Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминанты изменения предложения

Поиск

 

Предложение характеризует рынок со стороны продавца (производителя) в отличие от спроса, характеризующего рынок со стороны покупателя (потребителя).

Предложение – это количество товара, которое продавцы (производители) желают и могут продать на рынке по любой возможной цене за определенный промежуток времени.

Количество предложения (объем, величина предложения) – это количество товара, которое продавцы (производители) желают и могут продать по конкретной цене в течение того же промежутка времени.

Изменение величины предложения зависит от изменения цены товара – ценовой детерминанты. Если рассматривать ситуацию на рынке со стороны продавца (производителя), то обнаруживается, что зависимость количества предложения от цены товара прямая.

Эта зависимость изображается графически в виде кривой предложения восходящего вида с положительным наклоном (рис. 1.6).

При построении кривой предложения S (supply) принято откладывать на оси ординат независимую переменную Р – цену (price), а на оси абсцисс отмечать зависимую переменную Qs – количество предложения.

Кривая предложения может изображаться в двух видах: в виде прямой линии в случае, если наклон линии не изменяется между ее точками, т.е. зависимость носит линейный характер (рис. 1.6, а), и в виде кривой, когда наклон кривой изменяется по мере продвижения по ней от точки к точке, т. е. засимимость носит нелинейный характер (рис. 1.6, б).

Кривая предложения – это графическое изображение зависимости, которая называется законом предложения.

Закон предложения: между ценой на товар и величиной его предложения существует прямая зависимость.

Она записывается математически следующим образом:

Qs = f (P), (1.3)

где Q s количество предложения;

f – знак функции;

Р – цена товара.

Рис. 1.6. Кривая предложения: а – линейная зависимость и

б – нелинейная зависимость

Предложение является функцией определяющих его факторов (детерминант), или, иными словами, функция предложенияхарактеризует количество предложения в зависимости от детерминант. Основной из них является цена товара на рынке (ценовая детерминанта), характеризующая изменение величины предложения.

Изменение количества предложения под влиянием ценовой детерминанты на графике выглядит как движение по кривой предложения от точки к точке (рис. 1.7), а изменение предложения при воздействии неценовых детерминант вызывает сдвиг кривой предложения (рис.1.8).

Предложение как функция неценовых детерминант может быть записана следующим образом:

Qs=f(Рr,К,T,N,B), (1.4)

где Рr цены на ресурсы;

К применяемая технология;

T налоги и субсидии;

N количество продавцов (производителей) на рынке;

B прочие факторы (например, ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики и др.).

Рис. 1.7. Изменение величины предложения

Рис. 1.8. Изменение предложения

При анализе функции предложения важно учитывать фактор времени.

Различают 3 рыночных периода.

1. Кратчайший период, в течение которого все факторы производства постоянны. Изменение спроса приводит к изменению цен, но не отражается на величине предложения (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Изменение цен и объема предложения

в кратчайший период

2. Краткосрочный период, в котором некоторые факторы производства являются переменными (например, сырье, рабочая сила и др.). Повышение спроса приводит не только к росту цен, но и к увеличению объемов производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Изменение цен и объема предложения

в краткосрочный период

3. Долгосрочный период, в который все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). Увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при неизменных ценах или при несущественном повышении цен (рис. 1.11).

 

Рис. 1.11. Изменение цен и объема предложения

в долгосрочный период

 

Функция совокупного предложения может быть рассчитана путем суммирования функций соответствующих индивидуальных предложений всех продавцов (производителей) данного конкретного товара. Этот процесс графически представлен на рис. 1.12.

Рис. 1.12. Кривая совкупного (рыночного) предложения

Рыночная кривая совокупного предложения наклонена менее круто, чем индивидуальные кривые предложения, поскольку рынок откликается на повышение цены суммарным, т.е. большим, нежели в каждом отдельном случае, объемом предложения.

 

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

В условиях рыночной экономики под воздействием конкурентных сил в определенные моменты времени происходит синхронизация цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения. Это означает, что покупатели и продавцы в определенный момент приходят к компромиссу в отношении того, сколько товаров и по какой цене будет произведено и продано на рынке.

Рассмотрим взаимодействие продавцов и покупателей на рынке более подробно, изобразив его для наглядности схематично (рис.1.13).

Состояние рыночного равновесия достигается в точке Е (от лат. еquilibrium) – точке пересечения кривых спроса и предложения, которая характеризуется единой, устойчивой равновесной ценой и соответствующим ей равновесным количеством товара Qе.

Это означает, что при данном количестве товара цена спроса совпадает с ценой предложения, а объем и структура спроса соответствует объему и структуре предложения.

Рис.1.13. Рыночное равновесие и неравновесие

Условие равновесия на рынке записывается так:

Pe=Pd=Ps;Qe=Qd=Qs. (1.5)

Состояние равновесияопределяется алгебраически следующим образом:

Qd=a–bP; Qs=c+dP, (1.6)

где a, b, c, d – константы.

Из (1.6) следует, что

Pe=(a–c)/(b+d); (1.7)

Qe=(ad+bc)/(b+d). (1.8)

Равновесная цена Ре – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Установление равновесной цены – это процесс, требующий определенного количества времени.

Рыночная ситуация, в которой при данной цене величина спроса превосходит величину предложения, называется дефицитом, а ситуация, когда при данной цене величина предложения превосходит величину спроса, называется избытком, или перепроизводством (см. рис. 1.13).

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия на рынке выигрывают и потребители, и производители (рис. 1.14).

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь РmахЕРе. Она будет равна разнице между той ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке.

В то же время равновесная цена Ре обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы данной отрасли.

Разница между общей выручкой РеQе, изображаемой площадью прямоугольника ОРеЕQе, и совокупными издержками, соответствующими на графике площади фигуры ОРminЕQе, составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь фигуры РеЕРmin).

Рис. 1.14. Излишек (выигрыш) потребителя и

излишек (выигрыш) производителя

При сложении излишков отдельных потребителей (отдельных производителей) имеем совокупную выгоду от торговли, получаемую ими на рынке.

Категория «излишка» потребителя и производителя играет важную роль в теории рыночной экономики, т.к. она позволяет рассчитать выгоды торговли в условиях свободного обмена, а рыночный механизм при этом характеризовать как справедливый механизм формирования цены в условиях совершенной конкуренции.

Равновесие на рынке может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным.

Устойчивое равновесие бывает абсолютным (рис. 1.3.3, а), когда на рынке устанавливается единая равновесная цена, и относительным, или условным (рис. 1.3.3, б), когда на рынке существуют небольшие отклонения от равновесной цены.

Рис. 1.15. Абсолютно устойчивое (а) и

относительно устойчивое (б) равновесие

Если равновесие достигается лишь в определенных границах колебания цены, то имеет место локальная устойчивость (рис. 1.16, а). При этом устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р3.

Если равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис. 1.16, б), то устойчивость имеет глобальный характер.

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса Рd от цен предложения Рs постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене Ре, а объем предложения Qs приспосабливается к объему спроса Qd. В точке равновесия Pd = Ps; Qd = Qs.

В экономической теории сложилось 7 концепций формирования рыночного равновесия. Рассмотрим кратко каждую из них.

 

Рис. 1.16. Локальная (а) и глобальная (б)

устойчивость равновесия

1. Концепция Л. Вальраса.

Главным фактором установления равновесной цены в этой концепции является разница в объеме спроса (разница в объеме предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене Р1 (рис. 1.17), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения при цене Р2 конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Модель Л. Вальраса более подходит для анализа рыночного равновесия в краткосрочном периоде.

Рис. 1.17. Модель формирования рыночного равновесия

Л. Вальраса

2. Концепция А. Маршалла.

Главным фактором установления равновесной цены в этой концепции выступает разность цен Р1 – Р2 (рис. 1.3.6), т.к. продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше разница между ценой спроса и ценой предложения, тем больше стимулов у продавца для

увеличения предложения товаров. Увеличение количества предложения сокращает эту разность (уменьшение количества предложения увеличивает ее) и, тем самым, способствует достижению равновесной цены.

Объем спроса и объем предложения А. Маршалл рассматривал как независимые переменные, от которых зависят цена спроса и цена предложения. Таким образом, он предлагал обратное расположение осей координат для графиков спроса и предложения.

Модель А. Маршалла более подходит для анализа рыночного равновесия в долгосрочном периоде.

 

Рис. 1.18. Модель формирования рыночного равновесия

А. Маршалла

3. Концепция «паутинообразной модели».

Установление равновесия на рынке может происходить в результате циклических колебаний (рис. 1.19).

Рис. 1.19. Колебания: затухающие (а), равномерные (б),

взрывные (в)

Если колебания имеют затухающий характер, то равновесие устанавливается по истечении времени Те (рис. 1.19, а).

Если колебания определяются равномерным или взрывным характером (рис. 1.19, б, в), то цена равновесия не формируется.

«Паутинообразная модель» является простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания (рис. 1.20), в результате которых формируется рыночное равновесие в отраслях с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем.

Qst=S(Pt-1), (1.9)

где Qst количество предложения в период времени t;

Pt-1 фактическая цена экономического блага в период времени, предшествующий периоду t.

Рис. 1.20. Устойчивое (а) и неустойчивое (б) равновесие

В качестве примера «паутинообразной модели» можно рассматривать современный фондовый и валютный рынки. На этих рынках спрос на товар определяется участниками рынка и зависит от текущих котировок, а предложение реагирует на цену с некоторым временным лагом. В этом случае, анализируя текущую динамику котировок, можно просчитать их будущие значения на определенном промежутке времени.

Основой рассматриваемой модели является представление о гибкости цен: если цена отклоняется от равновесного значения, то происходит ряд колебаний цен и количества товара, предлагаемого на рынке. Относительно высокая цена приводит к росту предложения, но потребители не станут покупать весь объем товара по высокой цене – производители будут вынуждены снизить цену, что может привести к оттоку производителей из отрасли и, как следствие, возникновению дефицита продукции на рынке. Это приведет к росту цен. В результате такого движения «на ощупь» на рынке устанавливается цена, которая уравновешивает спрос и предложение.

Равновесие в этой модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.

Равновесие устойчиво (рис. 1.20, а), если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса:

| dP/dQs| › | dP/dQd|. (1.10)

Равновесие неустойчиво (рис. 1.20, б), если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения:

| dP/dQs| ‹ | dP/dQd|. (1.11)

Цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия (рис. 1.21) при условии, если углы наклона кривых спроса и предложения равны:

| dP/dQs| = | dP/dQd|. (1.12)

Рис. 1.21. Индифферентная модель равновесия

4. Концепция «негибких цен».

Действие этой модели может быть объяснено в рамках кейнсианской теории, исходя из предположения, что на рынке количество продукции реагирует на неравновесие быстрее, чем цены. «Негибкость» цен выражается в том, что избыточное предложение не устраняется при снижении цены; вместо изменения цены меняется количество проданного товара.

Объяснение формирования рыночного равновесия на основе действия модели «негибких цен» позволяет сделать важный принципиальный вывод: ситуацию на рынке можно корректировать посредством изменения предложения. Речь здесь идет о способе координации рынка, состоящем в планомерном приспособлении объема предложения (производства) к объему спроса.

5. Концепция «поиска».

Эта модель показывает процесс ценообразования на рынке с точки зрения поиска субъектом рынка подходящего партнера для участия в сделке. Негибкость цен объясняется тем, что у потребителя в каждый конкретный момент времени нет точной информации о самой низкой цене на данный товар. В связи с этим обстоятельством потребитель затрачивает время на поиск нужной информации и не соглашается сразу на любое предложение производителя (продавца).

Поиск информации приносит потребителю, с одной стороны, выгоды (нахождение на рынке нужного товара при желаемом сочетании его цены и качества), а с другой стороны, потери (трансакционные издержки, связанные с поиском информации). Для производителя это оборачивается упущенным доходом.

Выгоды и потери задают оптимальный период поиска товара потребителем, в течение которого цены не гибкие, но и не абсолютно жесткие.

6. Концепция «дискриминации покупателей».

Процесс формирования равновесных цен на рынке усложняется, когда продавец имеет возможность продавать

свой товар разным покупателям по разным ценам. В этой ситуации уровень цены товара зависит от того, кому этот товар реализуется.

Такая дискриминация покупателей складывается под влиянием каких-либо особых причин (например, затруднено передвижение товара между его потребителями).

7. Концепция государственного регулирования (концепция «очереди»).

Рынок стихийно, автоматически способствует установлению равновесной цены. Механизм этого процесса А. Смит назвал механизмом «невидимой руки».

Превышение цены спроса над ценой предложения приводит к перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ и побуждают экономику к расширению их производства (в целях лучшего удовлетворения общественных потребностей). Так как равновесная цена значительно превышает издержки производства у тех производителей, затраты которых ниже средних затрат в отрасли, она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая тем самым эффективность национальной экономики.

Несовершенство общественной структуры производства оборачивается для потребителей несовершенством системы цен, которое вызывает с их стороны недовольство и создает причину для вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования, т.е. для отключения механизма рыночной координации.

На практике применяются следующие методы государственного регулирования рынка:

а) фиксация цен (установление максимальных или минимальных цен);

б) введение потоварных налогов (НДС, налог с продаж, налог с оборота, акцизный налог, таможенная пошлина и др.);

в) выделение дотаций, или субсидий.

Рассмотрим подробнее действие этих государственных мер.

Когда государство устанавливает максимальную цену («потолок цены») ниже равновесного уровня, то на рынке образуется дефицит. Когда государство устанавливает минимальную цену («субсидируемая цена») выше равновесной, то образуется излишек (рис. 1.22).

Если государственная цена находится ниже равновесной, то дефицит на рынке не ослабевает, а усиливается, причем к денежным затратам потребителя добавляются неденежные затраты – поиск товара, стояние в очередях и т.п. (рис. 1.22). Все они являются омертвелыми затратами (deadweight cost), которые не способствуют расширению производства дефицитного товара.

Если государственная цена находится выше равновесной, то необходимы дополнительные меры для ограничения предложения и увеличения спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами.

В современной рыночной экономике широкое распространение получила практика введения потоварных налогов, непосредственными плательщиками которых в бюджет являются, как правило, продавцы или производители товаров. При этом ставка потоварного налога устанавливается либо в процентах от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

 

Рис. 1.22. Затраты потребителя в условиях законодательно

установленного «потолка цен»

Проанализируем механизм воздействия государственной налоговой политики на рыночное равновесие с использованием графической модели (рис. 1.23).

Рис. 1.23. Потоварный налог, уплачиваемый

производителями

Допустим, что государство ввело налог в размере N денежных единиц на каждую товарную единицу. Это приведет к сдвигу кривой предложения S влево (вверх) на величину N до положения S1. В этом случае производители, уплатив налог, получат за свой товар ту же цену, что и до введения налога. Прежний равновесный объем QЕ они захотят продать по цене Р2 = РЕ + N, но при этой цене Q2 ‹ QЕ. В результате новое равновесие рынка после введения налога будет определяться координатами точки Е1. В условиях нового равновесия РЕ1 › РЕ; QЕ1‹ QЕ. Внешне дело обстоит так, что производители перекладывают бремя налога на потребителей. Однако особенность ситуации с введением потоварного налога заключается в том, что производителям не удается целиком переложить его на покупателей. До введения налога продавцы реализовывали каждую единицу товара по цене РЕ. После введения налога N они за каждую единицу товара, проданную по цене Р Е 1, реально получили цену Р- = (РЕ1 – N), т.к. налог они обязаны перечислять в государственный бюджет.

Таким образом, на рис. 1.23 общие поступления в госбюджет соответствуют площади прямоугольника РЕ1Е1ВР-. Часть этих поступлений, соответствующую фигуре РЕАВР-, обеспечивают производители, а оставшуюся часть – РЕ1Е1АРЕ – платят покупатели данного товара, вынужденные при введении налога переплачивать Р Е 1 – РЕ денежных единиц за каждую единицу приобретаемого товара при общем объеме покупок (спроса) QE1.

Возможна ситуация, когда потоварный налог вносится в госбюджет покупателем (рис. 1.24). Это происходит, например, при уплате госпошлины на покупку недвижимости и подобных этому платежей.

На графике происходит параллельный сдвиг вниз кривой спроса D на величину N до уровня D1.

В данном случае происходит распределение налогового бремени между покупателями и производителями.

Исходный объем товара QЕ потребители могут купить только по цене Р2, однако продавцы по этой цене могут

Рис. 1.24. Потоварный налог, уплачиваемый покупателем

предложить только Q2 единиц продукции. На рынке возникает дефицит, следствием которого станет рост цены товара до уровня РЕ1 .

В этих условиях продавцы получат за каждую единицу реализованного товара цену РЕ1, теряя при этом на каждой единице товара РЕ – РЕ1 денежных единиц. При общем объеме продаж QE1 налоговое бремя на производителя будет соответствовать площади прямоугольника РЕВЕ1 РЕ1.

Потребители в условиях потоварного налога платят за каждую единицу товара цену Р+ = РЕ1 + N и несут налоговое бремя, равное площади фигуры РЕ Р+АВ.

Итак, независимо от того, кто вносит в бюджет потоварный налог, фактически его платят и продавцы (производители) и покупатели (потребители). При введении такого налога на рынке происходит сокращение равновесного объема продаж, а также повышение равновесной цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, реально получаемой продавцами.

Пропорция, в которой общее налоговое бремя распределяется между производителями и потребителями, зависит от эластичности соответствующих функций спроса и предложения (речь об этом пойдет несколько позже).

Потоварная дотация, или субсидия, представляет собой «налог наоборот» и устанавливается либо в процентном отношении к цене товара, либо в абсолютном размере в расчете на единицу товара. Эти виды выплат от государства получают производители, а в некоторых случаях – и потребители (например, компенсация за повышение цен на отдельные товары и услуги).

Графическая модель, позволяющая проанализировать последствия введения потоварной дотации, представлена на рис. 1.25.

Рис. 1.25. Потоварная дотация, получаемая

производителями

Введение дотации в размере V денежных единиц в расчете на единицу продукции приведет к сдвигу кривой предложения S вправо вниз до положения S1. Прежний равновесный объем продаж QЕ продавцы готовы предложить по цене Р2 , что приведет к возрастанию объема спроса до величины Q2. В результате этого появится дефицит продукции на рынке, что вызовет впоследствии рост равновесной цены товара до уровня РЕ1.

Итак, производители, реализовав QЕ1 единиц товара по цене РЕ1, получат за каждую единицу продукции с учетом дотации цену Р+ = РЕ1 + V. Их выигрыш составит величину

Р+ – РЕ, что меньше всей величины дотации.

Общая сумма дотации, полученная производителями данного товара, будет соответствовать площади прямоугольника Р+АВ РЕ.

Общая сумма дотации, полученная потребителями товара, составит величину, соответствующую площади фигуры РЕВЕ1РЕ1.

Таким образом, дотация, как и налог, распределится между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями), причем то же самое произойдет, если дотация будет выплачена потребителю. Пропорциональность распределения дотации, как и в случае с налогообложением, будет определяться соотношением эластичности спроса и предложения.

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

 

В экономической практике большое значение имеет количественное измерение реакции спроса и предложения на изменение соответствующих факторов. Важная роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов рынка на изменение цены продукции принадлежит категории эластичности.

В самом общем понимании эластичность – это степень реакции одной переменной на изменение другой, определяемая как процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

При определении эластичности используются относительные показатели изменения анализируемых параметров, потому что применение абсолютных величин делает невозможным сопоставление эластичности для различных товаров.

Различают следующие виды эластичности спроса.

Эластичность спроса относительно цены (ценовая эластичность спроса) – это относительное изменение величины спроса под влиянием относительного изменения цены на 1%.

ЕpD =∆Q/Q / ∆P/P = изменение Q, % / изменение P, % (1.13)

где ЕpD – эластичность спроса по цене;

∆ Q/Q – относительное изменение спроса;

∆ P/P – относительное изменение цены.

Для преодоления несоответствия математической и экономической трактовок коэффициентов эластичности в целях обеспечения сравнительного анализа в расчете используют модульные значения показателей.

Формула 1.13 может быть раскрыта математически:

. (1.14)

Для аналитически заданной функции спроса QD = fD(P) коэффициент эластичности спроса по цене может быть рассчитан с помощью производной по следующей формуле:

(1.15)

С учетом определения производной получим

. (1.16)

Рассмотрим пример. Дана функция спроса QD = 100–5P. Требуется определить коэффициент эластичности спроса по цене при Р=10 у. д.е.

Решение.

Объем спроса при цене 10 у.д.е. составит 50 шт. товара, тогда

. (1.17)

Модульное значение полученного результата будет положительным: ЕD=1.

Для линейной зависимости QD = a – b формула для расчета коэффициента эластичности спроса по цене в обобщенном виде может быть записана следующим образом:

. (1.18)

Цена, соответствующая точке единичной эластичности (ЕD=–1), в этом случае будет определяться по формуле

. (1.19)

Выделяют следующие типы ценовой эластичности с проса (рис. 1.26):

а) эластичный спрос;

б) неэластичный спрос;

в) спрос с единичной эластичностью;

г) совершенно эластичный спрос;

д) совершенно неэластичный спрос.

Спрос на товар считается эластичным (|Ер| > 1), если при изменении цены товара на 1% величина спроса изменяется более чем на 1%.

Спрос на товар считается неэластичным (|Ер| ‹ 1), если при изменении цены товара на 1% величина спроса изменяется менее чем на 1%.

Спрос с единичной эластичностью (|Ер| = 1) характеризует ситуацию, когда при изменении цены на 1% величина спроса изменяется также на 1%. Такой спрос называют единичным (или унитарным). Для кривой спроса с единичной эластичностью характерно, что выручка PQ = const, т.е. потребитель тратит на данный товар одинаковое количество денег независимо от его цены. Подобными характеристиками обладает, например, такой товар, как жилье: на любые изме-

 

Рис. 1.26. Типы ценовой эластичности спроса:

а – эластичный спрос; б – неэластичный спрос;

в – единичная эластичность; г – совершенно эластичный спрос;

д – совершенно неэластичный спрос

нения цен на жилье потребители реагируют приблизительно такими же по величине, но обратными по знаку изменениями в количестве нанимаемой или покупаемой жилой площади.

Совершенно эластичным считается спрос, когда количество спроса изменяется при самых незначительных изменениях цены (|Ер| = ∞). Кривая спроса в данном случае имеет горизонтальный вид.

Спрос совершенно неэластичен (|Ер| = 0), когда количество спроса не изменяется при любом изменении цены. Кривая спроса в этом случае вертикальна.

Факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса:

а) степень необходимости данного товара для потребителя: товары первой необходимости (например, основные продукты питания) имеют слабую эластичность по цене (|Ер| < 1), а предметы роскоши, наоборот, более чувствительны к повышению цены (Ep| > l);

б) наличие заменителей (субститутов): чем больше у данного товара заменителей, тем выше эластичность спросана него (при повышении цены товара потребитель предпочтет купить более дешевый товар–заменитель), а если нет товаров-заменителей, то спрос будет неэластичный;

в) удельный вес расходов на товар в бюджете потребителя: при прочих равных условиях чем большее место занимает товар в общих расходах потребителя, тем выше эластичность спроса на него (повышение цен на подобные товары приводит к существенному сокращению спроса на них), и наоборот, чем меньше доля расходов на товар в бюджете потребителя, тем ниже эластичность спроса (например, объем спроса на спички не изменяется даже при многократном росте цен на них);

г) период времени для принятия потребителем решения о совершении покупки: в кратчайшем (мгновенном) периоде спрос будет совершенно неэластичным, в краткосрочном периоде – эластичным, в долгосрочном периоде – абсолютно эластичным.

Точечная эластичность представляет собой расчет эластичности в одной точке кривой спроса. Она может быть определена графически, если провести касательную к кривой спроса (рис. 1.27).

Наклон кривой спроса в любой точке определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона:

EDp=(|∆Q/Q|)/∆P/P= – (∆Q/P)(P/Q). (1.20)

Формула точечной эластичности используется при небольших изменениях анализируемых величин (менее 5% от исходных значений). В нее могут быть проставлены либо начальные значения Ро и Qо, либо конечные – Р1 и Q1. Обычно используют начальные значения цены и количества спроса, чтобы иметь возможность сравнить несколько вариантов изменений при принятии экономических решений.

Точечная эластичность рассчитывается в одной точке кривой спроса. Величина ∆Q/∆P является постоянной вдоль всей линии спроса (прямолинейная зависимость). Если кривая спроса не является прямой линией, расчет эластичности не свободен от неточностей.

При использовании общепринятого способа вычисления процентного отношения (исходное значение переменной – в знаменателе, а изменение ее значения – в числителе) одинаковое количественное изменение переменной в разных направлениях дает разное процентное отношение.

 

Рис. 1.27. Точечная эластичность

Например, если величина спроса составляла первоначально 200 у.д. е., а затем уменьшилась на 50 у.д.е., то спрос уменьшился на 25 % (50:200х100 %). Если спрос увеличился со 150 у.д.е. до 200 у.д.е., то спрос увеличился на 33 % (50:150х100 %).

Дуговая эластичность это показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором участке D1D2 (рис. 1.28).

Эластичность линейной функции спроса изменяется от «0» (в точке D1) до «∞» ( в точке D2). Это арифметически объясняется тем, что в левом верхнем углу графика процентное изменение количества спроса велико; каждый шаг в процентном отношении означает существнное изменение. Наоборот, процентное изменение цены невелико, т.к. база, с которой осуществляется сравнение, относительно высока. Поэтому первоначально EpD > 1, а в правом нижнем углу EpD ‹1.

Рис. 1.28. Свойства эластичности

Расчет дуговой эластичности произведится по формуле

(1.20)

Расчет дуговой эластичности следует производить, когда анализируемые изменения оказываются значительными (более 5 % от исходных значений). В основе расчета лежит определение средней точки интервала (в знаменателе дроби), в котором происходит изменение. Используя цыфры из приведенного выше примера, рассчитаем значение средней точки интервала величины спроса. Она будет равна 175 у.д.е. ((150 + 200):2). Если эту величину использовать в качестве знаменателя, то изменение количества спроса как вверх, так и вниз на 50 у.д.е. составит 28,6 %.

Перекрестная эластичность спроса – это изменение объема спроса на одно благо относительно изменения цены на другое благо:

(1.21)

или

ЕУХ=dQY/dPXxPX/QY (1.22)

Если EУХ > 0, то мы имеем дело с взаимозаменяемыми благами (субститутами), а если EУХ‹0 – с взаимодополняемыми. Чем больше эластичность спроса на благо А, тем выше степень заменяемости благ, и наоборот, чем меньше эластичность спроса, тем больше взаимодополняемость благ.Крайние ситуации перекрестной эластичности возникают, когда EУХ = + ∞ ( мы имеем дело с товарами – совершенными субститутами) и EУХ = – ∞ (речь идет о жесткой взаимодополняемости товаров).

Эластичность спроса относительно дохода характеризует относительное изменение величины спроса на товар при относительном изменении дохода потребителя.

Она рассчитывается следующим образом:

. (1.23)

(1.24)

Числовое значение коэффициента эластичности по доходу связано с понятием товаров высшей категории (нормальных товаров) и товаров низшей категории.

Для товаров высшей категории повышение дохода потребителя приводит к повышению спроса на них. Поскольку в этом случае доход потребителя и спрос изменяются в одном направлении, постольку эластичность спроса по доходу на нормальные товары является положительной. При этом товары повседневного пользования имеют, как правило, малую положительную эластичность по доходу, т.к. они необходимы потребителю ежедневно и обладают достаточно высоким качеством, чтобы не быть заменяемыми. Предметы роскоши и дорогостоящие товары длительного пользования имеют высокую эластичность по доходу, т.к. с ростом благосостояния потребителя спрос на них существенно возрастает.

Для товаров низшей категории увеличение дохода потребителя приводит к сокращению спроса на них. Поскольку в ситуации с данными товарами доход и спрос изменяются в разных направлениях, постольк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.012 с.)