![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Республики БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность и функции финансов Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, и финансовых активов в результате чего формируются фонды денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и финансовых посредников, которые используются на финансирование расширенного производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансов отражается в тех процессах, которые происходят в разнообразных формах в общественной жизни и сопровождаются движением денежных средств. Признаки финансов: - Денежный характер финансовых отношений (важнейший признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Следовательно, если нет денег, то не может быть и финансов) - Распределительный характер денежных отношений (важный признак, потому что областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного производства - распределение, на которой происходит распределение стоимости вновь созданного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте) - Перераспределительный характер денежных отношений (существует первичное распределение и перераспределение. При первичном распределении сначала выделяют в составе выручки от реализации фонда заработной платы, амортизационных отчислений, ремонтного фонда, прибыли. При перераспределении происходит перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования: уплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды, уплата налогов гражданами страны, формирование страховых фондов) - Возможность увеличения стоимости финансовых активов Функции финансов: - Распределительная: Сущность заключается в направлении финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность в данный момент времени. Объектами этой функции являются: Стоимость ВВП, накопленная часть национального богатства, финансовые активы.Субъекты:юр. и физ. лица, государство - Создания общественного богатства: Способность финансовых активов создавать новую стоимость на финансовых рынках
- Контрольная: Способность финансов количественно отображать ход распределительного процесса, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Происходит контроль за распределением и перераспределением накопленной части национальных финансовых ресурсов и ВВП - Регулирующая: Связана с вмешательством государства через финансы (госрасходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства - Стабилизирующая: Обеспечение для всех организаций и граждан стабильных условий в экономических и социальных процессах посредством Эффективной денежно-кредитной политики, бюджетно-финансовой политики и т.д.
2. Сущность финансовой системы и управление финансами
Финансово - кредитная система РБ - совокупность финансовых институтов, с помощью которых осуществляется формирование, распределение и перераспределение финансовых активов государства. Выделяют: - Бюджетную система (Регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь) - Банковскую система (национальный банк, иные банки, кредитно-финансовые организации) - Финансовые средства внебюджетных фондов - Финансовые средства организаций - Финансовые средства граждан Финансовая система РБ состоит из: - Государственных финансов (бюджет и внебюджетные фонды) - Финансового рынка - Финансов организации (Финансы коммерческих, страховых, общественных и бюджетных организаций) - Финансов граждан Государственные финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств Финансы организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов субъектов хозяйствования и их использования на цели расширенного воспроизводства, материальное обеспечение работающих и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов и денежных инструментов, которые направляют потоки денег от собственников сбережений к заемщикам
Финансы страховых организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов страховых организаций формируемых за счет страховых взносов Принципы построения финансовой системы: - единство; - сбалансированность всех звеньев финансовой системы; - самостоятельность каждого звена финансовой системы; - полнота поступлений в соответствующий фонд финансовой - системы. Органы управления фин-й сист.: - Общего управления финансами (Президент, Национальное Собрание, совет министров) - Оперативного управления финансами (Минфин, Нацбанк) - Отраслевого управления финансами (финансовые управления, финансовые отделы организаций, министерств, ведомств)
Бюджетное устройство Республики Беларусь и принципы построения бюджетной системы
Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства; Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ. Бюджетная система РБ: 1. Республиканский бюджет: - Республ-й фонд охраны природы - Республ-й фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - Фонд национального развития - Фонд универсального обслуживания - Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья - Инновационные фонды 2. Местные бюджеты 2.1.Бюджеты областного уровня - Областные бюджеты (бюджеты базового уровня: районные бюджеты; городские: городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения. Бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские) - Бюджет г. Минска (городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения)
Принципы построения бюджетной системы: - Единства (означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности); - полноты отражения доходов и расходов бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме); - сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита); - гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, исполнения закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год); - самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета); - эффективности использования бюджетных средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств); - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за некоторыми исключениями);
- достоверности бюджетов (означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ); - адресности и целевого назначения бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей); - ответственности участников бюджетного процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса) Сущность и значение бюджета Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства; Признаки бюджета: - сфера действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств - участники отношений, один из которых всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, а вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов - безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением Основными характеристиками бюджета являются: - экономическая сущность - Бюджетная классификация (это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов) - материальное содержание (объемы доходов и расходов бюджета) Существуют факторы, которые определяют материальное содержание бюджета: 1. объективные (уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные и социальные особенности)
2. субъективные (тип государства, приоритеты развития, уровень развития экономической науки, экономическая политика правительства)
Виды кредитных операций Кредитные операции — это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему опред. суммы денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности. По степени укрупнения объекта кредитования ссуды бывают под единичные, совокупные или укрупненные объекты. По методу кредитования: 1) цельная (разовая) ссуда, выдаваемая одной суммой по решению банка; 2) кредитная линия – кредит с длительным сроком выделения денег по инициативе клиента, каждый раз устанавливающего объемы в пределах лимита: • чековый кредит, предусматривающий выписывание заемщиком-чекодателем чеков на банк; • возобновляемая кредитная линия, т.е. заемщик погашает свою задолженность и получает право опять воспользоваться кредитом; • кредитная линия с уведомлением заемщика о верхнем пределе кредитования; • подтверждаемая кредитная линия, означающая, что каждый раз заемщик согласовывает условия предоставляемой суммы в рамках кредитной линии; • кредитная линия с использованием кредитных банковских карт. По особенности участия кредита в кругообороте капитала: 1) авансовый кредит, с которого начинается формирование платежного оборота по обязательствам финансово-хозяйственной деятельности, например, оплата счетов за приобретенные товары и услуги; 2) компенсационный кредит, который означает, что использование кредита происходит на стадии возмещения собственных средств заемщика, вложенных в хозяйственный оборот. По степени обеспечения кредита: 1) гарантированный кредит, т.е. обеспеченный залогом, поручительством, банковской гарантией и т.п.; (например, ипотечный кредит); 2) негарантированный (доверительный, бланковый) кредит; примером данной разновидности может быть выдача кредита под соло-вексель (простой вексель). По сроку погашения: 1) срочный кредит: • краткосрочный (до одного года); • среднесрочный (от одного года до трех лет); • долгосрочный (свыше трех лет); 2) до востребования (онкольный кредит), т.е. с правом банка потребовать погашения кредита в любой момент. По способу погашения: 1) прямая ссуда, т.е. весь основной долг по кредиту (без учета процентов) должен быть погашен на одну конечную дату путем единовременного взноса; 2) ссуда в рассрочку, применяемая для долгосрочных кредитов. Сумма ссуды периодически списывается, как правило, равными частями на протяжении срока действия кредитного договора; 3) кредит с участием – ссуда погашается выручкой клиента, зачисляемой на специальный ссудный счет. По виду процентной ставки: 1) кредит с фиксированной процентной ставкой; 2) кредит с плавающей процентной ставкой (ролловерный кредит), означающий, что ставка процента пересматривается в зависимости от изменений того финансового актива, к которому она «привязана».
Валютный рынок Валютный рынок – это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, а также операций по инвестированию капитала в иностранной валюте Валютные ценности: 1. иностранная валюта (денежные знаки и средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных или расчетных денежных единицах ) 2. ценные бумаги, фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в ин.валюте 3. платежные документы в иностранной валюте Функции валютного рынка: 1. Общерыночные a. коммерческая - получение прибыли от операций на данном сегменте финансового рынка b. оценочная - формирование рыночной ценности валютных финансовых активов c. информационная - доведение до участников рынка необходимой информации о цене валютных финансовых активов d. контрольная - создание правил торговли на валютном рынке, контроль за деятельностью участников и регулирование рынка. 2. Специфические a. формирование курса национальной валюты осуществляется через куплю-продажу рублевых и валютных ресурсов и их конверсию банковской системой b. формирование и диверсификация золотовалютных резервов страны осуществляется Национальным банком посредством взаимодействия с международными финансовыми институтами (МВФ, Мировой банк и др.), государствами (Россия, Венесуэла, Китай), выступающими в качестве кредиторов; выпуск и размещение облигаций на внешних финансовых рынках c. страхование валютных рисков осуществляется посредством операций, проводимых на валютном рынке Валютный курс - цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Курсы национальной валюты 1. официальный (номинальный) обменный курс валют, действующих в настоящее время на валютном рынке страны 2. реальный - номинальный курс, определяемый с учетом инфляции Субъекты валютного рынка Беларуси: Национальный банк, коммерческие банки, валютно-фондовая биржа, финансовые и Инвестиционные учреждения, организации реального сектора экономики, население (домашние хозяйства) Классификация валютного рынка: 1. по месту совершения сделки: Биржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка РБ, на которой валютно-обменные операции совершаются банками на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа», где установлен единый порядок торговли для всех участников. Внебиржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка РБ, на которой валютно-обменные операции совершаются непосредственно между банками, между банками и субъектами валютных операций, между банками и банками-нерезидентами. 2. по форме осуществления валютной операции – наличный (организованный (работает через обменные пункты) и неорганизованный (серый)) и безналичный валютный рынок (организованный (безналичный межбанковский валютный рынок коммерческих банков и валютно-фондовой биржи) и неорганизованный (через нелегальных финансовых посредников)) 3. по сроку осуществления операции с валютой - текущий (покупка валюты на условиях «спот») и срочный (фьючерсный и форвардный рынок). По методам проверки Проверка производится по отдельным направлениям финансово- хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и других документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, целесообразность использования конкретных методов аккумуляции и расходования финансовых ресурсов. Обследование охватывает отдельные участки деятельности субъектов хозяйствования. В ходе обследования осуществляются контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Ревизия – это глубокое обследование финансово- хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности, эффективности. В процессе ревизии выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Экономический анализ предполагает детальное изучение, как правило, годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности за прошедший период, финансового состояния и обоснования перспектив развития предприятия. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы в законодательном порядке. 1. органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными (органы государственной власти, органы государственного управления) 2. органы, специально созданные для осуществления финансового контроля (Высший специализированный орган финансового контроля – КГК, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк Республики Беларусь, Госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов (проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом), Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций)).
20. Экономическая сущность, функции и состав капитала Капитал - это свободные от обязательств денежные средства организации, с помощью которых формируются внеоборотные и оборотные активы, покрываются убытки и создаются финансовые резервы Капитал — это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве, т.е. сумма так называемых капитальных благ. По экономическому определению капитал разделяется на реальный, т.е. в форме средств производства, и денежный, т.е. в финансовой форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т.е. капитал в форме товаров. Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал. К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи. Функции капитала: защитная - обеспечение финансовой устойчивости организации, в том числе путем создания резервного фонда на случай необходимости покрытия убытков, возможность выплаты компенсации кредиторам в случае ликвидации организации. Регулирующая - обеспечивает увеличение экономического потенциала организации. Оперативная - обеспечивает возможность формирования и использования внеоборотных и оборотных активов как за счет собственных источников, так и заемных и привлеченных средств.
Цена капитала Капитал - это свободные от обязательств денежные средства организации, с помощью которых формируются внеоборотные и оборотные активы, покрываются убытки и создаются финансовые резервы Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала связана с его рентабельностью. Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.
Операционный рычаг. Ключевые элементы операционного анализа: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятия. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. СВОР = М в / ПР где: М в - валовая маржа; ПР – прибыль. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами: Мв=Вр – Ипер, Вр – выручка, Ипер – переменные затраты. Зависимость СВОР от цены единицы товара, переменных затрат на единицу товара и общей суммы постоянных затрат СВОР = М в / ПР = (В р – И пер) / (В р - И пер - И пост) где Ц – цена единицы продукции; И пер.ед –переменные затраты на единицу продукции; И пост - суммарные постоянные затраты. Формула СВОР показывает, насколько чувствительна валовая маржа, либо финансовый результат к изменению физического объема сбыта продукции. 1.чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль,тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот 2. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает.Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли 3. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли 4. Вывод: при пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. 5. Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск Сущность и функции финансов Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, и финансовых активов в результате чего формируются фонды денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и финансовых посредников, которые используются на финансирование расширенного производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансов отражается в тех процессах, которые происходят в разнообразных формах в общественной жизни и сопровождаются движением денежных средств. Признаки финансов: - Денежный характер финансовых отношений (важнейший признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Следовательно, если нет денег, то не может быть и финансов) - Распределительный характер денежных отношений (важный признак, потому что областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного производства - распределение, на которой происходит распределение стоимости вновь созданного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте) - Перераспределительный характер денежных отношений (существует первичное распределение и перераспределение. При первичном распределении сначала выделяют в составе выручки от реализации фонда заработной платы, амортизационных отчислений, ремонтного фонда, прибыли. При перераспределении происходит перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования: уплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды, уплата налогов гражданами страны, формирование страховых фондов) - Возможность увеличения стоимости финансовых активов Функции финансов: - Распределительная: Сущность заключается в направлении финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность в данный момент времени. Объектами этой функции являются: Стоимость ВВП, накопленная часть национального богатства, финансовые активы.Субъекты:юр. и физ. лица, государство - Создания общественного богатства: Способность финансовых активов создавать новую стоимость на финансовых рынках - Контрольная: Способность финансов количественно отображать ход распределительного процесса, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Происходит контроль за распределением и перераспределением накопленной части национальных финансовых ресурсов и ВВП - Регулирующая: Связана с вмешательством государства через финансы (госрасходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства - Стабилизирующая: Обеспечение для всех организаций и граждан стабильных условий в экономических и социальных процессах посредством Эффективной денежно-кредитной политики, бюджетно-финансовой политики и т.д.
2. Сущность финансовой системы и управление финансами
Финансово - кредитная система РБ - совокупность финансовых институтов, с помощью которых осуществляется формирование, распределение и перераспределение финансовых активов государства. Выделяют: - Бюджетную система (Регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь) - Банковскую система (национальный банк, иные банки, кредитно-финансовые организации) - Финансовые средства внебюджетных фондов - Финансовые средства организаций - Финансовые средства граждан Финансовая система РБ состоит из: - Государственных финансов (бюджет и внебюджетные фонды) - Финансового рынка - Финансов организации (Финансы коммерческих, страховых, общественных и бюджетных организаций) - Финансов граждан Государственные финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств Финансы организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов субъектов хозяйствования и их использования на цели расширенного воспроизводства, материальное обеспечение работающих и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов и денежных инструментов, которые направляют потоки денег от собственников сбережений к заемщикам Финансы страховых организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов страховых организаций формируемых за счет страховых взносов Принципы построения финансовой системы: - единство; - сбалансированность всех звеньев финансовой системы; - самостоятельность каждого звена финансовой системы; - полнота поступлений в соответствующий фонд финансовой - системы. Органы управления фин-й сист.: - Общего управления финансами (Президент, Национальное Собрание, совет министров) - Оперативного управления финансами (Минфин, Нацбанк) - Отраслевого управления финансами (финансовые управления, финансовые отделы организаций, министерств, ведомств)
Бюджетное устройство Республики Беларусь и принципы построения бюджетной системы
Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства; Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ. Бюджетная система РБ: 1. Республиканский бюджет: - Республ-й фонд охраны природы - Республ-й фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - Фонд национального развития - Фонд универсального обслуживания - Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья - Инновационные фонды 2. Местные бюджеты 2.1.Бюджеты областного уровня - Областные бюджеты (бюджеты базового уровня: районные бюджеты; городские: городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения. Бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские) - Бюджет г. Минска (городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения)
Принципы построения бюджетной системы: - Единства (означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности); - полноты отражения доходов и расходов бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме); - сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита); - гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, исполнения закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год); - самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета); - эффективности использования бюджетных средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств); - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за некоторыми исключениями); - достоверности бюджетов (означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ); - адресности и целевого назначения бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей); - ответственности участников бюджетного процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса) Сущность и значение бюджета Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства; Признаки бюджета: - сфера действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств - участники отношений, один из которых всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, а вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов - безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением Основными характеристиками бюджета являются: - экономическая сущность - Бюджетная классификация (это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов) - материальное содержание (объемы доходов и расходов бюджета) Существуют факторы, которые определяют материальное содержание бюджета: 1. объективные (уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные и социальные особенности) 2. субъективные (тип государства, приоритеты развития, уровень развития экономической науки, экономическая политика правительства)
Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Республики Беларусь
государственный внебюджетный фонд - составная часть государственных финансовых средств и представляет собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению; целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. ЦФ – это фонды, создаваемые в республиканском бюджете для обеспечения целевого
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.143 (0.02 с.) |