вы, какое самое древнее лекарство? (Касторка.) Касторка Ее дают пить больным, когда засорится желудок. Еще 350 лет тому назад ее прописывали детям, ког
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.019 с.) |