Знакомство с темой и задачами урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с темой и задачами урока.



Учитель. Животный мир очень разнообразен. Сегодня мы начинаем знакомство с насекомыми. Узнаем, кто такие насекомые, почему они так называются, чем отличаются от других животных.

— Почему они так называются? (На брюшке очень хорошо заметны насечки, полоски. С этим связано название — «насекомые». У всех на­секомых есть б ног, голова, грудь и брюшко).

Игра «Знаешь ли ты насекомое».

Правила игры: ученик становится в конец класса и идет по направ­лению к доске. На каждый шаг называет насекомое. Побеждает тот, кто назовет больше насекомых на своем пути.

Учитель. На земном шаре насчитывается свыше 1 млн видов насе­комых. По количеству они превосходят всех остальных животных вме­сте взятых в 4 раза. Размеры насекомых от гигантских до микроскопи­ческих. Многие тайны их жизни до сих пор остаются нераскрытыми.

Рубрика «Это интересно».

Насекомые различают цвета, форму предмета, но лучше видят движущиеся предметы, чем неподвижные. У насекомых доказано су­ществование слуха, у них хорошо развиты органы обоняния и вкуса. Некоторые насекомые едят самих себя. Например, саранча нечувстви­тельна к физической боли. Она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты показали, что на такой шаг саранчу толкает не чувство голода, а просто собственное тело кажется доста­точно вкусной пищей.

Физкультминутка. (Движения выполняются согласно тексту.)

Все присели, дружно встали,

Потянулись — выше стали.

На соседа посмотрели

И за парту дружно сели.

Игра «Оживи картинку».

Правила игры. Дети имитируют звуки животных. Сначала произно­сят по очереди (по рядам), а затем все вместе. Получается «ожившая» картинка.

Учитель. Где можно увидеть насекомых? (Ответы.) Представьте, что мы на полянке возле леса.

1 ряд: пчелки — ж-ж-ж; комарики — з-з-з.

2ряд: листики — ш-ш-ш.

3ряд: кукушка — ку-ку; маленькие птички — фью-фью.

Отгадывание загадок.

Готовит лакомство Сок из цветков она берет

Хотя не повариха. в сотах копит сладкий мед.

Иголку носит при себе, (Пчела.)

А не портниха.

(Пчела.)

Учитель. Вы, конечно, встречали в природе пчел. Чем они запомни­лись? (Ответы.)

У пчелы различают три части тела: голову, грудь, брюшко. Тело гу­сто покрыто волосками.

— Какого цвета тело пчелы? (Ответы.)

Рассказ учителя.

На теле пчелы хорошо заметны черные и золотистые полоски. Голова немного вытянута, заканчивается трубочкой с язычком. Язы­чок покрыт густыми волосками. Таким язычком удобно лакать воду и цветочный нектар. Через трубочку нектар попадает в зобик, в кото­ром превращается в мед. По бокам головы — сложные глаза, состоя­щие из множества простых глазков. Есть на голове пара усиков — это органы обоняния и осязания.

На задних лапках у пчелы есть приспособления для сбора и пере­носа пыльцы — корзиночки. На брюшке — жало.

Хозяйка пчелиной семьи — матка. Она откладывает яйца, из которых развиваются личинки — дети, которых очень много. Кормить и заботить­ся о них нужно рабочим пчелам. В больших ульях работает до 80 тыс. пчел. Они собирают нектар, чистят улей, кормят личинок, строят и ре­монтируют восковые соты.

За один день одна рабочая пчела посещает не менее 7 200 цветков, а семья — не менее 360 млн цветов.

В одну секунду — 435 взмахов крыльями, если летит за добычей и 326 взмахов, когда летит обратно. Кроме того, интерес представля­ют «танцы пчел».

Рубрика «Это интересно».

Для сбора одного килограмма меда нужно налетать около 300 тыс. километров и посетить 19 млн цветков. В зобике умещается 65 мл меда.

V. Работа с учебным пособием (с. 75, 76). Чтение детьми рассказа. Ответы на вопросы.

Учитель. Прочитайте стихотворение. Кто в нем главный герой? — Что вы знаете о муравьях? (Ответы.)

Зарядка для глаз.

Чтение текста детьми самостоятельно; ответы на вопросы (с. 76, 77). Дополнительный материал.

Муравьев можно встретить везде. Описано около 15 тыс. видов. Одни из них строят муравейники из хвои, другие роют целые подзем­ные города, некоторые селятся в стволах деревьев, делают гнезда из своеобразного «картона» — тщательно пережеванной и обработанной древесной коры.

Муравьи — общественные насекомые, живут семьями. Каждая се­мья состоит из одной-двух самок, или цариц, и многочисленных бес­плодных рабочих. Самка откладывает яйца, а рабочие муравьи ухажи­вают за ними, прогревают, выкармливают, а когда они окуклятся, помо­гают выбраться из кокона молодым муравьям.

Каждый муравейник имеет свою территорию. Когда много корма, везде царит мир. Но если его мало, тогда идут настоящие войны, порой до полного истребления одной из воюющих сторон.

У муравьев есть специальные вещества — феромоны. Они отлича­ются друг от друга по составу и выделяются в определенных случаях. Например, учуяв феромон тревоги, муравьи выскакивают из своего жи­лища и готовятся к обороне. Чем больше выделяется этого вещества, тем агрессивнее муравьи. Но когда его становится слишком много, это воспринимается как сигнал: «Спасайся, кто может! Врага не одолеть!». Тогда муравьи хватают свои личинки (куколки) и бросаются врассыпную.

Муравьи — отличные строители. На постройку одного муравейника идет 4—5 млн хвоинок.

У муравьев есть свои коровы — тли. Они щекочут тлей своими уси­ками, и те выделяют сладкую жидкость, которая нравится муравьям. (Фефшюва, Е. П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс / Е. П. Фефилова, Е. Л. Поторочина. М., 2004.)

Рубрика «Для любознательных» (с. 78).

VI. Закрепление материала.

Учитель. Чем насекомые отличаются от других животных?

— Какую пользу приносят пчелы? Муравьи? (Ответы.) Составьте цепь питания с участием муравьев. (Растения —> гусени­ца —► муравьи —» муравьед.)

— Что произойдет, если нарушится какое-нибудь звено в цепи питания? Зачем (как) охранять пчел, муравьев? (Ответы.)

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока. Учитель. Понравился ли вам урок?

Что вам особенно понравилось

Кому мы можем сказать спасибо.

Домашнее задание:

Стр. 75 – 77.

 

 

Урок № 21

Тема: Насекомые (бабочки)

Цели:

создать условия для формирования у учащихся конкретных представлений о бабочках;

закрепить и расширить знания о насекомых, их значении в природе и для человека необходимости бережного отношения к цветным бочкам;

развивать умения распознавать природные объекты, устанавливать взаимосвязи между растениями и животными.

Ход урока

I. Оргмомент.

Ну-ка, детки, встаньте дружно.

И проверь скорей, дружок.

Ты готов начать урок?

II. Проверка домашнего задания.

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Учитель. Чем насекомые отличаются от остальных животных?

— Какое значение имеют насекомые в природе?

— Что вы узнали о пчелах?

— Кто такие муравьи? Что вы знаете о них? (Ответы.)

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

III. Изучение нового материала. Знакомство с темой и задачами урока.

Учитель. Сегодня мыпознакомимся с бабочками. Узнаем, какой вред и какую пользу приносят нам эти насекомые. Будем учиться слу­шать и слышать, рассуждать, делать выводы.

— Что вы знаете о бабочках? (Ответы.)

Всего в мире известно 140 тыс. видов бабочек. Это невероятно мно­го. У нас в стране живет самая большая бабочка — павлиний глаз. Раз­мах ее крыльев — 15 см.

Бабочка — это символ красоты. Люди придумали о них много сказок и легенд, в одной из которых говорится, что бабочки — это ожившие цветы, которые оторвались от стебелька. А было это так.

Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки и о чудо! – цветок оторвался от стебелька и полетел. Так по древнегреческой легенде появились на Земле бабочки. За внешнюю красоту им дали и красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, пав­линий глаз и т. д.

Раньше всех, весной, появляется ярко-желтая лимонница. Она живет дольше всех бабочек — 10 месяцев: рождается летом, зимует, весной от­ложит яйца и умирает. Из яиц появляются гусеницы, которые затем пре­вращаются в куколок, а из куколок вновь появляются красивые бабочки.

Учитель. Рассмотрите рисунок (с. 79). Расскажите о развитии бабочек.

Питаются бабочки нектаром цветов, а есть и такие, которые вообще не едят.

* * *

Белыми крыльями

Машет капустница,

Только поднимется —

Сразу опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мед или чай

В этой беленькой чашке?

(Г. Глушнев.)

Зарядка для глаз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.022 с.)