К содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье



ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Воспитателя семейного детского сада

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основе Устава МДОУ …………….№ ……….., Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, квалификационных характеристик и требований по должности, в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

 

1. Общие положения

1.1. Воспитатель является сотрудником семейного детского сада, организующим жизнедеятельность детей и осуществляющим воспитательно-образовательный процесс.

1.2. Воспитатель семейного детского сада назначается на должность и увольняется с нее приказом заведующего детским садом.

1.3. Воспитатель семейного детского сада назначается из числа лиц, имеющих необходимую профессиональную подготовку и прошедших медицинское обследование.

1.4. Воспитатель семейного детского сада должен знать и в своей работе руководствоваться и применять:

- Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; Устав детского сада, правила внутреннего распорядка, приказы и распоряжения заведующей и иные локальные акты детского сада;

- возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену;

- основы доврачебной медицинской помощи;

- теорию и методику воспитательной работы;

- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

- новейшие достижения педагогической науки;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

1.5. Воспитатель семейного детского сада подчиняется непосредственно заведующему детским садом и заместителю заведующей по воспитательной и методической работе (старшему воспитателю).

 

2. Основные задачи и обязанности:

2.1. Основными задачами воспитателя семейного детского сада являются:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей;

- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.

2.2. Воспитатель имеет обязанности:

2.2.1. Организует и осуществляет воспитательно-образовательный процесс в соответствии с утвержденными программами воспитания и обучения детей в детском саду, обеспечивает посещение воспитанниками занятий и других мероприятий, проводимых согласно утвержденной программе другими педагогическими и медицинскими работниками детского сада.

2.2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, его склонностей, интересов.

2.2.3. Устанавливает личностный контакт с детьми, создает благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, в которой осуществляется обучение и воспитание детей. Эмоционально-психологическая готовность к совместной деятельности с ребенком является базовым и непременным условием работы воспитателя.

2.2.4. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения.

2.2.5. Ведет табель учета посещаемости детей группы; ежемесячно (в конце месяца) представляет его старшей медсестре.

2.2.6. Принимает активное участие на музыкальных и физкультурных занятиях, совместно с музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные мероприятия.

2.2.7. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей.

2.2.8. Организует выполнение детьми режима дня.

2.2.9. Обеспечивает соблюдение прав и свобод, охрану жизни и здоровья дошкольников в период воспитательного процесса.

2.2.10. Обеспечивает при проведении всех мероприятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.2.11. В профессиональной и внеслужебной деятельности руководствуется общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, проявляет терпение, вежливость, тактичность, доброжелательное отношение и уважение к участникам образовательного процесса и другим лицам, примером собственного поведения способствует формированию общей культуры личности детей.

2.2.12. Обеспечивает светский характер образования, не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

2.2.13. Работает по графику (расписанию), утвержденному заведующей детского сада.

2.2.14. Предоставляет возможность администрации и/или назначенным ей лицам присутствовать на своих занятиях и любых мероприятиях, проводимых с воспитанниками при условии предварительного уведомления не позднее, чем накануне.

2.2.15. Планирует свой рабочий день, определяет цели и задачи занятий, а также методы, приемы и формы их достижения (наличие и оформление календарного плана).

2.2.16. Организует питание в семейном детском саду.

2.2.17. Содержит в образцовом порядке (регулярно заполняет, ведет) и по первому требованию представляет руководству документацию группы:

- план воспитательно-образовательной работы;

- тетрадь учета инвентаря и игрушек;

- табель посещаемости;

- диагностические карты педагогического обследования.

2.2.18. Участвует в деятельности методических объединений, педсоветов и других формах методической работы дошкольного образовательного учреждения.

2.2.19. Планирует и организует:

- изучение индивидуальных особенностей детей и динамики их развития, выявление специфики, определение состояния и перспектив развития;

- воспитательный процесс на занятиях с детьми;

- индивидуальную работу с детьми;

- установление связей семьи и детского сада.

2.2.20. Проходит периодическое медицинское обследование.

2.2.21. Контролирует:

- безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и нагляд­ных средств.

2.2.22.Обеспечивает:

- своевременное составление установленной отчет­ной документации и ее представление непосредственным руководителям;

- сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения, а также любого другого помещения в котором воспитатель проводит какие либо мероприятия с детьми;

- незамедлительное информирование заведующей детского сада о невозможности выхода на работу с объяснением причин;

- исполнение законных распоряжений и требований руководства.

2.2.23. В случае возникновения препятствий для надлежащего исполнения должностных обязанностей, незамедлительно докладывает об этом руководителю с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению, и мер, предпринятых для их устранения.

 

Права

Воспитатель имеет права:

3.1. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников в рамках государственных стандартов.

3.2. Принимать участие в разработке основной образовательной программы ДОУ, в принятии решений Педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления дошкольного образовательного учреждения.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководителя предложения по улучшению деятельности детского сада и совершенствованию форм и методов организации труда; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности детского сада недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства у сотрудников детского сада и родителей детей, посещающих семейный детский сад, информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

Ответственность

Воспитатель несет ответственность:

4.1. За жизнь и здоровье детей во время воспитательно-образовательного процесса.

4.2. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.3. За совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

С должностной инструкцией ознакомлен(а):

 

 

«___»_________20___ г. _______________ ______________________

(подпись) Ф.И.О.

 

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР

МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

УЧРЕЖДЕНИЕМ И РОДИТЕЛЕМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ)

Примерное оснащение методического кабинета

1. Нормативно-правовая документация по СДС.

2. Примерная Документация по планированию воспитательно-образовательной работы с детьми.

2.1. Расписание занятий в СДС;

2.2. Режим дня в СДС;

2.3. План мероприятий для педагога СДС (формы работы с воспитателем СДС) – предоставляется маме заранее;

2.4. План мероприятий для детей СДС;

2.5. Тетрадь фиксирования форм методической работы с педагогом СДС (целесообразно завести отдельно);

Примерная тетрадь

 

Дата Ф.И.О. Форма методической работы, тема Выдача материала подпись
         

 

2.6. Перспективный план воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе СДС на месяц (составляется с учетом результатов педагогической диагностики детей, увлечений мамы, наличия образовательных и игровых пособий в СДС, отчета о выполнении плана на месяц и т.д.) – составляется старшим воспитателем в присутствии и с участием педагога СДС.

2.7. Отчет о выполнении перспективного плана (пишется педагогом СДС в свободной упрощенной форме).

Особенность документации педагога СДС – упрощенность.

3. Рекомендации для педагога СДС по проведению занятий, по организации предметно-развивающей среды, организации досуга детей, прогулки и т.п. (готовятся всеми специалистами ДОУ)

ü Памятки (советы психолога),

ü Советы логопеда,

ü Советы медицинской сестры (по закаливанию),

ü Советы инструктора по физической культуре (подвижные игры на прогулке, комплексы утренней гимнастики, спортивные игры),

ü Памятки (речевые игры, развивающие игры и т.п.).

4. Библиотека педагогической литературы для воспитателя СДС.

5. Библиотека детской литературы.

6. Практический материал для воспитателя СДС (игровые, учебные пособия и т.п.).

7. Аудиотека, видеотека.

СДС, новая форма создана для поддержки многодетной семьи, с целью предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, а не с целью превращения в одночасье многодетной мамы в квалифицированного педагога. Это необходимо учитывать при сотрудничестве.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье

1.Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возрас­та, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее - игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей.

2.Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасны­ми для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпид­надзора России.

2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:

- сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;

- санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России.

2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.

2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).

3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:

3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.

3.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.

3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

3.4.Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

3.5.Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:

- полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);

- дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);

- эстетическая направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);

- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.

5.1.Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.

5.2.Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

5.3.В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

5.4.Игрушки и материалы, размешенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.

5.5.В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятель­ности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:

а) сюжетные игры и игрушки:

- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);

- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);

- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);

б) игры с правилами:

- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. - на физическую компетенцию;

- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. - на умственную ком­петенцию;

- настольные игры типа «гусек» и «лото» — на удачу (шансовые).

5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.

К ним относятся:

- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головолом­ки и др.;

- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к клас­сификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);

- материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безо­пасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойства­ми материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.).

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс — для развития быстроты двигательных реакций;

- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. - для разви­тия координации и ловкости;

- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата паль­цами ног) - для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;

- эспандеры, гимнастическая палка и др. - для формирования правильной осанки ребенка. При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов)

необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

6.При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хране­ния дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, па­лочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми - например, шнур можно использовать для «заправки» автотранспорта, шишки и камешки - для игры в «Магазин» и т.д.).

7.Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, кото­рые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимо­сти вновь вноситься в игровую зону.

8.Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

9.Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.

Методические рекомендации

«КАК ОБОРУДОВАТЬ СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД»

Педагоги, организуя семейный детский сад, должны так продумать оформление интерьера помещения (групповая комната или 3-4-комнатная квартира), чтобы с наибольшей вероятностью приблизить его к домашней обстановке. В результате пребывания ребенка в естественной уютной обстановке, у него возникает и закрепляется положительный эмоциональный тонус, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире ребенка с первых дней его пребывания в семейном детском саду знакомят с пространством помещений, поддерживают общение с детьми особенно старших с малышами. Для этого создается специальная предметная среда.

Предметно-развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и нормам:

– дизайн может быть разнообразным в зависимости от условий и возможностей учреждения;

– мебель, предметно-игровая и развивающая среда должна соответствовать психофизиологическим особенностям детей данного возраста;

– оформление – приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика);

– предметно-игровая среда - разнообразная, многофункциональная и вариативная.

Игровое пространство должно соответствовать потребностям детей в социальном развитии:

– необходимо определить предметную сферу не только для сюжетно-ролевых игр, но и для театрализованных, конструирования, художественного творчества и т.д.;

– предметно-развивающая среда должна быть обеспечена по возможности максимально разнообразными учебными и дидактическими пособиями.

Игрушки и пособия для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет)

Правильный подбор игрушек для детей раннего возраста очень важен, так как ребенок проходит большой путь в психическом и физическом развитии, овладевает речью, осваивает сенсорные эталоны, элементарные умственные действия, начинает познавать мир. Нужно иметь в виду, что игрушки, приобретенные для более младших детей, могут быть использованы и старшими. Игрушки для более старших детей притягательны для малышей, но не всегда годны к использованию детьми раннего возраста. Большое количество игрушек в магазинах позволит приобрести игрушки конкретной тематики, сопоставимые с названиями, которые мы приводим в перечне. По количеству игрушки приобретаются с учетом состава детей в группе, но не менее 2-3 игр/игрушек одного наименования на группу. Необходимо учитывать при комплектовании фонда игрушек содержание программы развития детей и рекомендации.

Для развития познавательно-практической и предметной деятельности необходимы игрушки и дидактические пособия, позволяющие развивать у детей сенсорные способности:

– дидактические предметно-тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки, вкладыши разной формы и т.д.;

– дидактические игры: лото, домино, мозаика, кубики с разрезными картинками;

– напольные дидактические игрушки: черепаха, краб и т.д.;

– развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики рук, различные мозаики;

– игровые пособия, развивающие моторику, сенсорику, речевые и мыслительные способности детей в игровой деятельности;

– разнообразные строительные материалы (деревянные, пластмассовые, мелкого, среднего, крупного размера), развивающие у детей чувство пространства.

Игрушки и оборудование могут быть разной степени готовности, из разных материалов (материя, пластик, резина, дерево), разной величины, разного назначения и с разными свойствами (заводные, с подвижными деталями, электрифицированные).

Для познания ребенком самого себя используйте зеркало, подбирайте фотографии, купите ростомер (на основе осознания собственного тела у ребенка развивается ориентация в пространстве). Условием для познавательно-практической деятельности может быть место для исследования природного материала (песок, вода, глина, камешки, шишки, различных видов бумага). В наличии должны быть заводные и обычные природно-предметно-тематические игрушки: зайки, уточки и т.д. из различных материалов (животные, куклы), размера, профессии.

При подборе игрушек стремитесь к тому, чтобы они соответствовали возможностям ребенка в этот период:

– транспортные тематические игрушки (грузовые, легковые, автобусы, самолеты, теплоходы, лодки);

– наборы крупногабаритной, соразмерной росту ребенка комнатной и кухонной мебели, бытовые приборы, наборы посуды, предметы домашнего обихода;

– «Уголки нарядов» (с юбками, накидками, костюмами, бусы, шляпки, веночки и т.д.);

– театральный уголок (с перчаточным и пальчиковым театром), шапочки-маски, фланелеграф, магнитная доска, настольный театр игрушек, плоскостных фигур;

– формированию предметных и простейших трудовых действий у малышей способствуют предметы-орудия (молоток, лопатка, совок, сачок и т.д.);

– должно быть создано пространство, где дети удовлетворяют свою потребность в движениях (лазании, катании, бросании: каталки, качалки, мячи);

– игрушки-забавы и развлечения, народные игрушки (дергунчики, петушки, шарманки, неваляшки (со звуковыми и цветовыми эффектами).

Игрушки и пособия для детей младшего дошкольного возраста

(от 3 до5 лет)

Дети младшего дошкольного возраста переходят от отобразительных игр к режиссерским и сюжетно-ролевым.

Все игрушки должны располагаться в поле зрения и восприятия детей.

В наличии должны быть для сюжетно-ролевых игр:

– предметы многофункционального назначения: ширмы, модули;

– игровая атрибутика (градусники, штурвал, якорь);

– обозначающие внешний знак роли (шапочки, халаты и т.д.);

– предметы-заместители;

– элементы оформления (картинки на съемных панно);

– емкости, в которых хранят предметы для игр;

– абстрактные игрушки, природно-предметно-тематические игрушки (зайки, куклы и т.д.), которых удобно кормить, лечить;

– машины, коляски для катания и перевоза игрушек; располагаться они должны рядом с игровым оборудованием на открытых доступных полках;

– крупный и средний строительный материал, мягкие модули (его можно расположить на стеллажах, в шкафу, на полу);

– мелкие игрушки для обыгрывания (куклы, фигурки зверей, машинки, домики и т.д.);

– для развития режиссерских игр – различные фигурки (люди и животные, техника, растения), которыми руководит ребенок. Лучше, если это небольшие игрушки и фигурки, обладающие в определенной степени внешним сходством с детьми, животными (они побуждают максимально отражать в игровых ситуациях реальные взаимоотношения детей и взрослых);

– дидактические игры и игрушки: на открытых полках рядом со столом надо расположить настольные игры, развивающие у детей умения сравнивать предмет по различным признакам (форма, цвет, назначение и т.д.); группировать предметы на основе общих признаков (посуда, обувь); составлять целое из 6-8 частей; лото, мозаика геометрическая; составлять план-схему: «Волшебные картинки», «Придумай сам» и т.д.; игрушки-забавы (имитирующие движение); народные игрушки.

Для театрализованных игр:

настольные театры из различных материалов:

- стендовые: театр картинок, фланелеграф, теневой театр, ширма;

– ручной театр: бибабо, куклы-перчатки, пальчиковый, варежки;

– разнообразные полумаски, образные головные уборы, элементы костюмов;

– музыкальные инструменты (барабан, металлофон, трещотки, цимбалы);

– музыкальные игрушки (колокольчики, бубен, рояль, гармонь).

Для развития познавательно-практической деятельности используются:

– природный материал: песок, вода, камешки, ракушки, шишки, каштаны и т.д.;

– мелкие резиновые, пластмассовые и деревянные игрушки (рыбки, лодочки);

– измерительные приборы (лупа, весы, условные мерки);

– игрушки-орудия для элементарной трудовой деятельности (лопатки, грабли, молоток, клещи, плоскогубцы и т.д.);

– кухонная утварь, предметы труда для совместной деятельности детей и взрослых.

Для самостоятельной двигательной деятельности:

– настольные игрушки («рыбаки»);

– мячи, качели, каталки, обручи, кольцеброс;

– крупные каталки и двигатели;

– вспомогательные атрибуты: шапочки, султанчики.

Необходимо помнить, что предметно-игровая среда группы детей от 3 до 5 лет должна быть представлена игровым полем, обеспечивающим детям возможность последовательно разворачивать и усложнять сюжет игры. Игровой материал располагается в возможной логике его использования в сюжете:

– игровое оборудование;

– игрушки (предметно-природно-тематические, дидактические, спортивные, забавы и т.д.).

При организации предметно-игровой среды необходимо создать условия:

– для проведения различных видов игр, организуемых взрослыми;

– для самостоятельных детских игр;

– для игр индивидуальных и совместных небольшими группами.

Игрушки и пособия для детей младшего дошкольного возраста

(от 5 до 7 лет)

Игра, оставаясь ведущим видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста, обусловливает качественно новые изменения в психической и личностной сферах развития ребенка. В игре зарождаются предпосылки нового ведущего вида деятельности – учебной. Это требует и изменения развивающей предметно-игровой среды.

Дети этого возраста с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры (полностью самостоятельно), режиссерские игры-драматизации; игры-забавы, дидактические игры, подвижные игры.

Обязательным компонентом предметно-игровой развивающей среды в этой группе детей должны быть:

- средообразующие, полифункциональные предметы, такие, как модули, мебель, которую ребенок может использовать по своему усмотрению;

- предметные игрушки;

- природно-тематические игрушки;

- предметы-заместители.

Приобретаемые для игр детей модули должны быть образными или содержать признаки применения только определенным способом. Ценность их в том, что ребенок может моделировать игровую среду по своему замыслу.

Специфической особенностью создания предметно-игровой среды детей 5-7 лет в связи с приобретаемыми знаниями и усложняющейся деятельностью является усложненный подбор предметных и природно-тематических (промышленных и самодельных) игрушек (космические корабли, спутники, космодром, морские суда, специальные приборы для исследования).

Предметы-заместители:

Активное использование абстрактных игрушек (которые развивают наглядно-образное мышление, воображение), которые ребенок может наделить любым значением в зависимости от игрового замысла в режиссерской сюжетно-ролевой игре:

– промышленный материал: веревочки, бумага, картон, ткань;

– природный материал: ветки, шишки, желуди, камешки;

– разнообразные конструкторы и строительные материалы. Они различаются по:

1) размеру (крупные, средние, мелкие),

2) по материалу (дерево, пластмасса, ткани, кожа),

3) соединению отдельных деталей, что особенно важно для развития воображения,

4) представленной теме (Лего, Город будущего, Зоопарк, Домашние животные) или без определенной тематики.

Дети могут использовать в конструкторской деятельности схемы, открытки, фото, рисунки и т.д.

Конструктивная деятельность обычно завершается сюжетно-ролевой или режиссерской игрой. Поэтому должны быть соразмерные конструкторы и стройматериал, игрушки для обыгрывания.

Игры-забавы: «Рыболовы», «Летающие кошечки», «Бильбоке»,

со спортивной тематикой (баскетбол, хоккей, футбол).

Театрально-игровая деятельность:

- все виды театров, которые рекомендует программа и куклы к ним;

- ручной театр (бибабо, пальчиковый, перчаточный);

- игрушки для настольного театра (плоскостные, полуобъемные, из различных материалов);

- куклы-марионетки;

- стендовые театральные игры и куклы к ним (театр картинок на фланелеграфе, театр теней);

- различные театры-самоделки из бросового материала.

Театральное оборудование и атрибуты:

- костюмы и их элементы,

- разнообразные маски,

- ширма, фланелеграф.

Театрально-игровая деятельность носит комбинированный характер, так как связана с художественно-трудовой (изготовление костюмов, декораций), художественно-речевой, музыкально-творческой деятельностью и т.д. Необходимы: костюмы и их элементы,- разнообразные маски,- ширма, фланелеграф.

Театрально-игровая деятельность носит комбинированный характер, так как связана с художественно-трудовой (изготовление костюмов, декораций), художественно-речевой, музыкально-творческой деятельностью и т.д.

Народные игрушки (керамика, солома, дерево).

Для развития художественного труда и конструирования необходимы: промышленный материал (бумага, картон, ткани (разные по фактуре и цвету); природный материал.

Для развития музыкально-творческой деятельности:

- музыкальные инструменты, музыкальные игрушки (шкатулки, открытки, микрофоны, музыкальные инструменты, озвученные игрушки со звучащей кнопкой).

Для развития познавательно-практической деятельности:

- использовать реальные кухонные приспособления (сито, щетки, наборы для шитья, ключи и т.д.)

- измерительные приборы и оборудование (весы, увеличительное стекло, микроскоп, магнит и т.д.)

- предметы для развития сенсорики: природные (кора дерева, шишки); промышленные (бумага) и т.д.

- игрушки механические, электронные, озвученные.

Для развития общения дети 5-7 лет используют все игрушки, игры, предметы, которые содействуют возникновению коммуникативных ситуаций.

Трудовая деятельность: игрушки-орудия, уменьшенные реальные орудия труда. Замечено, что дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, более успешно осваивают учебную деятельность.

Поэтому им необходимы:

- дидактические игры (по различным областям знаний);

- игры типа «Гусек»;

- игры, развивающие психические процессы;

- шахматы, шашки.

Можно внести в самодеятельные игры такую атрибутику, как: ранец, дневник, пенал, тетрадь и пр.

Для развития мелкой моторики: волчки, игрушки-забавы, вязание со взрослым, рисование.

Для развития движений: скакалки, мячи, диски для вращения, кольцеброс, городки, теннис (поставить), шайбы, клюшки, мишени, ролики и т.д.

Игрушки и игровые материалы в этих возрастных группах должны быть расположены:

1. Свободно (то есть, не привязаны к определенной сюжетно-ролевой тематике);

2. Рационально (доступно, чтобы самостоятельно подбирать);

3. Игрушки могут быть расположены и на открытых местах, и на закрытых полках (но должны быть доступны ребенку 5-7 лет).

При организации предметной среды для детей 5-7 лет должно быть учтено:

- функциональная совместимость игровых полей (соседство тихих и подвижных игр, двигателей);

- удобство, безопасность;

- некоторые виды мебели могут быть использованы детьми при оборудовании игрового пространства (полки, столы и т.д.).

 

 

СОГЛАСОВАНО: Председатель профкома __________________________ «___»____________2011 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ № ____________________________ ____________________________ «___»____________2011 г.   М.П.

 

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.175 с.)