ЦЕНА И ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЦЕНА И ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ



В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ

КОНКУРЕНЦИИ

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, когда на рынке хозяйствует относительно большое число фирм, каждая из которых предлагает похожую (но не идентичную) продукцию, не может учесть поведение остальных участников рынка и самостоятельно выстраивает ценовую политику.

Основные характеристики монополистической конкуренции.

1. Относительно большое число (20–70) небольших фирм в отрасли, в результате чего

а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой продукции;

б) практически невозможен между производителями отрасли тайный сговор, т.е. согласованные действия фирм в целях ограничения объема производства и искусственного повышения цен;

в) отсутствует взаимная зависимость между производителями, поэтому они определяют свою ценовую политику без учета возможной реакции со стороны конкурирующих фирм.

2. Дифференциация продукта (т.е. фирмы выпускают разновидности продукта), которая может выступать в различных формах:

а) дифференциация продукта по качественным параметрам (по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы, технологии изготовления и т.п.);

б) дифференциация услуг и условий, связанных с продажей товара (услуги по доставке товара непосредственному потребителю, по послепродажному обслуживанию, репутация фирмы по качеству обслуживания потребителей или обмену ее товаров, наличие кредита и т.п.);

в) дифференциация на основе размещения и доступности продукции (мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания, расположение их на наиболее оживленных улицах, установление режима работы, равного 24 часам в сутки и т.п.);

г) дифференциация на основе мнимых различий продукта, созданных посредством рекламы, использования торговых знаков и торговых марок, применения особой упаковки товара.

3. Преобладание неценовой конкуренции (качество товара, реклама, условия продажи и послепродажного обслуживания, акцент на торговые знаки и фабричные клейма и т.п.).

4. Отсутствие высоких барьеров вступления в отрасль, когда не наблюдаются какие-либо ограничения (ограничениями могут быть торговые знаки, марки, клейма, а также патенты и лицензии на продукцию, однако в отличие от чистой монополии они не носят исключительного характера, т.к. относятся к товарам-субститутам).

Рассмотрим далее процесс формирования цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции, при которой графическое изображение кривой спроса (Dm) имеет небольшой отрицательный наклон (рис. 6.6). Это означает, что спрос на продукцию менее эластичен, чем при соверешнной конкуренции (кривая Dc), но более эластичен, чем при чистой монополии. Степень эластичности спроса в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и от степени дифференциации товара (услуг), что находит отражение в дифференциации цены (постоянный потребитель того или иного товара или услуги не сразу откажется от его приобретения даже при небольшом росте цены на него).

Рис. 6.6. Монополистическая конкуренция

Отрицательный наклон кривой спроса Dm (рис. 6.6) означает, что в условиях монополистической конкуренции объем производства Qm по цене Pm меньше, чем в условиях чистой конкуренции (Qс по цене Pс).

В краткосрочном периоде монополистической конкуренции фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, в которой фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что в эту отрасль устремляются другие фирмы. В результате в долгосрочном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции, когда у фирмы нет ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Итак, в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена – выше. Из этого можно сделать вывод, что рыночная модель монополистической конкуренции (Р›МС) менее эффективна, чем совершенной (Р=МС). Этот вывод показан на рис. 6.7.

Рис. 6.7. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Из рис. 6.7 видно, что Pm›АСmin (при соверешенной конкуренции Рс=АС). Это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей. Причиной этих избыточных мощностей является дифференциация продукции. Из графика видно, что чем выше угол наклона кривой спроса, тем значение объема производства сдвигается дальше (влево) от оптимальных размеров, которые достигаются в точке AСmin. Однако чем глубже дифференциация продукции, тем в большей степени удовлетворяются потребности, вкусы и предпочтения потребителей.

Под влиянием научно-технического прогресса стремительно увеличивается количество разнообразных товаров и услуг, предлагаемых потребителю; важную роль в их продвижении на рынок играет реклама, обеспечивающая приспособление потребительского спроса к новому продукту.

На рис. 6.8 показано в графическом виде влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки фирмы.

Рис. 6.8. Влияние рекламы на объем производства

и средние совокупные издержки фирмы

Первоначальные издержки фирмы обозначены АС1, а объем продаваемой продукции Q1. В результате успешной рекламной акции объем продаж расширился до величины Q2. При этом возможно снижение средних издержек производства в результате экономии от масштаба производства, превышающей расходы по рекламе (АС2‹АС1).

Если рекламная акция по продвижению товара на рынок окажется неудачной и не приведет к увеличению объема продаж, то тот же объем продукции (Q3=Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3›АС1), которая возросла на величину издержек, связанных с проведением рекламной кампании.

 

ЦЕНА И ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА

ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой небольшое число крупных фирм производят основную долю продукции данной отрасли, вход в которую новых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии.

1. Небольшое число (обычно 6–8, не превышает 10) крупных фирм в отрасли (например, автомобильная, сталелитейная промышленность, производство сложной бытовой техники и др., для которых присуща высокая степень концентрации производства). При этом классической (жесткой) олигополией считается такая олигополия, в которой доминируют 3–4 фирмы, а аморфной (мягкой) – в которой основную долю продукции производят 6–8 фирм.

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль других фирм, а именно:

а) эффект масштаба (экономия на масштабе производства);

б) патентная монополия;

в) монополия контроля над редкими источниками сырья;

г) естественно сложившиеся или искусственно созданные запреты на рекламные расходы в отраслях, производящих сигареты, алкогольные и прохладительные напитки, в некоторых сферах развлечений или в шоу-бизнесе.

3. Всеобщая взаимозависимость, при которой каждая из фирм в отрасли при формировании своей ценовой политики вынуждена учитывать реакцию конкурентов. Эта взаимозависимость проявляется и при обострении конкурентной борьбы, и при достижении договоренности с конкурентами (тайный сговор), когда складывается тенденция монополизации отрасли.

В условиях олигополистической рыночной структуры возможны два основных варианта поведения фирмы: некооперативный и кооперативный.

Рассмотрим простейший частный случай олигополии – дуополию, когда в отрасли существуют только два производителя продукции. Сделаем предположение, что рынок поделен между ними поровну, т.е. каждая фирма производит половину продукции, их средние издержки постоянны и равны между собой и первоначальные цены также равны.

Если фирмы считают, что снижение цены на продукцию позволит им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война (рис. 6.9).

Ценовая война – это цикл постепенного снижения сложившегося в отрасли уровня цен на продукцию в целях вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Рис. 6.9. Ценовая война в условиях дуополии

Однако следует иметь в виду, что снижение цены в период ценовой войны имеет свои пределы. В нашем примере снижение цены на товар будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек МС. Поскольку мы приняли условие, что средние издержки постоянны, то Р=МС=АС.

В точке В на рис. 6.9 установится равновесие, потому что ни одна фирма в отрасли не сможет более снизить цену, не понеся убытки. Цена станет такой же, как при совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате ценовой войны будет иметь нулевое значение. При проведении фирмами ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители.

В настоящее время ценовые войны бывают редко, а обострение конкуренции чаще приводит к соглашениям, учитывающим поведение конкурентов. При достижении такого соглашения общий объем производства в олигополистической структре будет меньше, чем при конкурентном равновесии.

В экономической литературе приводятся различные интерпретации дуополии – это модели Курно, Бертрана, Эджуорта, Штакельберга. В настоящее время все большее значение для анализа олигополии получает теория игр, исследующая математическими методами поведение участников рынка в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.

Наиболее известными из применяемых на практике являются пример некооперативной игры с нулевой суммой – модель Курно и с ненулевой суммой – «дилемма заключенного».

В условиях высокой степени рыночной неопределенности фирмы-олигополисты выбирают один из трех типов поведения:

1. игнорирование конкурентов – поведение как при соверешенной конкуренции;

2. предвидение и учет реакции конкурентов при выработке ценовой политики;

3. тайный сговор с фирмами-конкурентами (в предельном случае он сводится к чистой монополии).

В реальной действительности могут встречаться все три варианта рыночного поведения олигополиста. Так, руководство фирмы обычно принимает множество решений, и оно не в состоянии просчитать реакцию конкурентов на каждое свое действие. В связи с этим все вопросы, касающиеся тактики поведения фирмы, принимаются ею самостоятельно, а касающиеся стратегии – с учетом взаимоотношений с конкурентами.

Изучение процесса ценообразования в условиях олигополии может осуществляться с использованием теории игр (о чем было сказано ранее), а также посредством анализа модели ломаной кривой спроса.

Допустим, что на отраслевом рынке конкурируют три фирмы – X, Y, Z. Проанализируем реакцию фирм Y и Z на поведение фирмы Х.

Возможны 2 варианта поведения фирмы Х:

а) фирма повышает цену на свою продукцию;

б) фирма понижает цену на продукцию.

Рассмотрим график ломаной кривой спроса (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Ломаная кривая спроса

Если фирма Х повышает цену на товар выше Р0 (рис. 6.3.2, а), то спрос на него будет изображать кривая D1, расположенная выше линии Р0А. Фирмы-конкуренты Y и Z не будут за ней следовать, поэтому цены на их продукцию или останутся неизменными, или вырастут в меньшей степени, как показывает кривая D2 выше линии РоА.

Если фирма Х уменьшит цену на свою продукцию ниже Р0, то фирмы Y и Z будут следовать за ней, что показывает кривая D1, расположенная ниже линии Р0А.

В результате получается ломаная кривая спроса D2AD1, высокоэластичная на участке выше уровня текущей цены Р0 и малоэластичная ниже ее (рис. 6.10). При этом кривая предельного дохода является прерывной линией и состоит из двух участков – MR2 выше точки В и MR1 ниже точки С.

Рассмотренная модель ломаной кривой спроса объясняет относительную негибкость цен в условиях олигополии (любое изменение цен одной из фирм в отрасли ухудшает ее положение из-за возникающей опасности захвата рынка конкурентами), но не дает возможности определить первоначальный уровень цен и механизм их повышения. Последнее легче объяснить картельным соглашением или тайным сговором олигополистов.

Картель предполагает кооперативное поведение олигополистов и выступает в виде объединения в отрасли фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов производства таким образом, чтобы каждый из учасников получил не меньше того, на что он мог рассчитывать при объединении против него всех его конкурентов. Совместная стратегия фирм в рамках картеля выражается в установлении квот для каждой фирмы и контроля за их неукоснительным соблюдением; в противном случае картель распадется. Установление единых монопольных цен повышает доход всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.

Тайный сговор олигополистов представляет собой преследуемую законом негласную договоренность о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции. При достижении тайного сговора между фирмами олигполия вырождается в чистую монополию, и кривые спроса на продукцию всех фирм отрасли сливаются в одну кривую (см. рис. 6.11).

Объем продаж обозначается точкой В, где MR=МС. Проекция этой точки на кривую спроса D – точка А позволяет определить монопольную цену Ро и экономическую прибыль – площадь прямоугольника РоАСN.

В реальности тайный сговор не может существовать длительное время по ряду причин, основными среди которых являются:

а) обострение конкуренции из-за вступления в отрасль новых производителей, которых привлекает высокий уровень прибыли в отрасли;

б) мошенничество участвующих в сговоре фирм, которые в обход

соглашения осуществляют тайные продажи продукции на льготных условиях;

в) наличие в странах антимонопольного законодательства, препятствующего тайному сговору. Могут быть и иные причины.

В связи с этим в современных условиях чаще встречаются не оформленные соглашения типа картеля, а тайный сговор в виде лидерства в ценах, когда лидер отрасли – самая крупная или самая технически оснащенная фирма заблаговременно информирует конкурентов (например, через отраслевой журнал) о предстоящем изменении цен с целью сделать его общеприемлемым. В результате установления в отрасли такой модели норма прибыли в ней будет не максимальной, но выше средней.

 

Рис. 6.11. Максимизация прибыли при тайном сговоре

Ценообразование в условиях олигополии часто осуществляется по принципу «издержки плюс»:

Р = AVC (1+k) = AVC + k AVC = AVC + AFC + π , (6.1)

где k – принятый коэффициент процентной надбавки.

Формирование цены на олигополистическом рынке по методу «издержки плюс» показано схематично на рис. 6.12.

Рис. 6.12. Цена по методу «издержки плюс»

Сначала планируются издержки на единицу продукции с учетом неполной загрузки производственных мощностей на уровне 75 – 80 %, чтобы иметь возможность смягчить изменения рыночной конъюнктуры. Затем к средним переменным издержкам добавляется процентная надбавка, которая включает в себя средние постоянные издержки и нормальную прибыль.

Величина надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем ниже надбавка, и наоборот.

 

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ

МОНОПСОНИИ И ДВУСТОРОННЕЙ

МОНОПОЛИИ

Монополия со стороны покупателя получила название монопсонии.

Монопсонист заинтересован в приобретении товаров по наиболее низким ценам. Такая рыночная ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает государство, для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, навязывающих фермерам монопольно низкие заготовительные цены на их продукцию, для градообразующих предприятий, диктующих условия и цену рабочей силы на локальных рынках труда.

Максимизация прибыли фирмы-монопсониста, обеспечивающая ее равновесие, достигается при универсальном условии: МR=МС (рис. 6.13).

Если наклон кривой предложения монопсониста положителен, то кривая предельных издержек проходит вышее кривой предложения. Используя свою власть на рынке, фирма-монопсонист сокращает объем закупок с Qe до Qм, что приведет к снижению рыночной цены с Ре до Рм. В результате затраты монопсониста на покупку ресурсов будут ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

Рис. 6.13. Модель монопсонии

Двустороння монополия – это рыночная структура, при которой монополисту (единственному продавцу) противостоит монопсонист (единственный покупатель).

Для анализа этой структуры нужно воспользоваться картой кривых безразличия. На оси абсцисс отложим количество товаров, а на оси ординат – суммы денег для оплаты покупок (рис. 6.14).

На графике кривые безразличия будут тождественны кривым постоянной прибыльности.

Аналогично построим карты кривых безразличия постоянной прибыльности для продавца. Теперь наложим карты продавца и покупателя друг на друга в зеркальном отражении так, чтобы система координат покупателя начиналась в левом нижнем углу, а продавца – в правом верхнем (рис. 6.15).

 

Рис. 6.14. Карта кривых безразличия фирмы-монопсониста

На рис. 6.15 мы получили график, называемый «коробкой Эджуорта». Каждый участник рынка заинтересован в переходе с кривой безразличия низшего порядка на кривую высшего порядка.

Покупателю выгодно двигаться вправо вверх, т.е. от кривой С1 (от англ. customer – покупатель) к кривым С2, С3 и т.д.

Продавцу выгодно двигаться влево вниз, т.е. от кривой S1 (от англ. supplier – продавец) к кривым S2, S3, S4 и т.д. Точка Т1 представляет ситуацию, максимально благоприятную для продавца и невыгодную для покупателя. В точке Т2 положение покупателя улучшается, а продавца – ухудшается. В точке Т4 ситуация максимально благоприятна для покупателя и невыгодна для продавца.

 

Рис. 6.15. Двустороння монополия

Областью допустимых решений является заштрихованная фигура, ограниченная кривыми С1 и S1.

Оптимальные решения будут находиться на кривой сделок ТТ/ (от англ. transaction – сделка), проведенной через точки Т1, Т2, Т3, Т4, которые являются точками касания кривых С и S.

Любое перемещение вдоль кривой сделок ТТ/ означает выигрыш одной стороны и потерю другой. В результате на практике проблема двусторонней монополии не имеет однозначного решения; побеждает сильнейший.

Основные понятия: формы несовершенной конкуренции, чистая монополия,монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия,олигопсония, двустороння монополия, цена и объем производства в отрасли при тайном сговоре,цена по методу «издержки плюс», «коробка Эджуорта».

 

 

Вопросы и задания

 

1. Как и почему кривая спроса на продукцию чистой монополии отличается от кривой спроса на продукцию конкурентной фирмы и какое значение имеет это различие?

2. Объясните существо дилеммы регулирования.

3. Оцените общественную значимость предложения о разрешении естественной монополии определять самостоятельно объем выпуска продукции и цену на нее, максимизирующие прибыль, а затем государству изымать часть прибыли посредством налогов и распределять эти налоговые суммы потребителям пропорционально их покупкам у монополии.

4. Критически оцените следующие утверждения:

а) в отраслях с монополистической конкуренцией экономические прибыли в долгосрочном периоде исчезают в результате конкуренции, поэтому нет основания для критики поведения и эффективности таких отраслей;

б) монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде приводит к монополистической цене, а не к монополистическим прибылям.

5. Сравните эластичность кривой спроса производителя на ресурсы в условиях монополистической конкуренции с кривой спроса производителя в условиях чистой конкуренции и чистой монополии и объясните результаты такого сравнения.

6. При прочих равных условиях могли бы Вы утверждать, что всеобщая взаимозависимость в олигополии изменится прямо пропорционально или обратно пропорционально степени дифференциации продукта; числу фирм в отрасли и почему?

7. Объясните, как лидерство в ценах могло бы осуществляться и развиваться в олигополистической отрасли и является ли ценообразование по принципу «издержки плюс» совместимым с тайным сговором?

8. Назовите условия, при которых результаты деятельности чистой монополии по цене и объему производства могли бы быть лучше, с точки зрения общества, чем при олигополии.

9. Сформулируйте причины, по которым олигополисты обычно не занимаются конкуренцией, связанной со снижением цен на продукцию.

10. Выявите особенности поведения олигополистической отрасли и проанализируйте реакцию отечественных производителей автомобилей на усиливающуюся иностранную конкуренцию.

Глава седьмая

РЫНОК РЕСУРСОВ И

ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

7.1. Рынок ресурсов: общий анализ

7.2. Рынок труда и заработная плата.

7.3. Распределение доходов в обществе.

7.4. Рынок капитала и процент.

7.5. Рынок земли и земельная рента.

 

7.1. РЫНОК РЕСУРСОВ:

ОБЩИЙ АНАЛИЗ

Рынок ресурсов представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков – рынка труда, рынка земли, рынка капитала и рынка предпринимательских способностей.

Рынок ресурсов (факторов производства) формируется под влиянием рынка потребительских товаров и услуг, и поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос, а предложение ресурсов как производное предложение.

Общий анализ рынка ресурсов может быть проведен с использованием теории факторов производства, в соответствии с которой производитель достигает равновесия при максимизации объема производства. Это возможно при максимально эффективном использовании ресурсов, что напрямую связано с соблюдением предприятием двух правил: правила наименьших издержек и правила максимизации прибыли.

Правило наименьших издержек: издержки предприятия минимизируются в том случае, когда последний рубль (или любая другая денежная единица), затраченный на приобретение каждого ресурса, дает одинаковую отдачу, т.е. приносит одинаковый предельный доход.

Это правило применимо для любого количества ресурсов (факторов производства) и может быть записано с использованием математического аппарата следующим образом:

MRхP1/P1 = MRхP2/P2 = … =MRхPn/Pn = γ, (7.1)

где MR – предельный продукт;

Р – цена ресурса (фактора производства);

MRхP/P – взвешенная предельная производительность ресурса;

N – количество ресурсов;

γ – предельная производительность денег.

Для достижения равновесия производитель будет перераспределять ресурсы до тех пор, пока их взвешенные предельные производительности не станут равными друг другу. Когда отдача всех ресурсов одинакова, проблема их переспреления для предприятия является решенной, т.к. уже нет ресурсов, которые приносили бы больший доход по сравнению с другими. В этом положении равновесия производителя достигается оптимальная комбинация ресурсов, обеспечивающая максимизацию объема производства продукции.

Правило максимизации прибыли: предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, т.е. каждый ресурс должен использоваться до тех пор, когда его предельный продукт в денежном выражении станет равен его цене, иными словами, когда предельная производительность ресурса в денежном выражении будет не ниже его цены: MRPi ≥ Pi.

В связи с этим согласно теории предельной производительности каждому фактору производства вменяется тот доход, который он создает.

Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек:

MRхP1/P1 = MRхP2/P2 = … = MRхPn/Pn = 1 (7.2)

или

MRхPi = Pi, (7.3)

где i = 1, 2, …, n.

Распределение ресурсов в экономике подчиняется разным законам распределения и характеризуется неравенством: каждый фактор оплачивается по-разному (труд – заработной платой, земля – рентой, капитал – прибылью, предпринимательские способности – нормальной прибылью).

Общий подход теории факторов производства можно конкретизировать применительно к рынку каждого фактора – к рынку труда, рынку капитала и рынку земли.

Так, предельная доходность труда, используемого на предприятии, будет выражена математически следующим образом:

MRPL = MR x MPL , (7.4)

где MRPL – предельная доходность труда;

MR – предельный доход;

MPL – предельный продукт труда.

В условиях совершенной конкуренции MR = P. Если фирма максимизирует прибыль, то она нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность их труда не станет равной их заработной плате: MRPL = W, или, иными словами, до тех пор, пока предельный доход от использования фактора (рабочей силы) не будет равен издержкам (зарплате), связанным с его покупкой.

Это можно записать так:

W = PxMPL, (7.5)

MPL =W/Р, (7.6)

где W – номинальная заработная плата;

Р – цена продукции;

W/Р – реальная заработная плата.

Таким образом, мы получаем, что

MRxMPL = W. (7.7)

Аналогичным способом выведем уравнение для капитала и земли как факторов производства:

MRxMPK = rK , (7.8)

где rK – рентная оценка капитала, и

MRxMPt = rt , (7.9)

где rt – рентная оценка земли.

Теперь найдем предельный доход каждого ресурса:

MRL = W/MPL; (7.10)

MRК = rК/MPК ; (7.11)

MRt = rt/MPt. (7.12)

При условии минимизации издержек предельный доходод от всех ресурсов должен быть одинаковым:

MR = MRL = MRК = MRt (7.13)

или

MR = W/MPL = rК/MPК = rt/MPt (7.14)



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.015 с.)