Тема: значение растений и их охрана. Растения Красной книги республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: значение растений и их охрана. Растения Красной книги республики Беларусь



Цели: обобщить и углубить знания учащихся о зна­чении растений в природе и жизни человека; формировать представле­ние о необходимости охраны растений и охранных мерах; содейство­вать формированию логического мышления, творческих способностей; развивать интерес к родной природе.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Обсуждение наблюдений за погодой.
Учитель. Какое сейчас время года? (Ответы.)

Давайте с вами решим логическую задачу. Если в «сумме» дана осень, то из каких «слагаемых» она состоит?

 

Осень     +   +  

Схема 3

Ответы: тучи, дождик, улетающие на юг птицы, разноцветные ли­стья, хмурое небо, золотые деревья, рябины с красными ягодами, про­хожие в пальто и под зонтами, ветер, уборка урожая в полях и т. д.

Но несмотря на дождь и хмурое небо, осень не такое уж плохое время года. И я уверена, что вы сможете всем доказать, за что она вам нравится.

Чтение детьми стихотворений об осени.

— Ну что ж, я думаю, все слышали, какую красоту природы пере­дают поэты в своих стихотворениях. Вывод: Осень — это....

III.Погода сегодняшнего дня.

IV.Проверка домашнего задания.

V. Чтение стихотворения учителем.

Ведьма суп варить решила,

Змей сушеных покрошила,

Развела большой костер

И поставила котел.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор —

Отыскала мухомор.

Для приправы — бузины.

Для отравы — белены,

Волчьих ягода полкорзины

И отличной свежей тины...

Супчик вышел — то, что надо!

Целых 20 литров яда!

(А. А. Усачев.)

—Почему суп оказался ядовитым?

—Какие ядовитые растения вы знаете? (Ответы.) Фронтальный опрос.

 

—По каким признакам можно узнать вороний глаз? Волчье лыко: Белену черную?

—Как нужно вести себя при встрече с ядовитыми растениями: С незнакомыми, неизвестными растениями? (Не трогать руками, не пробовать на вкус плоды и другие части растений.)

—Почему ядовитые растения нельзя уничтожать? (Они нужны в при роде: некоторые из них являются лекарственными.)

—Какое значение имеют растения для животных? (Выделяют кис лород, служат убежищем, пищей, лекарством.)

VI. Изучение нового материала. Знакомство с темой и задачами урока.

Учитель. Вы уже много узнали о растениях. Тема нашего урока — «Значение и охрана растений. Растения Красной книги РБ».

— Как вы думаете, почему растения нуждаются в охране? {Ответы.) К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений и животных. Например, на месте леса люди строят за­вод или копают карьер, а на месте луга — ферму. Много дикорастущих растений гибнет. А сколько их человек срывает для букетов, просто вы­таптывает! Так постепенно человек наступает на природу. Поэтому рас­тения нуждаются в защите и охране.

Физкультминутка «Зайка».

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

VII. Работа с учебным пособием.

При помощи рисунков ответить на вопросы (с. 24); чтение текста детьми (с. 24—25).

— Зачем нам нужны растения? (Ответы.)

Учитель. Людям очень нужна красота растений. Недаром мудрецы говорили: «Красота — великая сила!». Она наполняет человека радостью, помогает трудиться, улучшает самочувствие. Мы видим, как нужны рас­тения, какими щедрыми создала их природа. Когда человек это понимает, он становится добрее и счастливее.

По вине людей уже исчезли многие виды растений и животных. Так, ежедневно исчезает от 1 до 10 видов животных и по одному виду растений.

Ученые изучают, какие растения и животные нуждаются в помо­щи в первую очередь. Их списки были изданы в виде книги, которую назвали Красной.

— Как вы думаете, почему книга Красная? (Это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов животных и растений.)

Страницы в ней разноцветные: зеленые — виды, которые восстанав­ливаются; красные — исчезающие виды; желтые — сокращающиеся виды; белые — редкие виды; серые — неизвестные виды.

Кроме того, создаются заповедники, заказники, национальные пар­ки, где ведется охрана природы.

Чтение текста учебного пособия учителем (с. 25).

Анализ рисунков, ответы на вопросы (с. 26).

Зарядка для глаз.

Работа в парах «Обучи соседа»; чтение текста детьми (с. 27), пере­сказ соседу; ответы на вопросы.

Рубрики «Порассуждай!» (например: вырубили кусты — прощай птицы); «Друзьям природы», «Для любознательных».

Приложение к уроку

Викторина «Лесная аптека»

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника.)

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

3. Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник.)

5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных рас­стройствах и бессоннице.)

7. Какие болезни лечит красавица береза?

(Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

VIII. Подведение итогов урока.
Чтение текста учителем.

* * *

— Я сорвал цветок — и он завял.

Я поймал жука — и он умер

У меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

(П. Гвездослов.) Учитель. Как нам нужно относиться к растениям? (Ответы.)

IV. Рефлексия.

Учитель. Что интересного и полезного вы узнали на уроке? Где вы можете применить полученные знания в жизни? (Ответы.)

 

 

       
 
   
 

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.011 с.)