Финансовая политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика государства



 

1. Содержание финансовой политики, ее цели и задачи

2. Составные части финансовой политики, их характеристика

3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития.

Содержание финансовой политики, ее цели и задачи

 

Любые финансовые отношения объективны, но в то же вре­мя они складываются не стихийно, а организуются государ­ством. Для того чтобы организация финансовых отношений но­сила научный характер, способствовала положительному воз­действию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и со­циальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития об­щества представляет собой финансовую программу, или финан­совую политику.

Финансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа ис­пользования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполне­ния государством своих функций. Ее реализация обеспечивает­ся совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответ­ствующими законодательными полномочиями по формирова­нию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков.

Содержание финансовой политики многогранно и опреде­ляется единством трех основных звеньев:

• выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития;

• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

• осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой — отношения между государством и хо­зяйствующими субъектами по поводу формирования финан­совых ресурсов и их использования. Свое практическое вопло­щение финансовая политика в лице государства реализует че­рез финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Финансовая политика как особая сфера государственной де­ятельности требует законодательного регулирования. Министерство финансов и На­циональный банк Республики Беларусь на основе действующе­го законодательства разрабатывают главные направления де­нежно-кредитной политики, готовят инструкции по формиро­ванию доходов бюджета и его использованию, нормативные до­кументы о порядке и правилах предоставления средств физи­ческим и юридическим лицам.

Основными целями финансовой политики являются:

Ø наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов;

Ø наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества;

Ø увеличение бюджетной обеспеченности жителей;

Ø повышение уровня дохо­дов на душу населения;

Ø обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики являются:

• соответствие объективным экономическим законам;

• финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

• уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;

• либерализация внешнеэкономической деятельности;

активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

• унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран;

• выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач финансовая политика подразделяется на финансо­вую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматрива­ющий решение крупномасштабных задач, поставленных эконо­мической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, фор­мируются концепции их использования, намечаются принци­пы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач кон­кретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отноше­ний, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из теку­щих потребностей страны.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добива­ется результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

В качестве финансовой стратегии могут выступать различные Нацио­нальные программы. К другим направлениям стратегии относятся финансовое оздоровление экономики, по­вышение конкурентоспособности продукции. Оздоровле­ние в свою очередь может достигаться за счет сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, снижения налоговой нагрузки на эко­номику.

В условиях рыночной экономики финансовая политика ба­зируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь — налогов.

Функция регулирования используется государством в процес­се расходования средств госбюджета на различные цели: госу­дарственные капитальные вложения, развитие социально-куль­турной сферы, укрепление обороноспособности страны, обслу­живание внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, рес­труктуризацию предприятий, приватизацию, определение при­оритетных направлений.

Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики:

• условия формирования прибыли;

• способы кредитования через учетную ставку;

• систему специальных налоговых льгот;

• цены;

• таможенные пошлины;

• уровень заработной платы и др.

Совокупность финансовых регуляторов наряду с денеж­но-кредитным механизмом составляет основу современной фи­нансовой политики.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требо­ваний к финансовой политике. К ним относятся:

1) научный подход;

2) учет конкретных исторических условий, внутреннего положения в стране и международной обстановки, реальных экономических и фи­нансовых возможностей государства;

3) тщательный анализ предшествующей практики финансовой политики, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта;

4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития;

5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов в результате действенной финансовой политики;

6) учет множества факторов в многовариантных расчетах по методу наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране; прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

7) предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;

8) широкое применение выводов политэкономической и финансовой наук при выработке эффективной финансовой политики;

9) анализ информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике [2].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.009 с.)