Использование иллюстративно-наглядного



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование иллюстративно-наглядного



Материала в работе с детьми

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапози­тивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредст­венного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогаще­нии эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.

Требования к иллюстративно-наглядному материалу. При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с деть­ми необходимо учитывать ряд требований, основными из кото­рых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и худо­жественная выразительность материала, представленная в един­стве с познавательным содержанием.

Необходимо учитывать также возрастные возможности вос­приятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изобра­жающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей за­труднительно, особенно если предлагаются картины с изображе­нием весны и осени.

Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.

Методика рассматривания картин. В экологическом воспи­тании детей используются предметные, сюжетные и художест­венные картины. Картины помогают подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных усло­виях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности.

Картины используются воспитателем во всех возрастных груп­пах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизи­ровать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их. Так, после наблюдения за воробьями на прогулке воспитатель рассматривает с детьми соответствующую иллюстра­цию, просит их повторить названия птиц, рассказать, какого они цвета, величины, указать некоторые части тела (голова, крылья, ноги). Педагог помогает воспитанникам припомнить, где они видели воробьев, что делали птицы. Он побуждает повторить некоторые движения птиц: «помахать крыльями», «поклевать крошки».

Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно.

Рассматривание картин с воспитанниками можно использо­вать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания вос­питатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изо­браженное явление, самостоятельно установить связи.

В старшем дошкольном возрасте, кроме указанных выше целей, рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д. В этом случае воспитатель под­бирает серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении, предлагает детям рассмотреть каждую картину в от­дельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Так, например, при формирова­нии понятия «животные» воспитатель готовит картины с изо­бражениями животных разных систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные и т. д. Рассматривая с детьми каждую из картин, он обращает их внимание на те общие для всех животных черты, которые позволяют объединить их в одну группу — «животные». С этой целью он задает примерно такие вопросы: кто это? Где живет? Как передвигается? Как добывает пищу? Как спасается от врагов? Каким одним словом можно назвать зверей, птиц, рыб? Какие условия нужны для жизни животных в природе? Могут ли жить животные, если не будет какого-либо условия? Почему? И т. д.

Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины — пейзажи, натюрморты — необходимы для развития эстетичес­кого восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.

Учебный экран как метод ознакомления с природой. Диа­позитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать ак­тивную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естествен­ных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных. Аудиовизу­альные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты — в связях и отношениях.

На занятиях в детском саду могут быть использованы раз­личные экранные средства, формирующие знания о природе: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего знакомится с содержанием диа- и кинофильмов о природе для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста. Необходимо хорошо знать содержание кинофильма или кинофрагмента для целенаправ­ленного руководства познавательной деятельностью детей.

Кинофильмы обладают огромной силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе, непроиз­вольное внимание. Однако при непроизвольном внимании содер­жание фильма усваивается поверхностно и не всегда правильно осмысливается. Для сохранения устойчивого внимания на про­тяжении всего времени демонстрации фильма и правильного усвоения содержания нужна специальная работа воспитателя.

В зависимости от содержания фильма и степени подготовлен­ности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Затем он проводит экскурсии, организует чтение книг и беседы по содержанию фильма. Непосредственно перед показом фильма педагог прово­дит установочную беседу, во время которой обращает внимание детей на те моменты киноленты, которые нужно запомнить. Устойчивость внимания в процессе просмотра фильма будет обеспечена ясно поставленной целью и четкими вопросами. Вос­питателю следует также предупредить детей о последующей работе после просмотра фильма.

После первого просмотра фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на наиболее существенные моменты содержания. Дети испытывают удовлетворение в том случае, если убеждаются в правильности восприятия фильма, и неудовлетворение, если содержание фильма не было понято. При повторном просмотре они стараются быть более внимательными.

Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. С этой целью могут быть организованы беседа, рисование на соответствующую тему. В заключение всей работы проводится итоговая беседа, в которой систематизируются и обобщаются знания детей.

Сюжетные и очерковые диа-, кино- и телефильмы использу­ются во всех возрастных группах, однако в младшем дошколь­ном возрасте рекомендуется показывать неозвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составля­ется с учетом особенности восприятия детей его группы. Кроме того, педагог в этом случае имеет возможность вернуться к любому кадру и еще раз прокомментировать его. Лишь посте­пенно, приучив малышей к просмотрам неозвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых.

Диапозитивы — это серии отдельных кадров, посвящен­ные определенной теме. По статичности изображения они напо­минают дидактические картины. Порядок демонстрации кадров в серии диапозитивов определяет воспитатель. Этот порядок зависит от логики подачи учебного материала. Основное назна­чение диапозитивов — иллюстрировать рассказ, объяснение вос­питателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний.

Использовать диапозитивы рекомендуется начиная с млад­шего дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили материал); имеется возмож­ность вернуться к прежнему кадру.

Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последователь­ности и связанных между собой текстом. Диафильмы содержат определенный сюжет или последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов снабжены субтитрами.

Диафильмы о природе широко используются в работе с до­школьниками, помогая воспитателю решать многие задачи: за­креплять и расширять представления детей об известном, зна­комить их с новыми явлениями, систематизировать и обобщать знания.

Используются диафильмы во всех группах детского сада, начиная с младшего возраста. При этом, демонстрируя диафильм малышам, не всегда следует пользоваться имеющимся текстом (субтитрами). Текст к диафильму может быть адаптирован вос­питателем применительно к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога, в зависимости от поставленной цели часть информации может быть опущена либо, напротив, расши­рена. Методика показа диафильмов сходна с методикой демон­страции кинофильмов.

Демонстрация моделей. Модели — это материальные замес­тители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частя­ми или между отдельными компонентами.

Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей (см. приложение 1).

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объ­ектов и явлений. К ним относятся различные предметы, кон­струкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель — заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей пред­ставление о внешнем виде и движении рыбы.

2. Предметно-схематические модели . В них су­щественные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на кар­точке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шерохо­ватая) — при абстрагировании и замещении характера поверх­ности частей растений — листьев, стеблей и т. д. (Данные модели разработаны Н. И. Ветровой.) Модель-макет рекомендует исполь­зовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мими­крия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обра­щают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая мо­дель помогает детям понять значение покровительственной ок­раски животных.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) пере­дают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения при­родных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. На­пример, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, на­глядно воспринимаемые признаки данной систематической груп­пы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жабер­ный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плав­ники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выде­лить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии пред­варительного ознакомления детей с объектом природы при по­мощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Введение модели требует определенной последовательности. Вначале необходимо изучить саму модель и только затем ис­пользовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не следует. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия воспитатель организует рассматривание растения или животного, обучает детей обследовательским действиям, с помо­щью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, коли­чество частей, пространственное расположение и т. д.

Далее рассматривается та или иная модель сенсорных при­знаков (модель цвета, формы, количества и т.д.). Для демон­страции воспитатель готовит модели крупного размера. На пер­вых занятиях следует показывать детям модели 1—2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понят детьми, можно представить в модели всю необхо­димую группу выделенных признаков.

Для усвоения принципа моделирования определенное значе­ние имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Полезно также использовать демонстрацию моделей в про­цессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей является аб­страгирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления по­требностей растений в воде воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян с наличием или отсутствием влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними — два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отражается их новое состояние: к изображению семян подрисовываются ростки. Данная схема-модель помогает наглядно связать появление рост­ков с голубым кружком, означающим наличие влаги.

Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия «птицы» модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для пере­движения по земле и воздуху, способ передвижения. Воспита­тель демонстрирует модель во время беседы о птицах. В первой части беседы идет рассматривание птиц по картинам и сравнение их, а также обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них; во второй части — нахождение общих для всех птиц признаков и демонстрация их в модели; в третьей — обобщение. С этой целью воспитатель показывает детям картины с изобра­жением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.

Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ре­бенка выделять существенные признаки и компоненты наблю­даемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Таким образом, наглядные методы — наблюдение, рассматри­вание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран — способствуют формированию у детей четких, полных представле­ний об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-дей­ственного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.

Усвоение «живых» знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, что является важным для формирования бережного и заботливого отношения к природе.

Вопросы и задания. 1. Каковы виды иллюстративно-нагляд­ного материала, который используется в экологическом вос­питании детей? 2. Какова роль иллюстративно-наглядного материала в разных возрастных группах? 3. Раскройте ме­тодику использования иллюстративно-наглядного материала в ознакомлении детей с природой: а) дидактические картины и репродукции с художественных картин; б) диафильмы, кинофильмы и телефильмы; в) модели. 4. Составьте конспек­ты занятий с использованием иллюстративно-наглядного ма­териала в разных возрастных группах. 5. Разработайте мо­дели для использования в работе с детьми по ознакомлению с природой. 6. Какова роль моделей в экологическом воспи­тании детей?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.3.192 (0.013 с.)