Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая политика государства
1. Содержание финансовой политики, ее цели и задачи 2. Составные части финансовой политики, их характеристика 3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития. Содержание финансовой политики, ее цели и задачи
Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и социальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития общества представляет собой финансовую программу, или финансовую политику. Финансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев: • выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития; • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой — отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы. Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного регулирования. Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь на основе действующего законодательства разрабатывают главные направления денежно-кредитной политики, готовят инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам. Основными целями финансовой политики являются: Ø наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов; Ø наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества; Ø увеличение бюджетной обеспеченности жителей; Ø повышение уровня доходов на душу населения; Ø обеспечение социальных нормативов уровня жизни. Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики являются: • соответствие объективным экономическим законам; • финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию; • отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения; • рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы; • обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики; • уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг; • либерализация внешнеэкономической деятельности;
• активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики; • унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран; • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс. В качестве финансовой стратегии могут выступать различные Национальные программы. К другим направлениям стратегии относятся финансовое оздоровление экономики, повышение конкурентоспособности продукции. Оздоровление в свою очередь может достигаться за счет сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, снижения налоговой нагрузки на экономику. В условиях рыночной экономики финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь — налогов. Функция регулирования используется государством в процессе расходования средств госбюджета на различные цели: государственные капитальные вложения, развитие социально-культурной сферы, укрепление обороноспособности страны, обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга и т.д. Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений. Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики: • условия формирования прибыли; • способы кредитования через учетную ставку; • систему специальных налоговых льгот; • цены; • таможенные пошлины; • уровень заработной платы и др. Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом составляет основу современной финансовой политики. Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований к финансовой политике. К ним относятся: 1) научный подход; 2) учет конкретных исторических условий, внутреннего положения в стране и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
3) тщательный анализ предшествующей практики финансовой политики, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта; 4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; 5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов в результате действенной финансовой политики; 6) учет множества факторов в многовариантных расчетах по методу наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране; прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики; 7) предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий; 8) широкое применение выводов политэкономической и финансовой наук при выработке эффективной финансовой политики; 9) анализ информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике [2].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.009 с.) |