Принципы организации финансовой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации финансовой политики



В основе разработки и организации финансовой политики лежит ряд важных принципов. Первый из них состоит в том, что финансовая политика выступает органической частью общей экономической политики государства. Существует целая система прямых и обратных связей между финансовыми отношениями и экономикой в целом. Следует всегда учитывать, что финансовое положение как государства в целом, так и предприятий (фирм, корпораций) определяется развитием производства товаров и услуг, насыщением рынка и формированием определенного уровня платежеспособного спроса населения.

За годы экономических реформ произошел отрыв финансовых отношений от их базы - развития производства товаров и услуг, повышения доходности и рентабельности предприятий и обеспечения роста эффективности их деятельности. Финансовое состояние предприятий продолжает оставаться сложным, хотя за последние годы положение несколько улучшилось. Большинство предприятий промышленности испытывают значительные финансовые трудности, сдерживающие экономический рост, многие из них находятся на грани банкротства, а около 30% - убыточны. Еще более сложное финансовое положение в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, строительство, где убыточны более половины предприятий. Сейчас становится очевидным, что решение всего комплекса социальных задач, осуществление крупномасштабных национальных проектов невозможно без опоры на развитие производства товаров и услуг, создания большого количества дополнительных рабочих мест и сокращения безработицы, без перехода к инвестиционно-инновационному типу развития экономики.

Вторым важнейшим принципом финансовой политики является финансово-материальная сбалансированность экономики. Каждый фонд финансовых ресурсов любого уровня (бюджеты, внебюджетные фонды, капитал, выручка и прибыль предприятий и др.) выступает денежным эквивалентом соответствующего реального блага (материального фонда или нематериального, например, нематериальные активы предприятий). Поэтому через распределение финансовых ресурсов и движение финансовых потоков осуществляется соответствующее распределение материальных благ и услуг. В то же время очевидно, что финансовые фонды, образуемые на основе спекулятивных операций на финансовых рынках, не могут привести к росту соответствующих материальных источников их покрытия. Это вызывает активизацию инфляционных процессов, рост цен и расстройство финансово-денежной системы.

Третьим важнейшим принципом финансовой политики выступает обеспечение стимулирующей роли финансов, т.е. их активного воздействия на развитие производства. Каждое звено финансовой системы должно функционировать как составная часть единого финансового механизма, усиливая его интеграционное (синергетическое) воздействие на поступательное развитие экономики. В настоящее время такой стимулирующий финансовый механизм в российской экономике еще не создан - финансы выступают довольно пассивным элементом экономического развития, часто выполняя даже дестимулирующую роль. Примером может служить налоговая система, которая не так давно лишала предприятия инвестиционных источников, изымая не только почти всю прибыль, но и часть их активов (в частности, оборотных средств при уплате НДС и налога на прибыль по отгрузке товаров, т.е. методом начисления). Пока ставится задача по формированию такого финансового механизма, который стимулировал бы развитие производства и экономию ресурсов, обеспечивая эффективное использование средств и управление финансовыми потоками.

Четвертым важнейшим принципом финансовой политики выступает ее плановость. В российской финансовой системе этому принципу еще не уделяется должного внимания, в отличие от западных стран, где политика, тактика и стратегия финансовых отношений выступают важными объектами государственного планирования. Постепенно финансовое планирование в России охватывает все более длительные периоды. В настоящее время основные финансово-бюджетные показатели рассчитываются на три года. Переход к расчету этих показателей на более длительные периоды (5—7 лет), к их обоснованному прогнозированию требует существенных изменений в уровне профессиональной подготовки работников центрального аппарата, региональных и местных финансовых органов.

Пятым важнейшим принципом финансовой политики является ее эффективность. Главным оценочным показателем эффективности финансовой системы выступает комплексный социально-экономический эффект, характеризующийся, прежде всего, качеством жизни людей. Этот показатель включает уровень производства ВВПна одного жителя страны, продолжительность жизни, обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, доступность и уровень образования. По показателю качества жизни Россия находится в шестом десятке стран.

Принципы формирования и реализации финансовой политики характерны для всех уровней финансовой системы. Конечно, специфика каждого из них (регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций и др.) должна учитываться при разработке соответствующей финансовой стратегии и тактики.

 

Типы финансовой политики

При всем многообразии существующих подходов, используе­мых странами при разработке финансовой политики, на сегод­няшний день выделяют три основных типа, представляющих практический интерес.

Использование того или иного типа финансовой политики напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. Имеются в виду особенности и задачи конкретного этапа развития экономики страны, исторические и национальные осо­бенности, интересы правящих партий, социальных групп населе­ния. Рассмотрим особенности каждого типа.

Классический тип финансовой политики, основоположник — Адам Смит (1723-1790).

Он вошел в историю со своим знаменитым принципом «неви­димой руки», суть которого заключалась в том, что предпринима­тель имеет в виду лишь свой собственный интерес, «преследуя собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения.

Преследуя свои собственные интересы, он часто более действен­ным способом служит интересам общества, чем тогда, когда со­знательно стремится служить им».

Его основные позиции заключались в следующем:

• рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и пред­ложения товаров и услуг;

• предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объеме;

• государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.

Следствием явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые в основном были на­правлены на военные цели, управление государственным долгом.

Регулирующий тип финансовой политики, основоположник — Дж. М. Кейнс (1883-1946).

Главные положения его концепции:

• активная роль государства в экономике;

• финансирование государственных предприятий;

• создание новых рабочих мест;

• снижение уровня безработицы;

• оживление предпринимательской деятельности.

Указанные финансовые механизмы приводили к увеличению государственных расходов, что, в свою очередь, вело к формиро­ванию дополнительного спроса.

Стоит обратить внимание на то, что в условиях регулирующей политики основополагающим инструментом становятся подоход­ный налог и система государственного кредита. Налог обеспечи­вает изъятие доходов в виде сбережений, что ведет к сбалансиро­ванности государственного бюджета.

Практическое значение кейнсианская финансовая политика продемонстрировала в 30-60 годы XX в. Ее использование обе­спечило достаточно высокие темпы экономического роста, про­изводство внутреннего национального продукта (ВНП), создание новых рабочих мест.

Плановый тип финансовой политики, основоположник - В.И. Ленин (1870-1924). В своих трудах он разработал основные теоретические поло­жения развития плановой экономики, а также принципы научно­го управления экономикой. Главные положения:

• активная роль государства в экономике;

• государственное централизованное распределение финан­совых средств между отраслями и предприятиями;

• составление пятилетнего плана в рамках государства с раз­бивкой по годам;

• плановые показатели определялись для каждой отрасли, предприятия;

• государственный контроль за использованием денежных средств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.110.47 (0.012 с.)