Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понятие об управлении финансами↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенного (как правило, положительного) результата [2]. Управление финансами — это осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства [2]. Следовательно, для управления финансами необходим специальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов. В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Как было отмечено в 1 теме выделяют две сферы финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) и 2) общегосударственные финансы. Каждая из них имеет многочисленные субъекты управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосударственного аппарата управления народным хозяйством. Субъекты управления, используя финансы в качестве инструмента управления, воздействуют на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнований на развитие той или иной отрасли приводит к ее ускорению или замедлению. Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управляются различные виды денежных отношений, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Процесс управления финансами (независимо от его конкретного содержания) предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Различают информацию двух видов: • внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.; • информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др. В управлении финансами можно выделить такие взаимосвязанные элементы, как планирование, стратегическое, оперативное управление и контроль [2]. Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесторонне оценивается состояние финансов того или другого субъекта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного использования. Более полно элемент управления финансами – планирование будет рассмотрен во втором вопросе данной темы. Стратегическое или общее управление государственными финансамивыражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых программ и др. Управление финансовой системой возложено на высшие законодательные и исполнительные органы — Президента, Национальное собрание, Совет Республики, Правительство, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и др. Оперативное управление представляет собой комплекс мероприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель — получение максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании финансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необходимых мероприятий, а также устранения возможных затруднений на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ресурсы, кредиты банков и др. Непосредственное оперативное управление на общегосударственном уровне осуществляют: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Министерство финансов Республики Беларусь проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную Парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь. В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения — Главные управления и управления. На низовом уровне Министерство осуществляет свои функции через региональные, областные финансовые управления, а в районах и городах — через районные и городские финансовые отделы. Характерная особенность управления в системе Минфина — двойное подчинение его республиканских и местных органов. Так, например, областные финансовые управления подчиняются одновременно областным органам власти и Министерству финансов. При выработке управленческих решений финансового характера (как при стратегическом, так и при оперативном управлении) учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа хозяйственной и финансовой деятельности за истекший год, а также перспективы развития экономики в планируемых периодах; изучается возможность использовать экономико-математические методы и автоматизированную систему управления финансами. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Министерства и его налоговых инспекций утверждается министром. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При административном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, приказным мерам решения тех или иных вопросов. Экономический метод означает самостоятельное решение предприятиями своих экономических и финансовых проблем. Для управления на предприятии в современных условиях особую значимость преобладает финансовый менеджмент, который представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. При этом в качестве методов рассматриваются способы образования и использования денежных фондов (через планирование, систему расчетов, страхование и др.), рычагов – приемы действия финансового метода (определение и размер цены, прибыли, процентной ставки и др.). Целью финансового менеджмента – повышение благосостояния собственников предприятия или прирост капитала, вложенного ими. Однако повышение благосостояния владельцев не означает только увеличение прибыли компании: реализуя стратегические цели компания может нести убытки, однако впоследствии рост прибыли повысит стоимость акций. И наоборот. В широком смысле задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания интересов различных заинтересованных сторон с конечной целью обеспечения роста благосостояния вкладчиков. В узком смысле ФМ направлен на решение двух задач: - эффективное распределение ресурсов в рамках предприятия; - мобилизация средств на наиболее выгодных условиях. Как процесс управления ФМ представляет собой целенаправленную деятельность субъекта управления, направленную на достижение определенного состояния управляемого объекта. Объектом управления являются финансовые потоки предприятия, состояние которых определяется величиной остатков (сальдо) на счетах бухгалтерского учета на определенный момент времени. Говоря о ФМ как процессе управления можно выделить четыре совокупности основных функций (действий), называемых процедурами: 1. Бухгалтерская процедура – совокупность основных функций обработки информации, обеспечивающих отражение информации о кругообороте капитала и финансовых ресурсов в процессе воспроизводства. Играет роль измерительного инструмента, обеспечивающего необходимой информацией процесс управления. 2. Аналитическая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих преобразование данных бухгалтерского учета и отчетности, других данных о предприятии в набор показателей финансового состояния. Содержание аналитической процедуры – методы и приемы финансового анализа. 3. Решающая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих выработку финансовых решений, включая функции в сфере внешних финансов, так и функции во внутрихозяйственной деятельности. 4. Исполняющая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих реализацию принятых финансовых решений, включая планирование исполнения решений и непосредственную его реализацию. Содержание исполнения процедуры является планирование и реализация деловой операции. Основные функции финансового менеджера можно разделить на два блока: функции казначея и функции контролера. Функции контролера сводятся к работе с данными бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия, внутреннему планированию и контролю, а также к сбору и обработке внутренней информации о деятельности фирмы в форме, удобной для оценки ее финансового положения. Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю: - производственный учет; - финансовый учет и отчетность; - внутренний аудит; - смета затрат; - заработная плата; - налоги. Функции казначея ориентированы на развитие отношений фирмы с окружающим миром: заимодателями, поставщиками и клиентами, акционерами, финансовыми рынками в целом. Блок по управлению внешними финансами: - управление денежным оборотом; - расчеты с клиентами; - оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; - оценка затрат на капитал; - привлечение краткосрочных источников финансирования; - привлечение долгосрочных источников финансирования. Между функциями казначея и контролера существует тесная взаимосвязь. Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления. Он призван обеспечить полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, экономное и целевое использование. Данный элемент управления будет рассмотрен в третьем вопросе данной темы. 2. Сущность и назначение финансового планирования И прогнозирования Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. Финансовое прогнозирование рассматривается в литературе с различных позиций: как функция управления финансами (любое управленческое решение по природе своей является прогнозом), как метод вероятного планирования (предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего) или как оценка наиболее вероятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожидаемого движения наличности (для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов) [2]. Финансовый прогноз — это научная предпосылка управления финансами. Он базируется на одном или нескольких гипотетических предположениях и отвечает на вопрос «Что может случиться, если...?». В Беларуси этим занимается в основном Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь. Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тенденций развития процессов в экономике и финансах и условий общего экономического равновесия в течение определенного времени. С помощью экономических и финансовых прогнозов намечаются направления и готовятся конкретные решения в области экономической политики государства, оцениваются их возможные результаты. В странах с развитой рыночной экономикой финансовый прогноз используется как метод реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование должно включает анализ и оценку явлений и тенденций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюдением правил ведения национальных счетов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и является исходной базой для обеспечения высокого качественного уровня последнего. Финансовое планирование - планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. Финансовое планирование — это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение требуемого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование. Финансовое планирование следует рассматривать как первоначальную стадию, один из основных методов управления финансами на всех уровнях хозяйствования и управления. В ходе финансового планирования конкретизируются и корректируются прогнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов. В экономически развитых странах успешно используются два механизма координации производства и потребления — рынок и план. Финансовое планирование выступает как механизм координации преимущественно на административной основе, а рынок — преимущественно на экономической основе. Вместе они обеспечивают экономическое равновесие в течение того или иного периода времени. В рыночной экономике особое значение приобретает внутрифирменное планирование, которое является одной из главных функций менеджмента. Планирование — это процесс установления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач. Основным назначением внутрифирменного финансового планирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективности выполняемых операций и ожидаемых итогов работы предприятия. Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку различных финансовых планов и осуществление расчетов в целях управления финансами предприятия. Материалы финансового планирования субъектов хозяйствования используются в качестве информационной базы при составлении планов на отраслевом и общегосударственном уровнях. Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непосредственно финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта. Сфера действия финансового планирования охватывает в основном распределительные и перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, доходов и капитала. Основные цели финансового планирования состоят в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации. Посредством финансового планирования происходит конкретизация экономических и финансовых прогнозов, определяются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению поставленных задач. Процесс разработки финансовых планов является действенным способом, позволяющим определить финансовые возможности, стоимостные пропорции. В экономической литературе рассматриваются различные принципы финансового планирования. Основными среди них являются следующие: • принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации; • принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия; • принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования [2]. Помимо рассмотренных общих принципов во внутрифирменном финансовом планировании имеются специфические, отражающие сущностные черты финансов предприятий как экономической категории: • принцип соотношения сроков, к оторый означает, что получение средств и их использование должны происходить точно в установленные сроки; • принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия; • принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций; • принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.); • принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции; • принцип предельной рентабельности, выражающий основную цель предпринимательской деятельности — обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств; • принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия [2]. Финансовые прогнозы, планы, показатели всегда рассчитываются в стоимостной форме. Они базируются на производственных показателях. В финансовом планировании и прогнозировании используются различные методы. Показатели финансовых планов могут рассчитываться с помощью расчетно-аналитического, коэффициентного, нормативного методов, оптимизации плановых решений, балансового и программно-целевого методов, а также благодаря экономико-математическому моделированию. Расчетно-аналитический метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Анализ производится в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фактических показателей от плановых. Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. Нормативный метод планирования. В этом случае потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными органами управления, другие — субъектами хозяйствования. Примерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат и др. Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, таких, например, как минимум приведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум времени на оборот капитала и др. Балансовый метод - о сновной способ согласования отдельных разделов финансовых планов. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей. Методы программно-целевого и экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения проекта, объема и структуры расходов по нему в разных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Результатом финансового планирования являются различные финансовые планы — от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны. Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду параметров. По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близкие к прогнозам. По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы. По способу разработки и исполнения: твердые планы (действительны на данный период и пересматриваются лишь в случае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватываемого прогнозом По географической зоне применения: на общенациональном уровне и ниже существуют планы государственные, национальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы При разработке финансовых планов на государственном, региональном, отраслевом уровнях учитываются требования финансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития. В зависимости от уровня управления финансовые планы разрабатываются различных формах. По своей значимости и объемам перераспределяемых ресурсов государственный бюджет является важнейшим централизованным финансовым планом. Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экономического и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики. Государственный бюджет, включая центральный и местные бюджеты, является координирующим финансовым планом соответствующих территорий, так как финансовые планы всех коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений связаны с бюджетной системой через показатели платежей в бюджет и ассигнований из бюджета. Финансовые планы целевых бюджетных и внебюджетных имеют форму сметы доходов и расходов. Государство в законодательном порядке устанавливает источники и порядок формирования доходов и направления использования средств таких фондов. Корпоративное (внутрифирменное) финансовое планирование опирается на финансовую политику предприятия, разработанную им финансовую стратегию, учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кредитной политики государства. Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он может составляться в форме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерческих организациях — в форме сметы. Бюджет — финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Для обоснования отдельных статей финансового плана и повышения точности расчетов на предприятии составляются сметы. Смета — форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. Для определения финансового потенциала на текущий идолгосрочный периоды предприятие вправе также вправе разрабатывать и другие виды планов [2]. Разрабатываемые на предприятиях планы многосторонни, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал составляющие основных видов планов и обладал достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обоснование его стратегий и тактических мер их осуществления. Бизнес-планы используемым для обоснования: • текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности; • возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств; • предложений по созданию совместных и иностранных предприятий; • целесообразности оказания мер государственной поддержки; • приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности. В рыночных условиях хозяйствования особое место отводится стратегическому планировании. Стратегический финансовый план устанавливает важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений. Содержание и значение финансового контроля В каждом государстве действуют различные виды контроля: административный, финансовый, экологический, санитарно-эпидемиологический, пожарный и т.д. Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция финансов. Финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями. Финансовый контроль включает: а) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль осуществляется в денежной форме. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства. Объектом финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Предметом контроля выступают различные стоимостные показатели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д. Посредством финансового контроля проверяются: Ø соблюдение экономических законов и пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда; Ø составление и исполнение бюджета (бюджетный контроль); Ø финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; Ø правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др. [2]. Задачи финансового контроля : • содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства; • обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды; • выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов; • способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета; • обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам; • помогать выявлению и устранению диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям. Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский). Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы: независимости, гласности, законности, объективности, ответственности. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.). Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом является финансовая деятельность данных организаций. Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность проверяемых предприятий, учреждений, организаций. По сфере финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой. По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на: наблюдение, проверка, обследование, надзор, экономический анализ, ревизия. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Ревизия — наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В экономической литературе виды ревизий классифицируют по ряду признаков [2]. Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государственных и негосударственных органов управления. В Республике Беларусь на высшем уровне управления государственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Президент, парламент, правительство страны. В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти является Комитет государственного контроля. Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах республики. Комитет государственного контроля включает более 15 главных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банковской деятельностью и др.). Основные формы контроля, используемые органами Комитета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии. Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права. Контроль со стороны правительства проявляется в том, что оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в парламент проект бюджета и отчеты о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Кроме этого, правительство отвечает за исполнение законов страны и декретов, указов и распоряжений Главы государства, оно вправе отменять акты министерств и иных органов государственного управления. Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству. Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов — обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налого
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.012 с.) |