Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетной системы государства

Поиск

 

Для выполнения своих функций государственному бюджету тре­буется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концент­рацию денежных средств, финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Организация и принципы построения системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс входят в поня­тие бюджетного устройства.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. определяет основы функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, устанавливает общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов, а также другие вопросы опосредующие функционирование бюджетных отношений.

К факторам, определяющим бюджетное устройство, относятся:

- территориально-административное деление;

- государственное устройство и государственная политика;

- уровень развития экономики;

- и др.

Элементы бюджетного устройства:

1. Бюджетная система

2. Бюджетное право

3. Бюджетный процесс

Бюджетная система – совокупность бюджетов в регионах, объединённых в едином государственном бюджете.

Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь (Бюджетный кодекс Республики Беларусь).

Выделяют две формы государственного устройства:

- унитарная;

- федеративная.

В унитарных государствах имеется два уровня бюджета:

- республиканский;

- местные бюджеты.

В федеративных государствах выделяют три звена:

- федеральный бюджет (высший уровень бюджетной системы);

- бюджет членов федерации или региональные бюджеты (республик, штатов, губерний, кантонов и т. д.);

- местные бюджеты.

Бюджетная система РБ относится к первому типу и имеет два уровня:

- республиканский,

- местные.

В Республике Беларусь выделяют следующие уровни местных бюджетов:

1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Местные бюджеты формируются исходя из типичного их уровня, который определяется на основе норматива бюджетной обеспеченности на 1 жителя.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов РБ или её соответствующей административно-территориальной единицы.

Бюджеты сельсоветов, посёлков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории областей и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет – вместе образуют консолидированный бюджет РБ.

Министерство финансов РБ и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно РБ и её административно-территориальных единиц.

В случае введения в установленном порядке на территории РБ или в отдельных её местностях чрезвычайного положения, на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет, в соответствии с актами президента и законодательством РБ.

Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь::

1) единства;

2) полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

3) сбалансированности бюджетов;

4) гласности;

5) самостоятельности бюджетов;

6) эффективности использования бюджетных средств;

7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

8) достоверности бюджетов;

9) адресности и целевого назначения бюджетных средств;

10) ответственности участников бюджетного процесса (Бюджетный кодекс Республики Беларусь, ст. 8).

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме. Данный принцип дополняет принцип единства и означает более детальную расшифровку по каждой статье затрат и поступлений. Выполнение этого принципа позволяет вести контроль за отчетностью по исполненным расходам.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

- расходов государственных целевых бюджетных фондов;

- целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;

- государственных займов;

- добровольных взносов;

- средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

- средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;

- иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Круг разнообразных полномочий органов государственной власти и государственного управления по поводу бюджета охватывается по­нятием "бюджетные права".

Бюджетное право – есть совокупность юридических норм, по которым строится бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреп­лены в Конституции Республики Беларусь, Бюджетном кодексе, Законе о местном управлении и самоуправлении, неко­торых других законах и подзаконных актах.

Бюджетные правоотношения предполагают такие отношения, одним из субъектов которых является государство в лице органов, его представляющих.

Субъект бюджетного права – носитель бюджетных прав и обязанностей в области образования и использования централизованного государственного денежного фонда.

Участники бюджетного процесса наделены законодательством оп­ределенными полномочиями, основное содержание которых заключается в праве получать определенные доходы, распределять бюджет­ные средства в отраслевом и территориальном разрезах, использовать их по целевому назначению.

Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями.

Различают бюджетное право материального и процессуального характера.

Бюджетные права материального характера:

1. Право на соответствующий бюджет.

2. Право на получение бюджетных доходов.

3. Право на использование средств, накапливаемых в данном бюджете.

4. Право на разграничение доходов и расходов бюджета территориальной единицы между бюджетом территории и входящими в консолидированный бюджет нижестоящими бюджетами.

5. Право на получение помощи из вышестоящего бюджета, так как он выступает гарантом стабильности нижестоящих бюджетов.

Бюджетные права процессуального характера:

1. По составлению проекта бюджета.

2. По рассмотрению проекта бюджета.

3. По утверждению бюджета.

4. По исполнению бюджета.

5. По подготовке, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении.

6. По организации работ по составлению проекта бюджета и осуществлению контроля за исполнением бюджета.

С точки зрения права весь бюджетный процесс, начинающийся с указаний о сроках и подходах к формированию бюджета будущего го­да и кончая утверждением отчета об исполнении бюджета предыду­щего года, представляет собой совокупность нормативных предписа­ний, выполнение которых обязательно для всех его участников.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении (Бюджетный кодекс Республики Беларусь).

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Республики Беларусь;

· Парламент Республики Беларусь;

· Правительство Республики Беларусь;

· местные Советы депутатов;

· местные исполнительные и распорядительные органы;

· органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

· Национальный банк Республики Беларусь;

· иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

· распорядители и получатели бюджетных средств;

· банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов, а также составление, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении длительный и многоступенчатый процесс, который строго регулируется бюджетным законодательством Республики Беларусь.

 

 

Тема 1.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.009 с.)