Высокие барьеры для вступления в отрасль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высокие барьеры для вступления в отрасль.



Монополист использует экономические, технические, юридические и другие препятствия, чтобы блокировать вступление в отрасль возможных конкурентов. Барьерами для вступления в отрасль выступают экономия, обусловленная ростом масштабов производства как в абсолютном выражении, так и относительно рынка; естественные монополии, где конкуренция неприемлема; патенты и лицензии; собственность фирмы на важнейшие виды сырья; нечестная конкуренция, обеспечивающая устранение конкурентов (резкое снижение цен, чтобы довести конкурентов до банкротства, переманивание ведущих работников, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и в кредитах и т.п.).

Рассмотрим далее процесс формирования цены и объема производства фирмы в условиях чистой монополии.

Ранее мы анализировали ситуацию соверешенной конкуренции на рынке, при которой фирма может выбирать только объем производства, а цена задается ей экзогенно. В условиях чистой монополии фирма может самостоятельно определять и объем производства, и цену производимой продукции.

Это означает, что на монополизированном рынке цена товара в этой ситуации превышает предельный доход: Р › MR (рис. 6.1).

Рис. 6.1.1. Цена и предельный доход

в условиях чистой монополии

Для анализа ценовой стратегии монополиста необходимо рассмотреть взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Спрос, предельный и совокупный доходы фирмы

в условиях чистой монополии

Увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Если фирма-монополист снижает цену на товар, то это приводит к росту совокупной выручки, если спрос эластичен или к падению совокупной выручки, если спрос неэластичен (рис. 6.2). В связи с этим фирма монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам; все агенты рынка возмещают свои затраты, и у них нет стимулов к изменению объемов продаж. В условиях чистой монополии ситуация меняется. Рассмотрим ее графическое изображение (рис. 6.3).

В условиях соверешенной конкуренции равновесие достигается в т. Е, где Ре = МС. В ситуации чистой монополии на графике нужно переместиться к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm.

Рис. 6.3. Определение цены и объема производства

в условиях чистой монополии

Поскольку монопольная цена выше предельных издержек (Рm›МС), то излишек потребителей и производителей будет другим по сравнению с излишком при соверешенной конкуренции. Площадь треугольника АВЕ (рис. 6.3) соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине «мертвого груза» монополии.

Величину этих треугольников впервые попытался определить А. Харбергер в середине 50-х гг. ХХ века. В честь этого ученого они получили название «харберовские треугольники». Он рассматривал ситуацию с точки зрения издержек общества, т.к. объем производства при отсутствии монополии больше, чем в условиях монопольного рынка.

В обыденном мнении существуют заблуждения относительно чистой монополии. Так, первое заблуждение связано с тем, что обычно считают, будто монопольные цены – самые высокие. В действительности же, хотя они и выше конкурентных, важно иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции.

Во-вторых, рост цен на продукцию монополиста ограничен ценовой эластичностью спроса на нее и уровнем дохода потребителя. Второе заблуждение связано с утверждением, будто монополист всегда стремится органичивать объемы производства своей продукции. Это также не верно, поскольку по мере монополизации отрасли издержки и спрос изменяются. На издержки действуют два разнонаправленных фактора: понижающий (возможность использовать положительный эффект от роста масштаба производства – экономия на постоянных издержках, на маркетинговых исследованиях и т.п.) и повышающий (расширение и бюрократизация управленческого аппарата, ослабление стимулов к инновациям, риску). Повышающую издержки монополиста тенденцию Х. Лейбенстайн назвал Х–неэффективностью (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Х–неэффективность по Х. Лейбенстайну

По мнению Х. Лейбенстайна, Х–неэффективность возникает, когда при любом объеме производства фактические издержки выше средних совокупных издержек.

Эта ситуация возможна и при соверешенной конкуренции: фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, – до минимума АТС (рис. 6.4, точка А). Если фактические издержки больше минимальных АТС на величину АВ, то при Qc возникает Х–неэффективность. Однако в условиях совершенной конкуренции подобная ситуация представляет собой исключение из правил, т.к. фирмы с Х–неэффективностью обречены на гибель.

На монополизированном рынке складывается иная ситуация: объем производства сокращается с Qc до Qm, а

Х–неэффективность (рис. 6.4, отрезок СD) увеличивается.

Большинство чисто монопольных отраслей являются естественными монополиями и подлежат общественному регулированию (например, цены и тарифы, которые могут устанавливать коммунальные службы). Проанализируем спрос и издержки естественной монополии (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Регулируемая монополия

На рис. 6.5 из-за высоких постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую постоянных издержек в точке, где средние издержки продолжают понижаться. Со всей очевидносью нецелесообразно в такой отрасли иметь множество фирм, потому что, поделив рынок, каждая фирма стала бы перемещаться влево по своей кривой средних издержек, так что удельные издержки стали бы значительно выше.

Связь между рыночным спросом и издержками такова, что достижение низких издержек на единицу продукции возможно только при одном производителе в отрасли.

Правило MR = MC предполагает, что Pm и Qm – соответственно цена и объем производства, максимизирующие прибыль нерегулируемого монополиста. Поскольку цена выше средних валовых издержек, постольку монополист имеет значительную экономическую прибыль, что приводит к неравенству доходов в отрасли. Поскольку цена выше предельных издержек, постольку существует недоиспользование ресурсов производства данного товара или услуги.

Введение государственного регулирования цен приводит к положительным социальным результатам и действует в двух направлениях.

1. «Общественно оптимальная» (максимальная) цена Рr = МС (рис. 6.5), которая устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и предельных издержек, приведет к эффективному распределению ресурсов при объеме производства Qr, но повлечет за собой убытки, и поэтому потребуются постоянные государственные субсидии производителям.

2. Цена, «обеспечивающая справедливую прибыль» (минимальная) РF = АС (рис. 6.5), которая устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек, позволит фирме-монополисту безубыточно вести дело, производя объем продукции Qf, но не исправит полностью ситуацию недоиспользования ресурсов.

Сравнение этих двух направлений государственного регулирования цен приводит к появлению дилеммы регулирования, однако суть проблемы регулирования при любом выбранном направлении состоит в улучшении социальных результатов деятельности монополии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.51.235 (0.026 с.)