Правило максимизации полезности.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правило максимизации полезности.



 

Мы можем предположить, что типичный потребитель является разумным человеком и действует в соответствии с достаточно четко определенными предпочтениями. Потребители ведут себя рационально и хотя бы примерно представляют себе, какое именно удовлетворение они получат от каждой последующей единицы различных, доступных им продуктов. Поскольку величина дохода ограничена, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему бы хотелось. Следовательно, потребителю приходится подбирать такую достижимую для него комбинацию товаров, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей.

Рекомендации как наилучшим образом установить оптимум дает правило максимизации полезности. Полезность потребителя окажется максимизированной, если доход будет распределен таким образом, чтобы последний рубль, затраченный на приобретение каждого продукта, приносил ему одинаковое количество добавочного удовлетворения. На языке математики правило максимизации полезности выполняется, если:

Предельная полезность товара Х Предельная полезность товара Y

------------------------------------------ = -----------------------------------------

цена товара Х цена товара Y

а доход потребителя израсходован полностью.

 

Контрольные вопросы.

1. Что означает понятие «рациональное поведение»?

2. Какую информацию несет в себе бюджетная линия?

3. Каким образом переместится бюджетная линия, если денежный доход потребителя а)уменьшится и б) увеличится? Почему?

4. Каким образом переместится бюджетная линия, если цена продукта, количество которого отмечается на горизонтальной оси, а) увеличится, б) уменьшится?

5. Объясните при помощи графика, почему точка касания бюджетной линии с кривой безразличия соответствует положению потребительского равновесия. Объясните, почему любая точка, в которой бюджетная линия пересекает кривую безразличия, не является равновесной.

6. Какие рекомендации дает «правило максимизации полезности»?

 

Тема 7: Теория спроса и предложения.

 

Спрос.

 

Основные проблемы рыночной организации производства – Что производить? Как производить? Для кого производить? – решаются через механизм спроса и предложения.

Спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя. Спрос характеризует поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Так как, потребность в определенном товаре может быть удовлетворена только через оплату этого товара, то размер этой оплаты (цена) влияет и на выбор приобретаемого товара, и на его количество. Отсюда следует «Закон спроса» (впервые математически был сформулирован А. Курно в 1838 г.).

«Закон спроса»: между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено и наоборот.

Графически закон спроса изображается в виде кривой спроса D. По вертикальной оси откладывается цена товара (Р) в денежных единицах, по горизонтальной – величина спроса (Q – количество покупаемого товара).

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного периода времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

В случае изменения факторов, влияющих на величину спроса (Q) могут меняться взаимоотношения между Q и Р (см. рис).

 

 

P D2 D D1

 

P2

P1 A B

P3

 

 

Q

Q1 Q2

Пусть потребители приобретают некий товар по цене Р1 в количестве Q1 (точка А). При возросшем доходе потребители могут купить по цене Р1 уже больше товара – Q2 (точка В). Аналогично и при цене Р2 и Р3 (они будут приобретать большее количество товара). В этом случае говорят о сдвиге кривой вправо (кривая D1) – увеличение спроса. Если под влиянием изменения какого-то фактора происходит снижение спроса при каждом значении цены, то кривая спроса сместится влево (кривая D2) – уменьшение спроса. Таким образом, спрос на товар определяется всей кривой спроса.

!!!Следует различать:

- «изменение в спросе» – выражается в сдвиге кривой спроса влево или вправо и означает, что спрос меняется при той же цене;

- «изменение величины спроса» – выражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз, при этом сам спрос не меняется, а соответственно уменьшается или увеличивается количество товара, на которое предъявляется спрос при той или иной цене.

 

1.1. Факторы, смещающие кривую спроса (влияющие на изменение в спросе):

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного товара изменение вкусов, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастет при каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтении потребителей вызовут уменьшение спроса.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышение спроса, и наоборот – уменьшение покупателей – понижение спроса.

3. Доход покупателей. Для большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. В связи с этим различают:

1) товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами;

2) товары, спрос на которые изменяется в противоположенном доходу направлении (т.е. возрастает при снижении доходов), называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары (товары-заменители). Изменение цен на продукты-заменители приводит к повышению или снижению спроса на рассматриваемый товар (например, масло и маргарин – товары являющиеся взаимозаменяемыми).

5. Потребительские ожидания. Если потребители узнают о предстоящем изменении цены на продукт, они отвечают на это известие изменением количества покупок этого продукта.

 

1.2. Спрос и теория предельной полезности.

Поведение функции кривой спроса во многом определяется теорией предельной полезности. Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса отдельного индивида. Человек дает ту или иную оценку вещи в зависимости от того, какую пользу она ему приносит.

Закон убывающей предельной полезности помогает объяснить закон убывающего спроса. Дело в том, что линия спроса совпадает с кривой предельной полезности. С увеличением количества предлагаемого товара цены на каждую единицу падают. Это объясняется тем, что каждая добавляемая порция товара удовлетворяет все менее настоятельную потребность и ценится меньше, чем предыдущие. Отсюда следует необходимость понижения цены, для того чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.

 

Предложение.

 

Предложение – количество товаров, реализуемое производителем на рынке. Предложение характеризует поведение продавцов на рынке.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

Графически предложение представляется в виде кривой предложения (S). По вертикальной оси откладывается цена товара (Р) в денежных единицах, по горизонтальной – величина предложения (Q) (см. рис.).

Кривая предложения– кривая, показывающая количества товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного периода.

 

P

 

 


S2

S

S1

 

Q

По аналогии со сдвигом кривой спроса, можно отметить, что под влиянием факторов, воздействующих на объем предлагаемого на рынке товара, происходит увеличение предлагаемого товара при каждом значении цены Р. В результате чего кривая предложения сместится вправо (кривая S1 – расширение предложения). Уменьшение QS при каждом значении Р вызовет сдвиг кривой влево (кривая S2 – снижение предложения).

!!! Следует различать:

- «изменение в предложение» выражается в сдвиге кривой S вправо или влево и означает, что предложение меняется при той же цене;

- «изменение величины предложения» выражается в перемещении по кривой S вверх или вниз и означает, что цена товара растет или снижается, а предложение не меняется.

 

2.1. Факторы, смещающие кривую предложения (влияющие на предложение):

 

1. Изменение в себестоимости производства. Это может происходить за счет изменения цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, внедрение достижений науки и техники. Снижение себестоимости производства позволяет производителю выбросить на рынок больше товара. Рост себестоимости приводит к противоположенному результату, – предложение снижается.

2. Изменение цен на другие товары.

3. Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительного роста цен в будущем, производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене. И наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не понести убытки в будущем.

4. Количество товаропроизводителей. Этот фактор непосредственно воздействует на предложение, т.к. чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение, и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

5. Технология производства. Внедрение новой технологии позволяет увеличить число выпускаемой продукции, а следовательно, увеличить предложение.

Равновесная цена.

 

Взаимодействие предложения и спроса приводит к установлению равновесной или рыночной цены. Для того, чтобы определить равновесную цену необходимо объединить анализ спроса с анализом предложения. Уравновешивающая рыночная цена находится в той точке, в которой спрос равен предложению (см. рис.).

P S

QD2 QS2

P2

PP C

 

P1

D

Q

QS1 QP QD1

 

В точке пересечения С объем предложения будет равен объему спроса QP и устанавливается цена равновесия РР, одинаково удовлетворяющая как покупателей так и продавцов. При любой более низкой цене Р1 излишек спроса (QD! – QS1) (конкуренция покупателей) будет толкать цену вверх. А при цене выше равновесной Р2 предложение превысит спрос (QS2 – QD2) (конкуренция продавцов), и цена снизится до уровня равновесия.

Между изменениями спроса и предложения, с одной стороны, и изменениями равновесной цены и равновесного количества товаров, с другой стороны можно установить следующие взаимосвязи (см. таблицу):

Изменение Изменение

РР QР

Увеличение спроса увеличение увеличение

Снижение спроса снижение снижение

Увеличение предложения снижение увеличение

Снижение предложения увеличение снижение





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.013 с.)