Использование художественной природоведческой литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование художественной природоведческой литературы



Значение детской природоведческой книги. Чтение художе­ственного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматривать­ся в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биоло­гами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материа­листического миропонимания. Так, Н. М. Павлова — ученый-рас­тениевод — в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг — «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает слож­нейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков — топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе зало­жены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку проис­ ходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испы­тывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружа­ющего, этому помогают образный язык произведений и иллю­страции художников.

Методика использования природоведческой книги. К выбо­ру книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микито- ва, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг — сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Младшие группы. Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед нача­лом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстра­тивно-наглядный материал: иллюстрации — диапозитивы или игрушки, картину и т. д. (Малышам лучше не читать произ­ведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.) Воспи­татель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомен­дуется неоднократное повторение чтения художественного про­изведения.

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь ма­лыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспита­тель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, — обращается воспитатель к ребятам после на­блюдения за одуванчиками. — Послушайте, что однажды увидел писатель М.Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впе­чатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

Чтение художественного произведения может предшество­вать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.

Чтение художественной литературы может сопровождать на­блюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Чтение природоведческой книги используется и как самосто­ятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художе­ственное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3—4 раза), большое — вначале целиком, а затем — лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

Интересным и ценным приемом в методике чтения художе­ственных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Сравните книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н.Павловой «Разными глазами». Н.Пав­лова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интерес­ной, неизвестной для них стороны.

Описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Вопросы и задания. 1. В чем значение чтения природо­ведческой книги для дошкольников? 2. Как организовать чтение книг о природе в разных возрастных группах? 3. Составьте список книг о природе для дополнительно­го чтения в разных возрастных группах.- 4. Составьте кон­спект занятия — «Чтение книги о природе».

Беседа о природе

 

Беседа используется воспитателями с разными дидактичес­кими целями:

- для возбуждения интереса к предстоящей деятельнос­ти (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма и т.д.);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

В каждой беседе решается задача развития речи детей.

В зависимости от дидактических целей, беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные (или пред­варительные), эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Рассмотрим пример установочной беседы.

 

Беседа перед чтением книги С. Маршака «Усатый-полосатый»

В средней группе

«Дети, отгадайте, кого мне вчера подарили. Усатый, полосатый, маленькие лапки, а в лапках — цап-царапки. А у вас дома есть кошка или котенок? Какие они? (Воспитатель побуждает детей рассказать о внешнем виде, повадках кошки, выражает свое отношение к рассказам детей.) Посмотрите, какую интересную книгу я нашла в шкафу. Тоже про котенка. И называется она так забавно: «Усатый-полосатый». Нацисал эту книжку писатель Самуил Яковлевич Маршак. Наверное, у него был такой же озорной котенок. Послушайте, что он рассказал нам про своего котенка».

В процессе такой установочной беседы воспитатель вызы­вает у детей интерес к предстоящему чтению, состояние ожидания.

Эвристическая беседа предполагает установление при­чин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, получен­ных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоя­тельное решение детьми познавательных задач, развитие речи- доказательства.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении. Приведем пример (запись беседы).

Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нерас­пустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать:

Витя: Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревья­ми, в тени.

Воспитатель: Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добива­ется более точного ответа.)

Витя: Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.

Костя: Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.

Нина: Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.

Витя: А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.

Костя: А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!

Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуж­дения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руко­водстве эвристической беседой является обеспечение самостоя­тельности детей в формулировании выводов и точности выска­зываний.

Итоговая беседа используется для обобщения и сис­тематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со сред­ней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, уг­лублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями при­роды. При этом обобщение и систематизация знаний в зави­симости от возрастных возможностей детей, от запаса имею­щихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей (например, в средней группе на основе объединения растений по месту обитания можно провести беседу «Что где растет»), так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой (например, беседы со старшими дошкольниками о жи­вотных, растениях, сезонных изменениях в жизни растений и животных).

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти пред­ставления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой бе­седе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подби­рать много. Цель его использования — оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг кото­рых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания связей требуется осо­бый вид наглядного материала — различные модели, в кото­рых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особен­ностей, общих признаков, связей и отношений.

Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несу­щественные для данной беседы моменты. Для этого воспитатель тщательно продумывает ее план. Он выделяет основные части беседы, обдумывает, какие задачи можно решить и какие при­емы помогут это сделать наиболее успешно.

Например, организуя беседу о птицах с детьми старшей группы, воспитатель может наметить следующий план:

1. Рассмотреть картины с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, снегирь, синица, волнистый попугай и т. д.) и воспроизвести знания о внешнем виде, месте и среде обитания, приспособлении к жизни на земле и в воздухе.

2. Выявить значение передвижения птиц по воздуху (установить связь между передвижением птиц, поиском пищи и защитой от врагов).

3. Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма зимой и приспособ­лением).

4. Сформировать понятие «птицы» (выделить общие для класса птиц признаки: живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи ног; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу).

В ходе такой беседы задаются различные вопросы — репро­дуктивные и поисковые. Используется сравнение по признакам различия и сходства. Можно опираться на опыт детей.

Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в форми­ровании выводов, к доказательству своих суждений, к пережи­ванию событий.

Вопросы и задания. 1. Какова роль беседы в экологичес­ком воспитании? 2. Какие виды бесед с детьми о природе вы знаете? 3. Расскажите о методике проведения итоговой беседы. 4. Составьте конспекты итоговых бесед о природе для детей разных возрастных групп.

 

ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ

§ 10. Значение труда в природе и требования

К его организации

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отно­шение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятель­ности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллек­тиве дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспи­татель учит детей ориентироваться на свойства объектов приро­ды для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потреб­ностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвое­ние этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребнос­ти, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдатель­ности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные уме­ния: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по вре­мени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физичес­кого развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, ус­тойчивого интереса к труду.

Педагогические требования к организации труда в природе. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образо­вательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организа­ция разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращива­ние растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызы­вает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состо­янием растений, формирует навыки пересадки растений (выка­пывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т.д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образова­ния семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна системати­чески усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюда­тельность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутом­ления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда за­висит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошколь­ном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрям­ленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивает­ся. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить ма­лыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтроли­ровать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формиро­вать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию от­ветственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в природе дает возможность фор­мировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения при­нимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть органи­зован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное зада­ние; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в уголке природы проти­рает листья у растений, в результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

Дежурства являются одной из наиболее распространен­ных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются обще­ственные мотивы труда и т. д.

Содержание труда и методика руководства им в младших группах. Малыши помогают воспитателю ухаживать за живот­ными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Это учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подго­товленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), полива­ют посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.

Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые вклю­чают 1—2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необхо­димо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом. Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспиты­вается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одно­временно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражатель­ностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю так легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновремен­ным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным раз­витием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда по­ложительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.051 с.)