Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность предложения. Сдвиг кривой предложения

Поиск

Коэффициент эластичности предложения. Данный пока­затель характеризует реакцию производителя на изменение условий хозяйствования, отражает степень готовности по­ставлять на рынок определенный объем товара в единицу времени.

В качестве базового показателя эластичности предложе­ния признан коэффициент эластичности предложения по цене.

Данный коэффициент определяется как отношение процент­ного изменения объема предложения к процентному (или одно­процентному) изменению цены на данный товар.

Изменение предложения (%)

Коэффициент эластичности = ------------------------------------------------------

предложения Изменение цены (%)

Принцип расчета эластичности предложения по цене (Es/) совпадает с аналогичной формулой, которая используется для вычисления эластичности спроса по цене:

Пример. В анализируемом периоде рыночная цена на видеокассеты уве­личилась с 1-го до 1,25 талера, т е. на 25%. Производитель видеокассет фирма «Плюсминус», реагируя на изменение рыночной ситуации, увеличивает объем предложения продукции с 45 до 54 тыс. единиц, т. е. на 20%.


В итоге получается, что эластичность предложения по цене для данного производителя (20: 25) составила 0,8. Это означает, что на 1% прироста ры­ночной цены фирма «Плюсминус» отреагировала увеличением объема пред­ложения продукции на 0,8%.

Классификация степени эластичности. Линия предложения на представленных выше графиках свидетельствует о том, что параметры цены и объема предложения изменяются в од­ном и том же направлении. Поэтому коэффициент эластично­сти предложения по цене (Es/) всегда имеет положительное значение.

Критерием отбора коэффициента эластичности предло­жения по цене выступает значение равное единице.

Линия предложения при таком значении может претендо­вать на то, чтобы проходить через начало координат и обра­зовывать с осью объема производства угол в 45 градусов. На любом отрезке линии предложения эластичность по цене рав­на единице, и данное значение не изменяется.

Если коэффициент эластичности больше единицы, то пред­ложение по цене считается высокоэластичным. Получается, что на один процент изменения цены производитель реагиру­ет несколькими процентами прироста объемов производства.

Предложение считается жестким и неэластичным, если коэффициент эластичности меньше единицы. В таком случае линия предложения лишь незначительно отклоняется от вер­тикали.

Например, такая ситуация обычно характерна для рынка скоропортя­щихся и сезонных товаров. Производитель, чтобы увеличить объем предло­жения на 1%, дожидается увеличения цены на несколько процентов.

Если коэффициент эластичности равен нулю, то это оз­начает, что предложение абсолютно жесткое. Со стороны производителя нет никакой реакции на изменение цены. Объем предложения остается на одном уровне. В итоге ли­ния предложения занимает строго вертикальное предложение (см. S, на рис. 2.8).

О степени эластичности предложения по цене свидетельствует наклон кривых из семейства S. Чем круче линия предложения, тем менее эластично предложение по цене. Чем положе кривая предложения, тем эластичнее пред-


Рис. 2.9. Изменение объема предложения труда в зависимости от национального уровня заработной платы

ложение по цене. В последнем случае получается, что даже небольшое изме­нение цены сопровождается значительным приростом объема предложения.

Особые ситуации. В реальной действительности предложе­ние демонстрирует различные тенденции, а линия предложения может приобретать весьма замысловатые и сложные конфигу­рации. В таких случаях неизбежно изменение эластичности предложения по цене между отдельными точками данной кри­вой. Данную ситуацию рассмотрим на примере изменения предложения труда.

На рис. 2.9 отражена кривая предложения объема труда на рынке рабочей силы в зависимости от национального уровня заработной платы PL. Первоначально на отрезке АВ предложе­ние труда активно реагирует на повышающийся национальный уровень заработной платы (или почасовой оплаты труда). Но после вхождения кривой в некую критическую зону объем пред­ложения рабочей силы вопреки всем ожиданиям начинает сни­жаться (см. отрезок CD). Наемные работники, очевидно, стали больше ценить не рабочее место и не сам заработок, а именно свободное время, стремясь благо именно такого рода добавлять


к достигнутому высокому уровню жизни. В системе ценностей домашнего хозяйства на первое место выдвигаются свободный досуг, возможность совершить путешествие, повидать родных и близких, получить образование и т. д.

Теперь кратко о конфигурации линии предложения. На рис. 2.8 приведены линии предложения по цене в мгновенный, крат­ковременный и долговременный периоды. В дополнение к ра­нее сказанному отметим, что во времени изменяется не толь­ко наклон, но сама конфигурация таких линий.

Дело в том, что в кратковременный период для увеличе­ния производства задействуются не всегда эффективные ресур­сы. Поэтому не избежать роста издержек производства едини­цы продукции, что создает дополнительное давление на цену со стороны производителя. В итоге линия предложения прини­мает вогнутый вид (см. рис. 2.7).

Наоборот, в долговременный период есть возможность вов­лечь в производство специализированные и высокоэффектив­ные ресурсы (оборудование, сырье, технологию), использовать новейшие приемы организации производства. Это позволяет исключить воздействие ряда негативных факторов, провоци­рующих инфляцию издержек производства и рост цены пред­ложения. В итоге график предложения принимает вид прямой пологой линии (см. S3 на рис. 2.8).

Сдвиг кривой предложения. Напомним, что любая двухсек-торная модель испытывает серьезный кризис, когда возникает необходимость учитывать воздействие других факторов, серь­езно влияющих на формирование общих экономических условий.

Применительно к предложению среди таких дополнитель­ных факторов следует выделить, например, прямое воздей­ствие ближайших конкурентов, ускорение морального износа основного капитала, изменение цен на исходное технологичес­кое сырье, энергоресурсы и оборудование, повышение налогов, процентной ставки и заработной платы.

Следует учитывать и те разные возможности, которые существуют у предприятий по совершенствованию организации и управления производ­ством.


Технологию сдвига линии предложения рассмотрим на рис. 2.10.

Предположим, что первоначально наш производитель на­ходится в точке А. При цене Р, данная фирма готова поста­вить на рынок объем продукции Q,.

Допустим, на рынке факторов производства заметно сни­зилась цена на исходное технологическое сырье, к тому же оно стало более доступным. Следовательно, при сохранении пре­жней цены на продукцию (Pj) есть возможность увеличить объем производства. В итоге наш фабрикант охотно отправ­ляется в путь — из точки А в точку А2.

Сделаем уточнение. Чтобы увеличить объем производства, предпринимателю придется использовать и другие, но — что самое главное — уже далеко не лучшие и не столь выгодные факторы производства. Это снизит производительность труда и качество продукции. Не исключено, что фирме, чтобы дополни­тельно привлечь наемных работников, придется повысить зара­ботную плату, брать в банке кредит и закупать по более высо­ким ценам ранее незапланированные, дополнительные партии материалов, комплектующих изделий и т. п. Как следствие, за­метно увеличатся издержки производства. Фирма будет готова

Рис. 2.10. Сдвиг линии предложения при изменении экономических условий


производить больше и отправится в точку А2, если удешевление технологического сырья будет в состоянии компенсировать рост издержек производства по другим направлениям.

Теперь уточним вид производства. Предположим, что мы имеем дело с производством обуви; технологическое сырье (кожа, клей, нитки и т. п.) стало дешевле. Можно при той же цене на обувь производить больше продукции. Но, оказыва­ется, нет необходимости производить дополнительный объем обуви. Потребитель не нуждается в дополнительном количе­стве обуви. Тогда наш производитель вынужден отправиться по иному маршруту — из базовой точки А в точку Ар Это означает, что вслед за снижением цен на сырье фирма готова производить и поставлять на рынок тот же объем обуви (Q,), но по более низкой цене (см. рис. 2.10, где Р2 < pj).

Соединяя две точки А2 и aj (см. рис. 2.10), мы определяем новую линию предложения S2, которая возникла в результате изменения экономических условий.

Зона ниже и правее линии предложения выгоднее для потребителей, нежели зона выше и левее от данного графика. Здесь фирма готова больше производить продукции и поставлять ее на рынок по более доступным ценам для потребителя.

Если растут цены на товары, которые производятся, например, из одного и того же технологического сырья, то следует ожидать обострение конкуренции за производственные ресурсы и повышение цен на них. В итоге обозначится сдвиг кривой предложения не вправо, а влево от S,. Это означает, что за ростом цен на ресурсы возрастет и альтернативная стоимость производимого товара, вы­раженная в единицах продукции, которая изготавливается из того же техноло­гического сырья. Поэтому тот же объем продукции производитель согласится поставить на рынок, но по более высокой цене Если до повышения цен на ре­сурсы, т. е. до ухудшения экономических условий, наш производитель находил­ся в точке А,, то теперь, чтобы сохранить прежний объем предложения, произ­водитель будет претендовать на повышение цены с Р2 до уровня Рг

Особые факторы сдвига. К другим факторам сдвига кри­вой предложения, которые непосредственно изменяют условия хозяйствования (но не саму рыночную цену), следует отнести:

а) государственную налоговую политику;

б) политику кредитования, уровень процентных ставок;

в) государственную поддержку отдельных предприятий в виде
субсидий, субвенций, таможенных льгот и прочих преференций.


В условиях рыночной экономики налоги выступают прежде всего как «цена правительственного продукта» (в виде обществен­ного порядка, социальной стабильности, подготовленной рабочей силы и т. д.). Через налоговый механизм государство возмещает затраты, связанные с финансированием «бесплатного» образова­ния и здравоохранения, а также национальной обороны и др. Вме­сте с тем налоги и сборы включаются в цену товара, уменьшают размеры чистой прибыли, т. е. ограничивают финансовые источ­ники для самофинансирования производства. Более высокая цена всегда ограничивает спрос на товары со стороны домашних хо­зяйств. Следовательно, вполне можно ожидать и сокращения объе­ма предложения (производства) товаров. Таким образом, жесткое налогообложение отечественного производителя выступает фак­тором, подавляющим экономическое развитие национального про­изводства. Наличие таких причинно-следственных взаимосвязей следует учитывать при разработке национальной стратегии соци­ально-экономического развития. Резать курицу, которая несет «зо­лотые яйца», — пропащее дело.

Льготное кредитование, уменьшение процентных ставок по банковским ссудам воспринимаются как снижение цены «денеж­ного ресурса» или денежного капитала, что способствует сниже­нию издержек производства. Все это незамедлительно приводит к оживлению деловой активности. Дело не только в том, что произ­водство продукции становится более прибыльным. Снижение про­центной ставки (ставки рефинансирования, банковского процен­та и т. д.) позволяет предпринимателям приступить к реализации тех инвестиционных проектов, реализация которых до этого от­кладывалась из-за их нерентабельности или просто убыточности.

Субвенции и субсидии, выступающие для предприятия как своеобразный «экономический подарок», способствуют сниже­нию себестоимости продукции, что в свою очередь стимули­рует наращивание объемов производства. Такая форма поддер­жки широко используется, когда приходится иметь дело прежде всего с убыточным производством «социально значимой» про­дукции. Прямая финансовая поддержка подобного рода позво­ляет избежать убытков и создать нормальные условия для про­должения процесса производства и реализации продукции.


ГЛАВА 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.008 с.)