Название тем, объем в часах лекционных и практических занятий по специальности «экономика и управление на предприятии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Название тем, объем в часах лекционных и практических занятий по специальности «экономика и управление на предприятии»



СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Методическая часть: Цели и задачи дисциплины Рабочая программа Контроль  
Лекционный курс  
Раздел 1. Теоретические основы организации финансов  
Тема 1.1 Экономическое содержание, сущность и функции финансов  
Тема 1.2. Финансовая система государства, ее сферы и звенья  
Тема 1.3. Государственный бюджет и бюджетное устройство  
Тема 1.4. Финансовая политика государства  
Тема 1. 5. Управление государственными финансами  
Раздел 2. Основы организации финансов предприятий  
Тема 2.1.Экономическая сущность и содержание финансов предприятий  
Тема 2.2. Инструменты управления финансами организации (предприятия)  
Тема 2.3. Финансовые результаты деятельности организаций (предприятий)  
Тема 2.4. Инвестиционная деятельность предприятия (организации)  
Тема 2.5. Оценка финансового состояния организации (предприятия)  
Тема 2.6 Организация финансовых отношений предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики  
Раздел 3. Финансовый рынок и механизм его функционирования  
Тема 3.1. Экономическая сущность финансового рынка, его функции и структура  
Тема 3.2. Денежный рынок  
Тема 3.3. Кредитный рынок  
Тема 3.4. Рынок ценных бумаг  
Раздел 4. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь  
Тема 4.1 Налоги в системе финансовых отношений  
Тема 4.2. Характеристика современной системы налогообложения в Республике Беларусь  
Задачи для практических занятий (по разделам)  
Темы рефератов  
Вопросы к экзамену  
Литература, рекомендуемая для дополнительного изучения студентами  
Литература, используемая при разработке учебно-методического комплекса  
   
   

 


Введение

 

Предметом курса «Финансы и финансовый рынок» является изучение: экономического содержания и финансовых отношений, опосредующих функционирование централизованных и децентрализованных сфер финансовой системы государства; экономических стоимостных отношений предприятий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных доходов и форм денежных средств; закономерностей и тенденций развития форм и методов реализации этих отношений в условиях рыночной экономики; методик расчета отдельных финансовых показателей; экономической сущности, роли, составляющих элементов финансового рынка; экономической сущности, видов и роли налогов, общая характеристика современной системы налогообложения в Республике Беларусь.

В соответствии с общеобразовательным стандартом РБ 1-25 01 07-2008 специальности «Экономика и управление на предприятии» и общеобразовательным стандартом РБ 1-25 01 08-2008 специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дисциплина «Финансы и финансовый рынок» включается в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин – обязательный компонент.

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине – один из элементов организации образовательной деятельности. Основная цель создания УМК – предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.

В учебно-методическом комплексе представлены темы изучаемого курса, объем в часах лекционных и практических занятий. Изложены теоретические и практические основы курса, предложен список тем рефератов и примеры задач по разделам курса для самостоятельной работы студентов.


 

Цели и задачи дисциплины

 

Основная цель изучения курса – формирование у будущих специалистов знаний по: экономическому содержанию финансов; структуре финансовой системы государства и механизме ее функционирования; организации финансов предприятий, методикам расчета отдельных финансовых показателей характеризующих деятельность предприятий; содержанию и структуре финансового рынка как дополнительного источника финансирования, источника финансовой информации, объекта и инструмента инвестирования, спекулирования, страхования и хеджирования; функционированию и организации налоговой системы Республики Беларусь.

В процессе изучения курса ставятся следующие задачи:

- рассмотрение теоретических основ организации и функционирования финансов и финансового рынка, их сущности, содержания, функций и значения в воспроизводственном процессе;

- изучение современной финансовой системы государства, ее сфер, звеньев, форм взаимосвязей централизованных и децентрализованных финансов;

- ознакомление с процессом формирования и воспроизводства капитала предприятия, направлениями движения денежных потоков;

- овладение современными приемами управления финансовой деятельностью предприятия;

- овладение современными инструментами организации финансового рынка;

- изучение современной налоговой системы государства, ее структуры и элементов, методик расчета основных налогов и сборов.

В качестве организационных форм, методов и средств, способствующие эффек­тивной организации процесса обучения студентов рекомендуются: словесные (лекция, объяснение, беседа), демонстративные (демонстрация схем, изображений, моделей), индуктивные и дедуктивные (анализ и синтез, сравнение и аналогия, абсорбирование и обобщение, объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный), практическая работа (работа с книгами, справочниками, WEB-ресурсами, выполнение самостоятельных работ), дидактические задачи (приобретение знаний, формирование умений и навыков, использование знаний на практике, творческая учебно-познавательная деятельность, закрепление, проверка и оценка знаний, умений, навыков), проблемное изложение учебного материала (для развития познавательной активности и самостоятельности студентов).

Выпускник специальности «Экономика и управление на предприятии» должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

организационно-управленческая деятельность:

- обеспечивать устойчивое плановое развитие (финансовое обеспечение) основных производственных и функциональных подразделений организации (предприятия);

- управлять персоналом подразделения (организации) экономическими (финансовыми) методами;

- владеть современными техниками принятия управленческих решений (использование навыков в области организации финансов);

- осуществлять контроль за выполнением финансовой дисциплины;

- анализировать хозяйственную деятельность;

- осуществлять постановку экономических задач;

планово-экономическая деятельность:

- разрабатывать перспективные, среднесрочные и текущие планы экономического развития организации (предприятия) и его подразделений;

- планировать финансовую деятельность (финансовые показатели) предприятия (организации);

- проводить комплексный экономический анализ всех видов деятельности и разрабатывать меры по эффективному использованию финансовых ресурсов;

- подготавливать данные для периодической отчетности;

- рассчитывать экономический эффект от внедрения инновационных проектов;

- разрабатывать нормативы затрат на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемые в производстве;

информационно-аналитическая деятельность:

- систематизировать статистические материалы, характеризующие количественные и качественные (финансовые) показатели деятельности организации (предприятия) и его подразделений;

- изучать результаты работы организации (предприятия) и его структурных подразделений и сопоставлять их с подразделениями других организаций (предприятий);

- выявлять внутрихозяйственные (финансовые) резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;

- проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной (финансовой) деятельности;

- изучать и распространять передовой опыт планово-экономической деятельности;

производственно-хозяйственная:

- владеть навыками ведения отдельных стадий производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия) – формирование и использование финансовых ресурсов;

- уметь принимать обоснованные решения;

- разрабатывать нормативы для оперативно-календарного планирования;

- разрабатывать и внедрять наиболее эффективные методы оперативно-производственного планирования;

научно-исследовательская деятельность:

- изучать и анализировать тенденции развития национальной экономики, ее отраслей и предприятий;

- использовать экономические законы и закономерности в управлении инновациями и инвестициями;

- обосновывать систему показателей и методы оценки экономической эффективности функционирования организации (предприятия), отдельных видов деятельности и структурных подразделений;

- разрабатывать нормативно-технические и методические материалы, регулирующие хозяйственную деятельность организации (предприятия);

- разрабатывать стратегию и тактику осуществления производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия);

инновационная деятельность:

- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли;

- разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;

- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий.

 

Выпускник специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

организационно-управленческая деятельность:

- работать с юридической литературой, гражданским и трудовым законодательством;

- планировать фонд заработной платы;

- составлять документацию (отчетную документацию по установленным формам);

- взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

- анализировать и оценивать собранные данные;

- готовить доклады, материалы к презентациям;

- пользование глобальными информационными ресурсами;

учетно-аналитическая деятельность:

- владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками;

- уметь систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности предприятия (организации) и его подразделений;

- изучать результаты работы предприятия и его структурных подразделений и сопоставлять их показателями других предприятий;

- уметь выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;

- уметь проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

- уметь разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации и законодательства;

контрольно-ревизионная, аудиторская деятельность:

- знать и владеть методами и приемами комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности и потенциального банкротства;

- владеть методическими приемами и способами документального контроля и правилами реализации его результатов;

производственно-хозяйственная деятельность:

- знать основные стадии производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия), включая: исследования и разработки, производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товара;

- принимать участие в разработке нормативов для оперативно-календарного планирования;

- осуществлять документальный оперативный контроль за ходом производства;

- принимать участие в проведении анализа деятельности организации и ее структурных подразделений по основным экономическим показателям;

научно-исследовательская деятельность:

- разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в области экономического анализа;

- разрабатывать учетно-аналитический инструментарий проводимых исследований, анализировать их результаты, готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме;

- проводить самостоятельные исследования, связанные с проблемами анализа;

инновационная деятельность:

- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;

- работать с научной, технической и патентной литературой;

- разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;

- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

- применять методы анализа и организации внедрения инноваций.

 

Рабочая программа

Согласно учебному плану в рабочей программе по дисциплине «Финансы и финансовый рынок» для специальности «Экономика управление на предприятии» предусмотрено следующее распределение часов:

Характеристика Форма обучения
Дневная Заочная Интегрированная со средним специальным образованием
Курс      
Семестр      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа      
Всего по дисциплине      
Контрольная работа -   -
Экзамен      

 

Согласно учебному плану в рабочей программе по дисциплине «Финансы и финансовый рынок» для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)» предусмотрено следующее распределение часов:

Характеристика Форма обучения
Дневная Заочная Интегрированная со средним специальным образованием
Курс      
Семестр      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа      
Всего по дисциплине      
Экзамен      

 

Контроль

В процессе изучения курса предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль;

- рубежный (промежуточный) контроль;

- итоговый контроль.

Текущий контроль успешности изучения дисциплины состоит из: опроса на практических занятиях, дискуссий по проблемной тематике, решения задач.

Рубежный (промежуточный) контроль успешности изучения дисциплины включает: проверочные работы, оценку выполнения индивидуального задания (доклада).

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

На всех этапах контроля осуществляется одновременная оценка следующих показателей:

- оценка отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины;

- оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью при изучении дисциплины.

Для оценки отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины используется контроль посещаемости занятий.

Оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью при изучении дисциплины осуществляется по следующим направлениям:

- количество подготовленных рефератов;

- глубина и научная значимость тем исследования.

При оценке результатов учебной деятельности студентов основное внимание будет уделено качеству выполненных проверочных работ и выполненных индивидуальных заданий (докладов).

Оценка результатов текущего и промежуточного контроля всех форм деятельности студентов проводится по 10-балльной шкале.

По результатам проведенного текущего и промежуточного контроля производится промежуточная и итоговая аттестация студентов.


 

Лекционный курс

 

Раздел 1

Тема 1.1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ,

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

 

1 Понятие и объективная необходимость существования финансов

2. Функции финансов, их содержание

3. Финансовые ресурсы и источники их формирования

4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями.

Тема 1.2

ЕЕ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ

 

1. Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь, краткая характеристика.

2. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды

3. Объективная необходимость существования государственного кредита, его формы. Государственный долг

Краткая характеристика

 

Появление понятия финансовой системы связано с дальней­шим развитием и конкретизацией понятия «финансы». В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений со специфическими формами и метода­ми мобилизации финансовых ресурсов и их использования. На­пример, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материального производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений и других в соответствии с законодательством источников. Государственный бюджет страны образуется в основ­ном за счет налогов с предприятий и населения. Различаются и направления использования финансовых ресурсов. У организаций ре­шающая часть финансовых ресурсов используется на формиро­вание основных и оборотных производственных фондов, на пот­ребности социального характера и др. Средства государственно­го бюджета идут на финансирование приоритетных отраслей, со­держание учреждений и организаций непроизводственной сфе­ры (здравоохранения, образования, культуры и др.). С учетом сказанного каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным зве­ном финансовой системы, имеющим некоторые отличия. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаи­мосвязаны и составляют единую финансовую систему.

В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Мы придерживаемся той точки зрения, что финансовая система представляет собой совокуп­ность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, посредством кото­рых образуются и используются различные фонды денежных средств [2].

Всем звеньям финансовой системы свойственна своя специфика обусловленная формами, методами образования и использования финансовых ресурсов, а также целями и задачами реализуемыми звеньями.

Сложность и многогранность финансовых отношений обус­ловливает необходимость классификации их по сферам функ­ционирования, а последние — по звеньям.

Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на три сферы:

1) финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы.

2) финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные финансы;

3) финансы домохозяйств.

Общегосударственные (централизованные) финансы о пределяют как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денеж­ных средств и использованием их на общегосударственные пот­ребности.

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственных финансов. С его по­мощью правительство концентрирует в своих руках значитель­ную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных.

В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их коли­чественные параметры.

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже.

Важным звеном общегосударственных финансов являются государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Они представляют собой средства пра­вительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Широкое использование наряду с государственным бюдже­том средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формиро­вание внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнитель­ные финансовые ресурсы, которые затем используются на от­дельные мероприятия. По экономическому содержанию дан­ные фонды представляют собой форму перераспределения и ис­пользования финансовых ресурсов.

Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ре­сурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.

Экономическая сущность и содержание государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, понятие государственного кредита будут изучены ниже.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включа­ют денежные отношения, которые были рассмотрены в 1 теме (1 вопрос).

Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера фи­нансовой системы страны, основа общегосударственных финан­сов, поскольку именно на предприятиях в процессе производ­ства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов.

Децентрализованные финансы состоят из двух подсфер: финансов предприятий ма­териального производства и финансов учреждений (организа­ций) непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике государства за­нимают финансы предприятий материального производ­ства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере соз­дается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предпри­ятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов формиро­вание и использование денежных фондов, каждая подсфера фи­нансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

По отраслевой направленности финан­сы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

• финансы предприятий промышленности;

• сельского хозяйства;

• строительства;

• грузового транспорта;

• связи;

• торговли и заготовок и др.

В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья:

• финансы образования;

• культуры и искусства;

• здравоохранения и физической культуры;

• науки и научного обслуживания;

• пассажирского транспорта;

• жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

• коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;

• общественных организаций;

• обороны страны и др.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы подразделяют на три группы:

1) финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);

2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);

3) финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприя­тий, учреждений и организаций, основанных на государствен­ной и на частной собственности.

С учетом организационно-правовых форм фи­нансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий.

Государственная собственность подразделяется на республи­канскую (собственность Республики Беларусь) и коммуналь­ную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают соответственно финансы предприя­тий республиканской собственности и финансы предприятий коммунальной собственности.

Необходимость выделения в структуре финансовой системы сферы «финансы домохозяйств» обусловлена отличительными особенностями организации и ролью данной категории.

 

 

Тема 1.3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

 

1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

2. Доходы бюджета, их состав и структура. Методы мобилизации денежных средств в бюджет

3. Содержание и роль расходов государственного бюджета

4. Бюджетный дефицит и управление им

5. Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы государства

Содержание и роль расходов государственного бюджета

Государство, являясь собственником бюджетных ресурсов, имеет право распоряжаться ими, направлять на развитие материальной и социальной сферы, покрывать общегосударственные и другие потребности.

Расходы государственного бюджета определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, т.е. которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут быть возмездные - заплаченные в обмен на что – то (покупка товаров) и безвозмездные (т.е. Односторонние).

Расходы государственного бюджета - это экономические отно­шения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целево­му и территориальному назначению.

Эти экономические отношения всегда имеют:

- безвозмездный характер,

- стоимостную форму,

- обязательным участником является государство.

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса:

1) расщепление централизованного бюджетного фонда на составные части;

2)формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организа­ций и учреждений материального производства и непроизводствен­ной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Категория «расходы бюджета» проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с к ачест­венной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назна­чение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их вели­чину.

Факторы, обусловившие многообразие конкретных видов бюджетных расходов, их структуру и содержание:

- природа и функции государства,

- уровень социально-экономического развития страны,

- разветвленность связей бюджета с народным хозяйством,

- административно-территориальное устройство государства,

- формы предоставления бюджетных средств,

- финансовая политика и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

При помощи бюджетных расходов государство может:

- регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития;

- воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, добиваясь прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях;

- стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств,

- влиять на ускорение научно-технического прогресса.

В области расходов бюджета можно выделить следующие недостатки:

1. Бюджетные средства используются недостаточно эффективно.

2. Широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств.

3. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляют систему государственных расходов.

В Республике Беларусь формирование расходов бюджета основывается на государственных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы Республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития, нормативов бюджетной обеспеченности по строго оговоренным (в соответствии с бюджетным законодательством) направлениям (Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, ст.38).

Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством.

К важнейшим из них относятся:

1. Целевое направление средств – означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах (заработная плата, капитальные вложения и т.д.);

2. Безвозвратность расходования – означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении;

3. Бесплатность – означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований;

4. Соблюдение режима экономии – может быть охарактеризована как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

5. Контроль за использованием бюджетных средств – направлен на недопущение бесхозяйственности и расточительства, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.

Методы осуществления государственных расходов:

1. Финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Это достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

2. Кредитование - предоставление кредитов, ссуд, займов. Бюджетные кредиты, ссуды, займы занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны они выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по ним либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков. Выдаются такие кредиты, ссуды, займы в основном по специальным распоряжениям Правительства РБ на выполнение целевых программ развития.

Реализация данных методов осуществляется посредством с ледующих форм:

- расходы на функционирование бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям и физическим лицам;

- бюджетные трансферты за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды и займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых обязательств;

- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В современной экономической мысли выделяют несколько признаков классификации расходов бюджета.

ПО РОЛИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

1. Расходы на материальную сферу -делятся по влиянию на структуру общественного производства и потребления:

1.1 производство средств производства;

1.2 производство средств потребления.

2. Расходы на непроизводственную сферу: делятся по назначению

2.1. Социально-культурные мероприятия (расходы на просвещение, здравоохранение, физ.культуру, социальное обеспечение)

2.2. Бытовое обслуживание населения (расходы на коммунальное, жилищное, дорожное хозяйства, благоустройство городов и т.д.)

2.3. Общегосударственные расходы (расходы на правоохранительные органы, оборону, создание государственных резервов, обслуживание гос. долга и т.д.).

В их пределах делятся по отраслям, ведомствам, группам однотипных предприятий (учреждений и организаций) или мероприятий, конкретным объектам вложения.

В соответствии с ОБЩЕСТВЕННЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы:

1. Народное хозяйство,

2. Социально-культурные мероприятия,

3. Оборона,

4. Управление.

Основу ОТРАСЛЕВОЙ ГРУППИРОВКИ расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него расходы подразделяются:

1) в производственной сфере - по отраслям национального хозяйства на развитие:

- промышленности,

- сельского хозяйства,

- строительства,

- транспорта и др.;

2) в непроизводственной — по отраслям и видам общественной деятельности на:

- народное образование,

- культуру,

- здравоохранение,

- социальное обеспечение,

- государственное управление и т.д.

ПО СУБЪЕКТАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ:

1. Юридические лица: делятся по признакам

1.1.отраслевому

1.2.ведомственному

1.3.формам собственности (государственная, частная)

1.4.видам деятельности (производственная, научная, коммерческая и т.д.)

1.5.типам предприятий (крупное, среднее, малое, концерн и т.п.)

1.6. Методам хозяйствования (хозрасчетное, бюджетное)

2. Физические лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.171 с.)