Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 23. Органы оперативного управления финансамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности. Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов. При обработке управленческих решений финансового характера при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: - профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; - Счетная палата РФ; - Министерство финансов РФ и его органы на местах; - Центральный банк РФ; - Министерство РФ по налогам и сборам; - Федеральная налоговая служба РФ; - Государственный таможенный комитет РФ; - исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Министерство финансов является главным исполнительным органом в управлении финансами РФ. Всех министров назначает председатель правительства. Министерство финансов является самостоятельным финансовым учреждением, но в тоже время подведомственно правительству РФ. Министерство финансов Российской Федерации: - осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; - развивает бюджетный федерализм; - разрабатывает проект федерального бюджета; - составляет отчет о выполнении федерального бюджета; - составляет консолидированный бюджет. На Минфин России возложены следующие функции: - участие в разработке прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы; - участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики; - проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета. Федеральная налоговая служба России осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией, а также осуществляет валютный контроль. Федеральное казначейство осуществляет проведение государственной базовой политики, эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета, контроль за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств. Система Центрального банка России является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет, наряду с Федеральным казначейством, кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства Российской Федерации и подотчетна Федеральному собранию Российской Федерации. Таможенная служба осуществляет задачи: 1. Контролирует полноту и своевременность уплаты таможенных сборов и платежей в бюджет; 2. Осуществляет валютный контроль; 3. Проводит контроль за перемещением товаров через государственную границу. Территориальные финансовые органы создаются в областях, краях, республиках, округах. Территориальные финансовые органы решают следующие задачи: 1. Участвуют в составлении проекта территориального бюджета, а после его принятия непосредственно исполняют; 2. Разрабатывают проекты территориального финансового законодательства; 3. Управляют территориальным, муниципальным и государственным долгом; 4. Осуществляют финансовый контроль за исполнением бюджетных средств. Основной инструмент – платежный календарь (подневный план поступлений и платежей с минимальным периодом – 1 день). Сбалансированный по суммам поступлений и платежей платежный календарь является основанием для формирования реестра платежей и передачи его для исполнения. ВОПРОС 24. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ, ЕГО ЗАДАЧИ Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного субъекта и оптимизации оборота его денежных средств. Основной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственника капитала предприятия, которое получило конкретное выражение в максимизации рыночной стоимости предприятия или его акций. В процессе реализации этой цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач: 1. Обеспечение высокой финансовой устойчивости предприятия в процессе его развития. Эта задача реализуется путем: - формирования эффективной политики, финансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия; - управления формированием финансовых ресурсов за счет различных источников, оптимизируя финансовую структуру капитала предприятия. 2. Оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности предприятия. Эта задача реализуется путем: - эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств (денежный поток = приток денежных средств - их отток); - поддержание ликвидности активов предприятия на уровне обеспечения постоянной платежеспособности при минимальном остатке денежных средств. 3. Обеспечение максимизации прибыли предприятия. Эта задача реализуется путем: - эффективного управления активами предприятия, оптимизацией их размера и состава; - проведение эффективно налоговой, амортизационной и дивидендовой политики. 4. Обеспечение минимизации финансовых рисков. Эта задача достигается путем управления рисками, присущими кА отдельным хозяйственным операциям, так и финансовой деятельности предприятия в целом. Оно предусматривает оценку отдельных видов финансовых рисков, их профилактику и минимизацию. К объектам финансового менеджмента относят: финансовые потоки, финансовые показатели, доходы, расходы, капитал Субъектом финансового менеджмента является финансовая служба (тот, кто занимается финансовым управлением). ВОПРОС 25. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – это рациональное соотношение между величинами дохода до уплаты налога и после ее осуществления по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование представляет собой составную часть планирования экономики. Оно базируется на системе макроэкономических показателей, позволяющих прогнозировать социально-экономическое развитие, и направлено на достижение сбалансированности движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков. Относительная обособленность отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, отраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов. Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, а также структура доходов и расходов. Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулировании денежного обращения занимает баланс финансовых ресурсов. Этот план разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ при активном участии Министерства финансов и других учреждений (институтов) финансовой системы. В балансе финансовых ресурсов отражается формирование и использование денежных фондов, планируемых в составе бюджетного, внебюджетных, страхового и денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций и объединяет в единую систему все финансовые планы. Его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов. Непосредственно взаимосвязан с балансом финансовых ресурсов другой синтетический баланс – баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах: заработная плата, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, пенсии и пособия, стипендии, доходы от обмена товарами между группами населения, оплата товаров и услуг, налоги и добровольные взносы, сбережения во вкладах и займах. Данный баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает изменения соотношений между оплатой труда и пенсионным обеспечением, увеличение объемов товарного предложения. Поэтому он имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Показатели финансовых планов служат исходной информацией для анализа и оценки финансового положения государства, основой для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. ВОПРОС 26. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Существуют разнообразные определения понятия «планирование». Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести: (а) регламентированность (упорядоченный процесс); (б) связь с обработкой информации; (в) направленность на достижение определенных целей; (г) временной характер. Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз — это вероятностное предвидение о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования. Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций. В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства. Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику. Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ — финансовый план. Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах. Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. К основным задачам финансового планирования можно отнести: определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования; определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств; обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов; создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. ВОПРОС 27. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕИСТИКА Для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.
Нормативный метод является наиболее простым методом расчета плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы предприятия.
Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде.
Особенно широко применяют балансовый метод. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов.
Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений.
Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов.
Внутрифирменные текущие планы называются бюджетами. В общем виде бюджет предприятия — это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы. Составляют бюджет предприятия по данным расчетов плановых доходов от всех направлений деятельности предприятия, а также смет затрат на текущий год. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прочих операционных доходов и расходов составляют план доходов и расходов предприятия по операционной деятельности. Затем составляют план финансовых результатов от обычной деятельности предприятия, где показывают планируемую общую прибыль (убыток) предприятия с учетом прибыли (убытка) от реализации основных средств и других необоротных активов финансовых инвестиций, а также прочих доходов и расходов, не связанных с операционной деятельностью. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, распределяют по решению собственников. Для этого используют плановую смету распределения прибыли предприятия, которую по представлению менеджеров собственники утверждают в начале года.
При составлении плана денежных поступлений и расходов предприятия используют данные плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности, плана капитальных вложений, расчета плановой суммы финансовых вложений, а также других планов и смет, которые предусматривают движение реальных денег. Все денежные поступления и расходы включаются с поправкой на временной лаг, то есть отражается период, в котором реально поступают и расходуются денежные средства. В план денежных поступлений и расходов предприятия не включают статьи, которые не требуют денежных расходов, в частности амортизационные отчисления. Финансовые менеджеры в соответствии с этим планом должны обеспечить наличие денежных средств для своевременной оплаты всех счетов и расходов.
Важным элементом финансового планирования является налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Налоговое планирование базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов. ВОПРОС 28. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ Основной характеристикой финансового плана является его продолжительность во времени. По времени планирования финансовые планы делятся на: перспективные (стратегические); текущие; оперативные. В условиях современной российской действительности продолжительность финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну. Ключевой чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов времени. Данная гибкость обеспечивается ориентацией на такие критерии, как жизненный цикл продукции, цикл изменения спроса на выпускаемую продукцию, период времени реализации намеченных целей и др. Очевидна зависимость горизонта планирования от критериев и характера стратегических целей. Так, горизонт может задаваться жизненным циклом продукта или решением о модернизации и перевооружении компании. В данных случаях горизонты планирования могут существенно отличаться. Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования - баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия. В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов. Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия. Эффективность анализа и планирования финансовой деятельности предприятия напрямую зависит от полноты и качества используемой информации. В настоящее время в отечественной литературе сложился упрощенный подход к реализации финансового анализа, ориентирующий его на использование исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более широком плане - на данные бухгалтерского учета. Такое ограничение информационной базы сужает возможности финансового анализа и планирования, его результативность, поскольку оставляет вне рассмотрения принципиально важные для объективной оценки финансового состояния факторы, связанные с отраслевой принадлежностью хозяйствующего субъекта, состоянием внешней среды, включая рынок материальных и финансовых ресурсов, тенденции фондового рынка, а также ряд других существенных факторов, например, финансовую стратегию собственников и руководящего персонала. Игнорирование этих факторов приводит к ошибочной оценке финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Принципиальное значение для перспективного финансового анализа имеет информация, характеризующая собственников предприятия, с помощью которой при проведении внешнего финансового анализа хозяйствующего субъекта можно составить более или менее точное представление о целях его деятельности. Значимость подобной информации связана с тем, что она позволяет идентифицировать предприятия, ориентированные на устойчивое долгосрочное функционирование, и предприятия, которые преследуют краткосрочные цели извлечения прибыли. Информация, содержащаяся в учредительных документах, является ключевой в оценке прав отдельных групп собственников предприятия на доходы и активы. Важнейшие финансовые решения, касающиеся увеличения или уменьшения уставного капитала, распределения прибыли и формирования фондов и резервов, определяются учредительными документами предприятия. Принципиальное значение для классификации видов доходов и расходов предприятия, а, следовательно, для анализа финансовых результатов и доходности деятельности имеет информация зарегистрированных в учредительных документах и в уставе видах деятельности. Данная информация является необходимой при формировании налоговой политики предприятия. Данные финансового учета составляют основу информационного обеспечения системы финансового анализа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 4267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.014 с.) |