Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие об управлении финансами

Поиск

 

Управление представляет собой совокупность приемов и ме­тодов целенаправленного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенного (как правило, положительного) результата [2].

Управление финансами — это осознан­ное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъек­тов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства [2].

Следовательно, для управления финансами необходим спе­циальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов.

В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управле­ния выступают виды финансовых отношений, связанные с фор­мированием, распределением и использованием централизо­ванных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъ­ектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Как было отмечено в 1 теме выделяют две сфе­ры финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) и 2) обще­государственные финансы. Каждая из них имеет многочислен­ные субъекты управления. Совокупность всех организационных структур, осу­ществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосудар­ственного аппарата управления народным хозяйством.

Субъекты управления, используя финансы в качестве ин­струмента управления, воздействуют на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнова­ний на развитие той или иной отрасли приводит к ее ускорению или замедлению.

Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управ­ляются различные виды денежных отношений, централизован­ные и децентрализованные фонды денежных средств.

Процесс управления финансами (независимо от его кон­кретного содержания) предполагает получение, передачу, пере­работку и использование информации.

Различают информацию двух видов:

• внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;

• информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.

В управ­лении финансами можно выделить такие взаимосвязанные эле­менты, как планирование, стратегическое, оперативное управление и контроль [2].

Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесто­ронне оценивается состояние финансов того или другого субъ­екта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного ис­пользования. Более полно элемент управления финансами – планирование будет рассмотрен во втором вопросе данной темы.

Стратегическое или общее управление государственными финансамивыражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых про­грамм и др. Управление финансовой системой возложено на высшие законодательные и исполнительные органы — Президента, Национальное собрание, Совет Республики, Правительство, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сбо­рам Республики Беларусь и др.

Оперативное управление представляет собой комплекс ме­роприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель — получение максимального эффекта от перераспределения фи­нансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании фи­нансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необ­ходимых мероприятий, а также устранения возможных затруд­нений на отдельных участках финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ре­сурсы, кредиты банков и др.

Непосредственное оперативное управление на общегосударственном уровне осуществляют: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Бе­ларусь проводит единую финансовую, бюджетную, нало­говую, валютную политику, утвержденную Парламентом, Пре­зидентом и Правительством Республики Беларусь.

В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения — Главные управле­ния и управления. На низовом уровне Министерство осущест­вляет свои функции через региональные, областные финансо­вые управления, а в районах и городах — через районные и го­родские финансовые отделы. Характерная особенность управ­ления в системе Минфина — двойное подчинение его республи­канских и местных органов. Так, например, областные финан­совые управления подчиняются одновременно областным орга­нам власти и Министерству финансов.

При выработке управленческих решений финансового ха­рактера (как при стратегическом, так и при оперативном уп­равлении) учитываются требования экономических и юриди­ческих законов, результаты экономического анализа хозяй­ственной и финансовой деятельности за истекший год, а также перспективы развития экономики в планируемых периодах; изучается возможность использовать экономико-математичес­кие методы и автоматизированную систему управления финан­сами.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Мини­стерства и его налоговых инспекций утверждается министром.

Государствен­ный таможенный комитет Республики Беларусь

Управление финансами в отраслевых министерствах, госу­дарственных комитетах осуществляют финансовые управле­ния (отделы) этих ведомств.

В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на пред­приятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсут­ствии — другие экономические службы (в частности, бухгалте­рии).

Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При адми­нистративном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, при­казным мерам решения тех или иных вопросов.

Экономический метод означает самостоятельное решение пред­приятиями своих экономических и финансовых проблем.

Для управления на предприятии в современных условиях особую значимость преобладает финансовый менеджмент, который представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. При этом в качестве методов рассматриваются способы образования и использования денежных фондов (через планирование, систему расчетов, страхование и др.), рычагов – приемы действия финансового метода (определение и размер цены, прибыли, процентной ставки и др.).

Целью финансового менеджмента – повышение благосостояния собственников предприятия или прирост капитала, вложенного ими. Однако повышение благосостояния владельцев не означает только увеличение прибыли компании: реализуя стратегические цели компания может нести убытки, однако впоследствии рост прибыли повысит стоимость акций. И наоборот.

В широком смысле задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания интересов различных заинтересованных сторон с конечной целью обеспечения роста благосостояния вкладчиков.

В узком смысле ФМ направлен на решение двух задач:

- эффективное распределение ресурсов в рамках предприятия;

- мобилизация средств на наиболее выгодных условиях.

Как процесс управления ФМ представляет собой целенаправленную деятельность субъекта управления, направленную на достижение определенного состояния управляемого объекта.

Объектом управления являются финансовые потоки предприятия, состояние которых определяется величиной остатков (сальдо) на счетах бухгалтерского учета на определенный момент времени.

Говоря о ФМ как процессе управления можно выделить четыре совокупности основных функций (действий), называемых процедурами:

1. Бухгалтерская процедура – совокупность основных функций обработки информации, обеспечивающих отражение информации о кругообороте капитала и финансовых ресурсов в процессе воспроизводства. Играет роль измерительного инструмента, обеспечивающего необходимой информацией процесс управления.

2. Аналитическая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих преобразование данных бухгалтерского учета и отчетности, других данных о предприятии в набор показателей финансового состояния. Содержание аналитической процедуры – методы и приемы финансового анализа.

3. Решающая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих выработку финансовых решений, включая функции в сфере внешних финансов, так и функции во внутрихозяйственной деятельности.

4. Исполняющая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих реализацию принятых финансовых решений, включая планирование исполнения решений и непосредственную его реализацию. Содержание исполнения процедуры является планирование и реализация деловой операции.

Основные функции финансового менеджера можно разделить на два блока: функции казначея и функции контролера.

Функции контролера сводятся к работе с данными бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия, внутреннему планированию и контролю, а также к сбору и обработке внутренней информации о деятельности фирмы в форме, удобной для оценки ее финансового положения.

Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю:

- производственный учет;

- финансовый учет и отчетность;

- внутренний аудит;

- смета затрат;

- заработная плата;

- налоги.

Функции казначея ориентированы на развитие отношений фирмы с окружающим миром: заимодателями, поставщиками и клиентами, акционерами, финансовыми рынками в целом.

Блок по управлению внешними финансами:

- управление денежным оборотом;

- расчеты с клиентами;

- оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;

- оценка затрат на капитал;

- привлечение краткосрочных источников финансирования;

- привлечение долгосрочных источников финансирования.

Между функциями казначея и контролера существует тесная взаимосвязь.

Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управле­ния. Он призван обеспечить полное и своевременное поступле­ние денежных средств в централизованные и децентрализован­ные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, экономное и целевое использование. Данный элемент управления будет рассмотрен в третьем вопросе данной темы.

2. Сущность и назначение финансового планирования

И прогнозирования

Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами.

Финансовое прогнозирование рассматривается в литерату­ре с различных позиций: как функция управления финансами (любое управленческое решение по природе своей является прог­нозом), как метод вероятного планирования (предсказание бу­дущего опирается на накопленный опыт и текущие предполо­жения относительно будущего) или как оценка наиболее веро­ятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожи­даемого движения наличности (для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов) [2].

Финансовый прогноз — это научная предпосылка управле­ния финансами. Он базируется на одном или нескольких гипотетических предположениях и отвечает на вопрос «Что может случиться, если...?». В Беларуси этим занимается в основном Научно-исследовательский экономический институт Минис­терства экономики Республики Беларусь.

Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тен­денций развития процессов в экономике и финансах и условий общего экономического равновесия в течение определенного времени. С помощью экономических и финансовых прогнозов намечаются направления и готовятся конкретные решения в области экономической политики государства, оцениваются их возможные результаты. В странах с развитой рыночной эконо­микой финансовый прогноз используется как метод реализа­ции финансовой политики.

Финансовое прогнозирование должно включает анализ и оценку явлений и тенден­ций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюде­нием правил ведения национальных счетов.

Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и является исходной базой для обеспечения высокого качественного уровня последнего.

Финансовое планирование - пла­номерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансо­вых ресурсов на макро- и микроуровнях. Финансовое планиро­вание — это разновидность управленческой деятельности, на­правленной на определение требуемого объема финансовых ре­сурсов, их оптимальное распределение и эффективное исполь­зование. Финансовое планирование следует рассматривать как пер­воначальную стадию, один из основных методов управления финансами на всех уровнях хозяйствования и управления.

В ходе финан­сового планирования конкретизируются и корректируются про­гнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается после­довательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.

В экономически развитых странах успешно используются два механизма координации производства и потребления — ры­нок и план. Финансовое планирование выступает как механизм координации преимущественно на административной основе, а рынок — преимущественно на экономической основе. Вместе они обеспечивают экономическое равновесие в течение того или иного периода времени.

В рыночной экономике особое значение приобретает внутри­фирменное планирование, которое является одной из главных функций менеджмента. Планирование — это процесс установ­ления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач.

Основным назначением внутрифирменного финансового пла­нирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективнос­ти выполняемых операций и ожидаемых итогов работы пред­приятия. Внутрифирменное финансовое планирование включа­ет разработку различных финансовых планов и осуществление расчетов в целях управления финансами предприятия. Матери­алы финансового планирования субъектов хозяйствования ис­пользуются в качестве информационной базы при составлении планов на отраслевом и общегосударственном уровнях.

Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непо­средственно финансовая деятельность государства или хозяй­ствующего субъекта.

Сфера действия финансового планирова­ния охватывает в основном распределительные и перераспреде­лительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и использовании фондов денеж­ных средств, доходов и капитала.

Основные цели финансового планирования состоят в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации.

Посредством финансового планирования происходит кон­кретизация экономических и финансовых прогнозов, опреде­ляются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последова­тельность их реализации, а также методы, содействующие дос­тижению поставленных задач.

Процесс разработки финансовых планов является действенным способом, позволяющим определить финансовые возможности, стоимостные пропорции.

В экономической литературе рассматриваются различные принципы финансового планирования. Основными среди них являются следующие:

принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации;

принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия;

принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования [2].

Помимо рассмотренных общих принципов во внутрифир­менном финансовом планировании имеются специфические, отражающие сущностные черты финансов предприятий как экономической категории:

принцип соотношения сроков, к оторый означает, что получение средств и их использование должны происходить точно в установленные сроки;

принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия;

принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций;

принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.);

принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции;

принцип предельной рентабельности, выражающий основную цель предпринимательской деятельности — обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств;

принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия [2].

Финансовые прогнозы, планы, показатели всегда рассчиты­ваются в стоимостной форме. Они базируются на производ­ственных показателях.

В финансовом планировании и прогнозировании использу­ются различные методы. Показатели финансовых планов мо­гут рассчитываться с помощью расчетно-аналитического, коэф­фициентного, нормативного методов, оптимизации плановых решений, балансового и программно-целевого методов, а также благодаря экономико-математическому моделированию.

Расчетно-аналитический метод основан на анализе движе­ния финансовых ресурсов за истекший период. Анализ про­изводится в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фак­тических показателей от плановых.

Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода.

Нормативный метод планирования. В этом случае пот­ребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными ор­ганами управления, другие — субъектами хозяйствования. При­мерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчисле­ний в государственные целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского про­цента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат и др.

Метод оптимизации плановых решений предполагает со­ставление нескольких вариантов плановых расчетов, из кото­рых выбирают оптимальный на основе различных критериев, таких, например, как минимум приведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум времени на оборот капитала и др.

Балансовый метод - о сновной способ согласования отдельных разделов фи­нансовых планов. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей.

Методы прог­раммно-целевого и экономико-математических моделей дви­жения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обес­печения проекта, объема и структуры расходов по нему в раз­ных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволя­ет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели.

Результатом финансового планирования являются различ­ные финансовые планы — от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны.

Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду па­раметров.

По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близ­кие к прогнозам.

По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы.

По способу разработки и исполнения: твердые планы (дей­ствительны на данный период и пересматриваются лишь в слу­чае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватывае­мого прогнозом

По географической зоне применения: на общенациональ­ном уровне и ниже существуют планы государственные, нацио­нальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы

При разработке финансовых планов на государственном, ре­гиональном, отраслевом уровнях учитываются требования фи­нансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития. В зависимости от уровня управления финансовые планы разрабатываются различных формах.

По своей значимости и объемам перераспределяемых ресур­сов государственный бюджет является важнейшим централи­зованным финансовым планом.

Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий пе­риод планируются в соответствии с программой экономическо­го и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов госу­дарственного регулирования экономики.

Государственный бюджет, включая центральный и местные бюджеты, является координирующим финансовым планом со­ответствующих территорий, так как финансовые планы всех коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений связаны с бюджетной системой через показатели платежей в бюджет и ассигнований из бюджета.

Финансовые планы целевых бюджетных и внебюджетных имеют форму сметы доходов и расхо­дов. Государство в законодательном порядке устанавливает ис­точники и порядок формирования доходов и направления ис­пользования средств таких фондов.

Корпоративное (внутрифирменное) финансовое планирова­ние опирается на финансовую политику предприятия, разрабо­танную им финансовую стратегию, учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кре­дитной политики государства.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плано­вый документ, отражающий объем поступления и расходова­ния денежных средств на текущий (до одного года) и долгосроч­ный (свыше одного года) период. Он может составляться в фор­ме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерчес­ких организациях — в форме сметы.

Бюджет — финансовый план, отражающий расходы и по­ступления средств по текущей (операционной), инвестицион­ной и финансовой деятельности предприятия.

Для обоснования отдельных статей финансового плана и по­вышения точности расчетов на предприятии составляются сме­ты. Смета — форма планового расчета, определяющая потреб­ность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Для определения финансового потенциала на текущий идолгосрочный периоды предприятие вправе также вправе разрабатывать и другие виды планов [2].

Разрабатываемые на предприятиях планы многосторонни, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал составляющие основ­ных видов планов и обладал достаточно широким спектром воз­можного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обосно­вание его стратегий и тактических мер их осуществления.

Биз­нес-планы используемым для обоснования:

• текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;

• возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

• предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

• целесообразности оказания мер государственной поддержки;

• приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности.

В рыночных условиях хозяйствования особое место отводится стратегическому планировании.

Стратегический финансовый план устанавливает важней­шие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроиз­водства. Он является главной формой реализации целевых ус­тановок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений.

Содержание и значение финансового контроля

В каждом государстве действуют различные виды контроля: административный, финансовый, экологический, санитарно-эпи­демиологический, пожарный и т.д.

Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность со­ответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы пред­приятий, организаций и учреждений, с применением соответ­ствующих форм и методов. Объективной основой финансового контроля выступает кон­трольная функция финансов.

Финансовый контроль осуществляется законодательными и испол­нительными органами власти всех уровней, а также специаль­но созданными учреждениями.

Финансовый контроль включает: а) контроль за соблю­дением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйствен­ных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль осущест­вляется в денежной форме. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.

Объектом финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств.

Предметом контроля выступают различные стоимостные пока­затели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издерж­ки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д.

Посредством финансового контроля проверяются:

Ø соблюде­ние экономических законов и пропорций распределения и пере­распределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда;

Ø составление и исполнение бюджета (бюд­жетный контроль);

Ø финансовое состояние и эффективность ис­пользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений;

Ø правиль­ность исчисления и своевременность внесения в бюджет налого­вых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др. [2].

Задачи финансового контроля :

• содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства;

• обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды;

• выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов;

• способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета;

• обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам;

• помогать выявлению и устранению диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам.

В зависимости от субъектов, осущест­вляющих финансовый контроль, различают следующие виды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами го­сударственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министер­ством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отно­шении любого объекта контроля независимо от его ведомствен­ной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ре­сурсов страны в производственной и непроизводственной сфе­рах. В основу организации государст­венного контроля положены следующие принципы: независимости, гласности, законности, объективности, ответственности.

Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизи­онными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ве­домств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется эконо­мическими и финансовыми службами предприятий, организа­ций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяй­ственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).

Общественный контроль осуществляют отдельные физи­ческие лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко­миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом является финансовая деятельность данных организаций.

Независимый (аудиторский) контроль проводится спе­циальными вневедомственными органами: аудиторскими фир­мами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность проверяемых предприятий, учреж­дений, организаций.

По сфере финансовой деятельности различают: бюджет­ный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой.

По формам и в зависимости от времени проведения финан­совый контроль делится на предварительный, текущий и по­следующий.

По методам проведения виды финансового контроля под­разделяются на: наблюдение, проверка, обследование, надзор, экономический анализ, ревизия.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состояни­ем финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка производится по отдельным вопросам финансо­во-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансо­вых и расходных документов.

Обследование охватывает более широкий круг финансо­во-экономических показателей.

Надзор производится за экономическими субъектами, по­лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятель­ности. Например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельнос­тью коммерческих банков.

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности.

Ревизия — наиболее распространенная и очень важная фор­ма финансового контроля, предусматривающая глубокое и пол­ное изучение финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций. В экономической литературе виды ревизий класси­фицируют по ряду признаков [2].

Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государ­ственных и негосударственных органов управления.

В Республике Беларусь на высшем уровне управления госу­дарственный финансовый контроль осуществляют органы государственной влас­ти и управления: Президент, парламент, правительство стра­ны.

В Беларуси важным органом финансового контроля со сто­роны представительной власти является Комитет государствен­ного контроля. Систему государственного контроля образуют Комитет госу­дарственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Бела­русь территориальные органы Комитета государственного кон­троля могут создаваться в городах и районах республики.

Комитет государственного контроля включает более 15 глав­ных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банков­ской деятельностью и др.).

Основные формы контроля, используемые органами Коми­тета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии. Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права.

Контроль со стороны правитель­ства проявляется в том, что оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в парламент проект бюджета и отчеты о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Кроме этого, правительство отвечает за исполнение законов страны и декретов, указов и распоряжений Главы государства, оно вправе отменять акты министерств и иных органов государ­ственного управления.

Оперативный финансовый контроль в Беларуси осущест­вляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный та­моженный комитет Республики Беларусь.

Органы Главного государственного казначейства Респуб­лики Беларусь осуществляют оперативный контроль за испол­нением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюд­жета. Органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.

Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов — обеспечить работу еди­ной системы контроля за соблюдением налогового законода­тельства, правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью уплаты налого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.012 с.)