Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и общенаучные методы познания↑ Стр 1 из 62Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ Первое в Беларуси учебное пособие по курсу «Микроэкономика» было издано в 1994 году и принадлежало автору этих строк. Во второй половине 90-х гг. книга была широко апробирована в учебном процессе и положительно воспринята студентами и преподавателями вузов, техникумов и только создаваемых колледжей. Данная книга представляет собой второе издание — дополненное и принципиально переработанное, входит в единый авторский комплекс учебных пособий по фундаментальному курсу «Экономическая теория», который в свою очередь состоит из 3-х взаимосвязанных частей: Часть 1. Основы. Вводный курс (2002 г.). Часть 2. Микроэкономика (2003 г.) Часть 3. Макроэкономика (2004 г.). Учебное пособие подготовлено одним автором. Во-первых, что позволило последовательно использовать более чем 25-летний собственный опыт работы в студенческой аудитории, представить излагаемый материал в едином стиле. Во-вторых, автор широко опирался на собственные научные исследования национальной экономики Беларуси, используя в качестве теоретической основы при подготовке данного учебного пособия в том числе и труды известных западных и отечественных экономистов. Изучение фундаментальной экономической теории не яв-ляется легкой прогулкой по весеннему саду. Это — тяжелый и весьма ответственный труд. Главной особенностью данно-i о учебного пособия является углубленное и расширенное изложение курса «Микроэкономики». Такой подход рассчитан на тот круг читателей, кто с должной ответственностью относится к учебе и стремится получить системные и полные экономические знания. Помимо подготовки к семинарским занятиям и экзаменам представленный материал можно использовать при выполнении контрольных заданий, написании рефератов, докладов и курсовых работ. Краткий обзор структуры. По структуре представленная работа соответствует типовой программе курса «Экономическая теория», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь для студентов экономических специальностей вузов. Параллельно автор, стремясь облегчить поиск истины, вносит некоторые изменения и уточнения. Такие уточнения направлены прежде всего на повышение практической значимости излагаемых теоретических положений с учетом опыта практической и аналитической работы, коюрый был приобретен автором за годы работы в правительстве Беларуси в должности руководителя группы советников Премьер-министра Республики Беларусь. Учебный материал разбит на 6 разделов При этом особое место занимает глава 1, где излагаются теоретические и методологические основы современной микроэкономики. Данная глава имеет особое значение для тех студентов, которые приступают к изучению вузовского курса «Микроэкономики» после окончания техникума или на основе первого высшего образования, минуя вводный курс основ «Экономической теории». В первом разделе (глава 2-4) подробно излагается теория спроса и предложения с позиций закономерностей функционирования конкурентного рынка. В качестве своеобразного дополнения рассматривается теория потребительского выбора. Во втором разделе (глава 5 и 6) излагаются основы теории производства фирмы. Предприятие предстает как хозяйствующий субъект. Выделены организационно-правовые формы современных белорусских предприятий, экономическое содержание коммерческого и хозяйственного расчета, исследуется производственная функция и капитал предприятия. В третьем разделе (глава 7 и 8) исследуется порядок формирования издержек производства (себестоимости), дохода и прибыли предпринимательской фирмы, проблемы рентабельности и банкротства. В четвертом разделе (глава 9) анализируются закономерности функционирования рынка несовершенной конкуренции, включая чистую монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию. В пятом разделе (глава 10-13) в центре внимания оказывается рынок факторов производства — труд, земля и капитал. В шестом разделе (глава 14) излагаются теоретические основы современного микрорегулирования, включая совершенствование внутренней среды функционирования предприятия, а также экономическое самоуправление и государственное регулирование. Характеристика содержания. Не секрет, что на данный момент определились два основных подхода в изложении основ теории микроэкономики. Первый подход определен открытым доминированием концепций курса «Экономикса», своеобразным увлечением эконометрикой. В итоге приходится считаться с весьма не обоснованным доминированием в учебном материале абстрактных моделей, формул, математических выкладок и т. п. Второй подход связан с развитием теории национальной экономики и характеризуется последовательным анализом реальной действительности. Отличительной особенностью данного пособия выступает стремление автора соединить социально-экономический и функциональный анализ. Поэтому на первое место автор выдвигает реальные экономические отношения и интересы, экономическое поведение хозяйствующего субъекта. Что касается графиков и формул, то они используются лишь как иллюстрация теоретических положений, а не как основное средство доказательства. Экономическая теория порождена практикой. Она же требует от экономиста точности суждений, четкости мышления и выработки продуманных рекомендаций. Те учителя, которых мы сегодня с благодарностью вспоминаем, учили нас именно этому. Поэтому и в данном учебнике особое внимание уделено усвоению основных принципов функционирования современной экономики. Для этого приведены строгие определения экономических категорий, сделаны четкие выводы, выделяются факторы эконо- мического развития, обозначаются альтернативные подходы и исключения из правил. Систематизация учебного материала. Особое внимание уделено систематизации материала. Так, каждая глава имеет план и специальное введение. Когда с ним знакомиться — решит сам читатель. Подскажу лишь, что данный материал можно рассматривать и как предварительную постановку вопросов, которые затем рассматриваются в соответствующей главе, и как систематизированные выводы. Ознакомление с такими краткими выводами особенно ценно, когда при остром дефиците времени необходимо быстро повторить материал, например, непосредственно перед экзаменом или зачетом. Внутри главы каждый параграф с помощью опорных знаков (подзаголовков) разбит на составные части, которые в тексте выделены жирным шрифтом. Кроме того, внутри каждого подраздела (опорного знака) курсивом выделены ключевые слова, определения, а также основные выводы. Курсив выполняет роль дополнительных опорных знаков. Опыт работы со студентами показывает, что такой простой прием помогает быстрее запомнить структуру изложения материала. Более мелким шрифтом в тексте приведен материал, который при повторном чтении можно спокойно опустить Здесь, как правило, содержатся некоторые комментарии, сравнения и в целом дополнительный материал. Усвоение теоретических положений призваны облегчить используемые схемы, рисунки, графики, таблицы и другой иллюстративный материал. Такой материал в «пошаговом режиме» максимально привязан к тексту. Первая цифра, которая в тексте указана в круглых скобках (например, 43; или 42, стр.12 и т. д.), соответствует порядковому номеру списка литературы, который приведен в конце книги. Так же, как и ранее, автор намерен учесть в дальнейшей работе все замечания и пожелания своих читателей. Заранее благодарю за сотрудничество. Искренне желаю всем удачи и благополучия. Берегите себя. И. Лемешевский. Минск, 24 мая 2003 г. e-mail: lembyekonom@yahoo.com ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОВРЕМЕННОЙ МИКРОЭКОНОМИКИ 1.1.Микроэкономика как составная часть 1.2. Предмет и объекты исследования современной РАЗДЕЛ 1 ГЛАВА 2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ 2.1 Содержание рыночного спроса. Закон спроса 2.2. Эластичность спроса и его значение для 2.3. Изменение экономических условий 2.4. Рыночное предложение и его детерминанты. 2.5. Эластичность предложения. Сдвиг кривой Концепция спроса и предложения, раскрывая основные закономерности формирования рыночных цен и достижения рыночного равновесия, занимает центральное место в современной фундаментальной экономической теории. Спрос воспринимается как желание покупателя иметь доступ к потреблению конкретного экономического блага, как готовность потратить на эти цели определенную сумму денег. Зависимость объема спроса от соответствующих факторов выражает функция спроса. В качестве ведущего фактора спроса признается цена. В условиях формирующегося конкурентного рынка чем ниже цена на экономическое благо, тем выше спрос на него. При анализе величины спроса следует различать индивидуальный и совокупный рыночный спрос. В реальной действительности закон спроса не имеет абсолютного значения. Всегда приходится учитывать ряд особых моментов, включая специфику товара, поведение отдельных групп покупателей. В данном ас- пекте выделяются парадокс Гиффмена, эффект Веблена, а также бегство от денег, «эффект вагона» и др. Приходится говорить о функциональном и нефункциональном спросе. Степень зависимости объема спроса от конкретного фактора отражает коэффициент эластичности. В качестве универсального показателя эластичности признается зависимость объема спроса от уровня цены. В качестве критерия разграничения эластичности спроса принимается коэффициент единичной эластичности. С учетом количественного значения эластичности принято выделять эластичный, неэластичный и совершенно эластичный спрос. Практика хозяйствования показывает, что эластичность спроса по цене у разных товаров неодинаковая. Среди основных факторов, оказывающих воздействие на эластичность спроса по цене, следует выделить наличие товаров-заменителей, возможность альтернативности использования экономического блага, специфику использования отдельных товаров во времени, а также сам фактор времени. Изучение эластичности спроса имеет особое практическое значение при разработке предприятием рыночной стратегии, а также при определении социально-экономической политики государства. Рыночное ценообразование и формирование объема спроса выступают как многомерный процесс. Поэтому функция спроса всегда приобретает сложный вид. Влияние дополнительных факторов на объем спроса означает изменение экономических условий, что отражается через сдвиг кривой спроса. Особо благоприятные условия для увеличения платежеспособного спроса возникают при повышении денежных доходов населения. Анализ таких взаимосвязей позволяет прогнозировать динамику развития отдельных отраслей и производств. На противоположном от покупателя полюсе находится производитель или поставщик продукции. Предложение выступает как готовность фирмы поставлять на рынок определенное количество благ (товаров) по конкретной цене. То конкретное количество товаров, которое продавец готов предложить для продажи в единицу времени, есть объем предложения. Объем рыночного предложения возрастает вслед за повышением цены. Чем выше цена — тем больше объем предложения. Данную зависимость следует рассматривать как базовую экономическую предпосылку для расширения производства в условиях формирующегося конкурентного рынка. Возрастание цены позволяет компенсировать рост издержек производства в условиях относительной и абсолютной ограниченности экономических ресурсов. В итоге функция предложения выступает как функция производства. В реальной действительности предпринимательские фирмы реагируют на сигналы рынка с некоторым опозданием, прежде всего в связи со слабой мобильностью многих факторов производства. Поэтому в экономической теории принято различать мгновенный, кратковременный и длительный периоды, для которых характерно наличие разных возможностей фирмы реагировать на изменение рыночной ситуации. Реакцию производителя на изменение спроса и степень готовности поставлять на рынок определенный объем товара в единицу времени отражает коэффициент эластичности предложения. В качестве базового показателя признается коэффициент эластичности объема предложения по цене. Среди факторов, определяющих экономические условия хозяйствования, следует выделять взаимодействие конкурентов, изменение цен на оборудование, технологическое сырье и энергоносители, а также уровень заработной платы и др. Особое влияние на динамику предложения оказывают государственная налоговая политика, банковский механизм кредитования реального сектора экономики. Изменение экономических условий хозяйствования отражает сдвиг кривой предложения в ту или иную сторону. С учетом ряда конкретных обстоятельств, производитель может выразить готовность поставлять на рынок продукцию по более высокой или более низкой цене, наращивать или сокращать объем предложения. Содержание рыночного спроса. Закон спроса Содержание спроса. Наличие спроса зависит прежде всего от потребностей покупателя. Потребность проявляется через состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он желает выйти; либо через состояние удовлетворенности, которое он желает продлить. Понятно, что переход к реальным действиям по реализации потребности связан с формированием соответствующего желания и экономического интереса. Спрос (Demand) отражает желание покупателя приобрести экономическое благо или товар на конкретных условиях. Количественно спрос выражается в желании покупателя приобрести определенную массу благ в единицу времени. Величина спроса зависит от различных обстоятельств, включая и степень интенсивности формирования соответствующего экономического интереса. Но далеко не в последнюю очередь — от покупательной способности потребителя, которая проявляется как масса дохода, которую потребитель в состоянии потратить на приобретение определенного блага. Рис. 2.1. Возникновение и формирование платежеспособного спроса Данные рассуждения отражены на рис. 2.1. Таким образом, следует различать: а) спрос (отражение потребности и наличие желания); б) платежеспособный спрос (наличие экономической воз в) величину спроса. Сам платежеспособный спрос зависит от желания (потребности), трансформированного в соответствующий интерес, а также от экономических возможностей покупателя, т. е. от величины денежных средств, которые могут быть выделены домашним хозяйством на приобретение конкретного экономического блага. Платежеспособный спрос — масса благ, которую покупатель реально готов приобрести с учетом своих экономических возможностей и сложившихся потребительских предпочтений в единицу времени, что подтверждается соответствующей суммой денежных средств, выделяемой на эту цель из семейного бюджета. Функция спроса. Величина спроса зависит от различных обстоятельств. Зависимость объема спроса на определенный товар X от соответствующих факторов выражает функция спроса: где D (Demand) — спрос вообще; Qd — величина спроса; Рх, Р (Prices) — цены; / (Income) — доходы; Т (Tastes) — вкусы; W (Wealth) — богатство;... — другие возможные ценовые и неценовые факторы, которые влияют на формирование спроса. Если все факторы, кроме первого, принять как неизменные, то функция спроса приобретает следующий вид: В данном случае зафиксирована функциональная зависимость между величиной спроса и ценой на соответствующий ^овар. Функция спроса может задаваться через таблицу, а также аналитическим или графическим способом. В приведенной таблице 2.1 мы используем условные данные, которые все же в состоянии отразить содержание многих реально существующих процессов. А именно: выражают об- Таблица 2.1. Зависимость объема спроса на товар X от цены на данный товар
ратную зависимость, которая существует между объемом спроса и ценой на соответствующий товар. При аналитическом способе объем спроса задается следующим способом: где a, b — некоторые константы, Рх — цена на товар X. Например, тем значениям объема спроса и цены, которые приведены в таблице 2.1, соответствует следующее аналитическое значение: Qd = 10 - 1РХ. При использовании графического метода по оси абцисс откладываются значения цены, а по оси ординат — объем спроса на конкретный товар. График спроса может иметь разный вид, например, прямой или ломаной линии, пологий или ниспадающий вид. На рис. 2.2 Рис. 2.2. График спроса на товар X 64 приведен наиболее простой, или классический, вариант графика спроса в виде прямой ниспадающей линии. Но в любом случае линия спроса (прямая или кривая) — это геометрическое место расположения точек, каждой из которых соответствует определенное значение двух переменных — цены на экономическое благо и объема покупок товара по этой цене спроса. Цена спроса — цена, которой соответствует определенный объем спроса на товар. Величина спроса — это количество покупок товара по цене спроса в единицу времени. Закон спроса. Мысленно можно перемещаться по линии спроса в разных направлениях — сверху вниз или снизу вверх, и с разной скоростью, даже пропуская те или иные промежуточные «станции». Однако стандартная формулировка закона спроса обычно излагается с учетом первого варианта движения (сверху вниз): чем ниже в определенный момент времени цена на экономическое благо, тем выше спрос на него. А теперь представим, что мы находимся в самой нижней точке кривой спроса (см. рис. 2.2). При движении вверх приходится смириться с тем, что цена спроса возрастает. Заметно и другое: одновременно снижается объем покупок. Движение по линии спроса из одной точки в другую показывает, как изменение одной переменной величины (цены) вызывает обратные изменения другой переменной (объем спроса). Следует отметить, что аналитическая таблица и соответствующий график спроса могут быть составлены и построены как на основе эмпирических наблюдений или опросов покупателей, так и на основе изучения формирования портфеля заявок покупателей на приобретение конкретной продукции. При этом следует специально подчеркнуть, что мы имеем дело с конкурентным формирующимся рынком. Таким образом, на любом формирующемся конкурентном рынке при прочих равных условиях: а) существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и тенденцию уменьшения при повышении цены; б) при возрастании на рынке объема предлагаемых товаров его реализация предполагает снижение цены. На рис. 2.2 линия спроса имеет «отрицательный наклон». Снижение цены вызывает увеличение объема спроса. Поэтому линия спроса идет вниз. Почему так происходит? Можно ожидать следующее: тот, кто ранее покупал данный товар, при снижении цены станет покупать больше. Тот, кто до определенного момента воздерживался от покупки товара, при снижении цены начнет покупать данный товар. Таким образом, цена спроса — это максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент времени. Цена спроса выступает как причина, т. е как независимая от покупателя переменная величина. Величина спроса выступает как следствие или как экономический результат, т. е. как зависимая переменная величина. Анализируя взаимосвязь между ценой и объемом спроса, можно предположить, что имеет место эффект замещения и эффект реального дохода В первом случае при понижении цены данный товар X становится относительно дешевле других товаров, цены на которые остаются неизменными В итоге товар X получает шанс вытеснить другие товары из потребительской корзины, которые становятся более дорогими по отношению к товару X Во втором случае можно исходить из того, что при сложившемся денежном доходе, вслед за снижением цены на товар X, появляется возможность купить больше материальных благ В заключение отметим, что линия спроса не выражает обратной зависимости между изменением цены под воздействием спроса. Иначе возникло бы суждение, которое было бы невозможно объяснить- чем больше спрос, тем ниже цена Четыре отклонения от закона спроса. Многовековой опыт функционирования рыночной экономики показывает, что в повседневной действительности закон спроса («ниже цена — выше объем спроса») не имеет абсолютного значения. Для будущего экономиста есть смысл знать о наличии нескольких и весьма поучительных отклонений. Первое отклонение касается так называемых «низших товаров». Как правило, это товары первой необходимости или «то- вары для бедняков». Применительно к данной группе товаров при повышении цены величина спроса на них не сокращается. В экономической литературе такое отклонение получило название «парадокса Гиффмена» (по имени американского экономиста Роберта Гиффмена) Второе отклонение затрагивает высококачественные товары, т. е. предметы роскоши. Здесь при снижении цены спрос не растет, а снижается. Оказывается, что предметы роскоши покупают не только ради их высоких потребительских свойств. Дело в том, что через обладание такими особыми и престижными экономическими благами (особая модель одежды, марка автомашины, яхта, ювелирные изделия и т. д.) потребитель стремится подчеркнуть достижение им высокого социального статуса. Из-за высокой цены такие экономические блага недоступны для широкой публики, и в этом их основная привлекательность. Снижение цены на подобные товары, оказывается, уменьшает их привлекательность в элитных сферах общества. В итоге, чем ниже цена, тем ниже объем спроса. Данный эффект в экономической литературе получил название «эффекта сноба» или «эффекта Веблена» (по имени известного американского экономиста и социолога Торстена Веблена) Третье отклонение от классического содержания закона спроса связано с аномальной реакцией спроса в мгновенный (кратковременный) период времени. Например, когда имеют место высокие инфляционные ожидания, или бегство населения от денег. В таких условиях за очередным «прыжком» цены наблюдается заметный рост объема спроса. Чем можно объяснить данное явление? Здесь срабатывает сложный механизм потребительских ожиданий. Население опасается, что завтра последует очередной подъем рыночных цен и денежные средства, имеющиеся в его распоряжении, заметно обесценятся. Так как ожидается, что завтра станет еще хуже, поэтому сегодня многие предпочитают делать те покупки, которые на самом деле не являются столь необходимыми. Четвертое отклонение (эффект присоединения к большинству или «эффект вагона») можно рассматривать как нечто противоположное «эффекту сноба». Цена на товар определенного рода не изменяется, но товар престижный, поэтому постоянно увеличивается объем спроса. Покупатель стремится не быть хуже других, т. е. в его понимании не быть «белой вороной». Стремление присоединиться к большинству приводит к тому, что круг покупателей расширяется, а объем спроса при той же цене непрерывно увеличивается. Чем больше данный товар покупают другие люди (соседи, коллеги по работе, родственники и знакомые), тем больше покупает и наш знакомый потребитель. Особую разновидность «эффекта вагона» образует нерациональный спрос потребителя, когда покупка совершается под влиянием минутных капризов или желаний. Не случайно для многих из нас обязанность сопровождать близких или родных в их «походах» по магазинам в выходные дни всегда превращается в сущую каторгу. Нерациональный спрос возникает и под воздействием товарного дефицита. Чем выше дефицит товара, тем выше спрос на соответствующий товар. Приведенные выше примеры не ставят под сомнение наличие самого закона спроса. Они лишь обращают наше внимание на то, что объем спроса зависит не только от цены, но и от других факторов, включая денежные доходы, вкусы и предпочтения потребителей. В таких случаях следует говорить о нефункциональном спросе, который обусловлен особыми факторами. Индивидуальный и рыночный спрос. В целях обеспечения последовательного анализа величины спроса следует выделять индивидуальный и совокупный рыночный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос со стороны конкретного покупателя. Его объем и структура предопределены индивидуальными склонностями покупателя, а также специфическими желаниями домашнего хозяйства. Такие желания различаются по уровню доходов, по сложившимся предпочтениям и вкусам. Здесь непосредственно отражаются национальные, возрастные, половые и другие особенности, не в последнюю очередь — уровень образования покупателя и т. д. Наклон кривой индивидуального спроса зависит в том числе и от доли затрат на данный товар в бюджете потребителя. Например, если такая доля невелика, то можно ожидать, что потребитель будет слабо реагировать на изменение цены. Совокупный рыночный спрос определяется через суммирование спроса разных покупателей, т. е. субъектов «рынка покупателя». Формально объем совокупного рыночного спроса равен сумме объемов спроса со стороны отдельных потребителей при данном значении цены. Именно такая ситуация и отражена в приведенной ниже таблице 2.2. Индивидуальный спрос со стороны трех покупателей (D,, D2, D3) определил объем совокупного рыночного спроса на товар X. Таблица 2.2. Определение рыночного спроса на товар X
Но в реальной действительности объем рыночного спроса определяется не только через простое арифметическое «сложение» значений индивидуальных спросов. Необходимо учитывать: а) конкуренцию, которая существует между покупателя б) взаимодействие закона стоимости и других экономичес На практике уменьшение количества приобретаемых товаров происходит не только вследствие роста цены, но и под воздействием достигнутой степени насыщения индивидуального потребления (см. главу 4). ГЛАВА 3 РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ 3.1. Взаимодействие спроса и предложения. ГЛАВА 4 РАЗДЕЛ 2 ГЛАВА 5 СУБЪЕКТ. Приложение: особенности развития Приложение: особенности развития частного предпринимательства в Беларуси Характеристика среды. В переходный период важнейшим условием отказа от административной экономики и формирования новой экономической системы выступает наращивание потенциала частного сектора. При выделении перспектив развития частного бизнеса в Беларуси следует анализировать тенденции формирования экономических условий хозяйствования, правовую среду, сложившиеся социально-культурные предпосылки развития бизнеса, а также технологическую, географическую и институциональную среду. Экономическая обстановка определяется доступностью для национального бизнеса факторов производства, наличием в национальной банковской системе свободного денежного капитала. Она включает избыток или недостаток рабочей силы, условия налогообложения, наличие возможностей для самофинансирования и привлечения иностранного капитала, степень открытости национальной экономики по отношению к внешнему миру. Есть резон обратить внимание на основные закономерности и тенденции эволюции экономической системы. Экономическая обстановка непосредственно зависит от правовой среды, от законодательного обеспечения хозяйственной деятельности. Социально-культурная среда определяется в том числе и совокупностью товаров, которые доминируют на национальном рынке, а также готовностью населения преодолевать возникающие социальные трудности, искать альтернативные виды трудовой деятельности. Нравственные, бытовые и религиозные нормы влияют на формирование доминирующих представлений о допустимом стандарте жизни. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, наличие новых инвестиционных идей, подготовленных к промышленному использованию. Географическая среда также воздействует на предпринимательство, так как наличие удобных автомобильных магистралей, железнодорожных и других путей сообщения оказывает прямое воздействие на территориальное размещение фирм и компаний, на уровень издержек производства. Институциональная среда, характеризуемая наличием разнообразных структур, с помощью которых предприниматель устанавливает деловые контакты (банки, юридические и аудиторские бюро, страховые компании, рекламные агентства, транспортные агентства и учебные заведения), может ускорять или тормозить развитие предпринимательства. Специфические особенности развития. Следует признать, что общее состояние и само развитие мелкого и среднего предпринимательства в Беларуси на текущий момент характери-зуеюся наличием ряда специфических черт. Во-первых, обратим внимание на то, что бизнес в Беларуси получает развитие в условиях, когда существует необходимость предварительного восстановления в общественном сознании самой идеи возможности наличия частного предпринимательства. Такая идея была попросту вытравлена из национального менталитета идеологией левацкого большевизма за годы социалистического строительства. Поэтому необходимо видеть специфику процесса развития предпринимательства, например, в Западной и Восточной Беларуси В Западной Беларуси, где социалистический эксперимент во времени оказался не столь продолжительным, уже сегодня обнаруживается значительная специфика в восприятии перспектив развития частного предпринимательства Сохранившееся уважительное отношение к свободному труду, а также наличие традиций найма и предпринимательства в целом создают в данном регионе более благоприятные условия для развития мелкого бизнеса Во-вторых, следует признать, что «первая волна» частных предпринимателей, или «новых белорусов», успела предоставить обществу много ярких фактов, которые дискредитировали нарождающийся бизнес. К ним можно отнести заметную социальную дифференциацию, трансформацию потенциала партийной и государственной власти в частную собственность, «прихватизацию», ухудшение социального микроклимата на приватизированных предприятиях, бум спекуляции, стремление в первую очередь к личному обогащению в ущерб интересам развития производства, криминальные разборки и т. п.). В таких негативных социальных проявлениях сказалось не только отсутствие многовековых традиций развития частного предпринимательства, но также и неверие в то, что новая экономическая реформа, обозначившая поворот к рынку (после провала в конце 80-х годов программы перестройки и ускорения М. Горбачева), на сей раз будет доведена до логического завершения. В третьих, вопреки заявленной концепции разгосударствления и приватизации сохраняется высокая степень бюрократизации экономической жизни (в виде регистрации и перерегистрации, сертификации, согласований, лицензирования предпринимательской деятельности и т. д.), что способствует развитию лишь особого типа бизнеса — номенклатурного. В-четвертых, ставка на доминирование в национальной экономике государственного сектора и усиление государственного регулирования заметно ослабляют конкурентные позиции частного сектора. Высока степень вмешательства государства в деятельность белорусских компаний. При этом государственный сектор, несмотря на усиление административного контроля, не застрахован от того, чтобы быть использованным в качестве теневого источника первоначального накопления капитала. В-пятых, сказывается достаточно скромная экономическая поддержка мелкого и среднего бизнеса со стороны государства, а также слабая правовая защищенность частного предпринимательства (противоречивость законодательства, его нестабильность и т. д.) В законодательстве четко не прописаны основные положения по созданию, ведению и ликвидации бизнеса (см. главу 14). В-шестых, в глаза бросается асимметричное развитие частного предпринимательства. При наличии достаточно высоких темпов в первую очередь в Минске и в западных областных центрах (Брест, Гродно) обнаруживается заметное отставание частного бизнеса в восточной части республики, а также повсеместно в небольших городах и местечках (исключение составляют Пинск, Кобрин, Бобруйск, Молодечно). Факторы торможения. Среди общеэкономических условий, которые негативно отражаются на состоянии частного предпринимательства в Беларуси, следует выделить: а) долларизацию экономики и высокую степень бартери б) высокую налоговую нагрузку; в) дефицит банковского капитала и слабое развитие на г) слабые позиции среднего класса и частного предприни д) нарастание конкурентного воздействия со стороны рос е) доминирование в частном секторе посреднической (тор В Беларуси насчитывается около 500 тыс. индивидуальных предпринимателей. Анализ показывает, что при изменении ситуации 30-40% предпринимателей предпочли бы заняться производством. Отмеченные выше обстоятельства помогают ответить на вопросы о причинах сокращения численности предпринимателей с образованием и без образования юридического лица, снижения удельного веса налоговых поступлений от частного предпринимательства в соответствующих бюджетах. По количеству малых предприятий Беларусь по сравнению с другими странами СНГ является аутсайдером. На 1 тыс населения приходится около 3 малых предприятий (в Украине — 5, в России — 6; Германия — 37). На малые предприятия (2002 г.) приходилось лишь 6,6% ВВП, а также 7,9% от общей занятости. В отличие от госсектора малый бизнес функционирует в условиях достаточно сильной конкуренции
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.015 с.) |