Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, функции, виды и основные элементы налогов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований». Из указанного определения могут быть выведены следующие признаки налога: · обязательность. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В случае неуплаты налогов осуществляется принудительное исполнение o6язанности по их уплате; · индивидуальная безвозмездность. Налогоплательщики лично не получают встречного предоставления за уплату налога. В то же время предполагается, что налоги являются публично возмездными, так как публично-правовые образования, получив соответствующие финансовые ресурсы, используют их в публичных интересах; · ограничение налогами вещных прав налогоплательщика (права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления). По сути налог является одним из оснований прекращения соответствующих вещных прав; · денежная форма. В настоящее время российское налоговое законодательство не предусматривает каких-либо натуральных налогов. При этом по общему правилу обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (п. 5 ст. 45 НК РФ); · фискальная цель. Налоги уплачиваются в целях пополнения соответствующих бюджетов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу раз решений (лицензий). Многие признаки налогов актуальны и для сборов. Однако могут быть выделены определенные особенности сборов: · обязательность. Сборы, так же как и налоги, имеются признак обязательности. Однако проявления этой обязательности несколько иные. В отличие от налогов в случае неуплаты сборов они по общему правилу не взыскиваются в принудительном порядке. В случае неуплаты сборов соответствующие органы или должностные лица отказывают в совершении юридически значимых действий или в предоставлении определенных прав (выдаче лицензий); · уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При этом сборы, так же как и налоги, являются индивидуально безвозмездными. Их нельзя рассматривать в качестве встречного предоставления и тем более платы за совершение соответствующих юридически значимых действий. В одних случаях сборы не покрывают расходы на совершение последних, в других — могут превышать их. Сборы необходимо рассматривать как один из юридических фактов в юридическом составе, необходимом для совершения в отношении плательщика сбора юридически значимого действия. Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции: 1. Регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики; 2. Перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.; 3. Фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов государственного бюджета, на их долю приходится более 90% доходов; 4. Контрольную - с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов; 5. Стимулирующую - через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов. Классификация налогов: 1. По объекту обложения - прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на: личные и реальные. Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины. 2. По субъектам обложения - раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика. 3. По месту поступления - закрепленные и регулирующие. 4. По уровню управления - федеральные, региональные и местные. Критерием отнесения налога или сбора к соответствующему виду является порядок его установления. Федеральные налоги и сборы полностью устанавливаются НК РФ. Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа: часть элементов устанавливается в НК РФ, а другая часть — в нормативных актах представительных органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно. К федеральным налогам и сборам относятся: · налог на добавленную стоимость (НДС); · акцизы; · налог на доходы физических лиц (НДФЛ); · налог на прибыль организаций; · налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); · водный налог; · сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; · государственная пошлина. К региональным налогам относятся: · налог на имущество организаций; · налог на игорный бизнес; · транспортный налог. К местным налогам относятся: · земельный налог; · налог на имущество физических лиц. Вышеуказанная система налогов и сборов представляет собой общую систему налогообложения. Наряду с ней НК РФ выделяет специальные налоговые режимы, к которым относятся: · система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); · упрощенная система налогообложения; · система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности; · система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, входящих в общую систему налогообложения. Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень налогов и сборов. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные в НК РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ). 5. По цели использования - общие и целевые. 6. По срокам оплаты - регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения). Основные условия установления налога: категории налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок и порядок уплаты налога; налоговые льготы. Налогоплательщики – это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз) товаров на территорию России и др. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход. Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное (подушное), пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Налоговая политика России Налоговая политика - совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач. Существуют различные типы налоговой политики. Политика максимальных налогов характеризуется тем, что в начале поступления в бюджет они возрастают, а потом начинают снижаться. Политика разумных налогов способствует развитию предпринимательства, но при этом поступления в бюджет сокращаются, что может привести к сокращению социальных программ. Политика, характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения. В России используется первый тип налоговой политики. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает: планирование налогов; организацию взимания налогов; стимулирование взимания налогов; налоговый контроль. На современном уровне эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщиков к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая их к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика определяет состав и структуру налогов и налоговых органов, задает направление развития и цели налоговой системы. Но ее реализация на практике невозможна без эффективного управления ею. Большинство российских экономистов определяют налоговую политику как совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы и обеспечению ее постоянного развития в соответствии с изменяющимися потребностями экономики и общества в целом. Сегодня можно выделить два основных направления налоговой политики: снижение налоговой нагрузки и предоставление налоговым органам дополнительных функций в области налогового контроля. Нормальные отношения важны всем налогоплательщикам, а не только тем, кто прикрыт «административным ресурсом». Если налоговое администрирование не будет налажено, налоговая реформа потеряет для налогоплательщиков всякий смысл. Действительно, ведь взаимодействие интересов налогоплательщиков и налоговых органов объективно существует на каждой стадии жизненного цикла хозяйствующего субъекта: создание и государственная регистрация налогоплательщика; финансово-хозяйственная деятельность; ликвидация и реорганизация налогоплательщика. Поэтому эффективность налоговой политики зависит от действенности процессов налогового администрирования. Задачи налоговой политики: 1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий; 2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства; 3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц. Налоговая политика включает в себя этапы: - выработка концепций развития налоговой системы; - определение основных направлений и принципов налогообложения; - разработка мер, направленных на достижение конкретных целей. Классификация налоговой политики: в зависимости от решаемых задач налоговая политика делится: - Налоговая стратегия - определение долговременного курса государства в области налогов. Предусматривает решение крупномасштабных задач. Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти РФ. - Налоговая тактика - решение задач конкретного периода путем внесения своевременных дополнений и изменений в налоговую систему и налоговый механизм. Тактические задачи решаются Минфином, ФНС, федеральными органами. В зависимости от масштаба налоговая политика бывает: - внешняя - направлена на избежание международного двойного налогообложения, усиление налогового контроля при совершении внешнеторговых, межгосударственных операций, т.е. сближение налоговых систем разных стран; - внутренняя - осуществляется в рамках одной страны и предусматривает решение внутренних задач. В зависимости от путей проведения: - революционная - полная замена или введение новой налоговой системы; - эволюционная - производится посредством налоговых реформ для укрепления налоговой системы и налоговой дисциплины.
Вопросы для повторения 1. Что такое налоги? 2. Что представляет собой налоговая система государства? 3. Сколько уровней насчитывает российская налоговая система? 4. Какие виды налогов характерны для России? 5. Налоговая политика России на современном этапе. Резюме по теме Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Перечень налогов определяется Налоговым кодексом РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только Налоговым кодексом РФ, региональные и местные налоги - соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления с учетом условий, установленных кодексом. Новые налоги и сборы могут вводиться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.012 с.) |