Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Республики Беларусь



Сущность и функции финансов

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, и финансовых активов в результате чего формируются фонды денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и финансовых посредников, которые используются на финансирование расширенного производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов отражается в тех процессах, которые происходят в разнообразных формах в общественной жизни и сопровождаются движением денежных средств.

Признаки финансов:

- Денежный характер финансовых отношений (важнейший признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Следовательно, если нет денег, то не может быть и финансов)

- Распределительный характер денежных отношений (важный признак, потому что областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного производства - распределение, на которой происходит распределение стоимости вновь созданного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте)

- Перераспределительный характер денежных отношений (существует первичное распределение и перераспределение. При первичном распределении сначала выделяют в составе выручки от реализации фонда заработной платы, амортизационных отчислений, ремонтного фонда, прибыли. При перераспределении происходит перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования: уплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды, уплата налогов гражданами страны, формирование страховых фондов)

- Возможность увеличения стоимости финансовых активов

Функции финансов:

- Распределительная: Сущность заключается в направлении финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность в данный момент времени. Объектами этой функции являются: Стоимость ВВП, накопленная часть национального богатства, финансовые активы.Субъекты:юр. и физ. лица, государство

- Создания общественного богатства: Способность финансовых активов создавать новую стоимость на финансовых рынках

- Контрольная: Способность финансов количественно отображать ход распределительного процесса, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Происходит контроль за распределением и перераспределением накопленной части национальных финансовых ресурсов и ВВП

- Регулирующая: Связана с вмешательством государства через финансы (госрасходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства

- Стабилизирующая: Обеспечение для всех организаций и граждан стабильных условий в экономических и социальных процессах посредством Эффективной денежно-кредитной политики, бюджетно-финансовой политики и т.д.

 


 

2. Сущность финансовой системы и управление финансами

 

Финансово - кредитная система РБ - совокупность финансовых институтов, с помощью

которых осуществляется формирование, распределение и перераспределение финансовых активов государства.

Выделяют:

- Бюджетную система (Регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь)

- Банковскую система (национальный банк, иные банки, кредитно-финансовые организации)

- Финансовые средства внебюджетных фондов

- Финансовые средства организаций

- Финансовые средства граждан

Финансовая система РБ состоит из:

- Государственных финансов (бюджет и внебюджетные фонды)

- Финансового рынка

- Финансов организации (Финансы коммерческих, страховых, общественных и бюджетных организаций)

- Финансов граждан

Государственные финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств

Финансы организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов субъектов хозяйствования и их использования на цели расширенного воспроизводства, материальное обеспечение работающих и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой

Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов и денежных инструментов, которые направляют потоки денег от собственников сбережений к заемщикам

Финансы страховых организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов страховых организаций формируемых

за счет страховых взносов

Принципы построения финансовой системы:

- единство;

- сбалансированность всех звеньев финансовой системы;

- самостоятельность каждого звена финансовой системы;

- полнота поступлений в соответствующий фонд финансовой

- системы.

Органы управления фин-й сист.:

- Общего управления финансами (Президент, Национальное Собрание, совет министров)

- Оперативного управления финансами (Минфин, Нацбанк)

- Отраслевого управления финансами (финансовые управления, финансовые отделы организаций, министерств, ведомств)


 

Бюджетное устройство Республики Беларусь и принципы построения бюджетной системы

 

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения

реализации задач и функций государства;

Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.

Бюджетная система РБ:

1. Республиканский бюджет:

- Республ-й фонд охраны природы

- Республ-й фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

- Фонд национального развития

- Фонд универсального обслуживания

- Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья

- Инновационные фонды

2. Местные бюджеты

2.1.Бюджеты областного уровня

- Областные бюджеты (бюджеты базового уровня: районные бюджеты; городские: городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения. Бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские)

- Бюджет г. Минска (городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения)

 

Принципы построения бюджетной системы:

- Единства (означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности);

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме);

- сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

- гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, исполнения закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год);

- самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета);

- эффективности использования бюджетных средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за некоторыми исключениями);

- достоверности бюджетов (означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ);

- адресности и целевого назначения бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);

- ответственности участников бюджетного процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса)


Сущность и значение бюджета

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства;

Признаки бюджета:

- сфера действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств

- участники отношений, один из которых всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, а вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов

- безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением

Основными характеристиками бюджета являются:

- экономическая сущность

- Бюджетная классификация (это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов)

- материальное содержание (объемы доходов и расходов бюджета)

Существуют факторы, которые определяют материальное содержание бюджета:

1. объективные (уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные и социальные особенности)

2. субъективные (тип государства, приоритеты развития, уровень развития экономической науки, экономическая политика правительства)

 


 

Виды кредитных операций

Кредитные операции — это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему опред. суммы денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности.

По степени укрупнения объекта кредитования ссуды бывают под единичные, совокупные или укрупненные объекты.

По методу кредитования:

1) цельная (разовая) ссуда, выдаваемая одной суммой по решению банка;

2) кредитная линия – кредит с длительным сроком выделения денег по инициативе клиента, каждый раз устанавливающего объемы в пределах лимита:

• чековый кредит, предусматривающий выписывание заемщиком-чекодателем чеков на банк;

• возобновляемая кредитная линия, т.е. заемщик погашает свою задолженность и получает право опять воспользоваться кредитом;

• кредитная линия с уведомлением заемщика о верхнем пределе кредитования;

• подтверждаемая кредитная линия, означающая, что каждый раз заемщик согласовывает условия предоставляемой суммы в рамках кредитной линии;

• кредитная линия с использованием кредитных банковских карт.

По особенности участия кредита в кругообороте капитала:

1) авансовый кредит, с которого начинается формирование платежного оборота по обязательствам финансово-хозяйственной деятельности, например, оплата счетов за приобретенные товары и услуги;

2) компенсационный кредит, который означает, что использование кредита происходит на стадии возмещения собственных средств заемщика, вложенных в хозяйственный оборот.

По степени обеспечения кредита:

1) гарантированный кредит, т.е. обеспеченный залогом, поручительством, банковской гарантией и т.п.; (например, ипотечный кредит);

2) негарантированный (доверительный, бланковый) кредит; примером данной разновидности может быть выдача кредита под соло-вексель (простой вексель).

По сроку погашения:

1) срочный кредит:

• краткосрочный (до одного года);

• среднесрочный (от одного года до трех лет);

• долгосрочный (свыше трех лет);

2) до востребования (онкольный кредит), т.е. с правом банка потребовать погашения кредита в любой момент.

По способу погашения:

1) прямая ссуда, т.е. весь основной долг по кредиту (без учета процентов) должен быть погашен на одну конечную дату путем единовременного взноса;

2) ссуда в рассрочку, применяемая для долгосрочных кредитов. Сумма ссуды периодически списывается, как правило, равными частями на протяжении срока действия кредитного договора;

3) кредит с участием – ссуда погашается выручкой клиента, зачисляемой на специальный ссудный счет.

По виду процентной ставки:

1) кредит с фиксированной процентной ставкой;

2) кредит с плавающей процентной ставкой (ролловерный кредит), означающий, что ставка процента пересматривается в зависимости от изменений того финансового актива, к которому она «привязана».

 

Валютный рынок

Валютный рынок – это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, а также операций по инвестированию капитала в иностранной валюте

Валютные ценности:

1. иностранная валюта (денежные знаки и средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных или расчетных денежных единицах )

2. ценные бумаги, фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в ин.валюте

3. платежные документы в иностранной валюте

Функции валютного рынка:

1. Общерыночные

a. коммерческая - получение прибыли от операций на данном сегменте финансового рынка

b. оценочная - формирование рыночной ценности валютных финансовых активов

c. информационная - доведение до участников рынка необходимой информации о цене валютных финансовых активов

d. контрольная - создание правил торговли на валютном рынке, контроль за деятельностью участников и регулирование рынка.

2. Специфические

a. формирование курса национальной валюты осуществляется через куплю-продажу рублевых и валютных ресурсов и их конверсию банковской системой

b. формирование и диверсификация золотовалютных резервов страны осуществляется Национальным банком посредством взаимодействия с международными финансовыми институтами (МВФ, Мировой банк и др.), государствами (Россия, Венесуэла, Китай), выступающими в качестве кредиторов; выпуск и размещение облигаций на внешних финансовых рынках

c. страхование валютных рисков осуществляется посредством операций, проводимых на валютном рынке

Валютный курс - цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Курсы национальной валюты

1. официальный (номинальный) обменный курс валют, действующих в настоящее время на валютном рынке страны

2. реальный - номинальный курс, определяемый с учетом инфляции

Субъекты валютного рынка Беларуси: Национальный банк, коммерческие банки, валютно-фондовая биржа, финансовые и Инвестиционные учреждения, организации реального сектора экономики, население (домашние хозяйства)

Классификация валютного рынка:

1. по месту совершения сделки: Биржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка РБ, на которой валютно-обменные операции совершаются банками на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа», где установлен единый порядок торговли для всех участников. Внебиржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка РБ, на которой валютно-обменные операции совершаются непосредственно между банками, между банками и субъектами валютных операций, между банками и банками-нерезидентами.

2. по форме осуществления валютной операции – наличный (организованный (работает через обменные пункты) и неорганизованный (серый)) и безналичный валютный рынок (организованный (безналичный межбанковский валютный рынок коммерческих банков и валютно-фондовой биржи) и неорганизованный (через нелегальных финансовых посредников))

3. по сроку осуществления операции с валютой - текущий (покупка валюты на условиях «спот») и срочный (фьючерсный и форвардный рынок).

По методам проверки

Проверка производится по отдельным направлениям финансово- хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и других документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, целесообразность использования конкретных методов аккумуляции и расходования финансовых ресурсов.

Обследование охватывает отдельные участки деятельности субъектов хозяйствования. В ходе обследования осуществляются контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Ревизия – это глубокое обследование финансово- хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности, эффективности. В процессе ревизии выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Экономический анализ предполагает детальное изучение, как правило, годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности за прошедший период, финансового состояния и обоснования перспектив развития предприятия.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы в законодательном порядке.

1. органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными (органы государственной власти, органы государственного управления)

2. органы, специально созданные для осуществления финансового контроля (Высший специализированный орган финансового контроля – КГК, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк Республики Беларусь, Госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов (проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом), Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций)).

 


20. Экономическая сущность, функции и состав капитала

Капитал - это свободные от обязательств денежные средства организации, с помощью которых формируются внеоборотные и оборотные активы, покрываются убытки и создаются финансовые резервы Капитал — это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве, т.е. сумма так называемых капитальных благ. По экономическому определению капитал разделяется на реальный, т.е. в форме средств производства, и денежный, т.е. в финансовой форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т.е. капитал в форме товаров. Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал. К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи.

Функции капитала: защитная - обеспечение финансовой устойчивости организации, в том числе путем создания резервного фонда на случай необходимости покрытия убытков, возможность выплаты компенсации кредиторам в случае ликвидации организации. Регулирующая - обеспечивает увеличение экономического потенциала организации. Оперативная - обеспечивает возможность формирования и использования внеоборотных и оборотных активов как за счет собственных источников, так и заемных и привлеченных средств.


 

Цена капитала

Капитал - это свободные от обязательств денежные средства организации, с помощью которых формируются внеоборотные и оборотные активы, покрываются убытки и создаются финансовые резервы

Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала связана с его рентабельностью. Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.


 

Операционный рычаг.

Ключевые элементы операционного анализа: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятия.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

СВОР = М в / ПР где: М в - валовая маржа; ПР – прибыль.

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами: Мв=Вр – Ипер, Вр – выручка, Ипер – переменные затраты.

Зависимость СВОР от цены единицы товара, переменных затрат на единицу товара и общей суммы постоянных затрат

СВОР = М в / ПР = (В р – И пер) / (В р - И пер - И пост)

где Ц – цена единицы продукции; И пер.ед –переменные затраты на единицу продукции; И пост - суммарные постоянные затраты.

Формула СВОР показывает, насколько чувствительна валовая маржа, либо финансовый результат к изменению физического объема сбыта продукции.

1.чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль,тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот

2. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает.Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли

3. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли

4. Вывод: при пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага.

5. Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск


Сущность и функции финансов

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, и финансовых активов в результате чего формируются фонды денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и финансовых посредников, которые используются на финансирование расширенного производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов отражается в тех процессах, которые происходят в разнообразных формах в общественной жизни и сопровождаются движением денежных средств.

Признаки финансов:

- Денежный характер финансовых отношений (важнейший признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Следовательно, если нет денег, то не может быть и финансов)

- Распределительный характер денежных отношений (важный признак, потому что областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного производства - распределение, на которой происходит распределение стоимости вновь созданного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте)

- Перераспределительный характер денежных отношений (существует первичное распределение и перераспределение. При первичном распределении сначала выделяют в составе выручки от реализации фонда заработной платы, амортизационных отчислений, ремонтного фонда, прибыли. При перераспределении происходит перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования: уплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды, уплата налогов гражданами страны, формирование страховых фондов)

- Возможность увеличения стоимости финансовых активов

Функции финансов:

- Распределительная: Сущность заключается в направлении финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность в данный момент времени. Объектами этой функции являются: Стоимость ВВП, накопленная часть национального богатства, финансовые активы.Субъекты:юр. и физ. лица, государство

- Создания общественного богатства: Способность финансовых активов создавать новую стоимость на финансовых рынках

- Контрольная: Способность финансов количественно отображать ход распределительного процесса, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Происходит контроль за распределением и перераспределением накопленной части национальных финансовых ресурсов и ВВП

- Регулирующая: Связана с вмешательством государства через финансы (госрасходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства

- Стабилизирующая: Обеспечение для всех организаций и граждан стабильных условий в экономических и социальных процессах посредством Эффективной денежно-кредитной политики, бюджетно-финансовой политики и т.д.

 


 

2. Сущность финансовой системы и управление финансами

 

Финансово - кредитная система РБ - совокупность финансовых институтов, с помощью

которых осуществляется формирование, распределение и перераспределение финансовых активов государства.

Выделяют:

- Бюджетную система (Регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь)

- Банковскую система (национальный банк, иные банки, кредитно-финансовые организации)

- Финансовые средства внебюджетных фондов

- Финансовые средства организаций

- Финансовые средства граждан

Финансовая система РБ состоит из:

- Государственных финансов (бюджет и внебюджетные фонды)

- Финансового рынка

- Финансов организации (Финансы коммерческих, страховых, общественных и бюджетных организаций)

- Финансов граждан

Государственные финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств

Финансы организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов субъектов хозяйствования и их использования на цели расширенного воспроизводства, материальное обеспечение работающих и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой

Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов и денежных инструментов, которые направляют потоки денег от собственников сбережений к заемщикам

Финансы страховых организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов страховых организаций формируемых

за счет страховых взносов

Принципы построения финансовой системы:

- единство;

- сбалансированность всех звеньев финансовой системы;

- самостоятельность каждого звена финансовой системы;

- полнота поступлений в соответствующий фонд финансовой

- системы.

Органы управления фин-й сист.:

- Общего управления финансами (Президент, Национальное Собрание, совет министров)

- Оперативного управления финансами (Минфин, Нацбанк)

- Отраслевого управления финансами (финансовые управления, финансовые отделы организаций, министерств, ведомств)


 

Бюджетное устройство Республики Беларусь и принципы построения бюджетной системы

 

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения

реализации задач и функций государства;

Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.

Бюджетная система РБ:

1. Республиканский бюджет:

- Республ-й фонд охраны природы

- Республ-й фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

- Фонд национального развития

- Фонд универсального обслуживания

- Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья

- Инновационные фонды

2. Местные бюджеты

2.1.Бюджеты областного уровня

- Областные бюджеты (бюджеты базового уровня: районные бюджеты; городские: городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения. Бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские)

- Бюджет г. Минска (городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения)

 

Принципы построения бюджетной системы:

- Единства (означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности);

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме);

- сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

- гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, исполнения закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год);

- самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета);

- эффективности использования бюджетных средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за некоторыми исключениями);

- достоверности бюджетов (означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ);

- адресности и целевого назначения бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);

- ответственности участников бюджетного процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса)


Сущность и значение бюджета

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства;

Признаки бюджета:

- сфера действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств

- участники отношений, один из которых всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, а вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов

- безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением

Основными характеристиками бюджета являются:

- экономическая сущность

- Бюджетная классификация (это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов)

- материальное содержание (объемы доходов и расходов бюджета)

Существуют факторы, которые определяют материальное содержание бюджета:

1. объективные (уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные и социальные особенности)

2. субъективные (тип государства, приоритеты развития, уровень развития экономической науки, экономическая политика правительства)

 


 

Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Республики Беларусь

 

государственный внебюджетный фонд - составная часть государственных финансовых средств и представляет собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению;

целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

ЦФ – это фонды, создаваемые в республиканском бюджете для обеспечения целевого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.201 с.)