Бюджетные линии (линии бюджетного ограничения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные линии (линии бюджетного ограничения)



Карта кривых безразличия представляет собой графическое отображение наборов из двух товаров (условно), дающих потребителю определенную полезность, однако потребитель ограничен в своих средствах. Далеко не всякие товарный набор ему доступен. Т.е. склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит. Ограничивают потребление два фактора: цена товара и доход потребителя.

Цены товаров определяются соотношением спроса и предложения на рынке и не зависят от решений отдельного потребителя, также и его доход.

Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.

Предположим:

1) месячный бюджет потребителя – 1200 р.;

2) на рынке присутствуют только два товара – одежда и продукты питания;

3) цены на оба вида товара не меняются – они постоянны;

4) не меняется по величине и личный доход (бюджет) потребителя;

5) цена единицы одежды 120 р., а единицы продуктов питания – 30 р.

Потребитель, может приобрести 10 единиц одежды (1200: 120), но тогда ему придется быть голодным, ибо ни одной единицы питания он не сможет купить. У него есть возможность приобрести 40 единиц питания (1200: 30), но тогда он будет раздет. Это два крайних случая, чтобы показать, что наш потребитель – разумный человек, и у него нормальное потребительское поведение: он купит и то, и другое – столько-то одежды и столько-то еды.

Проведем через указанные крайности и в) линию, которая и будет называться бюджетной линией потребителя (рис. 14).

Рисунок 14. Бюджетная линия

Любая точка на этой линии характеризует определенную комбинацию одежды и питания, которую может приобрести потребитель на свои 1200 р.

При этом точки вне бюджетной линии: точки е и k для потребителя достижимы, но в этом случае из своего дохода он не извлечет максимума полезности, а стало быть, они менее предпочти­тельны.

Безусловно, точка т обладает большей предпочтительностью, но она при 1200 р. дохода потребителю недоступна.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии (рис. 14), удовлетворяет уравнению:

Ро х Qо + Рп х Qп = Y,

где: Pо и Рп; Qо и Qп соответственно цены и количества одежды и питания; Y – доход потребителя (от англ. income).

Бюджетная линия – это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах.

Поведение бюджетной линии подчиняется определенным закономерностям.

Если доходы потребителя снизятся, бюджетная линия параллельно смещается вниз в сторону начала осей координат (линия cd). И наоборот – если доходы потребителя повысятся, то его потребительские возможности также повысятся, и он сможет покупать больше. Бюджетная линия сместится параллельно вверх от начала осей координат (линия fg).

Расстояние бюджетной линии от начала осей координат зависит от величины дохода потребителей.

Выше речь шла о влиянии доходов потребителя на положение его бюджетной линии. Теперь посмотрим, как она будет вести себя при изменении цен на оба товара.

Первый случай: цены на оба товара пропорционально возросли, т.е. увеличились в одинаковое число раз. В таком случае потреби­тельские возможности потребителя уменьшаются и бюджетная линия его смещается параллельно вниз к центру осей координат (соответствует нашему примеру с линией cd).

Второй случай: цены на оба товара пропорционально умень­шились, что будет означать рост потребительских возможностей потребителя (эффект дохода), и линия его бюджета сместится параллельно вверх от начала осей координат (соответствует линии fg).

Если же цены и доходы потребителя одновременно возрастут или упадут, то положение бюджетной линии не изменится.

Отсюда вывод: Смысл индексации доходов в том и состоит, чтобы государство могло обеспечить (как минимум) пропорциональное смещение цен и доходов для недопущения снижения уровня жизни населения. Поэтому политика социальной защиты состоит прежде всего в том, чтобы рост цен не опережал рост доходов.

Третий случай: произошло изменение цен товаров относительно друг друга. Цена одежды осталась прежней, питание же подешевело (рис. 15 а).

В таком случае потребитель сможет купить больше единиц питания без ущерба для одежды линия ае. Здесь работает эффект дохода. Если же цена питания возросла, то потребитель без ущерба для своей одежды сможет купить меньше единиц питания линия af.

Четвертый случай: цена питания осталась прежней, но изменилась цена одежды. Здесь рассуждения те же, только в отношении одежды (рис. 15б).

Таким образом, бюджетная линия пока­зывает, что может позволить себе купить потребитель на свои 1200 р. при постоянных ценах или их определенном изме­нении.

 

 

Рисунок 15. Иллюстрация третьего и четвертого случая поведения бюджетной линии

Изучив потребительские предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести.

Напомним, что осуществляя свой выбор, потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.

Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: его координаты должны находиться на бюджетной линии, и он должен быть предпочтителен по сравнению с другими.

Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия.

Если мы совместим карту кривых безразличия и бюджетную линию, то они разместятся на графике следующим образом (рис. 16).

 
 


Рисунок 16. Равновесие потребителя (точка А)

 

Из графика видно, что товарным наборам, обладающим полезностью для потребителя и доступные ему исходя из его бюджета соответствуют точки А, Б, С.

Однако точки А и В лежат на кривой безразличия J1, находящейся ниже кривой безразличия J2, а потому дают меньшую полезность, т.е. приносят меньше удовлетворения. Поэтому можно сделать вывод, что в своем выборе потребитель остановится на точке Б, где бюджетная линия пересекается с кривой безразличия, расположенной выше предыдущей и соответственно обладающей большей полезностью.

В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

Таки образом, точка Б характеризует ту комбинацию одежды и питания, которая принесет потребителю наи­большее удовлетворение. Имен­но эта точка отражает состояние равновесия потребителя.

Следовательно, построив для потребителей карту кривых безразличия с их бюджетными линиями (рис. 17), производитель может получить информацию о совокупном спросе и потом более точно планировать стратегию и тактику своего поведения на рынке.

Линия, соединяющая точки касания кривых безразличия с бюджетными линиями, называются линией «доход потребление».

Рисунок 17. Линия «доход-потребление»

Выводы по 6 вопросу

1. В экономической теории используются два подхода к анализу потребительского поведения: кардиналистской (количественный) и ординалистский (порядковый) которые с разных позиций оценивают потребительский выбор: с точки зрения дохода и точки зрения предпочтений. Цели этого анализа служат бюджетные ограничения и кривые безразличия.

2. Успех каждой фирмы на рынке определяется и тем, насколько точно и своевременно учитываются интересы потребителей, их предпочтения, мотивы, заставляющие совершать покупки. Анализ потребительского поведения на основе кривых безразличия и бюджетных линий позволяет правильно выбрать направления улучшения характеристик уже выпускаемых изделий, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров.

3. Условия потребительского равновесия можно получить:

при помощи теории убывающей предельной полезности и закона равной предельной полезности на каждый затраченный потребителем рубль дохода (кардиналистский подход).

посредством кривых безразличия и бюджетных линий (ординалистский подход).

Заключение

Выводы по лекции:

1. Важнейшее место в экономической науке занимает теория спроса и предложения, позволяющая вникнуть в суть рыночных отношений и понять механизм функционирования рыночной экономики.

2. Формирование конъюнктуры рынка осуществляется под воздействием объективных экономических законов, а именно: закона спроса и закона предложения. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг подвержены воздействию целого ряда ценовых и неценовых факторов (детерминант).

3. Степень реакции величины спроса и предложения на изменение цен характеризуется эластичностью спроса и предложения.

4. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие, которое может нарушаться воздействием неценовых факторов. Однако действие рыночно механизма приводит к восстановлению равновесия в новой точке.

5. Теория потребительского поведения при объяснении потреби­тельского выбора исходит из таких важнейших предпосылок как суве­ренитет, экономическая свобода потребителя, рациональность его поведения (принцип разумности), полезность того или иного товара, определяемая совокупностью индивидуальных субъективных оценок этой полезности.

6. Спрос на товар со стороны потребителя определяется уровнем цен, размерами дохода покупателя и полезностью товара, которая зависит от настоятельности потребности в нём и количества товара данного вида на рынке. При этом полезность (ценность) каждой последующей единицы потребляемого блага убывает, что находит выражение в законе убывающей предельной полезности.

7. Поведение потребителя в данной теории рассматривается с двух сторон: что желал бы иметь потребитель из всех возможных наборов товаров, представленных на рынок и что он может себе позволить в условиях ограниченного дохода? Поиск ответа на эти вопрос осуществляется с помощью анализа кривых безразличия и бюджетных линий.

8. В экономической теории существует два подхода к изучению и объяснению поведения потребителя: кардиналистский подход, основанные на индивидуальных количественных оценках покупателями общей и предельной полезности того или иного товара в каких-то условных единицах. И ординалистский подход, описывающий, в каком порядке потребитель предпочитает располагать, ранжировать множество потребительских наборов.

9. Согласно количественной теории потребительского поведения, рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны.

10. В основе порядковой теории потребительского поведения лежит анализ кривых безразличия, отражающих совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя, и бюджетных линий (линий, графически отображающих набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат). Согласно порядковой теории, потребитель находится в равновесии, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия. Равновесное положение потребителя - это состояние, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

Задание на самостоятельную подготовку:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие

Учебно-материальное обеспечение следующего практического занятия:

1. Конспекты лекций.

2. ТСО: видеопроектор, ПВЭМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.041 с.)