Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика предложения и кривая Лаффера

Поиск

Теория экономики предложения возникшая в 80-х годах 20 в.изучает влияние налогово-бюджетной политики на совокупное предложение.Теория экономики предложения возникла в связи с неспособностью кейнсианской теории предложить эффективные меры против стагфляции-дновременного падения произ-ва и увеличение цен.Суть теории состоит в перенесении акцентов гос.регулирования с управления спросом на стимулирование сов.предложения,увеличениепроиз-ва и занятости.Критики теории экономики предложения утверждают,чтосижение налогов приведет к дефициту гос.бюджета,однакоА.Лаффер обосновал положение,согласно которому более низкие ставки налогов ведут к стимулированию экон-ой дея-ти,росту инвестиции и занятости,сбережений,деловыхрисков,а значит и увеличению посткплений в гос.бюджет.Зависимость поступлений в бюджет от ставки налога иллюстрируется кривой Лаффера.

График

 

52.

53. Деловые циклы: понятие, модели
Экономическая история показывает, что рыночная экономика развивается нестабильно, циклически. Ее характерной чертой являются колебания уровней дохода, занятости и цен. Цикличность — это всеобщая форма движения национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Она выражает неравномерность функционирования различных компонентов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития. Наиболее характерная черта цикличности заключается в том, что движение происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития, движение от одного макроэкономического равновесия к другому. Фактически цикличность является одним из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и структурной перестройки. Экономический (деловой) цикл — это период, в течение которого происходят колебания уровня деловой активности, выражающиеся в изменении объема выпуска и занятости в масштабах национальной экономики. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. Они оригинальны как в историческом, так и в региональном аспектах. Но несмотря на то, что экономические циклы существенно отличаются друг от друга, в каждом из них можно выделить одни и те же фазы (рис. 1).

 


На пике цикла задействованы все производственные мощности, достигается полная занятость. Уровень цен имеет тенденцию к повышению, а рост деловой активности прекращается. При спаде объем выпуска и занятость снижаются, цены, как правило, остаются на прежнем уровне. Во время депрессии (низшая точка спада) производство и занятость находятся на самом низком уровне. При оживлении объем национального производства и занятость повышаются, растет общий уровень цен. Объем выпуска и занятость в большей степени реагируют на смену фаз экономического цикла в тех отраслях, которые производят средства производства и потребительские товары длительного пользования. Это обусловлено тем, что, во-первых, в периоды спадов значительно сокращается спрос на эти товары; во-вторых, в данных отраслях производство является, как правило, высококонцентрированным. На рынке господствует небольшое число фирм, что позволяет им в целях стабилизации цен свертывать выпуск продукции в короткие сроки. Поэтому в названных отраслях в периоды спадов занятость быстро снижается, объем производства падает, а безработица возрастает. В отраслях, производящих товары кратковременного пользования (рынки этих товаров являются высококонкурентными), цены колеблются в большей степени, чем занятость и выпуск. Существуют различные теории, объясняющие колебания деловой активности. Одни экономисты концентрируют свое внимание на нововведениях. Они утверждают, что главные технические новшества, такие как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают значительное влияние на инвестиции и потребительские расходы, а следовательно — на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно и тем самым препятствуют стабильности экономической активности. Другие ученые объясняют экономические циклы политическими и случайными событиями. Так, постоянный спрос на военную продукцию во время военных действий может привести к сверхзанятости и острой инфляции, за которыми после наступления мира и сокращения военных расходов обычно следует экономический спад. Политические деятели могут манипулировать денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, чтобы добиться повторного избрания на свои должности. Монетаристы рассматривают цикл как чисто монетарное явление, которое зависит от количества денег в обращении. Когда правительство выпускает их слишком много, возникает инфляционный бум, и наоборот, сравнительно небольшое их количество ускоряет падение национального производства и рост безработицы. Кейнсианцы считают, что фактором, непосредственно определяющим уровни выпуска и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов. Если совокупные расходы невелики, многим предприятиям невыгодно производить товары и услуги в больших объемах. Отсюда низкий уровень выпуска, занятости и доходов. Более высокий уровень совокупных расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому выпуск, занятость и доходы будут возрастать. Когда в экономике возникает полная занятость, реальный объем национального производства остается неизменным, а дополнительные расходы просто повышают уровень цен. Экономисты марксистского направления причину цикличности видят в периодическом обновлении основного капитала. Однако не все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. Существуют ее сезонные колебания. Например, резкое увеличение объема покупок перед Новым годом и другими праздниками ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, особенно в розничной торговле. Сельское хозяйство, строительство и другие отрасли в разной степени подвержены сезонным колебаниям. Особое место в теории цикличности имеют длинные волны Н.Д. Кондратьева, в 20-х гг. XX в. открывшего широкую дискуссию по данной проблеме. Проанализировав развитие стран Европы за 100—150 лет, ученый выделил следующие большие циклы: подъемы — 1789—1814, 1873—1896, 1896—1920 гг.; спады — 1814—1849, 1849—1873 гг. Во второй половине XX в. изучением длинных волн занимались также Й. Шумпетер, С. Кузнец, К. Кларк, У. Митчелл, П. Боккара, Д. Гордон, Т. Кучинский и др. Теория длинных волн исходит из того, что экономическая система постоянно находится в состоянии отклонения от макроэкономического равновесия. Во-первых, это отклонения объемов совокупного спроса от совокупного предложения в течение длительных отрезков времени. Во-вторых, обусловленные изменениями спроса на оборудование, сооружения, строительные материалы отклонения, преодолеваемые в рамках экономических циклов средней продолжительности. В-третьих,длительные (40—60 лет) отклонения от равновесного состояния, характерные для рынков промышленных зданий, инфраструктуры и рабочей силы. Первый и второй типы отклонений формируются при одном и том же технологическом способе производства, в рамках которого имеет место смена ряда поколений техники и технологий. Когда возможности прежних научно-технических подходов исчерпаны, происходит переход к использованию новых принципов, новому технологическому способу производства. Наступает этап научно-технической революции. Переход занимает значительный период времени и дает начало новой длинной волне, что и наблюдается сегодня во всех развитых странах.

54. Понятие и типы экономического роста
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта труда за опред. период времени. Свое выражение эк. рост находит в увеличении потенциального и реального ВНП, в возрастании эконом. мощи нации, страны, региона. След-но, эк. рост можно определять и оценивать двумя способами:1) как увеличение реального ВВП за некоторый период времени;2) как увеличение за некоторый период времени реального ВВП в расчете на душу населения.Экономическая теория выделяет 2 типа эк. роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном эк. росте берут числом, т.е. объем выпуска увеличивается за счет привлечения дополнит. факторов пр-ва. Имеет место увеличение масштаба пр-ва, т.е. расширяется «эконом. поле» нац. пр-ва. Постоянно вводятся в строй новые фабрики и заводы, привлекается дополнит. раб. сила. Есть и более важная особенность экстенсивного развития: наращивание произв-го потенциала осущ-ся на прежней технической основе. Т.е. технологич. способ пр-ва на данном временном отрезке остается неизменным. Экс. рост долгое время являлся доминирующим. Сегодня он является самым простым. К его отриц. моментам относят технический застой. При интенсивном: объемы выпуска и производ. потенциал увеличиваются, но уже на новой технологической основе. В центре внимания оказываются вопросы НТП, реконструкции и модернизации пр-ва. Постоянно повышается качество продукции. Предельно рационально исп-ся сырье и мат-лы, т.к. внедряются более совершенные методы обработки. При инт-ном развитии новые рубежи эк-го прогресса берут не числом, а умением, т.е. лучшей выучкой персонала, более высокой его организованностью. Следует отметить, что в реальной действительности всегда имеет место сложное сочетание дву этих типов. Поэтому на уровне всей нац. эк-ки приходится говорить о преимущественно экстенсивном (хар-но для администр. эк-ки) или о преимущ-но инт-ном росте, когда за счет инт-ных факторов обеспечивается не менее 50% прироста ВВП.

 

55. Факторы экономического роста
Под факторами эк. роста понимают явления, обст-ва и процессы, способные определять темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема нац. пр-ва. Исп-ся различные классификации факторов эк. роста. Первая класс-ция включает в себя: труд, землю, капитал и НТП. Так, для того чтобы увеличилось кол-во труда, занятого в процессе пр-ва, должна увеличиться при прочих равных условиях численность населения. Фактор “земля” не может внести существенного вклада в эк. рост, так как данная величина задается в рамках гос. границ. Решающим фактором эк. роста являются инвестиции, вкладываемые в пр-во, которые увеличивают массу капитала на предприятиях и в экономике в целом. НТП – включает в себя достижения науки и техники. По способу воздействия различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз-ся такие факторы, кот. делают эк. рост физически возможным. Это так. наз. факторы предложения: кол-во и качество трудовых и природных ресурсов; объем осн. капитала; технология и организация про-ва. Косвенные – это особые условия, кот. позволяют исп-ть имеющиеся у общества возм-ти эк. роста. Это факторы спроса: налоговый и инвестиционный климат; объем совокупного спроса; система распределения доходов; возм-ть концентрации и перераспределения ресурсов. Различают также внешние и внутренние факторы. Внутренние: человеческий капитал, природно-ресурсный фактор, инновационный и производственный потенциалы, инвестиции, институциональная среда. Внешние: международное разделение труда, процессы глобализации; политические факторы. В зависимости от характера пр-ва различают: Экстенсивные - увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии; увеличение числа занятых работников; рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлива и других элементов оборотного капитала. Интенсивные - ускорение научно-технического прогресса; повышение квалификации работников; улучшение использования основных и оборотных фондов.

 

56. Модели экономического роста устанавливают причинно-следственные зависимости между различными факторами, влияющими на динамику развития страныВ ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития (рис. 1).В качестве указанных факторов могут выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны. Со второй половины 1980-х гг. в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможностей для экстенсивного развития. После обретения страной самостоятельности в условиях кризиса на гос. уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний в области функционирования рынка. В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей привела к снижению средних издержек и устано-влению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импортозамещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен. Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению. На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики. Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые акономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство. В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения. Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество. Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Как показывает экономическая история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления. Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются: • рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов; • развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями; • расширение производства конкурентоспособной продукции; • энерго- и ресурсосбережение; • обеспечение занятости населения.
Реализация промышленной политики предполагает совершенствование государственного регулирования экономики путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры). Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций.

57.Социальная политика:содержание,направление,принципы,уровни.

Социальная политика гос-ва-это деят-ть,гос-ва,направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда для населения.Целямиявляются:поддержание и развитие способности труда;миним.доход;обеспечить населения социальными услугами.уществует 2 основных направления соц.политики:политика выравнивания доходов и политика занятости.

Политика выравнивания доходов. Доход-это показатель результатов экономической деят-ти.Уровень доходов у населения неодинаков.

Неравенство доходов измеряется с помощью кривой Лоренца.

График!

 

 

Политика в сфере занятости направлена на принятие программ содействия занятости.Существует 3 типа программ: программы общественных работ,профессиональной подготовки молодежи и помощи безработным.В программе общественных работ предусмотрено использование безработных для создания инраструктуры. Программы профессиональной подготовки молодежи направлены наоказания помощи молодежи в получении профессии. В программах помощи безработным предусматривается выплата пособий по безработице,финансовая помощь гос-ва и льготы тем предприятиям,которые создают дополнительные рабочие места.

 

58. Уровень и качество жизни, их показатели

Уровень жизни - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.
Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества - рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения, поэтому он может рассматриваться в различных социальных группах и слоях населения, семьях и у отдельных людей.
Социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества.
Для характеристики уровня жизни используются и такие показатели как: минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум.
Эти показатели позволяют определить численность населения с уровнем потребляемых ресурсов ниже их уровня, а также представить соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума. Эти показатели характеризуются ВВП на душу населения, минимальная зарплата, покупательный фонды населения, размер пенсий.
Минимальный потребительский бюджет - это набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении, которое обеспечивает удовлетворение основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив для:
-прогнозирования изменений уровня жизни населения;
-усиления социальной защиты и поддержания наименее защищенных
слоев населения;
-определения минимальных размеров заработной платы, пенсий,
стипендий, пособий и других социальных выплат;
-разработки социальных программ помощи населению,
-формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
Бюджет прожиточного минимума- это стоимость минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Это основной критерий, по которому граждан признают малообеспеченными. Он нужен для оказания гос. соц. помощи малообеспеченным гражданам и обоснования минимальных государственных гарантий.

 

59. Доходы населения и факторы, их определяющие; номинальные и реальные доходы

Политика доходов – правительственная политика воздействия на личные денежные доходы и на цены тов. и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы.
Рост денежных доходов является приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь в связи с необходимостью приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
- обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
- формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
- поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;
- совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
- регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
- развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
- усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.
Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации доходов по группам населения и роста сбережений используются показатели номинального и реального дохода.
Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемые деньги, т. е. с поправкой на изменение цен.
Номинальный доход включает заработную плату, доход от собственности, от предпринимательской деятельности, трансфертные платежи.
Основной источник формирования денежных доходов населения - заработная плата.

 

60 Проблемы неравенства в распределении доходов, проблемы бедности, количественные определяющие неравенства.

При распределении дохода происходит неравенство доходов соц. групп населения или дифференциация.
Усиляется неравенство под воздействием след. факторов:
• Роста спроса на высококвалифицированную раб. силу вслед за развитием отд. отраслей нац. эк-ки, что ведёт к увел-нию выплат по чел. капиталу как фактору распр-ния.
• Структ. сдвигов в нац. эк-ке под возд-вием НТП, вытеснения низкоквалиф. труда и повышения уд. веса высокооплачиваемого труда.
• Нарастания инвестиций в чел. капитал, повышения общего уровня образования и проф. подготовки нац. кадров.
При изучении доходов широко применяется децильный коэф-т дифференциации (ДКД) – показывает соотношение доходов 10% населения с наиб. доходами и 10% с наименьшими.
ООН исп-ет квинтельный коэф-т диф-ции(ККД) – соотношение доходов 20% бедного и 20% богатого населения страны.
Для этого же применяют кривую Лоренца. График показывает степень неравенства в распр-нии доходов.

На одной оси – доля % общего дохода, а на другой – доля семей(%), получ. какую-то долю дохода. См. гр.
Если бы каждая семья получала равную долю дохода, это отразилось бы на прямой абс. равенства (АР). Но на самом деле реальное распр-ние отклоняется больше или меньше, образуя кривую Лоренца. Чем больше её выгнутость, тем больше неравенство.
Инструментами гос-ва пр регулировании доходов с целью умен-ния неравенства их распр-ния служат:
• Трансфертные платежи
• Налоги
• Регулирование цен и др.

61. Механизм и основное направление соц защиты

В широком значении социальная защита населения - это совокупность связей и отношений, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население. Ее стержнем являются отношения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности.
В узком значении социальную защиту можно определить как комплексную систему социально-экономических и правовых отношений, предназначенную для обеспечения государственных гарантий в области уровня жизни, а также поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с трудной жизненной ситуацией.
Понятие социальной защиты по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. В одних случаях в данное понятие включается все, что затрачивает социальные условия жизни человека (например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищных проблем). В других случаях данное понятие ограничивается вопросами пенсионного обеспечения и помощи безработным.
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
- праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);
- адресности социальной помощи;
- разнообразии форм и видов социальной помощи;
- предоставлении трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;
- реформировании пенсионной системы;
-реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д.
Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:
- Социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных или льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска.(инвалиды, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т. д.)
- Социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счёт взносов обязательного и добровольного порядка и в зависимости от их размера.
- Социальная поддержка – это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др.
Особое внимание наше государство уделяет мерам социальной поддержки тех граждан, которые в силу объективных причин не могут на равных конкурировать на рынке труда и участвовать в общественном производстве, оказываются в трудной жизненной ситуации. При этом одно из ключевых направлений социальной политики — пенсионное обеспечение. Получателями пенсий сегодня являются 26 % населения страны.

 

62.

63. Платежный баланс и валютный курс.

Платежный баланс представляет собой статистическую запись потока платежей между резидентами данной страны и остального мира за определенный период времени. Основным принципом составления платежного баланса является двойное отражение любой международной сделки: на дебитовом и кредитовом счетах. Сделки, увеличивающие спрос на валюту данной страны, регистрируются по кредиту со знаком “+”. Соответственно сделка, приводящая к увеличению предложения валюты, заносится в дебит со знаком “–”. Поэтому платежный баланс можно рассматривать как перечень статей, определяющих спрос и предложение валюты данной страны. Двойное отражение любой международной сделки в национальном счетоводстве означает, что платежный баланс всегда находится в равновесии. Излишек или дефицит платежного баланса определяется только к отдельным статьям или их набору. Обычно положительное или отрицательное сальдо выводится применительно к балансам: товарному торговому, текущих операций и базисному. Товарный торговый баланс представляет собой соотношения экспорта товаров как кредитовой статьи, обеспечивающей поступление платежей из-за рубежа, и импорта как дебитовой статьи, означающей перевод платежей за границу. Баланс текущих операций, помимо экспорта и импорта, учитывает торговлю услугами и односторонние переводы. Суммирование счетов текущих операций и операций с долгосрочным капиталом дает так называемый базисный баланс. Формализованно платежный баланс можно представить в виде тождества:
Bс + DR +Bк+ e є 0,
где Bс, Bк — балансы по счетам текущих операций и капиталу; DR — изменение официальных резервов; e — статистическая погрешность.
Анализ базисного тождества позволяет утверждать, что в коротком периоде при гибком обменном курсе может происходить взаимная корректировка счета текущих операций и счета капитала. При фиксированном обменном курсе государство может поддерживать равновесие платежного баланса, манипулируя официальными резервами. В длительном же периоде, вне зависимости от принятого режима установления валютного курса, любая страна под угрозой экономической катастрофы может позволить лишь временный дефицит по счету текущих операций.
Гибкие валютные курсы определяются соотношением спроса и предложения. Кривая предложения валюты строится на основе кривой спроса на импорт. Она наклонена вниз, если спрос на импорт характеризуется неэластичностью. Кривая спроса на валюту выводится из кривой предложения экспорта, которая всегда наклонена вниз. Воздействие изменения любой статьи платежного баланса на валютный курс проявляется в сдвигах кривых предложения и спроса на валюту, а следовательно, и колебаниях равновесного значения валютного курса. В этом и состоит суть торговой модели валютного курса. Неэластичность спроса на импорт, проявляющаяся в более крутом наклоне кривой предложения валюты, может вызвать нестабильность валютного рынка. Поскольку спрос на импорт более эластичен в длительном периоде по сравнению с коротким, постольку нестабильность валютного рынка в коротком периоде проявляется более четко, чем в длинном.

64.

65. Необходимость перехода рыночной экономике
Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Переход к рынку обычно осуществляется по следующим главным направлениям: 1) либерализация экономики (отмена или уменьшение государственного контроля, в частности над ценами, внешнеэкономической деятельностью и др.); 2) изменение отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части прежнего государственного сектора экономики; 3) перестройка структуры экономики в направлении увеличения выпуска товаров и оказания услуг, пользующихся платежеспособным спросом; 4) финансовая стабилизация (кроме Китая).
Практика продемонстрировала два главных варианта преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов и радикальный путь (шоковая терапия). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути. Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), а с другой стороны, предполагает осуществление стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании). Главные задачи перехода к рыночной экономике
Главными задачами перехода к рынку являются следующие.
1. Либерализация, т.е. снятие или резкое сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности, прежде всего путем отмены директивного планирования и обязательного государственного заказа на продукцию предприятий, перехода к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением и, наконец, отмены государственной монополии внешней торговли и разрешения всем хозяйствующим субъектам заниматься внешнеэкономической деятельностью.
2. Приватизация, т.е. изменение характера собственности по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.012 с.)