Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Знакомство с растениями Красной книгиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
- Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде. «Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).
Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут.
Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида. Давайте познакомьтесь с некоторыми растениями из Красной книги нашего края - А знаете ли вы, что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех V. Секрет цветов. - И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы. Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле. Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики. Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы. - В чем же секрет полевых цветов? (Ответы детей.)
VI. Итог урока. Продолжите предложение, выбрав начало словами… «Я узнал», «Я повторил», «Я удивился», «Я запомнил». Хорошо или плохо
- Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ. - Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников. Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).
Любите родную природу – Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. VIII. Итог урока. - Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами… «Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».
ТЕМА: Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов Цели: формировать конкретные представления о съедобных и ядовитых грибах, их значении в природе, правилах сбора; показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы; развивать интерес к изучению природы, воспитывать к ней бережное отношение. Ход урока I. Оргмомент. II. Игра «Диктор» (См. урок№ 8, с. 26). III. Проверка домашнего задания. - Зачем нужны растения человеку? —Почему нужно охранять растения? —Что вы знаете о Красной книге РБ? —Какие растения занесены в Красную книгу РБ? Расскажите о них. (Ответы.) IV. Изучение нового материала. Учитель. Сегодня мы снова отправимся путешествовать в лесное царство. Пойдем в лес тайными волшебными тропинками. Вы сможете туда попасть только тогда, когда отгадаете загадку: * * * С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает — повезло! (Гриб.) — О чем говорится в загадке? (Ответы.) Итак, мы отправляемся в грибное царство. — Что вы знаете о грибах? (Ответы.) —Как вы думаете, грибы – живая или неживая природа? (Живая) — —– Почему? (Потому что грибы растут) — —– А к какому царству живой природы можно отнести грибы? (Растений) —Почему? —А какие части растений нам известны? (корень, стебель с листьями, цветок, плод с семенами) —Есть ли они у грибов? (Нет) —А еще мы знаем, что растения создают нужные для своего роста органические вещества. А грибы так “не умеют”. —Можем ли мы отнести грибы к миру растений или к миру животных? (Нет) —Так что же такое грибы? — —(Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных) —Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки) —Какую роль играет шляпка в жизни гриба? (Важную. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть, имеют название “плодовое тело”.) —А теперь посмотрим на подземную часть гриба. На что она похожа? (Состоит из нитей, как паутина) —Как называется подземная часть гриба? (Грибницей или мицелием) —Как питаются грибы? (Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету [сахар, и крахмал]). —Какую пользу для почвенного слоя они оказывают? (Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. —Какую пользу приносят грибы животным? (Для животных грибы являются пищей). Сегодня на уроке мы узнаем какие из этих грибов съедобные, а какие несъедобные, ядовитые. Как вы понимаете, что значит “съедобные” грибы? (Их можно употреблять в пищу) А несъедобные как называют по-другому? (Ядовитые. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть). Чтобы этого не произошло грибы нужно знать “в лицо”. Послушайте внимательно первую загадку. Отгадав ее, вы узнаете с каким грибом мы с вами вначале познакомимся. Учитель читает 1 загадку: Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, С ножкой крепкою, как пень Под коричневою шапкой.
(Боровик-белый гриб). Белый гриб. <Рисунок 1> Белый гриб – самый ценный из всех грибов. Шляпка у него снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остается белой. На белый гриб очень похож ядовитый желчный, у которого шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде черной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Очень горький гриб. Рисунок 11. 2 загадка: Эти дружные ребята На пеньке растут в лесу, Называют их... (опята) Опенок. <Рисунок 2>. Опенок осенний. Шляпка снизу желтовато-белая с темными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Па опенок очень похож ложноопенок серно-желтый. Только у него шляпка снизу темная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. <Рисунок 12>. 3 загадка. Люблю я в разных шапках быть: То в красный или сероватый, То в желтый, то в зеленоватой Собирай, не мешкай, Это... (сыроежки) Сыроежки <Рисунок 3>. Многих удивляет название “сыроежка”, за что оно дано грибу? Давным-давно, когда люди стали употреблять в пищу грибы, этот суховатый крепкий гриб ели в сыром виде. Существуют около шестидесяти разновидностей сыроежки, буквально всех цветов радуги. Сыроежки бывают желтые, зеленые, красные и другие. По словам врачей, сыроежки часто путают с поганками, которые считают смертельно ядовитым грибами. <Рисунок 13>. Бледная поганка содержит ядовитые токсические вещества, которые не разрушаются даже после длительного кипячения. Первый признак отравления бледный поганкой появляется спустя 20-40 часов. Отравление протекает очень тяжело. Смертельно отравление может вызвать даже один съеденный гриб. 4 загадка: Средь молодых сосенок. В блестящей темной шапочке Растет грибок... (масленок) Маслята. <Рисунок 4>. От утренней росы и, вообще, от сырости, шляпки маслят бывают сплошь покрыты слоем слизи, а молодые маслята “слезятся” во всякую (даже в сухую) погоду. Эта слизь блестит как масло, поэтому гриб и получил свое название. На ножке взрослого масленка остается кольцо от пленки. Этим масленок настоящий отличается от масленка зернистого, моховика зеленого, козляка и несъедобного перечного гриба.
5 загадка: Растут в лесу сестрички Рыжие... (лисички) Лисички <Рисунок 5>. Лисички никогда не бывают червивыми, поэтому могут расти сравнительно долго. Лисички мух и комаров их не портят, оттого-то грибы эти всегда свежие и крепкие. Это единственный вид неломких грибов – их можно носить в мешках, рюкзаках. Народные названия – лисичка желтая, петушок, лисица. Своим цветом лисички обязаны каротину, который в организме человека превращается в витамин А – витамин роста. 6 загадка: Серенькие шапки, Рябенькие ножки, Под березою растут, как их зовут? (Подберезовики) Подберезовик. <Рисунок 6>. Подберезовиком этот гриб называется потому, что растет только там, где рядом есть березы. На ножке есть темно – серые или черно – бурые продольные чешуйки. Самым вкусным считается – черный подберезовик. Подберезовик обыкновенный иногда путают с желчным грибом, у которого розоватый трубчатый слой, сетчатый рисунок на ножке и горькая мякоть. Физминутка. 7 загадка: Пропадает тоска и грусть Коль отыщешь крепкий... (груздь) Груздь. <Рисунок 7>. Слово “груздь” происходит от церковнославянского слово “груздие” или “грудие”, что означает “груда”, “куча”. Грибы так названы потому, что растут семьями, кучами. Если попадаешь на груздевые места, сразу наполняется корзина, от которой идет особенной запах. Дело в том, что эти грибы пахнут даже на расстоянии. Грузди относятся к так называемым млечникам. Они носят такое название, потому что в мякоти имеется едкий на вкус белый млечный сок. Эти грибы всегда растут далеко от жилья, селятся большими семьями, гнездами. Искать их нужно тщательно, так как они растут под слоем опавшей листвы и хвои, поэтому заметить их трудно. 8 загадка: Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту Зовусь я... (подосиновик) Подосиновик. <Рисунок 8>. Подосиновики бывают красные, желто-бурые, а также с бело– серыми шляпками. Молодой подосиновик по-другому называется челыш. Молодой челыш представляет собой белый плотный пенек, на который плотно, как наперсток надета ярко– красная бархатная шарообразная шапочка. Самый маленький гриб может быть величиной с детский мизинчик. Когда гриб становится взрослым и из ярко-красной, бархатной становится желтоватой и гладкой. Это уж в полной мере осиновик, а не челыш. Учитель: У нас осталось еще 2 съедобных гриба, о которых мы с вами поговорим. Это шампиньоны и волнушки. Прослушайте про них информацию. Шампиньон. <Рисунок 9>. Микология – наука о грибах – получила свое название от греческого слова “микос”. Так древние греки называли шампиньон. Шампиньон обыкновенный распространен почти во всем мире. Шампиньоны являются источником многих питательных веществ, необходимых для здоровья человека. Они содержат намного больше белков, чем овощи. Кроме того, шампиньоны богаче многих овощей но содержанию витаминов. У этих грибов сильное сходство с бледной поганкой, от которой они отличаются характерным сильным запахом аниса. И еще, шампиньоны -низкокалорийный продукт питания, они практически не содержат жиров. Волнушка. <Рисунок 10>. Волнушка является украшением березового леса. Отчего же ее зовут волнушка? По ярко – розовому полю шляпки расходятся более бледные круги, как волны по воде от брошенного камня. Впрочем, можно считать, что по бледно-розовому фону расходятся темно-розовые волны. Этот гриб в основном солят или заквашивают, а потом едят со сметаной или используют в качестве закуски. Волнушка розовая относится к основным грибам, заготавливаемы населением на зиму. Учитель: Вот мы с вами рассмотрели все съедобные грибы. А теперь посмотрим на несъедобные грибы. О каком грибе идет речь? Загадка: Хоть и радует он взор, Есть опасно... (мухомор) Учитель: – Ребята! Скажите, пожалуйста, почему этот гриб получил такое название? (Летом жители деревень, чтобы избавиться от мух, клали шляпки этих грибов в подслащенное молоко. Насекомые, отведавшие приманку, очень скоро впадали в оцепенение). <Рисунок 14>. Дополнительная информация о несъедобных грибах.
Волоконница земляная. <Рисунок 15>. Опасный ядовитый гриб. Является причиной смертельных отравлений. Растет в лиственных, хвойных лесах и среди кустарников в июле-августе. Ложнодождевик обыкновенный. <Рисунок 16>. Гриб несъедобен из-за неприятного вкуса и запаха. Разрастаясь до крупных размеров, ложнодождевик начинает удивительным образом напоминать обычную картошку, разбросанную на газоне. Чешуйница гребенчатая. <Рисунок 17>. Растет в хвойных лесах, на лугах, пастбищах, огородах. Поверхности гриба покрыты коричневато-красноватыми чешуйками. Гриб несъедобен и, возможно, ядовит.
Мухомор пантерный. <Рисунок 18>. Растет в хвойных и лиственных лесах. Сильно ядовитый гриб, который является причиной тяжелых отравлений. Паутинник оранжево-красный. <Рисунок 19>. Растет на почве в лиственных лесах. Это смертельно ядовитый гриб. Опасен тем, что признаки отравления появляются после длительного скрытого периода от 3 до 14 дней. Свинушка толстая. <Рисунок 20>. Шляпка у этого гриба толстая, мясистая, крупная, размером до 20 см. Длительное время свинушки считали условно съедобными грибами. Но после нескольких случаев отравлений свинушкой, приведших к смертельному исходу, зарубежные ученые обнаружили в ней яд – мускарин, не разрушающийся в процессе отравления. Поэтому в настоящее время свинушка толстая считается несъедобным грибом. III. Закрепление. (В центре классной доски закреплен рисунок с изображением корзины, в которой находятся грибы) Учитель: – А теперь вернемся к корзине с грибами и определим, какие же здесь грибы съедобные или ядовитые? (Учащиеся по одному достают грибы из корзины и вывешивают их на доске, определяя при этом их пригодность как пищу, т.е. съедобные или несъедобные). IV. Правила сбора грибов. Рассказ учителя. (Грибное царство огромно, но грибные богатства наших лесов не безграничны. Для иного грибника набрать побольше грибов главная цель похода в лес, к которой он стремится любой ценой. Знают грибники поговорки, чтобы лучше попадались грибы: “Кто пораньше встает, тот и грибы себе наберет, а сонливым и ленивым дается лишь крапива”, “Не ходи в лес с ведром – не губи лесное добро. Клади их в лукошко – пускай подышат немножко”) А это что за объявление: Варите, солите и жарьте грибы, Только грибницу не трогайте вы! Она словно нить глубоко под землей, Испортишь ее, не будет другой. Как же надо собирать грибы? Рассказывает ученик. (Собирать грибы в лесу нужно умело. – Нужно собирать только те грибы, которые хорошо знаешь. - Нельзя обламывать плодовые тела грибов и срезать ножиком, так как остающиеся пеньки загнивают, грибница разрушается. Лучше всего гриб осторожно выкрутить из грибницы. Образовавшуюся ямку присыпать листьями или хвоей. Нельзя собирать старые и червивые грибы в них может быть яд. - Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия. – Нельзя просто так срывать грибы, так как ими питаются многие животные). Учитель: Ребята! Если все – таки произошло отравление, что необходимо сделать? (Вызвать скорую помощь. Нужно пить много жидкости, чтобы удалить яд из организма, а также желательно вызвать рвоту, т.е. промыть желудок.) V. Итог урока. Выводы. Учитель: Сегодня мы много говорили о грибах, учились отличать съедобные грибы от несъедобных. Когда вы вырастите, станете взрослыми и начнете самостоятельно собирать грибы, сначала убедитесь, какой это гриб: съедобный или несъедобный. Если сомневаетесь, то лучше его оставьте. Ведь недаром говорят: “Береженого Бог бережет”. Я хочу пожелать вам, чтобы поход за грибами для вас был всегда радостной встречей с лесом, с природой и чтобы на вашем столе были только съедобные грибы. VI.Домашнее задание.
Урок № 12
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.013 с.) |