Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ординалистская функция полезности. Бюджетные ограничения и кривые безразличияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась критике (теоретиками кембриджской школы). В противовес кардиналистической теории некоторые экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой покупатель, вырабатывая свою потребительскую стратегию, оценивает полезность не отдельных благ, а потребительских наборов. Гораздо реалистичнее ожидать, что он будет в состоянии оценить, насколько два батона хлеба и один пакет молока (первый потребительский набор), полезнее для него, чем один батон хлеба и два пакета молока (второй потребительский набор). Функция полезности, описывающая, в каком порядке потребитель предпочитает располагать, ранжировать множество потребительских наборов, называется ординалистской (порядковой). Родоначальником этой концепции был английский экономист Ф. Эджуорт (1846–1926), впоследствии её развивали В. Парето, Дж. Хикс, А. Маршалл. В основе порядкового (ординалистского) подхода к исследованию полезности благ в ходе их потребления лежат следующие предположения: 1) полезность блага неизмерима; 2) так как блага потребляются, как правило, наборами, поэтому потребитель склонен оценивать не полезность каждого блага в отдельности, а общую полезность наборов дополняющих друг друга благ; 3) потребитель, стремясь к рациональности в потреблении, склонен ранжировать (располагать по порядку) наборы благ по принципу убывания их общей полезности; 4) теоретически и практически существуют наборы благ, обладающие одинаковой для потребителя полезностью (потребителю безразлично, какой из них выбрать). 5) графически наборы вариантов благ, обладающих равной общей полезностью, изображается в виде набора кривых безразличия; 6) теория предельной полезности ординалистской концепции предстает в целом как модель кривых безразличия и бюджетной линии. Именно данное направление и ложится в фундамент потребительского поведения. Порядковый подход к анализу полезности и спроса основан на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах, достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все товарные наборы по их предпочтительности. Поведение потребителя при этом описывается с помощью кривых безразличия и бюджетных линий. Кривые безразличия Допустим, потребитель располагает некоторым доходом, что позволяет приобрести в различных сочетаниях товары, например одежду и продукты питания. К этим сочетаниям у нас будет только одно требование. Они должны давать одну и ту же максимальную полезность для потребителя (т.е. быть равноценными). Тогда у него появится определенное безразличие к этим сочетаниям, раз они ему все равно приносят одинаковую максимальную полезность (табл. 3). Таблица 3. – Альтернативные сочетания одежды и питания
Перенесем эти данные на рис. 12. Рисунок 12. Построение кривой безразличия
Кривая J представляет собой кривую безразличия, каждая точка которой показывает определенные комбинации одежды и продуктов питания, дающие потребителю одинаковую полезность, а стало быть, одинаковое удовлетворение. Кривая безразличия – это кривая, каждая точка на которой представляет комбинацию набора из двух товаров (условно), обеспечивающую для потребителя одинаковую полезность (одинаковый уровень удовлетворения его потребности), и потому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Или, кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. Характер кривой безразличия имеет нисходящий вид – отрицательный наклон и выпукла к началу координат. Это означает, что увеличение потребления одного товара (одежды) сопровождается сокращением потребления другого товара (продуктов питания), т.е. товар С заменяется товаром F. Так для увеличения потребления продуктов питания с 5 до 10 необходимо отказаться от потребления 3 единиц одежды. Степень взаимозаменяемости двух товаров для потребителя измеряется предельной нормой замещения, которая показывает, от скольких единиц одного товара потребитель должен отказаться ради приобретения дополнительной единицы другого товара. Разберем более подробно рис. 12. Чтобы купить дополнительную единицу одежды (5 вместо 4), потребителю необходимо отказаться от 10 единиц питания. Комбинация должна сместиться от точки d к точке с. В данном случае предельная норма замещения:
MRS – всегда величина отрицательная, так как одно прирастает за счет другого. Предельная норма замещения постепенно уменьшается с движением ее по самой кривой вниз–вправо: – 0,1; – 0,066; – 0,015 и т.д., потому что с каждым разом потребитель все с меньшей охотой идет на замещение товара. Взяв другие варианты сочетания одежды и продуктом питания можно составить карту безразличия (рис. 13), представляющую собой семейство кривых безразличия при различных количествах предлагаемых товаров и разных уровнях полезности. На графике изображены 4 кривых безразличия, однако в принципе их может быть сколько угодно, кривые могут быть проведены через любую точку в пространстве графика. Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности. Все наборы, лежащие на одной кривой безразличия (например, J1 и т.д.) с точки зрения нашего потребителя равноценны (обладают одинаковой полезностью. Каждая кривая, находящаяся выше и правее предыдущей, предлагает такую комбинацию одежды и питания, которая дает большую полезность, чем на предыдущей кривой. Скажем, любая комбинация товаров на кривой Jn дает больше полезности, чем их же комбинация на кривой J 3, на J3 – больше, чем на J2 и т. д.
Рисунок 13. Карта кривых безразличия
Таким образом, наибольшую полезность характеризует кривая безразличия, дальше других отстоящая от начала координат, наименьшую – кривая, расположенная ближе к нему. Карта кривых безразличия говорит о том, чего может достичь потребитель, увеличив свой доход. Производителю же эта карта подсказывает, что в обществе существуют люди с разными уровнями доходов, соответственно, с разным уровнем потребления и спроса. Таким образом, кривые безразличия: 1) имеют отрицательный наклон, так как невозможно увеличить потребление одного блага, не уменьшая потребления другого блага; 2) не пересекаются; 3) вогнуты, потому что предельная норма замещения – MRS к концам кривой несколько уменьшается; 4) расположенные выше кривые безразличия соответствуют более высокому уровню доходов и более высокому уровню полезности; 5) могут быть построены для любой корзины товаров.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.27.56 (0.01 с.) |