Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несложные опыты, знакомящие детей с природой

Поиск

 

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно — в теплое место, другое — в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.

Значение опытов. Опыты способствуют формированию у де­тей познавательного интереса к природе, развивают наблюда­тельность, мыслительную деятельность. В каждом опыте рас­крывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойст­вах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.

Методика проведения опыта. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участ­никами (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое — в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоя­тельным выводам и суждениям.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.

Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

 

Пример организации опыта

 

Цель. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Ход опыта. Воспитатель ставит перед детьми задачу: где лучше будет расти овес — в темном или светлом месте? Обсудив с детьми выдвинутые предположения, он предлагает проверить их и организует опыт. Два ящика с проросшим овсом помещают в разные по освещен­ности условия: один — в темное место, другой — на освещенный солнцем подоконник. Вместе с детьми воспитатель устанавливает, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, коли­чество воды для полива) одинаковы, кроме одного — степени освещен­ности. Педагог проводит длительное наблюдение за изменениями вида растений. Наиболее яркие изменения в ходе опыта дети зарисовывают.

Когда изменения становятся явными, воспитатель предлагает детям сравнить растения и сделать выводы. Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещают в светлое. Происходящие изменения вновь отмечают и обсуждают.

Фиксация опыта. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в днев­нике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.

Опыты с предметами неживой природы.

Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды

 

Цель опыта Содержание опыта
  1. Подвести детей к понима­нию связи между температу­рой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах)   Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды
2. Подвести детей к понима­нию связи между температу­рой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед пре­вращаются в воду в теплом помещении)   Принести снег и лед в помеще­ние. Наблюдать за таянием снега и льда
3. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого ис­точника тепла Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке
4. Подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить, почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким
5. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влаж­ности, а влажность — от температуры воздуха) В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким
6. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутыл­ке, лежавшей на снегу, покры­лась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба
7. Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины Подготовить две банки: одну — с песком, другую — с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину
8. Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка

Опыты с растениями.

Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений

 

Цель опыта Содержание опыта
1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена — сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой
2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету
3. Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать
4. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно — в теплое место, другое — в холодное
5. Подвести детей к выводу о зависимости развития расте­ний от солнечного освещения Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянках
6. Доказать разную потребность растений во влаге Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку
7. Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений На части грядки не пропалывать и не прореживать растения

Опыты с животными. Выявление действия органов чувств животных

 

Цель опыта Содержание опыта
1. Определить, хорошее ли обоняние у кошки Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами
2. Выяснить, хорошо ли слышит кошка Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола
3. Выяснить, какой корм любит животное Разложить перед животным различные виды корма

Вопросы и задания. 1. Что такое опыт? Каково значение опытов для развития детей? 2. Какие требования предъ­являются к организации опыта? 3. Расскажите о содер­жании опытов с предметами неживой и живой природы. 4. Как можно фиксировать результаты опыта? 5. Прове­дите любой опыт и зафиксируйте его результаты в днев­нике наблюдений или на модели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.009 с.)