Тема 4. Финансовая политика государств и управление финансами в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Финансовая политика государств и управление финансами в России



Тема 4. Финансовая политика государств и управление финансами в России

Цели и задачи изучения темы

Цель – всесторонний анализ инструментов функционирования финансовой политики.

Задачи: определить содержание, основные направления финансовой политики государства; изучить принципы организации и функционирования финансовой политики Российской Федерации.

 

Типы финансовой политики

При всем многообразии существующих подходов, используе­мых странами при разработке финансовой политики, на сегод­няшний день выделяют три основных типа, представляющих практический интерес.

Использование того или иного типа финансовой политики напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. Имеются в виду особенности и задачи конкретного этапа развития экономики страны, исторические и национальные осо­бенности, интересы правящих партий, социальных групп населе­ния. Рассмотрим особенности каждого типа.

Классический тип финансовой политики, основоположник — Адам Смит (1723-1790).

Он вошел в историю со своим знаменитым принципом «неви­димой руки», суть которого заключалась в том, что предпринима­тель имеет в виду лишь свой собственный интерес, «преследуя собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения.

Преследуя свои собственные интересы, он часто более действен­ным способом служит интересам общества, чем тогда, когда со­знательно стремится служить им».

Его основные позиции заключались в следующем:

• рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и пред­ложения товаров и услуг;

• предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объеме;

• государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.

Следствием явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые в основном были на­правлены на военные цели, управление государственным долгом.

Регулирующий тип финансовой политики, основоположник — Дж. М. Кейнс (1883-1946).

Главные положения его концепции:

• активная роль государства в экономике;

• финансирование государственных предприятий;

• создание новых рабочих мест;

• снижение уровня безработицы;

• оживление предпринимательской деятельности.

Указанные финансовые механизмы приводили к увеличению государственных расходов, что, в свою очередь, вело к формиро­ванию дополнительного спроса.

Стоит обратить внимание на то, что в условиях регулирующей политики основополагающим инструментом становятся подоход­ный налог и система государственного кредита. Налог обеспечи­вает изъятие доходов в виде сбережений, что ведет к сбалансиро­ванности государственного бюджета.

Практическое значение кейнсианская финансовая политика продемонстрировала в 30-60 годы XX в. Ее использование обе­спечило достаточно высокие темпы экономического роста, про­изводство внутреннего национального продукта (ВНП), создание новых рабочих мест.

Плановый тип финансовой политики, основоположник - В.И. Ленин (1870-1924). В своих трудах он разработал основные теоретические поло­жения развития плановой экономики, а также принципы научно­го управления экономикой. Главные положения:

• активная роль государства в экономике;

• государственное централизованное распределение финан­совых средств между отраслями и предприятиями;

• составление пятилетнего плана в рамках государства с раз­бивкой по годам;

• плановые показатели определялись для каждой отрасли, предприятия;

• государственный контроль за использованием денежных средств.

 

Региональном уровне.

Высшие органы законодательной власти субъектов Российской Федерации утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.). Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах - как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).

Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не попадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.

Местном уровне.

Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

При этом к исполнению дотационных местных бюджетов (а также бюджетов не дотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.

4) Органы управления финансами в коммерческих организациях.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как финансово-промышленные группы.

5) Органы управления финансами в некоммерческих организациях.

Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кроме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решений которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.

Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

 

Вопросы для повторения

1. Каково определение финансов?

2. Что такое финансовая политика?

3. Какую важнейшую роль выполняют финансы в экономике?

4. На каких принципах базируется функционирование финансовой политики государства?

5. Охарактеризуйте управление финансами в России на всех уровнях?

Резюме по теме

Финансовая политика государства - система использования государством финансовых отношений и функций финансов для реализации поставленных социально-экономических целей.

Финансовая политика выступает органической частью общей экономической политики государства. В основе разработки и организации финансовой политики лежит ряд важных принципов. Принципы формирования и реализации финансовой политики характерны для всех уровней финансовой системы. Конечно, специфика каждого из них (регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций и др.) должна учитываться при разработке соответствующей финансовой стратегии и тактики.

Основной чертой финансовой политики России является ее приспособленность к многоуровневой структуре финансовой системы государства.

 

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темы – всесторонний анализ функционирования налоговой системы Российской Федерации.

Задачи: рассмотреть сущность и принципы построения и действия современной налоговой системы РФ; провести анализ зарубежного опыта функционирования систем налогообложения; дать определение налогов, собираемых на территории России, выявить их сущность и функции, а также проанализировать налоговую политику России на современном этапе развития экономики.

Налоговая политика России

Налоговая политика - совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач.

Существуют различные типы налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется тем, что в начале поступления в бюджет они возрастают, а потом начинают снижаться.

Политика разумных налогов способствует развитию предпринимательства, но при этом поступления в бюджет сокращаются, что может привести к сокращению социальных программ.

Политика, характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В России используется первый тип налоговой политики. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает: планирование налогов; организацию взимания налогов; стимулирование взимания налогов; налоговый контроль.

На современном уровне эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, кото­рая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государ­ства, не должна снижать стимулы налогоплательщиков к предпри­нимательской деятельности, одновременно обязывая их к посто­янному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика определяет состав и структуру налогов и на­логовых органов, задает направление развития и цели налоговой системы. Но ее реализация на практике невозможна без эффек­тивного управления ею. Большинство российских экономистов определяют налоговую политику как совокупность экономичес­ких, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы и обеспечению ее постоянного развития в со­ответствии с изменяющимися потребностями экономики и об­щества в целом.

Сегодня можно выделить два основных направления налого­вой политики: снижение налоговой нагрузки и предоставление налоговым органам дополнительных функций в области налого­вого контроля.

Нормальные отношения важны всем налогоплательщикам, а не только тем, кто прикрыт «административным ресурсом». Если налоговое администрирование не будет налажено, налоговая ре­форма потеряет для налогоплательщиков всякий смысл.

Действительно, ведь взаимодействие интересов налогоплатель­щиков и налоговых органов объективно существует на каждой стадии жизненного цикла хозяйствующего субъекта: создание и государственная регистрация налогоплательщика; финансово-хозяйственная деятельность; ликвидация и реорганизация нало­гоплательщика. Поэтому эффективность налоговой политики зависит от действенности процессов налогового администрирования.

Задачи налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика включает в себя этапы:

- выработка концепций развития налоговой системы;

- определение основных направлений и принципов налогообложения;

- разработка мер, направленных на достижение конкретных целей.

Классификация налоговой политики: в зависимости от решаемых задач налоговая политика делится:

- Налоговая стратегия - определение долговременного курса государства в области налогов. Предусматривает решение крупномасштабных задач. Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти РФ.

- Налоговая тактика - решение задач конкретного периода путем внесения своевременных дополнений и изменений в налоговую систему и налоговый механизм. Тактические задачи решаются Минфином, ФНС, федеральными органами.

В зависимости от масштаба налоговая политика бывает:

- внешняя - направлена на избежание международного двойного налогообложения, усиление налогового контроля при совершении внешнеторговых, межгосударственных операций, т.е. сближение налоговых систем разных стран;

- внутренняя - осуществляется в рамках одной страны и предусматривает решение внутренних задач.

В зависимости от путей проведения:

- революционная - полная замена или введение новой налоговой системы;

- эволюционная - производится посредством налоговых реформ для укрепления налоговой системы и налоговой дисциплины.

 

Вопросы для повторения

1. Что такое налоги?

2. Что представляет собой налоговая система государства?

3. Сколько уровней насчитывает российская налоговая система?

4. Какие виды налогов характерны для России?

5. Налоговая политика России на современном этапе.

Резюме по теме

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Перечень налогов определяется Налоговым кодексом РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только Налоговым кодексом РФ, региональные и местные налоги - соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления с учетом условий, установленных кодексом. Новые налоги и сборы могут вводиться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

 

 

Тема 4. Финансовая политика государств и управление финансами в России

Цели и задачи изучения темы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.051 с.)