ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ



Выясним далее, в какой степени изменение спроса на благо вызвано изменением цены, а в какой степени – изменением реального дохода потребителя.

Для этого анализ потребительского выбора должен быть дополнен концепциями эффекта дохода и эффекта замещения. Данный подход к объяснению спроса не связан непосредственно с предельной полезностью и ее измерением и позволяет проанализировать влияние изменения цены на оптимальный выбор потребителя.

Действие эффектов дохода и замещения может быть проиллюстрировано с использованием графического инструментария – бюджетных линий и кривых безразличия.

В отношении нормального товара падение цены проявляется в однонаправленном действии эффектов дохода и замещения (рис. 2.13).

Первоначальная бюджетная линия на рис. 2.13 обозначена NR2 и рассматривается для двух товаров – А (продовольственный товар) и В (одежда). Оптимальным, т.е. максимизирующим полезность, является набор в точке C, соответствующий кривой безразличия 1.

Если цены на продукты питания понизятся, то первоначальная бюджетная линия переместится в положение NG1. Теперь оптимальным для потребителя будет набор товаров в точке C1 на кривой безразличия NG1.

 

Рис. 2.13. Эффект дохода и эффект замещения

для нормального товара

Это означает, что в результате снижения цен на продовольствие возрастает покупательная способность потребителя, т.е. увеличивается его реальный доход.

Общее изменение (увеличение) в потреблении продуктов питания обозначено на рис. 2.13 отрезком RR1. Сначала потребитель покупал OR единиц продовольствия, но после снижения цены на него потребление продуктов питания увеличилось до OR1. При этом приобретение одежды снизилось с ОN1 до ОN2 и стало равно отрезку N1N2.

Снижение цены находит отражение одновременно в эффекте замещения и эффекте дохода.

Эффект замещения, т.е. изменение потребления продуктов питания в нашем примере, связанное с изменением цен на них, характеризуется движением вдоль кривой безразличия и может быть измерено с помощью бюджетной линии, проведенной параллельно линии NG1 так, чтобы она касалась кривой безразличия 1 (уровень удовлетворения потребностей при этом остается постоянным). При заданной бюджетной линии потребитель максимизирует полезность, выбирая набор в точке С2, и потребляет ОR2 единиц продовольствия. Отрезок RR2 показывает эффект замещения.

Эффект дохода,т.е. изменение потребления продуктов питания, вызванное ростом покупательной способности при неизменных ценах на продовольствие, проявляется в том, что бюджетная линия N1G2 смещается к бюджетной линии NG1 . Теперь потребитель максимизирует полезность, выбирая набор товаров в точке C1 на кривой безразличия 2 (а не набор в точке С на кривой безразличия 1). Увеличение потребления продуктов питания с ОR2 до ОR1 выражает эффект дохода, который является величиной положительной, т.к. речь идет о нормальном товаре (с ростом дохода потребителя спрос на нормальный товар возрастает).

Эффект дохода графически изображается смещением кривой безразличия и, таким образом, позволяет измерять изменение покупательной способности потребителя.

В ситуации с изменением цен на товары низшей категории эффекты дохода и замещения действуют разнонаправленно. Эффект дохода будет иметь отрицательное значение, т.к. с ростом дохода потребителя спрос на низший товар сокращается (рис. 2.14). Отрицательный эффект дохода на рис. 2.14 показан отрезком F2E.

Поскольку речь идет о товаре, который занимает незначительное место в доходе потребителя, возможно допустить, что падение цены приведет к росту потребления этого товара и эффект дохода будет перекрыт эффектом замещения. Как правило, для низкокачественных товаров эффект дохода редко бывает достаточно большим, чтобы перевесить эффект замещения. В результате при снижении цены низкокачественного товара его потребление увеличивается.

Однако теоретически существует возможность, при которой эффект дохода может быть достаточно большим, чтобы

 

Рис.2.14. Эффект дохода и эффект замещения

для низшего товара

вызвать повышение спроса на товар. Это имеет место в отношении товаров Гиффена, занимающих значительное место в бюджете малоимущих потребителей (рис. 2.15).

Рис. 2.4.3. Эффект дохода и эффект замещения

для товара Гиффена

Основные понятия: общая полезность, предельная полезность, функция полезности, потребительский выбор, равновесие потребителя,кривая безразличия,бюджетная линия, предельная норма замещения, эффект дохода, эффект замещения,кривые «доход–потребление» и «цена–потребление».

Вопросы и задания

 

1. В чем заключается принципиальное отличие кардиналистской и ординалистской теорий полезности?

2. Охарактеризуйте подробно три типа поведения потребителей на рынке, объясните полезность знания их для производителя и приведите примеры практического применения этих знаний.

3. Какую информацию несет в себе бюджетная линия?

4. Как изменится на графике положение бюджетной линии, если денежный доход потребителя изменится: а) увеличится, б) уменьшится?

5. Какую информацию несет в себе кривая безразличия?

6. Почему кривые безразличия не могут пересекаться и почему совокупная полезность увеличивается в случае перехода потребителя на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат?

7. Изобразите графически эффект дохода и эффект замещения для нормального товара, товара низшей категории и товара Гиффена.

8. Объясните, почему любая точка, в которой бюджетная линия пересекает кривую безразличия, не является равновесной, и представьте графическое изображение потребительского равновесия.

9. При помощи метода графических построений покажите, каким образом кривые безразличия могут быть использованы для построения кривой спроса.

10. Докажите, что условие равновесия потребителя MRS=Pb/Pa эквивалентно правилу максимизации полезности MU a/Pa=MU b/Pb.

Глава третья



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.013 с.)