Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И его роль в макроэкономическом регулированииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны [2]. Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства. Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Для более глубокого раскрытия природы бюджета необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений. Как было отмечено выше, стоимость созданного ВВП определяют по формуле ВВП = С + V+ М, где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход. В момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной формы чистого дохода начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта — чистого дохода (М) в его денежной форме. На этой основе формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов. На стадии обособления стоимости чистого дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. В современных условиях хозяйствования размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется с учетом обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей. Таким образом, в составе финансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохода зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения (перераспределения) будет направлена в централизованный фонд государства, а именно — бюджетные отношения. При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта. Таким образом, бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов. Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюджета. С помощью бюджетного механизма государство перераспределяет валовой внутренний и совокупный общественный продукты, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для контроля за экономическими процессами. Государство оперирует такими формами прямого и косвенного воздействия на экономические и социальные процессы, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, передача трансфертов, субсидий и субвенций, предоставление льгот и преференций, объявление налоговых каникул и др. Необходимость соблюдать макроэкономические пропорции требует бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует экономическую активность субъектов хозяйствования. Выделяют три основные характеристики государственного бюджета: 1. По форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год. 2. По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население. 3. По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде. Сущность государственного бюджета и его назначение остаются неизменными в различных общественно-экономических формациях, но его качественное содержание и роль зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и др. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие: · государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для удовлетворения общегосударственных потребностей; · область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов; · с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства; · пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития; Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются: 1. Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, в валовом внутреннем и чистом продукте страны. 2. Покрываемость бюджетных расходов доходами (дефицит) или избыток (профицит) поступлений по отношению к расходам. 3. Структура бюджетных расходов. Роль бюджета в распределении и перераспределении национального продукта заключается в следующем: 1. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов. 2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. 3. Социальная направленность средств бюджета. 4. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. 5. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. 6. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить: 1. денежный характер бюджетных отношений. 2. бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер. 3. бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости. 4. объектом бюджетного перераспределения может выступать, кроме чистого дохода, и часть стоимости необходимого продукта. 5. сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса. 6. участниками бюджетных отношений выступают: государство в лице органов власти различных уровней и предприятия, организации, учреждения и население. 7. бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия. 8. бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством. Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через его функции: распределительную (перераспределительную) и контрольную. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является национальный доход, иногда - часть национального богатства. Национальный доход- часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство. Национальное богатство- совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, которыми располагает общество. Основные направления распределительной функции: 1) перераспределение национального дохода. 2) вмешательство в процесс общественного воспроизводства (государственное регулирование и стимулирование экономики). 3) финансовое обеспечение социальной политики. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.009 с.) |