Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственного кредита, его формы. Государственный долг

Поиск

 

Государственный кредит представляет собой совокупность де­нежных отношений, возникающих между государством как за­емщиком (или займодателем) денежных средств и физически­ми (юридическими) лицами, а также иностранными прави­тельствами в процессе формирования и использования обще­республиканского фонда денежных средств на условиях платности и возвратности.

Государственный кредит — самостоятельное звено финан­совой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная состав­ная часть государственных финансов, поэтому ему присущи та­кие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отно­шениях, распределительный характер этих отношений, жест­кая государственная регламентация условий и порядка осуще­ствления государственно-кредитных операций.

Объективная необходимость существования государствен­ного кредита определяется недостаточностью средств государ­ственного бюджета для удовлетворение потребностей общества и наличием бюджетного дефицита (понятие бюджетного дефицита будет рассмотрено в теме «Государственный бюджет).

В то же время государственный кредит — одна из форм кре­дитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных де­нежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключи­тельных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри стра­ны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство, как правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. В международных экономических отношениях государство вы­ступает в роли как заемщика, так и кредитора.

Кроме того, государство может выступать и гарантом воз­врата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтересо­вано.

Государственный кредит представляет отношения в основ­ном вторичного распределения стоимости валового внутренне­го продукта. Через государственный кредит перераспределяют­ся средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Государственный кредит имеет сущ­ностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государ­ством. Второй стороной выступают отношения, обусловлен­ные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, моби­лизуемых с помощью государственного кредита. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Как особая сфера экономических отношений государствен­ный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от нало­гов и банковского кредита.

Отличия государственного кредита от налогов:

• для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита — добровольный;

• налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность.

Отличия государственного кредита от банковского кредита:

потребность в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами (покры­тия бюджетного дефицита). Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;

условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются;

• банковский кредит имеет целевое назначение. Он используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения;

• при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит). В государственном кредите такой регламентации нет;

• с помощью банковского кредита создаются деньги, он способен увеличивать или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

Государственный кредит при правильной его орга­низации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мо­билизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормали­зации и укреплению денежного обращения в стране и одновре­менно служит источником доходов для держателей государ­ственных ценных бумаг.

Международный государственный кредит способствует ус­корению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, пози­тивно влияет на международное сотрудничество и взаимопони­мание между странами.

Государственный кредит как финансовая категория выполня­ет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Посредством распределительной функции государственно­го кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принци­пах возвратности, срочности и платности, обеспечивается до­полнительный приток финансовых ресурсов.

Регулирующая функция государственного кредита выра­жается прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ста­вок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

Государственный кредит оказывает регулирующее воздей­ствие на объем производства и занятость, которое проявляется: а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии; б) вы­даче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с ус­ловием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государ­ственных займов; в) кредитовании экспорта отечественных то­варов и др.

Контрольная функция государственного кредита тесно свя­зана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двусто­роннее движение стоимости, поскольку государственно-кре­дитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эф­фективностью данных операций осуществляют как финансо­вые, так и кредитные уполномоченные органы.

Государственный кредит может быть внутренним, когда за­емщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

Внутренний государственный кре­дит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные сред­ства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.

Государственные займы характеризуются тем, что вре­менно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюд­жета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой долго­вые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

Рынок государственных ценных бумаг поз­воляет регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возмож­ность освобождать или связывать дополнительные инвестици­онные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в фор­ме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссион­ного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

Основными видами государственных ценных бумаг в Рес­публике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купон­ным доходом; облигации, номинированные в свободно конвер­тируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Бела­русь.

Облигация — наиболее распространенный вид государствен­ных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее вла­дельцем денежных средств в распоряжение государства и под­тверждает обязательство эмитента возместить в предусмотрен­ный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой до­хода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истече­нии — возврат основной суммы долга. По условиям займа воз­можны иные способы выплаты дохода.

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:

субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления);

• месту размещения — внутренние и внешние займы;

• признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные;

• форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов;

• срокам действия — займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше);

• форме выплаты доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном;

• форме стоимости — товарные и денежные займы;

• оформлению — облигационные и безоблигационные займы;

• методам размещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком правительству стра­ны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населе­ния и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.

При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заим­ствования средств государством векселями правительства, зак­лючением договоров с кредиторами.

Внешний (международный) государственный кредит пред­ставляет собой совокупность экономических отношений, воз­никающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финан­совом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти эко­номические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах воз­вратности, срочности и платности.

Получателями внешних займов в Беларуси являются Пра­вительство Республики Беларусь и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юри­дические лица иностранных государств, международные фи­нансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительствен­ным, межбанковским соглашениям, а также по линии между­народных финансовых организаций.

С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».

Государственный долг — это сумма задолженности (вклю­чая проценты по ней) по обязательствам государства перед фи­зическими и юридическими лицами-резидентами, иностранны­ми государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обяза­тельства по государственным гарантиям, предоставленным Рес­публикой Беларусь.

Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетный дефицит и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, то возникает угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.

В зависимости от сферы применения государственного кредита государственный долг может быть:

- внутренний;

- внешний.

Особую ответственность государство несёт за внешний долг.

Внутренний государственный долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юри­дическими и физическими лицами. В него входят задолженнос­ти прошлых лет и вновь возникшая задолженность. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде го­сударственных ценных бумаг и кредиты, выданные Нацио­нальным банком Республики Беларусь на финансирование де­фицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находя­щиеся в республиканской собственности. Национальное собра­ние Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прирос­та внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов.

Внешний государственный долг складыва­ется из суммы основного долга Республики Беларусь и ее рези­дентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени. В соответствии с законодательством внешние государствен­ные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностран­ных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную га­рантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних фи­нансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве го­сударственных долговых обязательств.

Управление внешним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по получению и возврату кредитов.

Государственный долг включает понятия капитальный долг и текущий долг.

Капитальный государственный долг представляет со­бой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обяза­тельств государства на определенную дату, включая начислен­ные проценты.

Текущий государственный долг составляют рас­ходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В управлении государственным долгом используются следующие меры:

Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. При этом используются такие методы, как новация, уни­фикация. Изменение условий займов осуществляется с помо­щью методов конверсии и консолидации.

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обяза­тельством.

Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотноше­нию) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономичес­кого кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погаше­ние раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доход­ность займов для кредиторов.

Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совме­щаться с конверсией.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономичес­кого эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процен­тов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка по­гашения отличается от консолидации займов, при которой вла­дельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга — отказ государ­ства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя ме­ра, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена по­литической власти. Однако следует помнить, что внешние дол­ги государства не списываются. Примером тому — долги цар­ской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России.

Нормативно правовое регулирование государственного долга в РБ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РБ (глава 9) и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Обслуживание и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета.

 

Тема 1.3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

 

1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

2. Доходы бюджета, их состав и структура. Методы мобилизации денежных средств в бюджет

3. Содержание и роль расходов государственного бюджета

4. Бюджетный дефицит и управление им

5. Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы государства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.014 с.)